|
|
||
"Фермерская" философия: почему люди не меняются
| Этим эссе я открываю новую тематическую рубрику или, даже, журнал: "Фермерская" философия. Название журнала, соответственно, Вестник "фермерской" философии. Деревенский философ. Он любил говорить, я хочу застрелиться, Я философ, поэт и конечно эстет. Жизнь моя пролетает, как белая птица, Жизнь моя...это так...просто сон...просто бред. Что-то в этом духе. В словаре Ожогова определение философа такое - человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к ее невзгодам. А дополняющее определение "деревенская" дает философу "крестьянскую" упрощенную (сокращенную) логику, я бы даже сказал - сюрреалистическую. Но я это сказал не имею ввиду определение сюрреализма Андре Бретона, оное - далеко от понимания такого вполне определенного понятия в математике как сюрьекция и потому в определенном смысле - "тупое". В математическом же смысле, сказав "сюррьекция", я имел ввиду - отображение из большего в меньшее. Но это "фермерская" логика. И она слегка упорядачивает хозяйство "деревенского" философа, а хозяйство обычного традиционного философа она расширяет. Впрочем, кавычки, которые я ставлю ("деревенская") добавляют философии инверсию, то есть обратный смысл, иностранное замещение ("фермерская") и вовсе усложняет отношение к определению. Так оно и есть. Не все так просто и прямолинейно. Точно также и деревня отличается от фермы некоторой степенью упорядоченности ведения хозяйства на ней. Именно это я и хотел внести в философию. Впрочем, для обьяснения я хочу еще добавить, а на самом деле повторить уже сказаное кем-то: "Есть только два универсальных языка, с помощью которых можно объяснить все на свете - философия и математика. Причем второй намного проще и понятнее" . Хотя в общем-то умение проблематизировать подразумевает знание обоих языков. Вот именно в этом ключе и будет раскрываться тема "фермерская" философия: ставится философская проблема и решается на формальном языке с ассоциативными примерами. Впрочем, слово "решается" можно при желании брать в кавычки, потому что традиционная философия, не основанная на формальном языке математики, лишена ассоциативного мышления и ею будут неприемлимы выводы "фермерской" - это раз, а два - сама математика не занимается как правило философией и ей неприемлимы, соответственно, выводы на другом языке. Но... я не ошибусь, если замечу, что воистину мудрые люди - не хотят и не будут зависеть ни от кого и не от чего, кроме собственных "тараканов". Итак... Проблема "фермерской" филофии номер 001: Почему люди не меняются? Очевидно - речь идет о таких свойствах людей, как характер. Характер - не меняется. Это расхожее утверждение. Но оно не доказано. Очевидно, что характер является неким обобщающим свойством натуры. И это не только очевидно, но и категорично. Понятие обобщённой функции даёт возможность выразить в математически корректной форме такие идеализированные понятия, как плотность материальной точки. С другой стороны, в понятии обобщённой функции находит отражение тот факт, что реально нельзя измерить значение физической величины в точке, а можно измерять лишь её средние значения в малых окрестностях данной точки. Таким образом, техника обобщённых функций служит удобным и адекватным аппаратом для описания распределений различных физических величин. Поэтому не менее очевидным является предположение, что характер человек не меняется по причине, что такие свойства, как говорят "деревенские" философы - от Бога. Что дано человеку свыше изменить нельзя. Не та мышца у раба Божьего!.. По "крестьянски" сказано, но опровергнуть мысль или доказать по "крестьянски" - проблема философии. Фундаментальные идеи, основанные на использовании пространств финитных функций и принципиально новом понятии обобщенной производной как линейного непрерывного функционала требуются! При этом, нюансы типа регулярного или сингулярного обобщения промысла Божьего есть, но это не тема предлагаемого эссе. Впрочем, назвать Творца носителем обобщённой финитной функции и не покраснеть - это всегда пожалуста. При этом