Глава Tesla (Илон Маск), после запрета жертвовать криптовалюту протестующим дальнобойщикам, сравнил подавление протеста дальнобойщиков в Канаде с фашизмом и говорил, что канадское правительство выбрало "путь тирании", когда обязало водителей вакцинироваться от коронавируса, чтобы иметь право пересекать границу с США. Прав ли он?
Моё мнение: Тесла понял свободу как индивидуализм, как формальное право каждого человека и каждой сферы культуры на самоопределение. Отсюда - заблуждения в терминах. Ниже я приведу пример как свобода народа приводит
Следует принять во внимание:
Фашизм антилиберален. Или крайне-право-консервативный фашизм с его "абсолютным преобладанием прав государства над правами личности" или крайне-левый либерализм с "его абсолютным преобладанием прав личности над правами государства". Крайность, видимо, заключается в невозможности изменить принцип деления прав. Государство превыше личности при любых условиях и обстоятельствах и наоборот - личность превыше государства.
Фашизм есть одна из форм демократии!
Диберализм - другая форма демократии.
Если быть точным, то следует различать либеральную и нелиберальные демократии.
Фашизм - нелиберальная.
Типы демократии могут быть сконцентрированы вокруг ценностей: государство, нация, народ, религия, идеология, личность. Ценности определяются философским подходом к вопросу о структурной/cистемной организации бытия.
Бытие вещей, которые могут быть простыми, а могут быть и чрезвычайно сложными по своему составу и строению, их собственная включенность в различные природные и культурные образования более высокого уровня - все это с необходимостью ставило перед онтологической мыслью важные вопросы о соотношении целого и частей, о различных видах целостности, существующих в мире.
В философии получили развитие два основных направления их решения. Одно из них было связано с тем, что любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет качество целого предмета. Сторонники другого направления исходили из того, что любой объект имеет некоторые внутренние неотъемлемые качества, которые остаются в нем даже при отделении частей. Таким образом, решая проблему существования объекта, философия оперировала категориями "часть" и "целое".
В истории философии данные альтернативные течения известны под названиями меризм (от греч. "мерос" - часть) и холизм (от греч. "холос" - целое).
Меризм исходит из того, что поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей не порождает качественно ничего нового, кроме количественной совокупности качеств. Целое детерминируется частями.
Холизм исходит из того, что качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей. Но тут есть нюанс, непонимание которого приводит к непониманию холизма. Холизм не декларирует, что части определяют целое, но то, что в целом присутствует некий остаток, который существует вне качеств частей, может быть, даже существует до них. Это качество целого как такового обеспечивает единство предмета и влияет на качества отдельных частей.
Это замечание относится в том числе к пониманию холистических методов терапии. То есть речь о "неком остатке, который существует вне качеств частей", и это указывает на степень качества, которая является предметом такого свойства бинарной операции, как сочетательность (ассоциативность). Ассоциироваться могут не только величины, но и степени разных величин - это об этом. И, кстати, это главное в понимании холистических акупунктуры и гомеопатии. Некий остаток (в холизме) это связность (ассоциативность) степеней.
Степенная ассоциативность - ослабленная форма ассоциативности, используемая в общей алгебре, но более слабое, чем ассоциативность. Другой вариант ослабления ассоциативности - альтернативность; при некоторых дополнительных условиях она сильнее степенной ассоциативности, но в общем случае это не так.
Бинарная операция (математическая операция, принимающая два аргумента и возвращающая один результат) альтернативна, когда у неё есть переход от левой к правой альтернативности (например предела). При этом пределы как могут быть ассоциативны, это когда одно зависит от другого (что определяет ассоциативность, например у последовательностей есть общий предел - ноль например, т.е последовательности ведущие к мах и мin пределам могут иметь общий ноль) и могут быть не ассоциативны (когда левый и правый предел не связаны между собой ничем крове разрыва связи - в этом случае действия одного предела над собой вызывает разрыв в последовательности или не вызывает, а разрыв уже связан с началом отсчета последовательности со вторым пределом, при этом начала отсчета по величине не равны, ассоциированы только категории начало отсчета, но не значения, которые они принимают).
Так вот, либеральная демократия - это правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничена системой сдержек и противовесов для предотвращения произвола индивидуализма, чей механизм построен на принципах самопринадлежности (большинства).
Самопринадлежность (или индивидуальный суверенитет, суверенитет личности) - это концепция права собственности, выраженная в моральном или естественном праве человека иметь телесную неприкосновенность и быть единственным, кто распоряжается своим телом и жизнью.
