Любой миф есть попытка разрешить неопределенность эпохи - примирить крайности, свести концы с концами.
В математике раскрытием неопределенностей занимается теория пределов. В ней это термин, используемый для обозначения соотношений деления ноля на ноль, бесконечности на бесконечность, умножения ноля на бесконечность, возведения единицы в степень бесконечность, бесконечности в ноль и др. Если подойти с точки зрения последствий, то миф - это неопределенность неизбежна, "как всякий непроизвольный акт.
Неопределенность мифа с одной стороны - это как адаптация к тому, что изменить нельзя, например - приобретение хронического заболевания; с другой стороны - это как известный пример недоопределенного выражения: "Статую золотую чашу держащую". Данное выражение, несмотря на внешнюю кажущуюся осмысленность, является всего-навсего тематически обусловленным набором слов, смысл которого может быть установлен только после доопределения. Без него можно заниматься различными толкованиями: "Статую, золотую чашу держащую", "Статую золотую, чашу держащую" или... Доопределение может быть произведено и простым изменением порядка слов: "Держащую чашу золотую статую". Аналогичное выражение: "Казнить нельзя помиловать".
А как быть с мифом Исхода из Египта или с Великой Октябрьской социалистической? Или с греческой мифологией? Или арийской? Мифы - это не история. И не конец истории. Это способ раскрытия неопределенности истории.
И как быть - можно ли найти степень в которую возвели историю - логарифм мифа? Или как найти основание истории?
В этом смысле мифотворчество это потенциирование истории.
Потенцирование в математике- действие обратное логарифмированию по некоторому основанию, то есть возведение в степень с этим основанием.
А как доопределить миф? Поменять порядок?! Дополнить свойством?!
Эти преобразования, названные так Софусом Ли, получаются, если в основу положить уравнение более высокой степени относительно четырех точек на внешней и внутренней стороне предела. Предел двусторонний - его одно связывает с тем, что имеет отношение к одному, другое имеет отношение к другому. Если бы было общее, история бы не кончалась.
Как у нас мифологизируются поэты, художники, музыканты, спортмсмены политики? Умер человек с большой буквы и стал мифом. Если о нем недостаточно информации. Тот же Есенин... маниакально-депрессивными психоз. Сергей Рахманинов - аутист. Никита Хрущев - маниакально-депрессивный психоз. Лермонтов - шизоидный психопат. Как определить... даже не гениальность, а маниакальность например Есенина.
Поэзия, как и жизнь без эмоций пресна и скучна. Поэзия без Есенина и авторская песня без Высоцкого пресны и скушны. Мы можем радоваться и злиться, изумляться и негодовать, грустить и обожать, ненавидеть и восхищаться. Эти поэты тоже. При этом отрицательные эмоции накапливаются в организме, провоцировать эмоциональные переживания, которые могут привести к хроническому стрессу. Постепенно эмоции буквально покидают нас, в итоге остается только чувство пустоты... И это тоже заметно в текстах. Психиатру.
Конфуций сказал: "То, что вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет вами".
А читатели после смерти любимых поэтов не хотят воспринимать спокойно. Так возникают мифы о Сверхчеловеке. И если "сверхчеловеком" управляли душевнын заболевания, то что управляет мифом о нем?
Способы адаптации к неопределенности. Раскрытие неопределенности. Когнитивный диссонанс.
Когнитивная способность постигать процессы в перспективе, видеть возможные разветвления в точках бифуркации (моментах, когда дальнейшее развитие может пойти по любому из множества сценариев), быстро принимать решения в условиях неопределённости и эффективно действовать в пространстве случайности.
Проблемы адаптации к условиям случайности и неопределённости чаще всего возникают вследствие предубеждений, незнания объективных закономерностей случайных событий, неспособности прогнозировать и неготовности к отреагированию непредсказуемых ситуаций.
Среди распространенных когнитивных ошибок, ведущих к неэффективной адаптации:
- непонимание феномена случайности и связанных с ним закономерностей (сюда входит так называемая "ошибка игрока" - например, когда при подбрасывании монеты несколько раз подряд выпадает орёл, у игрока возрастает уверенность в более высокой вероятности выпадения решки, тогда как в действительности исходы подбрасываний не связаны между собой и их вероятности всегда остаются одинаковыми);
- игнорирование явления регрессии к среднему (после получения экстраординарных результатов возрастает вероятность результата, более близкого к статистическому среднему);
- фундаментальная ошибка атрибуции (например: "я не смог из-за непредвиденных обстоятельств, а другой человек не смог, потому что непунктуален"; "этот достиг успеха, потому что усердно работал, а другой достиг успеха, потому что ему повезло" - то есть, игнорируется возможное влияние случая на собственные успехи и неудачи других);
- ретроспективное искажение (фильтрация прошлых событий через апостериорное знание, когда они кажутся более предсказуемыми, чем были на самом деле).
