Эклектика (от др. -греч. ἐκλεκτός - "выбирающий", "отбирающий") - способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Если вы ЭТО читаете, то знайте: я пишу - эклектику.
Эклектика неизбежна и правомерна на начальной, аналитической стадии исследования. Там тому, что я пишу и место. Но, должен признаться, когда читаешь упомянутые "положения, заимствованные из других философских систем", всё же остается ощущение, что они - всего лишь констатация уже известного, но неопределенного - Раз. И Два - эклектика - это хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации. Хаос - это главное в эклектике. А "главное главного" - в хаосе самопроизвольно возникают состояния самоорганизации. А в основе самоорганизации хаотического поведения лежат геометрические структуры, которые создают случайность таким же способом, как Бог... создает аттракторы. Аттракторы - это геометрические структуры, характеризующие поведение в фазовом пространстве по прошествии длительного времени. Планеты - это аттракторы, человек - аттрактор, разум его аттрактор. Грубо говоря, аттрактор - это то, к чему система стремится прийти, к чему она притягивается. И Бог для теологии и теософии - это тоже аттрактор. Странный!.. Структура странного аттрактора фрактальна. Бог самоподобен, фрактален. А как же иначе? Бог триедин , Бог вездесущ. Траектория такого аттрактора не замыкается.
В начале 80-х я прочитал книгу Бенуа Мандельброта "Фракталы: форма, случайность и размерность". Из нее следовало, что если разделять более крупную геометрическую фигуру на мелкие элементы, а те, в свою очередь, делить на аналогичные фигуры меньшего размера, можно наткнуться на фрактальный алгоритм для имитации реалистичных форм. В настоящее время уже все популярные приложения для создания трехмерных ландшафтов используют аналогичный принцип генерирования природных объектов.
В своей книге Мандельброт рассказывает об одном очень интересном математическом парадоксе. Пятая глава книги "Фрактальная геометрия природы" посвящена, на первый взгляд, довольно простому вопросу: "Какова длина береговой линии Британии?"
Поскольку береговая линия близка к фрактальной кривой, значит, к ней можно применить характеризующий параметр - так называемую фрактальную размерность.
Что такое обычная размерность - понятно любому. Если размерность равна единице, мы получаем прямую, если два - плоскую фигуру, три - объем. Однако такое понимание размерности в математике не срабатывает с фрактальными кривыми, где этот параметр имеет дробное значение. Фрактальную размерность в математике можно условно рассматривать как "неровность". Чем выше неровность кривой, тем больше ее фрактальная размерность.
Чем эклектичнее текст, тем больше его фрактальная размерность. Чем выше фрактальная размерность, тем ближе момент самоорганизации. А механизмом самоорганизации является случайность.
Смотрите.... Фрактальными объектами называют такие объекты, которые обладают свойством самоподобия. Это означает, что малый фрагмент структуры такого объекта подобен другому более крупному фрагменту или даже всей структуре в целом.
И вот такой малый фрагмент структуры такого объекта...вдруг...случайно...
"Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду" (Ф.Ницше).
А детерминированный хаос - это закономерное и многократное чередование порядка и хаоса. И вот такой малый фрагмент структуры такого объекта...вдруг...случайно...попадает не туда - из хаоса в порядок и вуаля!!! Случайно?!
Вы знаете, что Нильс Бор ответил Эйнштейну, когда тот сказал: "Бог не играет в кости"? (Эйнштейн и Бор вели бесконечные споры по фундаментальным проблемам квантовой теории)
Он ответил: "Эйнштейн, сукин сын, перестань указывать Богу, что Он должен делать со Своими игральными костями!"
У Бога выбор прост: две степени свободы действий: творить или не творить, понять или не понять, простить или не простить и т.п. и т.д.
Быть Богом тривиально. Особенно "на местах" - тривиальные детерминированные системы с малым числом компонент могут порождать случайное поведение, причём эта случайность имеет принципиальный характер - от неё нельзя избавиться, собирая больше информации. Так как в этих явлениях (много информации) не видно чёткой связи между причиной и следствием, говорят, что в них присутствует элемент случайности.
Порождаемую таким способом случайность по какой-то (определенно - недолговидной) причине стали называть хаосом. Но в хаосе есть порядок. Эклектика создаёт хаос. А хаос создает всё. Эклектика - натурофилософия Бога.
А как еще, собственно говоря, Бог должен поступать, оставляя Выбор не только нам, но и природе?! Будьте последовательны.