поясню: Финитная функция - функция, носитель которой компактен (то есть финитная функция обращается в ноль за пределами некоторого компакта). Понятно? Вы можете изменить точку отсчета (ноль)? Нет. А почему? Это проблема философии. Но решаемая. Ответ: потому что Носитель компактен, а рабы Носителя - нет. Это означает, что есть нечто, что не позволяет разум раба компактизировать. Почему?.. если просто - из-за времени. Если сложно... Теорема Хаусдорфа о компактности даёт необходимые и достаточные пояснения и условия компактности множества в метрическом пространстве - компактные пространства по своим свойствам напоминают конечные множества в теории множеств но для них работает принцип Дирихле, согласно которому не может существовать инъекция из большего конечного множества в меньшее. А возможно только сюрьекция. Чтобы было понятно, иньекция - это отображение "В", когда ВСЁ множество А отображается в какую-то часть множества В. А сюръекция - отображение "НА", когда какая-то часть множества А отображается на ВСЁ множество В. А компактизация - это и то и другое вместе - биекция, т.е инъекция и сюръекция одновременно. Но одновременно сделвть две вещи нашему разуму не позволяет время. Оно позволило бы только, если бы разум позволял охватывать начало и конец события или если время повторялось бы. Оно повторяется на самом деле, но для понимания этого надо знать Теорему о возвращении Пуанкаре. Это другая проблема. Поэтому давай пока оставаться в рамке "своей". Проблема в ней в том, чтобы при решении ее стало очевидным тот факт, что математическому описанию сегодня может быть подвержено все, включая психику человека и теологические категории типа замысла Бога, но обьяснить это неведающему и главное не желающему ведать - это нерешаемая проблема. Поэтому возвращаюсь к проблеме первого выпуска Вестника "фермерской" философии: "Почему человек не меняется?". Свойство - (в философии, математике и логике) - атрибут предмета (объекта). По другому определению, свойство - это сторона проявления качества. Оно не связано с понятием экстенсиональности. И это важно! Частным случаем экстенсионала является экстенсионал имени собственного. То есть, например, быть Дональдом Трампом - это не свойство. Поясню... Экстенсионал противопоставляется интенсионалу, который обозначает совокупность свойств понятия/термина, собственно формирующих понятие/термин в представлении. То есть, более точно, экстенсионал понятия следует понимать как множество объектов, удовлетворяющих интенсионалу понятия. Скажем, поджимать губки как Дональд Трамп или красотка, желающая понравиться себе в зеркале или на фотке - это интенсионал. Это свойство. Желание нравиться самому себе - это свойство, это - сторона проявления качества, это - атрибут. Свойства (обьекта или субьекта) не меняются. А если меняются, то это уже другой обьект или субьект. По этому поводу из известного телесериала: Д-р Хаус (д-ру Форману): Люди не учатся, не меняются (например, я всегда буду повторять, что люди не меняются), а ты смог... (с иронией) Ты - урод! И вот здесь на этом, практически "пустом" месте, возникает проблема: Почему люди не меняются? Или почему человечество не учится на собственных ошибках? Это все вариациивлопроса на одну и туже проблему. И это только часть общей проблемы. В ее рамках оказывается многое, в том числн и биогенетический закон Геккеля-Мюллера (также известен под названиями "закон Геккеля", "основной биогенетический закон"): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). Например, в месячном возрасте у человеческого эмбриона в области шеи заметны щели, во всех отношениях похожие на зачаточные жабры. Позднее зародыш имеет сходство с земноводными, затем с птицами и наконец - с другими млекопитающими. Онтогенез повторяет филогенез. Так в чем тут проблемма? Проблема в том, что если онтогенез повторяет филогенез, то человек носит свойства того, кем он не является. Господи, да как же это происходит-то? Как же хитрожопо Ты устроил дизайн! Он с одной стороны напоминает поэзию как особый способ организации Слова и речи; привнесение