Сфинкский : другие произведения.

Помойка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 

  Окно [Композиция. Сфинкский]

 
ПОМОЙКА
 
 

Если долго вглядываться в пропасть, пропасть начинает вглядываться в тебя. Ницше

 

На календаре - двадцать второе января, новый День Франции и Германии. В доме, расположенном на неторопливо взбирающейся в гору улочке города Сент Луис, встречаются старые друзья - хозяин дома художник Сэмюэль Фрэнч и владелец местной "немецкой" пивоварни Дональд Буш. Друзья только что вернулись с небольшой прогулки в ботаническом саду, - зима, как правило, лучшее время насладиться плакучими формами деревьев и кустарников в одном из лучших ботанических садов мира, расположенного в центре города.
- Согреемся, - кивает хозяин дома на одиноко стоящую на столе бутылку виски, - что-то прохладно!
И не случайно, - город Сент Луис расположен в холмистых прериях на известняковых курганах и подвергается воздействию, как холодных арктических воздушных масс из Канады, так и влажным тропическим воздушным массам из Мексиканского залива. А, поскольку, вблизи города не расположены, ни крупные горные массивы, ни крупные водоёмы, - горожанам всегда важней погода в доме - кондиционеры. Однако, Сэмюэль Фрэнч с характерным для французов психологизмом считает, что тепловой комфорт, определяется как состояние человека, удовлетворённого условиями окружающей среды, при котором он не знает, хочет ли он изменить условия среды, сделав её более тёплой или холодной.
- Давай выпьем, - доносится из ванной комнаты голос гостя, - сегодня - день Франции и Германии! А мы с тобой, Франчик, как Франция и Германия, - сегодня вместе!
Ополоснув руки, Дональд Буш проходит к небольшому столу, расположенному в столовой комнате, ...оглядывается по сторонам и опускается на рядом стоящий стул, - отсюда хорошо видно как хозяин дома суетливо метается на кухне между холодильником и плитой.
- Столовая, похоже, выполняет множество функций, - подумал про себя Дональд Буш, оглядывая помещение, - но имеет довольно скромную площадь.
На стенах комнаты висели картины, - много картин...
- Чересчур много картин, - отметил гость.
Подойдя ближе к стене, он насчитал не меньше дюжины детских рисунков в рамках. Рисование, как игру, Дональд Буш считал несерьезным занятием для детей, - работой "для себя". Подобная установка, - был уверен он, - только обедняет духовный мир, - она не дает возможности реализоваться творческим началам детей.
- Другое дело, - продолжил рассуждать в уме Дональд Буш, - изучение рисунков детей с неврозами. Это полезно и в плане диагностики интересов и особенностей темперамента, и в плане понимания детских переживаний.
Рисунки на стенах отвечали стандартным для маленьких детей темам рисования: "В детском саду" "В школе", "Во дворе", "Семья", "Что мне снится", "Мои страхи", "Кем я хочу стать" и тому подобное. Тема "Самое плохое событие в дома", - заметил Дональд Буш, дополнялась "Самым хорошим..." на противоположной стене салона. Видимо, чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка!
Приглядевшись внимательнее к детским работам, он заметил в рисунках с изображением домов один и тот же повторяющийся графический элемент - изображение чердачного окна в крайнем левом верхнем углу. Дональд Буш тяжело вздохнул, - вид чердачного окна напомнил трагедию, постигшую несколько лет назад семью Сэмюэля Фрэнч. В рисунках умирающих детей арт-и-психотерапевты часто отмечают элементы, которые могут быть связаны с их духовными и трансперсональными переживаниями. Арт-и-психотерапевты, - об этом Дональд Буш знал наверняка, - считают такие окна - "окнами души, - местами, через которое недавно умерший человек покидает дом. Дети, чья жизнь находится под угрозой, очень часто изображают окна в крайнем левом верхнем углу своих рисунков.
- Вот так вот.., - подумал он печально и опять тяжело вздохнул, - Если кто-то сомневается в том, что дети знают о смертельной болезни, - они должны посмотреть на рисунки, которые эти дети создают. Только нужно обязательно прочувствовать, что это часто неосознаваемое знание и оно не является интеллектуальным знанием. Дети имеют "внутреннее знание смерти", представленное символически в виде художественного творчества... Причём иногда за месяцы до того, как поставлен диагноз!