Суверенитет личности (или индивидуальный суверенитет, индивидуальная автономия, "право собственности на самого себя") - это концепция права собственности по отношению к себе, выраженная в моральном или естественном праве человека быть единственным, кто распоряжается его телом и жизнью.
Нелиберальная демократия - это тоже правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничена системой сдержек и противовесов для предотвращения произвола индивидуализма, но механизм их построен на основе государственного суверенитета.
Сравните: суверенитет личночности и государственный суверенитет. Эти полюса определяют различие либеральной и нелиберальной демократий.
И вот тут надо вспомнить о теории народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, которая была впервые введена в политическую практику в годы французской буржуазной революции. Именно её имел ввиду В.Ю. Сурков, говоря о суверенной демократии.
Понятие "Суверенная демократия (РФ)" - политическая концепция, сформулированная в 2005-2007 годах заместителем руководителя Администрации президента России Владиславом Сурковым в качестве характеристики системы государственной власти России при президенте Путине. Он имел ввиду народовластную демократию, свободную от других народовластных демократий. Очень тонкая мысля, неоцененная, кстати, по достоинству. Основной же политической мыслью народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо и революционной эпохи была аксиома о принадлежности суверенитета народу. Но вот народный суверенитет, считал Ж.-Ж. Руссо, осуществим только в обществе, основанном на общественном договоре, достигшем определенного уровня развития. Но французские реврлюционеры так не считали. При этом, по мнению Руссо механическое сложение частных (индивидуальных) воль не даст нам общей воли, а даст волю всех. Зато народ, с точки зрения революционной доктрины, - совокупность свободных и равных друг другу индивидов, а народная воля - арифметическая сумма индивидуальных воль. Это конечно уже не философия, не меризм и не холизм, а пустая болтовня, вроде той, что была в советской системе. Другое дело - опосредованная демократия. Здесь не без недостатков, но с опосредованностью всё же связано нормальное иерархическое построение. Любое отражение ― опосредованно. Реальность воспринимается не напрямую, а опосредованно. Например - через образы.
Общественный же договор подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. Или посредство своих представителей во Власти. Жан-Жак Руссо (1762), Томас Гоббс (1651) и Джон Локк (1689) являются наиболее известными представителями теории общественного договора. Они сделали очень разные выводы из исходного положения теории общественного договора. Гоббс защищал абсолютную монархию, Локк защищал либеральную монархию, Руссо защищал либеральный республиканизм. Их работа обеспечивала теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. И они учитывали, кстати, что в условиях жесткой многопартийной организации или однопартийной власти - опосредование теряет ряд свойств. На математическом языке - свойств бинарных отношений власти и оппозиции, в частности частично ассоциативности и альтернативности. А это значит в физике, что система в целом теряет способность к калибровочным преобразований - координатно-зависимых преобразований поля, описывающих переход между базисами в пространстве внутренних симметрий этого поля.
А теперь о крайних (предельных) формах либеральных и нелиберальных демократий.
Операция взятия предела в математическом анализе называется предельным переходом. И это обьясняет что именно переходят либералы и нелибералы.
Интуитивное понятие о предельном переходе использовалось ещё учеными Древней Греции при вычислении площадей и объёмов различных геометрических фигур. Методы решения таких задач в основном были развиты Архимедом. В основе его принцип двустороннего ограничения. Этот принцип называют еще "теоремой о двух милиционерах". Название теоремы происходит из того факта, что если два милиционера под руки ведут задержанного в участок, то он вынужден идти вместе с ними. Или - они идти вместе с ним. В разных странах эта теорема называется по-разному. Теорема сжатия, теорема о промежуточной функции, теорема о двух карабинерах, теорема о сэндвиче (или правило сэндвича), теорема о трёх струнах, теорема о двух жандармах, теорема о двух городовых и пр. Теорема доказывается в силу свойств пределов последовательностей неравенства (множеств: миллиционеров и задержанного). У обоих конечные пределы в одной точке. Если задержанного взяли под руки, то так или иначе в точках касания есть пределы каждого. Это следует из свойства сходящихся последовательностей, связанных с неравенствами. В следствии к ним утверждается, что если соответствующие члены двух сходящихся последовательностей связаны знаком нестрогого неравенства, то такое же неравенство справедливо и для пределов этих последовательностей. Однако знак строгого неравенства, вообще говоря, не сохраняется. Именно по этой причине - миллиционеры или ведут задержанного в участок или преследуют его. Это ситуация строго называется в математике переходом к левому и правому пределу (предельными переходами).
