Историческая травма - это не просто культурное явление. Это невроз. Народ, который старается забыть свои ошибки, скрыть тёмные стороны своего прошлого, сохранить патриотические мифы и пр. обречен повторять ошибки раз за разом. Невротично. А невроз - это неспособность переносить неопределенность. При этом известтно - неопределенность связана с объективными свойствами материи.
Как же быть, если, как говорил Ключевский, "история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков"?
Ключевский подмечает среди других одну особенность экономико-социального строя Древней Руси, актуальную почти для всех последующих периодов русской истории, - личную зависимость рядового члена общества от власти.
Но власть эта традиционно далека от народа. Отрыв "элиты" от "народа" - этот конфликт преследует Россию на протяжении всей ее истории. Это как бы дополнение к упомянутой первой "родовой травмы" русского народа. А проблема тут в том, что эта власть рано или поздно ищет способ "решить" эту проблему. Как ее можно решить?
Параноидацией! Самая параноидальная мысль в России - "Как же мы без батюшки царя?.. Боже, царя храни!".
А зачем?.. Ну ладно хранить монархию.
Кстати, какое государство возглавляет монарх, выбираемый каждые пять лет?
Малайзия.
Малайзия является конституционной монархией, однако титул монарха там является не пожизненным, а выборным.
По моему, Боже стоит хранить право выбора.
Швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер сформулировал идею о том, что каждый ответственен за выбор.
И царь должен быть ответственнен. А почему нет?
Тем не менее, в России - "Боже, царя храни пока он сам не помре". А по моему - каждое разумное существо должно иметь способность и возможность быть ответственным...
Но - нет, в результате - параноидальная безответственность.
Паранойя - это вид тревожного расстройства и расстройство мышления, при котором человек перестает интерпретировать окружающую действительность так, как это делают здоровые люди. Человек становится одержим определенной идеей, для которого характерно развитие логически выстроенных сверхценных или бредовых цепочек рассуждений.
Такая паранойя в России (я имею ввиду: "Как же мы без батюшки царя?") - это своего рода психическая травма!
Я же придумал метод избавиться от такого рода психической травмы. Рассказываю как:
По Фрейду психическая травма (катастофическое возбуждение, болезненное воспоминание или переживание, которое вызывает чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли, с которым человек не в состоянии справиться или которое частично преодолевается посредством бессознательных механизмов защиты) возникает заново в различных формах. Одна из них - сон. Сон постоянно возвращает больного в ситуацию катастрофы.
Травматический опыт провоцирует неопределенность. Сон делает тоже самое. Но отсутствие сознательного контроля сна создает возможность завершиться травматической ситуации.
В фильме "Элемент преступления" Ларса фон Триер герой Фишер ездит из одного города в другой; им движет одержимость преступником Гарри Греем. В этом фильме есть атмосфера непрекращающейся дождливой ночи, навеянная немецким экспрессионизмом. Европа лежит в руинах; здесь остались только грязные развалины, полные нищеты и упадка.) В начале фильма главный герой, следователь Фишер, подвергает себя гипнозу, чтобы избавиться от жуткой головной боли. Также он страдает амнезией. Гипноз переносит его на два месяца назад, в Европу. Фишер пытается найти Гарри Грея, убийцу продавщицы лотерейных билетов. Чтобы раскрыть дело, он следует методу своего друга и учителя Осборна, изложенному в книге "Элемент преступления". Согласно ему, нужно воссоздать жизнь убийцы и с помощью реконструкции прошлого научиться предвидеть будущие действия преступника.
И тут следует пояснить: Ларс фон Триер страдает паранойей.
Современный способ лечения паранойи - это метод на основе биологической обратной связи (т.н БОС-терапия). Суть этого метода заключается в том, что человек, с помощью компьютерной программы, используя информацию о работе своей функциональной системы, обучается управлять ею и эффективным навыкам релаксации.
Нормальная идея, между прочим! Автогенератор на основе усилителя с мостом Вина в цепи положительной обратной связи является примером частотно-зависимой ПОС. Если цифровой логический элемент либо операционный усилитель охватить небольшой положительной обратной связью, получится схема с гистерезисом (или триггер Шмитта), которая с успехом применяется для устранения дребезга контактов, ложных срабатываний датчиков (или кабельных приёмников), состояния "неопределённости" от влияния помех, и др. Возникает петля гистерезиса, которая возвращает в начальное состояние.
Про исполнение программ БОС-терапии не могу сказать ничего - не знаком с компьютерными програмами. Но есть такая т.н окттонион технолоджи, которая распознаёт 8 различных движений спортсмена-гольфиста на основании технологий машинного обучения, определяя конкретную группу движений для каждого вида спорта. Принцип тот же - положительная обратная связь между началом и концом движений игрока в гольф, и связь ее с семью другими движениями. Тоже самое можно учудить относитьно причиной паранойей, самой паранойей и ее симптомами - провоцировать симптомы на компьютере и самому же управлять динамикой симптомов. Это принцип 8-мерной алгебры вращения.
Так вот, в "Элементе преступления", зритель испытывает некоторые трудности с определением городов, ему не хватает общего плана, который бы создавал цельное и стабильное пространство. Более того, Ларс фон Триер решил использовать натриевые лампы, чтобы создать сепиевую гамму. Благодаря использованию этой гаммы стирается различие между днем и ночью. Персонаж по имени Ким замечает: "Здесь всегда три часа ночи".
Там всегда неопределенность. Там всегда "чёрный ящик". "Чёрные ящики" - я бы сказал. Как вы знаете или не знаете или не помните, любая система может быть представлена, как черный ящик. А концепция обратной связи предполагает, что изменение выходного сигнала одного черного ящика через некоторую передаточную функцию второго черного ящика передается на вход первого. Положительная обратная связь - тип обраттной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения, то есть знак изменения сигнала обратной связи совпадает со знаком изменения входного сигнала. В отличии от положительной, отрицательная обратная связь "держит" выходной параметр неизменным.