После мыслей о творчестве безнадёжно-больных детей у гостя неприятно засвербило под ложечкой и он решил вернуться к столу.
- Заметил..? - выдохнул Дональд Буш всей своей грудью, - В Европе сейчас всё больше и больше разговоров о франко-германском гражданстве и создании регионов без границ.
Хозяин дома молча кивнул в ответ и показал взглядом на стол, - на котором уже стояло несколько тарелок с нехитрой холостяцкой закуской.
- Немцы - как обычно, - попытался отмахнуться он от нежелательной темы, - выпьют и хотят слушать марши.
Открутив пробку бутылки, Сэмюэль Фрэнч разлил виски в 150-ти гpаммовые коктейльные стаканы для маpтини, следом поднял стакан и сделал внимающий собеседника вид...
- Послушай Франчик, что я тебе скажу, - многозначительно сказал Дональд Буш глядя на друга, - Эти страны появляются вместе из страха появляться по отдельности. Германии нужна Франция, поскольку она пришла к пугающему ее разрыву с Америкой, - взамен Франция заставляет Германию выпрашивать подаяние на продукты, откладывая каждый раз решение сельскохозяйственных проблем. Но Германия теперь получила карт-бланш самостоятельно мешать под столом политические карты. Это видно по слухам о противоречивых контактах с Ираном!
Празднование нового Дня Франции и Германии, на самом деле, - не было единственным поводом для встречи старых друзей. Сегодня Дональд Буш и Сэмюэль Фрэнч отмечали сорокалетнюю годовщину собственной дружбы. А отношения между друзьями, возникшие в раннем детстве, действительно, - напоминали отношения между Германией и Францией после Второй мировой войны. Скрепленные сорок лет назад Елисейским договором, отношения сегодня казались здоровее, чем когда-либо. Две недели назад французский президент и немецкий канцлер превратили свою оппозицию американской войне в Ираке в совместное предложение по изменениям проекта резолюции ООН о восстановлении страны, предложенного США.
- Фу!, - поморщился и передёрнулся от выпитого виски Сэмюэль Фрэнч, - от виски и коньяка появляются преждевременные морщины и портится цвет лица. Вся эти участники международного контингента, Дональд, напоминают мне людей, сумевших сделать удачную карьеру в жизни и снискавших любовь и признание женщин, - из-за чего другие люди теперь даже опасаются появляться вместе с ними рядом. Удачники же, - иногда появляются вместе. Из страха появляться по отдельности! А если разобраться, то всё это из-за женщин. Все войны из-за женщин!
- Да-да, - рассмеялся Дональд Буш, который выпил свою порцию первым, - французы, как всегда, - пьют и слушают свой густой любвеобильный аккордеон.
- Зато некоторые американские немцы, - рассмеялся вслед Сэмюэль Фрэнч, - варят пиво с добавками риса вместо богемского ячменя и жатецкого хмеля, продают его русским, которым жалко тратить деньги на водку и коньяк, а сами - пьют виски.
- Я отличаю виски от коньяка, а коньяк от водки только по цвету твоего лица.., - усмехнулся в ответ Дональд Буш, - Кстати, в конце прошлого года наша Anheuser-Busch отказалась от поставок американского Budweiser в Россию. И даже не стала искать другого дистрибутора!
- А Америке ничего и не остаётся делать, - заметил Сэмюэль Френч, - она бреется от одиночества.
- А что делают Франция и Германия?
- Франция и Германия - просто блейфующие стратегические партнёры. Стратегические бомбардировщики, основное предназначение которых - поражение врага на территории его страны! Они несут атомные бомбы и крылатые ракеты. А ты знаешь, Дональд, почему падают самолёты? Во-первых, - из-за отсутствия современных самолетов, во-вторых - подготовка пилотов. В настоящее время самолётами данного типа располагают только США, Россия и Китай. Да и то, у последних самолёты - русские! Потом, Дональд, сколько можно о политике?
- Франчик, а Франчик.., - интригующе произнёс Дональд Буш, - ...а ты когда-нибудь видел русские "деревянные" районы, - и расплылся в улыбке, - это же эльдорадо для размышлений над особенностями русского характера! Разваленные и замусоренные лачуги с забором!
