Сфинкский : другие произведения.

Над пропастью Школы дураков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 []

Над пропастью Школы дураков


Странно самому себе признаться - я никогда не любил тексты Саши Соколова. И вот сегодня, посмотрев документальный фильм о нём Cаша Соколов. Последний русский писатель, понял - я не любил не тексты (их форма с литературной точки зрения - идеальна), а человека, который по оъективным причинам (трудное детство, изуродованное родителями) сам никого не любит. Нарцисс!.. В нарциссической системе семейных отношений схема удовлетворения эмоциональных потребностей переворачивается с ног на голову: если в здоровой семье родители стараются удовлетворить эмоциональные потребности детей, то в нарциссической семье обязанностью детей становится удовлетворять эмоциональные нужды родителей. Я не любил рефлексию Саши Соколова, непреодолевшего детские комплексы. Нарцистическая рефлексия сквозила в текстах везде. В каждой строчке. С избыточностью до отвращения. Я не люблю нарциссов. Нарциссы - эмоционально изолированы и очень недоверчивы. Предполагаемые угрозы могут вызывать у них ярость. Достижения могут кормить чувство их грандиозности. При отсутствии признания со стороны окружающих чрезмерная самоуверенность индивида как следствие ошибочной самооценки превращается в чувство неполноценности, ведущее к появлению различных фобий и комплексов. И это - расстройство личности (нарциссическое).

Признаки нарциссических расстройств (Комплекса Нарцисса)

1. Страх быть отвергнутым. Под покровом исключительности - ощущение несостоятельности; в такой ситуации ранят даже незначительные замечания, подтверждающие обычность и ординарность, а значит неинтересность.
2. Недостаток чувствительности. Ощущение эмоциональной брошенности возникло, когда клиент достигал в жизни некоей определенности за счет вытеснения из жизни эмоций, как чего-то опасного. Легкость обращения с объектным миром, информацией, а не с чувственным, субъектным.
3. Грандиозность и депрессия. Удерживаемое в тайне неразделенное горе - этакая ангелоподобность (Божий дар) и тогда такого человека не может удовлетворить ничего, кроме абсолютного совершенства. Любая попытка сократить это расстояние наталкивается на его сопротивление.
4. Невозможность понимания символов (мать никогда не переходит на символический уровень. От неё всегда чего-то надо).
5. Недостаточное осознавание своей собственной жизни (амнезия несчастного детства, как защита - "всё было хорошо" - в дурдоме было хорошо).
6. Чрезмерный страх и непредсказуемая тревога, с которыми не расстаться, а поэтому научение с ними жить.
7. Несоразмерный "нарциссический" гнев как реакция на обиды всегда, когда чувствуется угроза (замещающая активность). Гнев обеспечивает безопасность одинокой нарциссической личности, не имеющей опоры (посмотрите на глаза Саши Соколова - они скрывают гнев, взгляд исподлобья - тут три варианта: с вами категорически несогласны, вас презирают или просто никак не доверяют. Последний вариант - "наш".).
8. Отсутствие баланса между близостью и дистанцией (любое прикосновение как вторжение или угроза - см. в фильме телеграммы, ограничивающие возможность общения).
9. Трудности с определением потребностей ("как вы не понимаете, чего я хочу?").
10. Попытки сверхадаптации

В основном существуют люди, которым надо доказывать что-то другим. Но Саше Соколову надо доказывать в первую очередь себе. Только после этого можно не опасаться доказывать себе, что другим это будет доказано как само собой разумеещееся. И он это успешно доказал. Но, в том то и сложность трудно поддающимуся дифференциации изменениям психики, к числу которых относится нарциссическое расстройство личности - это нужно доказывать всегда, т.к это комплекс, который сродни мозаике Пенроуза - общее название трёх типов непериодического разбиения плоскости.

Все три типа мозаики Пенроуза обладают следующими свойствами:

Непериодичьность - отсутствие трансляционной симметрии; это тип симметрии, при которой свойства рассматриваемой системы не изменяются при сдвиге на определённый вектор
Самоподобие - любой как угодно большой фрагмент мозаики Пенроуза встречается в мозаике бесконечное число раз,
Квазипорядок или предпорядок - это абстрактная категория, то есть его в общем случае нельзя представить как категорию некоторых множеств с заданной структурой и отображениями, сохраняющими эту структуру, это отношение с самим собой - т.н рефлексивное транзитивное отношение, начальным объектом в нём является пустое множество (ни к чему нет отношения, а терминальным объектом - множество из одного элемента, то есть из отношения к своему отношению; если я окончательно еще не запудрил мозги, то "бытовой" смысл в следующем: нет отношений с другими, только отношения с отношением к другим. И в этом смысл отношения предпорядка.

Это расстройство, в котором отсутствует свойство симметрии. А оно является одним из трех свойств отношения эквивалентности: рефлексивность, симметрия, транзитивность.