Положительная обратная связь ускоряет реакцию системы на изменение входного сигнала, поэтому её умышленно используют в технике в ситуациях, когда требуется ускорение реакции на изменение внешних параметров.
Главная фишка в лечении паранойи методом положиттельной обратой связи, а этот принцип заложен и в суть творческого метода Ларса фон Триера в том, что "пациент" (и сам он во время "делания" фильма, и "зритель" во время просмотра) не придавал значение происходящему во время процедуры. При этом процедура должна напоминатть динамический хаос, т.е полное отсутствие порядка, абсолютную неупорядоченность и случайность. Причиной появления хаоса является неустойчивость (чувствительность) по отношению к начальным условиям и параметрам: малое изменение начального условия со временем приводит к сколь угодно большим изменениям динамики системы.
Это азы психоанализа, кстати... Если, конечно, говорить строго.
Так вот, в "Элементе преступления" я нашел элементы метода на основе биологической обратной связи (т.н БОС-терапия). В этом фильме есть и детектив, который ведет расследование, и femme fatale, и атмосфера дождливой ночи, навеянная немецким экспрессионизмом. Европа лежит в руинах; здесь остались только грязные развалины, полные нищеты и упадка.) В начале фильма главный герой, следователь Фишер, подвергает себя гипнозу, чтобы избавиться от жуткой головной боли. Также он страдает амнезией. Гипноз переносит его на два месяца назад, в Европу. Фишер пытается найти Гарри Грея, убийцу продавщицы лотерейных билетов. Чтобы раскрыть дело, он следует методу своего друга и учителя Осборна, изложенному в книге "Элемент преступления". Согласно ему, нужно воссоздать жизнь убийцы и с помощью реконструкции прошлого научиться предвидеть будущие действия преступника.
В качестве примера можно привести пример положительной обратной связи - генерация возбуждения в нервном волокне. При стимуляции нервного волокна возникает небольшая утечка ионов натрия через каналы внутрь волокна. Входящий внутрь натрий изменяет мембранный потенциал, что приводит к еще большему открытию каналов, а это, в свою очередь, - к еще большему изменению потенциала и т.д. Таким образом, небольшая утечка ионов в итоге вызывает бурный вход ионов натрия в нервное волокно, в результате формируется потенциал действия. В свою очередь, этот потенциал вызывает образование петель тока, распространяющихся внутри и снаружи по мембране. Процесс повторяется вновь и вновь, пока импульс не достигнет окончания волокна.
Для Ларса фон Триера снятие кино тот же самый случай - пример положительной обратной связи - генерация возбуждения в нервном волокне. Ему нужно доводить свою тревожность до критической точки.
Сам режиссёр говорит, что рос в семье типа "нет", где постоянно ссорились по любым мелочам: "разговор всегда начинался со слова "нет" - чтобы был шанс перейти в дискуссию. Если ты говорил "да" и со всем соглашался, беседа становилась бессмысленной". Мать режисёра была психически нестабильна: жаловалась на головные боли, часами раскладывала пасьянс и боялась врачей. Эта паника была настолько велика, что женщина даже не попрощалась в больнице со своим умирающим мужем. Ларс унаследовал это страх. У него - тысячи фобий.
В детстве двумя главными страхами Ларса фон Триера были атомная война и аппендицит. Если с атомной войной понятно, то аппендицит приводил мальчика в ужас необходимостью обратиться за врачебной помощью. Долгими вечерами Ларс лежал в кровати и пытался понять, болит ли у него живот. Иногда паника была настолько сильной, что ребёнок перетаскивал матрас под стол и спал там. Рядом с ним находились грелка на случай аппендицита и таз для внезапной рвоты, валялись таблетки от головной боли и мокрая тряпочка, чтобы прикладывать ко лбу. Каждый вечер Ларс подготавливал своё убежище и повторял одни и те же действия, чтобы хоть как-то успокоиться.
И он успокаивался. "После долгих размышлений я решил, что, несмотря ни на что, всё-таки предпочитаю аппендицит атомной войне. При аппендиците я мог бы просто убежать куда-то в лес, спрятаться там и спокойно умереть, без того, чтобы мне кто-то помешал. Тогда у меня была бы возможность самому контролировать события. Но ядерная война... да ну, каждый раз, когда я слышал над собой звук самолета, я лежал, дрожа всем телом, и был абсолютно уверен, что вот, теперь она началась", - рассказывает Ларс фон Триер.
Так вот о том, что придумал я. Нужно обьявить национальное сочинение: "Если бы царём был я...". Пусть это будет страшным сном. Сложнее всего представить мир без себя в нем.
Мир - субъективная психологическая реальность, созданная нашим мозгом, именно в нем мы живем. Если что-то идет не так и модель мира в мозге меняется. А если "меня нет"?
Тут та же идея, что и у борьбы страхов Ларса фон Триера - атомная война или аппендицит. Царь умер или я. Помните "Gott ist tot или Gott starb" - высказывание Ницше. "Бог умер", или "Бог мёртв". Добавить эффекты динамического хаоса, создающего сюрреалистическую неопределенность. Ради неё - самому убить царя. Вспоминаеи "Манифест сюрреализма" Андре Бретона: "Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе. И у кого ни разу не возникало желание покончить таким образом со всей этой ныне действующей мелкой системой унижения и оглупления, тот сам имеет четко обозначенное место в этой толпе, и живот его подставлен под дуло револьвера". Но в нашем случае - сттрелятть надо в царя. И - убить.
Самое сложное в "методе" - не знать, правильно ли ты сделал...