|
|
||
Проблема специй
| В Монреале, в бытность работы журналистом, я никого из читательниц не оставлял равнодушной, однако было бы слишком просто разделить моих поклонниц и ненавистниц по традиционной принадлежности к брюнеткам и блондинкам. Часть женщин ценили в моем стиле изложения мысли иронию и авторитарность. На другом фланге я пользуется популярностью за свой философский интеллектуализм. Вообще говоря, последнее - это философская теория, утверждающая, что действительность может быть полностью познана интеллектом. В это время я требовал от себя больше, чем мог отдать: вечной дружбы, неизменной любви, бескомпромиссного гнева. Теперь я научился требовать от себя меньше: просто дружбы, просто любви, просто гнева без фраз. А их гнев, дружба и любовь сохраняют в моих глазах всю ценность именно благодаря бескомпромиссности, вечности и неизменности. Неважно, как люди встречаются. Мне лично нужен "только ветреный день, в седых облаках небосклон". А им?... Женщины теперь могут быть, вообще, из совершенно разных миров, никогда не бывать в Монреале и не ходить в одно кафе. Но однажды с ними сталкиваешься, и тогда "летят брызги, и пены клочки, и чайки тревожный стон" издают. -- Простите, - спрашиваю в торонтовском магазинчике специев, - у вас нет всех ингредиентов для чая масала. -- Нет. Но есть пальмовое молоко. -- Тогда сделаю себе английский чай. Они разорили у нас в Квебеке местную культуру, так что по ощущениям будет то же самое. Слышу сзади в очереди: -- Печаль делает чай вкуснее. Оборачиваюсь - девушка с еврейскими глазами смотрит на меня и улыбается. -- Это вы сказали? -- Нет! Кобо Абэ. Я улыбаюсь и начинаю иронично-авторитарно-философско-интеллектуальную "игру": -- Печаль, суть начало философии. -- Это сказали вы? -- Я. Хотя это сказал Артур Шопенгауэр. Но этим враньём сделан один небольшой шаг для меня и огромный шаг для этой девушки. -- У меня дома тут недалеко есть много видов специй, - говорит она, - кардамон, корица, имбирь, семена фенхеля, чёрный перец, мускатный орех, лепестки розы, корень солодки, шафран, миндаль и гвоздика. -- Вы знаете, это очень естественно принять приглашение: завязка в прозе Кобо Абэ обычно определена детективным сюжетом: исчезновение человека. Если мужчина совершит ошибку и испытает чувство смущения от таких откровенных предложений, в этом случае он сильнее нуждается в любви женщины... Чем серьёзнее ошибка, тем больше потребность. Женщины этим пользуются. Девушка с еврейскими глазами оказалась бывшей журналистской из Боснии. По дороге в её дом мы обсуждаем как исчезли Ники Дюмпей ("Женщина в песках"), Нэмуро ("Сожженная карта"), герои "Чужого лица" и "Человека-ящика", молоделький солдат (рассказ "Призрак солдата"). Этих героев ищут - и, прежде всего, ищут сами себя и они сами (в ряде романов писателя). Эти поиски "другими" или "самими собой" завершаются определенным финалом. Каков он, этот финал? Обретение или утрата? Нахождение самого себя или потеря человечности?.. В любом случае что-то происходит с человеком. Что-то происходит и со мной!.. Вот уже десять лет, как я не работаю журналистом. И вот в каком-то прогоне жизненного пути я вдруг понял, что нахожусь на колее с односторонним движением. ...Возможно и она тоже думает сейчас: как это легко - проскочить сквозь внезапно появившуюся трещину в каком-то прогоне, опирающимся на несущие конструкции сооружения, хотя это также легко, как и оказаться на "темной" стороне. -- Знаете, в чем проблема? - говорит она. - Вы понимаете женщин. -- Это проблема? - я удивлен. -- Для женщин. -- Ах, вот оно что?! Что-то происходит с нами обоими...
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|