Так как отделить мифы от "лишних" когниций и приведения к абсурду, ради раскрытия неопределенности?
Простой топологический метод. Т.е. конечно же он не простой, но поняв его... все лишние нормы можно вырезать. Точно также как Перельман вырезал лишнии гомоморфические группы, суть которых та же - лишние степени топологического параметра.
А как он это сделал?
Представьте себе маниакально депрессивный психоз, осложненный наследственным алкоголизмом. Есенина... Он страдал madness (припадками безумия, бешенства). Если верить поэтам Мережковскому и Гиппиус, - те заявили, что "Дункан и Есенина выпроводили из Америки из-за пьяных кухонных скандалов и драк между собой". Итак, маниакально депрессивный психоз... Фаза мании и фаза депрессия. У нормальных людей фазы меняются по шесть раз в день или час. У больных - раз в год, раз в полгода. А как выходит, что шесть раз в день превращается в один раз за шесть месяцев? Шесть раз превращается в шесть месяцев, шесть месяцев в один раз?
Выглядит так как будто знаменатель поменяли местами с делителями, часть с целым, а целое с честью. Так и есть.
А как исправить? Поменять фазы, разумеется.
А как?
А представьте себе - вот перед вами интервал (отрезок без концов). Ставим точку на интервале - она будет отделять одну фазу интервала от другой. Теперь рассмотрим еще два интервала: справа и слева от этой точки, только доопределим то, что происходит в точке слева ее вращением вправо, а справа вращением влево... неопределенным количеством раз. Есть смысл вращать точку неопределенно долго? Точка же остаётся точкой! Смысла нет. Вот и привели системы к абсурду. В точке между манией и депрессией что то происходит, а в результате, либо одна фаза либо другая глючит. Но при этом и влево и вправо вращаются неопределенное количество раз. И как это возможно описать? Только так: бесконечность с одной стороны - это единица бесконечности, а с другой стороны эту единица возведена в степень. В точке не складывается, а умножается. 1 в степени бесконечности - неопределенность. Как раскрыть ее? Можно например представить единицу как два действия одновременно. Например прямое и обратное. Оно дает ноль. Ну вот и получилась мания или депрессия с другой, противоположной нулю стороны.
А теперь представьте, что и концы интервала мы также доопределили - точка вращается влево и точка вращается вправо, а вперед не двигается. Тоже по два действия. Итого у нас 4 точки. Причем те две точки, вращающие влво и впаво, задающие моменты мании и депрессии связаны чем? Отношением мощностей бесконечностей вращений : 1 и 1 в n-й степени, то есть отношением 1/n. Совершенно очевидно, что точки-концы мании и депрессии связаны друг с другом отношением обратным - n/1 или (kn)/(k1). При этом реально k1 - это k0, т.е 0.
Соединям 4 точки в фигуру и получаем четырехугольник. Теперь точка это четырехугольник в котором превращение депрессии Есенина в манию - это поменять местами часть и целое и разделить на k.
Если мы это сделаем миф о Есенине станет историей заболевания.
На самом деле, я не придумал ничего с 4 точками, а рассказал окасательном преобразовании.
Еще раз... Эти преобразования, названные так Софусом Ли, получаются, если вместо билинейного уравнения положить в основу какое-либо уравнение более высокой степени относительно четырех точек на обеих плоскостях. Представьте себя внутри шара, вы высовывает руку так что два пальца располагаются на внешней поверхности сферы и два - с внутренней. Интервалы между пальцами будут определять плечи. Меняешь их и внутренняя и внешняя поверхности вращаются.
Отсюда и диссонанс. Так что когнитивные диссонансы общества, поддерживающие тот или иной миф - это те же четырехугольники (кватернионы, на самом деле). Поменяете расстояние между пальчиками и миф изменится.