- Помойка одним словом.., - согласился Сэмюэль Фрэнч и попытался сменить тему, - сдалась она тебе сегодня, - русская история!
- Нет, ты скажи зачем в родном доме чего-то строить и убирать, - продолжил Дональд Буш, - когда одних русских - ждет райская жизнь после смерти, а других, - неизбежный коммунизм. При этом, выжившие при грабеже страны новые русские, - проводят время в кино-Каннах или отсиживаются в эстетском районе Лондона - Блумсбери. Как говорится у них в России, - "с чистою душою по уши в дерьме".
- У русских есть такая склонность, чтобы себя мучить, - на себя нажимать. Это ещё Достоевский показал. А ты попробуй сам себе на кишки со всей силы нажимать, - вот так и ходят под себя. Как на помойке!
- Помойка?! - теперь уже и сам Дональд Буш сменил в своём тоне шутливый минор на громкий мажор, - Ты помнишь, - сорок лет назад, когда мы были маленькими, а бароном городской помойки был русский Рах?
Сэмюэль Френч резко насторожился... Неожиданно произнесёное вслух имя русского в сочетании со словом "помойка" больно ударило в голову. Его взгляд от неожиданного удара "повис" в воздухе, потом опустился вниз, и через мгновение растворился в свежей порции виски. Сэмюэль Френч выпил залпом и запрокинул голову с закрытыми глазами.
- Фу! - поморщился он через несколько секунд и встряхнул головой, - Ты, Дональд, как Ангел сильный, провозглашающий громким голосом "кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?".

Сорок лет тому назад стадо тенейджеров из центрального района Сент-Луис неожиданно пополнилось новичком - одиннадцатилетним Сэмюэлем Фрэнч. Его сразу прозвали Франчиком, - француз оказался самым маленьким из всех. Себя тeнейджеры называли "Городом курганов". Маленький Франчик приехал в Америку с родителями из Бордо и сразу же стал водится с исполинами Города курганов. Их стадо носило символическое имя самого города, - в десяти милях от Сент-Луиса находились остатки древней индейской цивилизации - курганы Чайокья, которые были возведены около тысячи лет назад. Рассказывали, курганы имели определенное ритуальное назначение, - они были созданы для того, чтобы объединить землю и небо. А также сыскать милость богов!
Исполины стада Города курганов мечтали обьединить Сент-Луис под своим началом, - в том числе и район городской помойки. Дымящаяся помойка Сент-Луис, как и любого другого большого населённого пункта, была как археологический слой города, - тем, что утеряно или спрятано, но спрятано в минимальном проценте. В основном, находки на помойке оказывались тем, что потонуло в грязи урбанизированного города, но тем и были ценны вещи, найденные среди мусора, что они давали срез обычной жизни обычного горожанина. Дети всех времён и народов всегда хотели жить как все...
Взрослые парни Города курганов вполне оправданно вели себя крайне осторожно с чужаками, но сообразительный француз усердно втирался в доверие, и вскоре стал реально помогать им избавиться от влияния противоборствующего стада Мусорного барона, - это стадо полностью контролировало помойку. Особенно Франчик сдружился с немецким иммигрантом по имени Дональд Буш. Родители Дональда приехали из города Будеёвицы, где расположен известный на всю Богемию пивной завод Budweiser Budvar. После второй мировой войны пиво в Сент Луис имело огромное значение. Протекция тринадцатилетнего Буша, чья семья имела к пиву прямое отношение, стала для парней Города курганов лучшей рекомендацией. Зато парни из стада Мусорного барона оказались настроеными по отношению к Франчику не столь миролюбиво, - парни лупили его кастетами в лицо. Большинство из них - дети беженцев из восточной Европы, жили на территории, близко расположенной к помойке, - ближе чем любой другой район в городе. По этой причине стадо Мусорного барона часто называли просто Помойкой. Парни как парни, но под их личиной в условиях непрдсказуемой жестокости помойки могло скрываться что угодно, - волки стадятся в глухозимье. Потому, - в арсенале Города курганов было настоящее оружие, заряженное боевыми патронами. Взаимоотношения между Помойкой и центральными районами города никогда не отличались большой теплотой. Помойка просто не хотела пускать на свою территорию никого. И это было вполне понятно: два субъекта города, - грязная окраина и центральный район, связанные, казалось, - тысячами нитей, имели вполне конкретные интересы, которые довольно часто не только не совпадали, но даже противоречили друг другу. В городе не было достаточно не только уборочных машин, но и просто грузовиков для вывоза мусора. При таком положении невозможно содержать город в чистоте. Убирались только центральные улицы, на второстепенные просто не хватало достаточно сил и времени, помойка - та и вовсе, - таинственно существовавала сама по себе.