Точно также предельным значением либеральной демократии (левый предел демократии), использующей механизм суверенной личности, является охлократия, а предельным значением нелиберальной демократии (правый предел демократии) - фашизмом.
Не стоит удивляться!
Читайте:
"Фашизм есть один из предельных результатов демократии, обнаружение ее диалектики. Фашизм противопоставляет себя парламентской либеральной демократии, а не демократии вообще. Муссолини в своей книге о принципах фашизма решительно говорит, что фашизм есть демократия, но демократия авторитарная. Хотя это и может показаться парадоксальным и шокирует адептов стареющих форм демократии, но можно даже утверждать, что фашизм есть один из результатов учения Ж. Ж. Руссо о суверенитете народа." - это пишет Н. А. Бердяев Судьба человека в современном мире
Так вот, в ситуации с дальнобойщиками имеет место охлократия, в которой осуществлен механизм личностного суверенитета в предельном (левом) варианте. Если же канадское правительство обязывает водителей вакцинироваться от коронавируса, чтобы иметь право пересекать границу с США, то оно осуществляет механизм государственного суверинитета.
И, соответственно, нелиберальная демократия и либеральная - связаны друг с другом общим началом в точке отсчета демократии, а охлократия не связана с фашизмом ничем кроме точкой отсчета... Чего?... Точкой отсчета разрыва, означающего нарушение непрерывности (демократии).
На самом деле, ситуация с протестом дальнобойщиков - это чрезвычайное положение - правительство Канады объявило чрезвычайное положение в Онтарио на фоне протестов дальнобойщиков против ковидных ограничений. И для описания ее следует разобрать понятие непрерывности функции, классификацию точек разрыва и распространённую практическую задачу исследования функции на непрерывность. Чего глава Тесла не сделал.
Первое, что нужно понять - не существует "просто непрерывности" - функция может быть непрерывной ГДЕ-ТО. И основополагающим "кирпичиком" всего остального является непрерывность функции в точке.
Так вот, фашизм и охлократия, будучи формой демократии по прежнему непрерывны. Но то, как они преодолевают неопмределенность предела - это разные методы. А чрезвычайная ситуация - сама по себе не подразумевает демократическое устройство управления в ней. Демократия терпит в ней разрыв. А с управлением в этой ситуации справляться должна диктатура. Стоит вспомнить как её вводили в Древней Римской республике, совмещавшей демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей царской эпохи) элементы. Диктатора назначал консул по постановлению сената на срок не более шести месяцев. Его полномочия продлевали всего один раз - еще на полгода. В особых случаях. Этот принцип, в целом, соблюдался на протяжении всего республиканского периода; единственные исключения состояли в том, что иногда вместо двух консулов назначался диктатор, а иногда, в случае смерти одного из консулов, второй оставался в должности один. Надо сказать - только во время потрясений последнего века Республики, после смерти Цинны, Карбон оставался единственным консулом на протяжении почти всего года. А так - не справился с целями диктатуры - пошёл вон. Смена диктаторов.
Теория математического анализа даёт определение непрерывности функции в точке с помощью "эпсилон" и "дельта" окрестностей. Суть их сводится к тому, что у общего предела функций левого и правого пределов есть "добавка" минус (начало отсчета) подразумевающая что ее можно добавить минус и начало отсчета нет или они есть (что подразумевает "плюс"). А эта добавка - это или бесконечно малое положительное число (степеней значения этог числа) или ноль. "Дельта" и "эпсилон" окрестности. Каждая точка удалена от некого множества менее, чем на эпсилон (бесконечно малое положительное число) и более чем на дельта (ноль).