Если расположить все виды четырехугольников в виде сводной схемы, в которой четырехугольники, стоящие в каждой строке обладают вмеми свойствами четырех уголь, расположенных над ними, на самом верху окажется трапеция.
Трапеция - это четырехугольник, две стороны которого параллельны, а две другие не параллельны.
Длины одной из паралельных и одной из непаралельных - это интервалы между пальцами. Меняешь интервалы - меняется вид четырехугольника, .т.е миф.
Параллелограм - это уже четырехугольник, у которого противоположные стороны уже попарно параллельны.
Прямоугольник - противоположные стороны паралельны и все углы прямые.
Ромб - все стороны равны .
Квадрат - это ромб, у которого все углы прямые.
И не так уж и много свойств у трапеции (что определяет и свойства мифов), которые в разных количестве есть у других четырехугольников. Всего пять!
1. В трапеции сумма углов, прилежащих к боковой стороне равна 180 градусов
2. Биссектриса любого угла трапеции отсекает на ее основании отрезок, равный боковой стороне
3. Биссектрисы смежных углов трапеции пересекаются под прямым углом.
4.В равнобедренной трапеции углы при основании равны, проекции боковых сторон на основание равны:
5. Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту
Тот же Есенин... Одно основание - Есенин постоянно проявляет чрезвычайно живое эмоциональное отношение, другое - Есенин постоянно проявляет маниакально- депрессивный психоз. Придаем удельный вес маниакально- депрессивносу психозу и получаем информацию, что психически больные люди всегда подают предвещающие сигналы суицида.
При беспристрастном анализе содержания стихов С. Есенина можно увидеть частые словосочетания мортирологического (некропольного) характера. Тому подтверждения в одном до обидного скупого в цифрах литературоведческого изыскания.
Оказывается, в 339 стихах Есенина (обычная случайная выборка) 400 упоминаний о смерти, о конце жизни, о похоронной атрибутике.
В его стихах всегда было предчувствие смерти: Потому что не может она, как птица, Оторваться от земли в синь. Так и мы! Вросли ногами крови в избы.
Что нам первый ряд подкошенной травы! Только лишь бы до нас не добрались бы, Только нам бы, Только б нашей Не скосили, как ромашке, головы.
Псих. И так к нему и надо относится. Потому что если не так, то Есенин повесится. И новый "Есенин" тоже повесится.
Вот такая мифология.
Чьи-то стихи есть по этому поводу:
ПОЧЕМУ Ж, РОССИЯНЕ, ТАК У НАС ПОВЕЛОСЬ,
ЛИШЬ ПОЯВИТСЯ ПАРЕНЬ НЕУЕМНОЙ ДУШИ,
И СГОРИТ КАК ГАГАРИН, И ЗАМРЕТ КАК ШУКШИН,
КАК ЕСЕНИН ПОВИСНЕТ, КАК ВАМПИЛОВ НЫРНЕТ,
БУДТО КТО, ПОРАЗМЫСЛИВ,
СТРЕЛЯЕТ ИХ В ЛЁТ...
Можно поискать и Самиздате тех, кто...
КАК ЕСЕНИН ПОВИСНЕТ.
К чему я это?
Людей надо спасать, а не лелеять литературу, создаваемую теми, кого... БУДТО КТО, ПОРАЗМЫСЛИВ,
СТРЕЛЯЕТ ИХ В ЛЁТ.
Это не шутка. Это серьезная проблема. По сути Самиздат - это небольшая фабрика смерти, в которой авторы не замечают как "убивают" друг друга.
Любая дифференциация - это адаптация к неопределенности. На формы, на стили, на жанры. В школе дифференциация учеников на отличников и неуспевающих в форме поощрения одних и наоборот других - это адаптация к неопределенности. Оценки экзаменов - адаптация к неопределенности. Конкурсы на Самиздате - адаптация к неопределенности. Если функция не является непрерывной в точке, то говорят, в этой точке функция терпит разрыв. Смотрите - классификация точек разрыва: устранимая точка разрыва, Точка разрыва "скачок", Точка разрыва "полюс", Точка существенного разрыва. Разрыв "полюс" возникает, если один из односторонних пределов бесконечен. Если предел вообще не существует, это существенная особая точка. Миф - это всегда разрыв. И мифы разрывают реальную личность. Любой талант это разрыв нормального развития личности. Истории не обойтись без талантов. Наверняка!.. Но поставьте себя перед выбором: сохранить жизнь или открыть "талант"...