Самой значительной из таинственных особенностей помойки был факт того, что, никто из парней Города курганов не знал Мусорного барона. Никто не мог быть до конца уверен, что когда-либо видел самого влиятельного человека помойки в лицо. Но он один давал жизнь на помойке при полной свободе входа и выхода с ней...
Ходили упорные слухи, что Мусорного барона звали Рах. Раха считали русским иммигрантом, - якобы, Рах - это мифологический персонаж восточных славян, упоминаемый в заговорах, - русский демон страха. "Появляется он, - говорили те же самые источники информации, - вместе с ветром -суховеем в самом центре огненного вихря, - поэтому и видеть демона страха никто не видит, но присуствие чувствует каждый. Если он рядом, - появляется такое чувство страха, устоять против которого никто не может".
Только теперь Сэмюэль Фрэнч понимал, что "Рах" было, скорее всего, не личным именем, а нарицательным именем "пастуха" стада помойки. Без пастуха - нет стадо! Пастуха - совершенно отделенного от самого стада, непохожего на них и непохожего на всех остальных!
Невидимый Рах вёл своё дикое стадо дорогами помойки, a имя его вело его самого. Правда, само стадо походило больше на упрямых телиц, чем на ягнят на пастбище, - готовых затоптать насмерть за каждую неделимую находку на помойке. Они шли стадом, во множестве и одним путем. Сценарий нападений стада Мусорного барона был всегда одинаков: стадо, состоящее примерно из десяти-пятнадцати парней, неожиданно появлялось на помойке и, буквально, в считанные секунды проносилось через разные кучи, попутно ровняя с землей всех кто попадался на пути. Никто из сметённых Мусорным бароном не знал самого барона. Рах, видимо, наделял всех пасущихся вокруг "своей" помойки желанием давать себе имена. Но знать имя вещи, как известно, значит уметь владеть ею, - поэтому никто не знал личного имени Раха. Все просто принимали на веру версию того, что русский огненный ветер-суховей Рах, - есть воплощение страха, а Рах - демон смерти, то есть он, - ...как демон смерти. Без ложной бравости, - это было сущей правдой. Помойка всегда вызывала у Сэмюэля Фрэнч страх. Особенно - в детстве... Особенно - утром, когда дымилась мертвым туманом её поверхность.
Ранним утром на помойке не было никого, - на свалку заворачивали только специализированные машины и мусорные грузовики. Открывая оранжевую пасть, машины вываливали на дополнительную переработку переработанное горожанами сырье, - и тогда дымящаяся лава вздыхала и становилось ясно, что внутри неё скрывается огненный суховей. Он распостранялся во все стороны и вел за собой всех.

- Помню.., но слава богу, "всех пастырей твоих уносит ветер", - ответил Сэмюэль Фрэнч на заданный минуту назад вопрос и замер...
Одна из естественных реакций человеческого тела на страх - замирание. Страх Франчика появился, как и положено, - с некоторым опытом. Все страхи с тех пор, так или иначе, стали быть связаны с природой помойки. С ее необузданными и непредсказуемыми стихийными проявлениями!
- Я всегда замирал, когда представлял Раха среди парней, с которыми мы дрались, - сказал он тихо, - почти самому себе.
- Рах был намного старше всех нас, чтобы позволить себе драться на равных, - пояснил Дональд Буш.
- Так говорили...
- Я слышал ты писал помойки? - спросил с неопределённой степенью осторожности Дональд Буш, - В прессе тебя называли импрессионистом помоек.
