|
|
||
Постимпрессионизм. |
В поезде нет ни одного портного
| Во Франции все боятся случайности, как будто она несет в себе inévitabilité fatale*, чреватую смертью или похожими сложностями; я же не верил в свою неизбежность, был абсолютно уверен, что буду лишь пересказанной историей в чьей-то французской голове - без грамматических ошибок, переведённой с родного, в лучшем случае, на шампанский диалект. "К сожалению, - казалось мне, - никогда не найдешь и женщину без пересказчика и переводчика в голове, разве, что окажется такая без прошлого и в неведении законов, по которым тела соединяются и разъединяются, как железнодорожные вагоны на станциях пересечения или соприкасания, когда одна дорога очень близко подходит к другой". Все дороги вели меня подальше... поглубже... по самое chaglatte**... в Провансаль. В местных поездах женщины покрывают голову листьями лаванды, а в вагонах нет ни одного портного. Поэтому все женщины в провансальских поездах ходят голыми, а поезда - фиолетовыми. Ночью в прогоне от Парижа до Марселя в процессе чтения книги Пригожина, подаренной друзьями, постепенно появилось чёткое представление о точках бифуркации - тех моментах, когда люди после развода в ходе своих внутренних изменений и усложнений приобретают черты крайней неустойчивости, что с необходимостью приводит к качественным преобразованиям. После пересадки на местную электричку за окном поплыли городки и деревни Прованса, живущие неспешной жизнью, которая, кажется, не сильно изменилась за последние сто лет. С другой стороны окна, как я уже говорил - не было ни одного портного, и женщин хотелось потрогать руками... Не искушая себя, я отвернулся к окну и, рассматривая, наклонные против движения поезда, фиолетовые поля, фиолетовые деревни, фиолетовые городки... быстро понял две абсолютно "чёрные" вещи: - эти наклонные отрезки воспринимаются пространственно, т. е. как бы обозначающими какую-то глубину, так как кажутся в той или иной мере уходящими одним концом в глубину. Но следует иметь в виду то, что наклонные направления с точки зрения теории визуального восприятия относятся к классу многозначных изображений. Они кажутся уходящими в глубину одним или другим концом или лежащими на фронтальной, горизонтальной плоскостях. Для прекращения такого "колеблющегося" восприятия отрезка необходимо ввести его в какую-то конструктивную систему типа "рамы". - без "рамы", я буду здесь очень свободным художником замка Ив. А популярность замка Иф высока исключительно благодаря двум узникам: Железной Маске, который там никогда не был, и Эдмону Дантесу, который никогда не существовал. Видимо, именно в такие переломные моменты судьбы и открываются разнообразные пути качественных преобразований, о которых я только что прочитал в книге. В точках такой бифуркации наблюдается царство случайности. Самое тупое и бессмысленное в поезде - смотреть в окно и причитать как праведник Йова: почему отнял у меня жену, почему я страдаю, почему я?.. То есть, разумеется: у дождя есть отец; он рождает капли росы; из его чрева выходит лед и иней небесный... У всего, что происходит, если покопаться, обнаружится своё объяснение. Но когда состояние созерцания тупого пассажира прерывается неожиданным видением, и условием восприятия самодостоверности становится чья-то нагота, равная четности цветов лаванды в поле - у тебя на лице отдыхают планеты и звёзды. Я посмотрел ещё выше и неспокойно промолвил: -- Покаяйся, Господи! Дело не в том, что в Провансе все женщины ходят, как в Эдеме, голыми - необходимость одеваться, пробивающаяся здесь сквозь все случайности, - опять-таки, в конечном счете, экономическая, и Карл Маркс по этому поводу написал бы: "история носила бы очень мистический характер". Нет, не все - хотя это было бы идеальное воплощение случайности. Дело было именно в том, что мне, художнику, можно сказать бальзаковского возраста, до сих пор не приходилось иметь дело с такой иррациональной глубинно-пространственной композицией - пространство сформированное из пространства, результатом сложения которых, являлся нуль. Это было связано с вычитанием бесконечно красивой фигуры, которая бывает только у нагих статуй, из бесконечной фиолетовой вселенной. То, что произошло следом, можно легко представить, если допустить, что вопрос: "А ты меня любишь?" оказывается имеющим вполне четкий смысл. Выскочив находу из поезда, я понял - он расшифровывается так: "Как много дорогих тебе членов ты готов повредить ради скрывающей твоё отсутствие реальности?". Или еще проще - "Le médecin est nécessaire?"... Любовь с фиолетовыми соплями - это всегда медицина, операция на мозг и сердце. И высокая температура. А также - торговля... Предметами искуства. В сущности, все равно, за что ломашь правую ногу; но если ломаешь за что-нибудь правое, то такая поломанная жизнь лучше, чем её отсутствие. Поэтому, когда после тщетных попыток оживить вылетевший из поезда труп, "нагая статуя" собралась хоронить его, я очнулся и сказал: -- Не стоит беспокоиться - пролетев бесконечность, остаёшься на том же месте. То, что я наблюдал после прихода в сознание, требовало от моего разума членения на планы. "Здесь главное, - подумал я, - не совершить ошибку...". Роковая ошибка художника в данном случае может быть только одна: когда он сдается, опускает кисти и, не завершая композиции, начинает знакомиться с голыми женщинами. Но настоящая композиция - это композиция, согласованная с "рамой" плюс неоднородность изобразительного поля, вызываемого "рамой". Художник, строя композицию в соответствии с тем или иным замыслом и учитывая предощущение глубинности в центральной части картинного поля, должен усилить ощущение глубины пространства или вступить в сознательный (или интуитивный) конфликт с углубленностью поля в центральной зоне. Тогда свойство неоднородности картинного поля, будет выступать и действовать "скрыто", как основа контраста с передним "пространством" картины. Я выбрал - первое. Далее работа пошла как "по маслу": во-первых, на отношения "верха" и "низа" и на ощущение их тяжести или легкости стала оказывать воздействие неоднородность направлений в фиолетовом лавандовом поле; во-вторых, создание картины в прямоугольном формате дало ей и мне ощущение устойчивости, и благодаря ей - в третьих, достигнув границы разума, я поблагодарил девушку и попрощался. Она перевела и поняла это по-своему, и молча пошла прочь, оставив о себе два впечатления - первое и последнее. В последнем - получилось как на картине Рембрандта "Давид и Урия", где Урия уходит вперед, "покидая картинное пространство". Мои новые картины в подальше... в поглубже... в по самое chaglatte**! * inévitabilité fatale - неизбежная фатальность ** chaglate - пизда, манда; также пишут chaglatte *** Le médecin est nécessaire? - Доктор требуется?
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|