в Него и речь дополнительной меры (измерения) вносящей созвучие, только не окончаний стихотворных строк, а в начало их. С другой, как уже было отмечено, в этом случае - человек носит свойства того, кем он не является. Это настоящая проблема для фермерского философа! Ее надо решать. Но сначала возьмем новый, но только конкретный бытовой пример - из того же сериала "Доктор Хаус" - доктор Джеймс Эван Уилсон. Джеймс - единственный друг Хауса, его честь и совесть. Он - заведующий отделением онкологии в учебном госпитале Принстон-Плейнсборо. Работа Уилсона часто бывает связана со смертью пациентов, и он всегда готов к сочувствию и состраданию. У него развита чрезмерная тревожность. К проявлениям чрезмерной тревожности относятся: Страхи, тревога и беспокойство в безопасных ситуациях Низкая самооценка Повышенная чувствительность, которая проявляется, например, в переживании за близких Чувствительность к собственным неудачам Отсутствие интереса к незнакомой деятельности Невротические привычки (грызть ногти, сосать пальцы и т.п.). Эти действия помогают человеку снять эмоциональное напряжение. Всё это характеристики доктора Уилсон. По всем этим причинам он был женат три раза (первая жена Сэм, вторая - Бонни, третья - Джулия), а также встречался с Эмбер, одной из кандидаток в команду Хауса, и со своей первой женой Сэм. В 16 серии 8 сезона мы узнаем о ещё одной пассии Уилсона, Бэт, с которой они расстались 11 лет назад. Из-за них же у Джеймса нет детей. И, казалось бы, понятно почему. Чаще всего это расстройство возникает на фоне проблем и ситуаций, которые сопровождаются неопределенностью. А их у онколога - хоть отбавляй. Работа такая часто бывает связана со смертью пациентов, и он всегда готов к сочувствию и состраданию. Сострадание - способность почувствовать тревогу за других. Но, на самом деле, человек выбирает себе работц уже исходя из определенных потребностей. Его механизм заточен под тревожность. И чаще всего избыточная тревожность родом из детства. Например, если родители склонны драматизировать любую ситуацию и нагнетать страх, то дети копируют этот шаблон поведения. Такая реакция может оставаться у человека на всю жизнь и передаваться следующим поколениям. В этом смысле люди не меняются. Они даже, став взрослыми профессию и работу находят себе соответствующую. Какова же причина тому, что некоторые люди проявляют повышенную тревожность и эта черта в них не меняется? Одно исследование, проведенное на обезьянах, показало, что причины тут - наследственные, и затрагивают они определенную область мозга, ответственную за формирование эмоций. @Дети с излишней наследственно тревожностью могут просто замереть, спрятаться, столкнувшись с незнакомым человеком или оказавшись в ситуации, которую почему-то восприняли потенциально опасной или неприятной", - говорит психиатр и нейрофизиолог Нед Калин (Ned Kalin). Вместе со своими коллегами Калин обнаружил, что подобное случается и с высшими обезьянами. Когда, например, в комнату входит "посторонний" человек и приближается к вольеру, избегая контакта глазами, такие "тревожные обезьянки" буквально замирают на месте, сохраняя полную неподвижность и молчание. При этом в крови у них резко возрастает количество стрессовых гормонов. Ученые поместили своих "тревожных обезьянок" в томограф, способный следить за активностью мозга. Обнаружилось, что в стрессовой ситуации у таких особей наблюдается особенно высокая активность в двух областях - миндалевидном теле и переднем гиппокампе. Само по себе это неудивительно, поскольку и предыдущие работы уже показали вовлеченность этих областей в стрессовые ситуации. Удивительно другое: повышенная активность гиппокампа, как показано, наследовалась, тогда как миндалевидного тела - нет. С чем связан этот эффект и какие гены вовлечены в процесс - еще предстоит установить. Гиппокамп - основная функция гиппокампа это формирование ближней памяти с новыми запоминаниями. Миндалевидное тело - основная функция это поддержание внимания по отношению к эмоционально значимым стимулам и сохранение независимых воспоминаний. Другими