- Скорее постимпрессионистом.., - улыбнулся Сэмюэль Фрэнч, - это более глубокое искусство наблюдения натуры и реальной действительности.
- Работал на пленэре пейзаж?
- Я писал помойки на многих помойках мира. В разных местах, в разное время - помойки разные.
- А что тебя привлекает в этой теме?
- Для меня помойки - это разные пейзажи страха. Когда-то я понял, что изображение одного из беспокоящих страхов оказывает расслабляющее действие на остальные мои страхи. Видимо, поскольку я, проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования с натуры, справлялся с собственным заданием, - я заслуживал самоодобрение.
- А что, - импрессионистской живописи в отличие от пост импрессионистской было свойственно только "пейзажное" восприятие действительности?
- Нет не совсем так... Чёрный "музейный" цвет картин художников Ренесанса поглощал все цвета вокруг и никогда их не выпускал, - они уступила место картинам импрессионистов с многообразной игрой рефлексов и цветных теней. Постимрессионисты стали использовать то, что у людей есть определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом чувствительности, мыслительности и активности.
- Ничего удивительного, - различные цвета по-разному стимулирует нервную систему. Например, красный - ускоряет пульс, чёрный - напрягает загадачностью, - он всегда скрывает в себе все цвета, что несет, - добавил Дональд Буш.
- В Африке чёрный цвет связан с сезоном дождей. Приношение черного животного в жертву - вызов дождя. Когда умер наш чёрный пудель, я подумал - не пригоже приносить в жертву Богу то, что нам самим негоже.
- Самое омерзительное - приношение в жертву человеческих существ.
- В Танахе описывается случай, когда жертвоприношение детей принесло положительный результат.
- Чёрный цвет, -он притягивает к себе, как мысли о смерти, - вернулся к общей теме Дональд Буш, - ему не хотелось говорить о смерти детей. Как-то, некстати, вспомнился специфический термин из толкового словаря, обозначающий нечаянное убийство ребенка, - "приспать". Приспать или заспать младенца, - говорилось там, - положить с собою, навалиться на него в беспамятном сне и задушить.
- Пугает.., - пояснил Сэмюэль Френч, - Это - страх из-за загадочности. Человек должен пройти через чёрное, чтобы познать, как много в нем белого. Только надо помнить, что чёрный цвет не выпустит вас таким, каким вы были.
- А ты можешь показать мне свои картины сейчас?
- Удобнее будет посмотреть альбом репродукций картин. У меня есть подарочное издание, - я хотел бы тебе его подарить. Альбом находится на втором этаже в спальне, - если ты не против, я схожу и принесу его...
Дональд Буш кивнул в знак согласия и оба прошли на террасу, откуда хозяин дома поднялся на второй этаж, а гость остался ждать внизу...
Свои альбомы и альбомы репродукций любимых художников Сэмюэль Фрэнч хранил в шкафу просторной спальни. Там же хранился ошейник, умершего пуделя и с десяток незаконченных холстов. Всё это так или иначе отдавало дань памяти прошлого. Самые дорогие памяти детские рисунки сына висели на стене в столовой комнате.
На пути к шкафу Сэмюэль Фрэнч остановился, порылся в ящике под письменным столом и достал женские часы-браслет, похожие на крендель. Оглядев браслет со всех сторон он прислонил его к уху. "Идут, - удовлетворённо заключил Сэмюэль Фрэнч, - значит, сила сохранилась", - и отправил "крендель"обратно под стол. "Старость часов, - подумал он, - это попытка остановить неумолимое время, которое превращает сейчас в прошлое. Недавно в книжном магазине Сэмюэль Фрэнч взял посмотреть книгу священника. Открыл наугад и прочел: "понятие "судьба" не существовало, - его придумал дьявол". Видимо, и эти старые часы, найденные в детские годы и шедшие, по крайней мере сорок лет, мог придумать только дьявол. Вопрос только, - как можно было найти часы дьявола на городской помойке? Всё может быть... Без понимания возможного, никогда не оценишь действительное. Даже у президента Клинтона его знаменитый Сокс был подобран на помойке.