Так вот Теория математического анализа и холизм говорят об одном и том же о "дельта" и "эпсилон" окрестностях и неком остатке, который существует вне качеств частей. А остаток этот более строго определяется двумя т.н р-адическими нормами. И вот эти р-адические нормы - это суть удаления от некого множества менее, чем на эпсилон (бесконечно малое положительное число) и более чем на дельта (ноль). Если ты начинаешь ими пользоваться, то не возникает парадокса Ахилеса, догоняющего черепаху. Чтобы он догнал надо просто добавить двусторонню единицу, у которой на одной стороне эпсилон, а на другом - дельта. При этом формально добавляется только эпсилон (бесконечно малое положительное число), тогда как добавление дельта (ноль) ничего не изменяет. Тогда как добавление бесконечно малого положительного числа изменяет степень ассоциативности в степенной ассоциативности с максимального значения на минимальное или наоборот
Точно также следует понимать требования к действиям диктатуры, которая вводится в чрезвычайной ситуации. Она должна изменить степень чрезвычайности ситуации, сведя ее к нулю. В нуле - два милиционера ведут задержанного в участок (минимальная степень чрезвычайности) или задержаный тащит милиционеров за собой (максимальная степень чрезвычайности), в которой происходит разрыв (шести степеней разрывности, на самом деле пятиЮ потому что одна из из шести просто обобщает две из числа пяти). Вот такая дифференциальная геометрия, которую следовало бы иметь ввиду и главе Теслы и тем прикладным наукам, которые не принимают принцип холизма о существовании "некого остатка". Впрочем, и сами холистические теории не "знают" дифференциальной геометрии, не знают р-адических норм, бесконечно малого, степенной ассоциативности, альтернативности, эпсилона и дельты и потому не могут лечить чрезвычайно острые заболевания не нанося вред организму. А диктатуры авторитарных режимов суверенных демократий (примеры - Лукашенко, Путина, Франсиско Франко, Антониу ди Оливейру Салазара, Мусолини, Гитлер), в отличии от Октавиана Августа и Мустафы Кемаля Ататюрка, не могут справляться с требованиями к успешной диктатуре. А успех диктатуры заключается в понимании, что бесконечно малое в государственном управлении имеет отношение к т.н избыточности, означающий превышение количества информации, используемой для передачи или хранения сообщения, над его информационной энтропией. То есть добавляя избыточность меры хаоса, ты создаешь порядок. Причем за наименьшую единицу времени. Порядок именно в этом смысле - из хаоса.
Без этого понимания диктатура в условиях чтезвычайной ситуации даже не диктатура, а онанизм (фашизм или охлократия) суверена ((от фр. souverain - "высший", "верховный") - лицо, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределённого срока полностью принадлежит верховная власть в государстве). В России таким охлократическим сувереном был Ельцин, а фашиствующим ... догадайтесь с первого раза "кто" догоняет черепаху и не может догнать вот уже 22-ой год.
Что касается, заявления Илона Маска, то он, надо отметить, не учел, что при описании ситуаций и множества ситуаций надо иметь ввиду, что одна из них называется разрыв (в неравенстве). И если действия долнобойщиков вносят разрыв в экономику ущерб, экономический ущерб, который обещает быть впечатляющим, поскольку на мост "Амбассадор"", который они блокируют, приходится 27% гигантского товарооборота между США и Канадой (другие производители при этом могут терять по 50 млн долл. в день из-за блокады моста), то нет и не может быть никакой демократии. И это нормально. Диктатура - это необходимая вещь в определнных обстоятельствах. Но к ней нужно относится философски. То есть радоваться, что не тебе приходится править с помощью различных методов насилия, а кому-то другому. А ты останешься "белым и пушистым". А также радоваться, что не ты "бросашься под поезд" диктатуры. И то и другое - вынужденные необходимости. Но как философ, ты должен это принимать, и понимать, и учить диктаторству и инакомыслию.
P.S. Диктатура может иметь успех только будучи блицкригом глобально, а инакомыслие - непрерывным локально. Поверьте (я не буду тут начинать новую тему), но с этим связаны глобальная и локальные симметрии. Как нить в другой раз.
Блицкриг (нем. Blitzkrieg - "молниеносная война") - план ведения скоротечной войны, согласно которому победа достигается в короткие сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами, до того, как противник сумеет мобилизовать и развернуть свои основные военные силы.
А вот это вот "пацанское" "растопыривание пальцев" сил стратегического сдерживания, что происходит сейчас в связи с украинской проблемой - это называется: "суверенный" геополитический онанизм геополитического инфантила с эмоциональными реакциями подростка, который грозится "назло маме уши отморозить". Здесь вспоминается противостояние лимбического мозга и неокортекса. "Взрослые" взрослые умеют усмирять лимбический мозг и следовать тому, что говорит неокортекс. В то же время инфантилы зачастую просто подчиняются лимбической системе и даже не делают попыток справиться с ее порывами. И тут надо сказать, что геополитический инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент. И в нём то всё и дело! Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества, в котором суверен по складу ума - силовик. А сила - в физическом смысле способность изменять форму материальных масс, но не их содержание и качество.