словами, существует более одного типа памяти. Единство же памяти - иллюзия. Чтобы знали! И речь тут - о различной памяти об одном и том же событии. В мозгу - более двух задействованных в памяти участков мозга, запоминающих информацию и соревнующихся в изложении событий. Одна сохраняет часть, зависимую от эмоционального отношения к информации, другая - независимую. Наследуется зависимая. Почему? Ответ: в случае зависимых есть точки отсчета, для независимых нет. Почему? Системы отсчета, в неинерциалных системах движутся относительно инерциальной системы с ускорением и из-за кривизны пространства-времени в конечной его области невозможно устранение приливных сил гравитации. Это значит, что наследственная память в течении одной жизни не меняется. Для этого нужно устранить гравитацию, то есть универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами. Это как вот жили-жили, а потом бемс!! Суд Божий. Новое универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми или как новый виток времени. А что еще не меняется от истории, произведенных над этим действий. Человечество не меняется. Смотрите - наступает все время на одни и те же грабли. С другой стороны, проблема не простая - человек-то сохраняет за собой всякие там обезьяние привычки. Тот есть сами обезьяны то поменялись. Были и питекантропы и синетропы и... Более того, вроде как есть не совсем закон, но по крайней мере он таковым считался - онтогенез живого существа (развитие индивида) повторяет путь филогенеза (развития типа, класса или вида). Закон читается так: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Зародыш в своем развитии проходит весь путь эволюции своего вида. Так, человеческий эмбрион сначала похож на эмбрион рыбы, затем рептилии и так далее - до тех пор, пока не проявится его принадлежность к роду людей. На самом деле у человеческого зародыша никогда не бывает жабр или каких-либо других придатков, которые ему следовало бы в соответствии с этой концепцией иметь на той или иной стадии развития. Появляющиеся жаброподобные щели называются вторая жаберная дуга. У рыб эти образования действительно развиваются в жабры, но у человека они служат предшественниками частей головы и шеи. Точно так же, как теория эволюции предполагает не то, что человек произошел от приматов, а то, что он имеет с ними общего предка, - так и эмбриология утверждает не то, что человеческий зародыш в своем развитии проходит все ступени эволюции, а просто то, что в нем развиваются другие органы из тех же зародышевых клеток. На эволюционную связь между онтогенезом и филогенетической впервые обратил внимание Дарвин, который на доказательство эволюции ссылался на труды эмбриолога Бэра (1792-1 876). К. Бэр установил, что зародыши разных животных на ранних стадиях эмбрионального развития очень похожи. В эмбриогенезе из общего образуется менее общее, пока не появится специальное. Удивительно, но несмотря на то, что эта идея, которая удостоилась даже статуса закона биогенетики, была опровергнута почти сразу после того, как была выдвинута, она тем не менее смогла просуществовать до наших дней (ее даже можно найти еще в некоторых учебниках!). Между онтогенезом и филогенезом действительно есть связь, но нет эмбриологического повторения и потому филогенез не является механической причиной онтогенеза. таким образом дарвиновская концепция развития не совсем верна. Но верен принцип рекапитуляции. В процессе онтогенеза повторяются (рекапитулируют): на ранних стадиях - черты строения форм более отдаленных предков, на поздних стадиях - более близких предков. Вообще говоря, современные представления на этот счет сформированы благодаря созданию А. Н. Северцова теории филембриогенеза (эволюционное изменение хода индивидуального развития организмов) - теория, согласно которой эволюция совершается путем изменения хода онтогенеза, т. е. наследственные изменения строения органов животных, нарушающие течение исторического хода развития и изменяющие строение взрослых особей, проявляются в эмбриональном развитии. То есть на самом деле мы сохраняем в памяти то, что нами уже не является. Это весь пиздец, конечно, но подумайте сами - нас определяет то, чем мы не являемся. То есть мы - гомо сапиенс - вопреки сапиенс, т.