Упоминание в мыслях призедентского Сокса, удвоило тяжесть недавнего упоминания чёрного пуделя, умершего два года назад в Детройте. Пудель прожил в семье Сэмюэль Фрэнч не меньше дюжины лет. Его звали Рэин - дождь, - "pudelnass" - по немецки, означает "промокший до нитки". Жена очень любила игривого пса. Следующий день, после того, как Сэмюэль Фрэнч вернулся в Сент Луис из Детройта без пуделя был наверно, единственным днём в её жизни, когда она не вышла на работу. Даже в день похорон сына, умершего на год раньше от лейкомии, она - потерянная и убитая горем, ушла и вернулась домой только на следующий день, заночевав в офисе. Узнав, что чёрный пудель отравился на смерть на огромной помойке Детройта, жена пролежала целый день на диване, отвернувшись к стенке и через полгода они развелись.
Закрыв за собой дверь в спальню, Сэмюэль спустился по лестнице на террасу, и увидев внизу друга, протянул ему в руки альбом. На бледно - зеленого цвета обложке была изображена помойка.
- Спасибо, - поблагодарил Дональд Буш.
- Посмотри там, - произнёс Сэмюэль Френч, помогая другу найти нужную страницу, - на самой первой репродукции - картина "Помойка вечером". Интенсивно синее небо на ней кажется зловеще мрачным, несмотря на огромные сияющие звезды. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залита эта помойка. На куче мусора сидят люди, по улице идут прохожие, но над всем господствует настроение пустынности и тоскливого одиночества.
- То же настроение, - Сэмюэль Френч перелистнул страницу альбома, - присутствует и в этой картине.
Новая "помойка" существенно отличалась от помойки, на предыдущей картине. Видимо также отличалась и природа страха художника её написавшего.
- Самая большая слабость, - подумал Дональд Буш, - это панический страх показаться слабым.
Жена Дональда - Сара Буш работала в детском госпитале и, будучи психотерапевтом, часто использовала рисование как способ диагностики состояния психики и непосредственно зболеваний. От неё он знал, что на первом месте среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста находятся чудовища. На втором месте - страхи стихийных бедствий - землетрясения, пожары, аварии и войны, а также нападения бандитов. Все страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие за ними по частоте страхи животных - паук выпьет кровь, от укуса змеи наступит смерть, собака загрызет и т. д. На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты, - поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования.
- А эта картина называется "Ночная помойка в Андерсонвилле", - пояснил Сэмюэль Фрэнч, указывая пальцем на новую репродукцию, - только на ней нет людей. Зато есть стойкое ощущение, что они были и ушли. Кажется, ещё секунда, и весь этот пустой мир окажется взорванным изнутри клокочущей где-то в его недрах страшной разрушительной силой.
- А у тебя есть "помойки утром"? Утренняя роса и дождь, - я хорошо помню, - делали поверхность помойки скользкой как живот шлюхи.
- Шлюхи.., - тоже скажешь!, - протянул Сэмюэль Френч, - Разве, ты не помнишь, что когда мы ходили на помойку, - с нами ни разу не было девчонок. Помойка - это мужское дело. Мне кажется, помойка - это один из мужских символов. Странно что ты упомянул росу! В каббале, например, дождь - символ вод мужского начала, источник энергии, нисходящей сверху, - в отличие от росы, символизирующей воды женского начала, то есть энергию, поднимающуюся снизу. Чёрт с этим, ...посмотри лучше какие разные цвета у разных куч помойки. Кажется они не только разного цвета, но и разного социального происхождения и, даже разного пола. Кажется они сейчас оживут и вернутся к тем, кто их выбросил или потерял.
- Ты знаешь, - перебил Дональд Буш, - у меня жена - арт-и-психотерапевт, - просматривая репродукции, он никак не мог избавиться от мысли, что наилучшим звуковым рядом к картинам Сэмюэля Френч могла бы быть тема из немецких Lieder, поющих смерть и погребение. Неужели он с таким страхом думает о смерти?