Нет отношений с другими, только отношения с отношением к другим. У них "вечный флирт" с самими собой, который другие люди могут осложнить или уничтожить. Особенно - близкие люди. Такие вызывают ревность. Нарциссы ревнуют самих себя к родным и близким. Поэтому, психиатры и клинические психологи полагают, что возникновение нарциссического расстройства личности связано с уязвимостью, неудовлетворенностью и неуверенностью в себе, которую пациенты испытывали в детстве. А детство Саши Соколова таковым и было.

Состояние таких людей часто усугубляется депрессиями, злоупотреблением алкоголем (Саша Соколов в кино практически всегда пьет легкий алкоголь), фобиями (Саша Соколов боится летать), ауто-деструктивным поведением (самоизоляция Саши Соколова) или маниакальностью (в случае Саши Соколова - это гипомания, т.е состояние, при котором симптомы мании присутствуют, но не достигают уровня расстройства, то есть не нарушают поведение и социальное функционирование человека и не сочетаются с психотическими расстройствами, но это состояние человека, находящегося под влиянием энергии страсти от которой возникает сильное желание чего-то достичь - идеальности текста). Это нарциссическое расстройство большинства "гениальных" писателей, в том числе фигурирующего в фильме Бродского и Лимонова. Но это и проявление усиления самозащитных тенденций. Именно таких людей может допустить к себе нарцисс - они не вызывают у них чувство ревности.

Вообще, в рассуждениях о клиническом нарциссизме контрапунктом проходят две темы. Одна - это нарциссизм как защита против неблагоприятных объектных отношений; другая - нарциссизм как проявление фундаментальной враждебности к объектным отношениям. Развивается нарциссическая организация, использующая нарциссические объектные отношения - внутренние, внешние или и те, и другие - для того, чтобы уклоняться от враждебного Супер-Эго. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, Сверх-Я представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Эго ("Я") субъекта. Механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я родителей и других воспитателей. Отсюда Сверх-Я является носителем традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. Сверх-Я присущи несколько взаимосвязанных функций. К ним относятся: функция совести, функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести, и функция формирования Я-идеала. Если Эго поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно (Ид) и делает что-либо вопреки велению совести, то неизбежно наказание Эго в форме чувства стыда и раскаяния. Одной из функций Сверх-Я выступает формирование Я-идеала, с которым Эго (Я) соизмеряет себя, к которому стремится и чье требование постоянного самосовершенствования старается выполнить.

Всё родом из детства, в том числе и "нарциссическая дыра". Одной из причин нарциссизма является ситуация: нарциссами нередко становятся дети, у которых есть недостаток родительского понимания. Имея дефицит понимания со стороны родителей, такой ребенок старается компенсировать эту проблему, создавая свою вселенную, где он является центром мира, счастливым и самым лучшим. Наиболее печальной ценой нарциссической ориентации является недоразвитая способность к любви и очень сложные отношения с самим собой - такой человек должен постоянно искать причины это делать и избегать любых поводов не любить себя. Мне почему-то захотелось сравнить Сашу Соколова с Джеромом Сэлинджер. Видимо, Сэленджер, тоже был нарциссом...

Я даже... Специально, чтобы проверит эту версию, полез ещё раз "смотреть" "Над пропастью во ржи" - единственный роман и самое громкое произведение Джерома Дэвида Сэлинджера и еще парочку других рассказов.
Роман во многом автобиографичен, и многие мечты и желания ее героя - это желания Сэлинджера. Холден Колфилд - главное действующее лицо романа говорит: "Знаешь, кем я хотел бы быть, если бы мог выбрать то, что хочу, черт подери? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть (в школу дураков).

Холден (как и Саша Соколов) не стремится домой, куда важнее сам элемент дороги. В дороге ты находишься в переходном времени остановившемся времени и только в своей личной истории. Дорога - это переходное состояние, движение из пункта А в пункт В. Пока ты перемещаешься, ты не принадлежишь ни времени А, ни времени В, ты вне истории, ты не у пропасти.

Примерно тем же занимается Де Домье Смит. Другой герой Сэленжера. Он пытается вырваться из своей зацикленности, из своего внутреннего персонального ада. Он придумывает себе внешность монахини Ирмы, с которой ведет переписку, ну, не будем скрывать, это частая проблема - представлять себе собеседника до момента встречи. И вот он пускается в путешествие, дописывая ее биографию, наполненную его личным восприятием, его личным образом, какими там должны быть монахини, в которых томится художественный гений. А правды там нет ни на грош, одно полноценное персональное восприятие. Хватит ерудой-то заниматься, ей-богу, что за романтика. В этом есть глубокий нарциссизм: сравнивать все со своим абсолютом, пропускать кого-то или нет, как по росту пропускают детей на американские горки.

- Джером, кто такой Холден Колфилд?
- Холден Колфилд - это я.

Это он - Саша Соколов над пропастью Школы дураков.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список