е мы разумные вопреки разуму. Полный абсурд! Разумеется, под этой "абсурдной" теориеи нет никакой строгой базы и более того, те абсурдные выводы, которые я только что привел, их никто до меня и не делал. Да и делать, разумеется, их - тоже полный абсурд! Но надо. И, чтобы не обосрамшись сделать, придется обратится за помощью к механике сплошных сред, теории интегральных уравнений и дробным дифференциальные уравнения. Итак, существует т.н наследственная механика - раздел механики сплошных сред, в котором изучаются такие процессы, когда состояние механической системы зависит от истории произведенных над системой действий. То есть по большому счету, чтобы действия эти был необратимыми (только тогда имеет смысл наследственная передача признака), они должны быть управляемыми извне системы и без обратной связи. Обьясню на примере. Облысение - наследуемый признак. Но что это значит? Ключевым моментом в развитии облысения является мутация в генах рецепторов , отвечающие за выработку андрогенов, и генов-кодеров рецепторов андрогенов. Вот и пример. Преобразование генотипа - это произведенное над системой действие, случайная ошибка ДНК. А случайность - проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов. Независимых! Какова же причина тому, что д-р Уитсон и некоторые люди с самого раннего детства и всю жизнь проявляют повышенную тревожность? Исследование, проведенное на обезьянах, показало, что причины тут - наследственные, и затрагивают они определенную область мозга, ответственную за формирование эмоций. "Когда в комнату входит "посторонний" человек и приближается к вольеру, избегая контакта глазами, такие "тревожные обезьянки" буквально замирают на месте, сохраняя полную неподвижность и молчание. При этом в крови у них резко возрастает количество стрессовых гормонов. Ученые поместили своих "тревожных обезьянок" в томограф, способный следить за активностью мозга. Обнаружилось, что в стрессовой ситуации у таких особей наблюдается особенно высокая активность в двух областях - миндалевидном теле и переднем гиппокампе. Само по себе это неудивительно, поскольку и предыдущие работы уже показали вовлеченность этих областей в стрессовые ситуации. Удивительно другое: повышенная активность гиппокампа, как показано, наследовалась, тогда как миндалевидного тела - нет. С чем связан этот эффект и какие гены вовлечены в процесс - еще предстоит установить. Гиппокамп - основная функция гиппокампа это формирование ближней памяти с новыми запоминаниями. Миндалевидное тело - основная функция это поддержание внимания по отношению к эмоционально значимым стимулам и сохранение независимых воспоминаний. Другими словами, существует более одного типа памяти. Единство памяти - иллюзия. И речь о различной памяти об одном и том же событии. В мозгу - более двух задействованных в памяти участков мозга, запоминающих информацию и соревнующихся в изложении событий. Одна сохраняет часть, зависимую от эмоционального отношения к информации, другая - независимую. Наследуется зависимая. Почему? В случае зависимых есть точки отсчета, для независимых нет. Почему? Неинерциальная система отсчёта (а все системы по большому счету являются неинерциальными, в большинстве задач инерциальной системы отсчета не существует в принципе, а само понятие инерциальной системы частное и искусственное) - она не относительная, она - абсолютная и в ней ничего не меняется ни относительно ничего. Но, из-за компактификации любая последовательность точек содержит сходящуюся подпоследовательность. Поэтому то, что происходит оно не меняется, а то что наблюдается - оно может менять точки отсчета. То есть человек сам не меняется, хотя и приобретает разные состояния, но наши представления о нем со временем - могут. При этом весьма-весьма "забавный" вывод: нас определяет то, чем мы не являемся. И мы этого изменить не в силах.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|