- И... Вот лучше посмотри на эту репродукцию.., - Сэмюэль Фрэнч перелистнул ещё несколько страниц альбома, - Здесь, видимо, под влиянием импрессионистов техника письма выглядит более свободной, вся палитра высветлилась, но при этом осталась неопределённой. Название картины - "Пейзаж помойки во время дождя". Она написана в Косово. Вот этот человек в рясе на картине - сербский епископ Афанасий. Заметь, он выдержан в черно-синем, как воронье крыло, и поэтому ещё более похож на птицу над помойкой. Ворон - это проводник из живого мира в загробный. Я думаю, сербский епископ приходил на помойку - искать Калашников. "Слава Богу, я не непогрешим", - так сказал однажды он и так говорил сербский Патриарх. А ешё епископ Афанасий просил: "Покажи эту картину папе. Я не непогрешим - слава Богу, что я не непогрешим". Вот это божий человек!
- Так можно сказать "Пойдемте все в мученики за веру!" А что же тогда слабые, которые не смогут выдержать? Это тоже соблазн...
- Ты знаешь, есть такая сербская поговорка: "Самый красивый цвет человеческой честности - это покаяние". Покаяние - самый красивый цвет человеческой честности. Вот какой цвет у помойки в Косово!
- Получается, что ангел смерти вверху разгневался на албанцев, а внизу мученики гневаются на албанцев! Довольно политики! У меня есть идея для новой картины.
- Идея новой картины? - переспросил Сэмюэль Френч.
- Ты сказал "помойка - это мужское дело". На свете нет такого дела, в котором отсутствует противоположность, - женщины есть везде. Должно быть они ходят на помойку без мужчин. Поэтому, давай нарисуем женщину на помойке?
- Дональд!
- Жена говорит, что каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная тенденция более характерна для детей с неврозами и косвенно указывает на конфликт в семье.
- Дональд, я тебя прошу...
- Картина будет называться "Семь дней помойки"!
- При чём тут помойка и семь дней?
- Семь дней - это время творения мира. На этом основании считается, что и поныне длится день седьмой, а восьмой наступит после "второго пришествия" и "страшного суда". Помойка - это мир. Великая мать приворожила Бога. От их любви родился детский страх перед помойкой. Он, в свою очередь, как Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его...
- Есть чисто личные страхи, которые отсутствуют у всех, - нервно перебил Сэмюэль Френч.
Но Дональд Буш был словно пьяный заразной мыслью, и никак не мог остановиться. Его разбирал истерический смех:
- Женщина разденется донага. Ляжет в грязь. Мы нарисуем углем на животе крест так, чтобы он пересекался на пупке. В полночь, при полной луне она раскинет руки крестом. Глаза её будут открытыми, - она устремит взгляд в небо. В небе появится глаз. Женщину охватит дрожь. Она повторит девять раз имя человека, которого она хочет приворожить. Потом смоет крест с живота заранее собранной в баночку водой. А остатки воды не выльет - пусть она стоит все семь дней. Картина будет выражена в ультра-фиолетовых тонах. А ультрафиолет - это лучи, под которыми мы загораем. Он проникает в организм через кожу и поглощается роговицей и хрусталиком глаза. Видел на очках надпись о том, что они полностью поглощают ультрафиолет?
- Дональд!
Дональд Буш остановился хохотать и продолжил серьёзно:
- В разумных дозах ультрафиолет глазам не только полезен, но и крайне необходим, и бояться его не следует. А вот дефицит ультрафиолета по-настоящему опасен, так как в этом случае нарушается синтез важнейших витаминов в организме человека.
- Дональд, ты сказал фиолетовый цвет? В картине "Манао Тупапао" Поль Гоген передаёт страх женщины перед привидением, изображая сцену на фиолетовом фоне. А ты знаешь о чём я подумал?
- О чём? - спросил уставший хохотать Дональд Буш и принял позу и выражение лица верховного судьи.
- Ты ведь помнишь Раха, - его звали именем русского демона страха. Мы никогда не знали кто он на самом деле... Так вот я сейчас подумал, может быть Рах - это женщина?
- Рах? - Дональд Буш покраснел от недоумения и вытаращился на друга
- Ну да! Ведь тогда все парни Сент Луиса передрались из-за какой-то помойки какого-то Мусорного барона! При этом никто и никогда не видел его самого... Дональд, я почему-то сейчас уверен, Рах - это женщина!
- Тогда не Рах, а Рахиля, - любимая жена Иакова.
- И напрасно смеёшься, Рахиль - на древнем еврейском означает "овца, имеющая ягнят". Помнишь завет Господа: "Да будет единое стадо"?
- Успокойся, Франчик! Отношение к неявившимся и к несуществующим одинаково! Наливай виски и успокойся... Ты когда-нибудь читал у Гейне о Лорелее: сидя на высоком берегу Рейна, она заманивала лодочников своей красотой. Заманивала, Франчик! На помойку, Франчик! На по-мой-ку..! Наливай виски, Франчик и выпьем за по-мой-ку! За её пучины и горячие обьятия, Франчик! Наливай виски! Шиллер в балладе "Кубок" тоже рассказывал о паже, который бросился в пучину моря, чтобы завоевать женщину, символизируемую кубком. Мы, что - бросались в пучину помойки, чтобы завоевать женщину, символизируемую помойкой?
- Все войны были из-за женщин. Разве нет? Почему же тогда мы дрались из-за помойки? Почему никто не видел Мусорного барона?
- Разинулось черною щелью жерло, ...и воды обратно толпою помчались.., - Дональд декларировал стихи смеясь и откидываясь много раз на спинку раскачиваемого стула.
- Дональд, пожалуста прекрати так смеяться.., мужчины никогда не устанут находить образы, чтобы выразить неистовую силу, влекущую их к женщинам.
- И сопровождающий это стремление страх оказаться ею погубленным, - сьязвил мало-мальски успокоившийся Дональд Буш.
- Пожалуста, будь серьёзней, и подумай о моём предположении ещё раз.
- Вдвойне зловещей женщина становится при кровавых проявлениях ее женского естества. Контакт с ней во время менструации просто фатален: мужчины безнадёжно теряют свою силу, их пастбища засыхают, а рыбаки и охотники возвращаются с пустыми руками... Франчик, не смеши меня, наливай!
Сэмюэль Фрэнч открутил крышку новой бутылки и разлил виски в оба стакана безо льда. Затем сказал - умеренным и рассудительным голосом:
- Что действительно имеет значение, Дональд, так это тот факт, что самооценка мужчин побуждает их вновь и вновь выбирать всё тот же коварный тип женщины и тем самым подвергать каждое новое поколение повторяющемуся влиянию. Ты знаешь, я - согласен написать Женщину на помойке... Если ты не против, - мы отправляемся работать на пленэр. Скоро уже вечер, нам надо собираться!
Дональд Буш с удивлением посмотрел на Сэмюэля Френч, потом проглотил слюну и поднял наполненный стакан, - Ты, - сказал он, глядя другу в глаза, - собираешься искать в мусоре потерянное время и зря только время потратишь.
Дональд Буш подержал стакан на уровне глаз собеседника ещё несколько секунд, прищурился, как бы разглядывая его сквозь прозрачные грани и выпил стакан виски залпом. Сэмюэль тоже взял в руки стакан, закрыл глаза и выпил до дна. Выпив, он посмотрел на друга и остановил свой взгляд...
- Я с тобой, - раздался в возникшей паузе голос Дональда Буш, - Только Рах здесь ни причём! Только потому, что не могут пьюные мужики кончить вечер без женщин. Только потому, что я давно не был на помойке.
Оставаясь на стуле, Дональд застегнул пиджак на верхнюю пуговицу, посмотрел на выходную дверь и совсем непроизвольно, даже к некоторому собственному удивлению, опять расхохотался. Сперва чуть-чуть, но по мере того, как шло время, смеялся все сильнее и сильнее...

Солнце уже успело сесть за мрачный горизонт, когда городское такси подьехало к дымящейся куче городской помойки Сент Луиса...
Помойка - территория не меньше десяти гектаров, место для сбора отходов непригодных для производства определенной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки. Любители падали - чёрные вороны парили, каркая над головой и указывали путь до центральной кучи. Как всегда, помойка встречала посетителей, желающих найти на ней что-то ценное, круглыми сутками. Она всегда либерально встречала, и постояльцев, и гостей. Только гостям, уходящим с помойки надо было запомнить несколько нехитрых правил, которые, возможно, избавят их в будущем от каждодневного зрелища копающихся в мусоре. Это общие правила, в них мало личного, поскольку правила по определению носят обезличенный характер. Во-первых, не надо выбрасывать бутылки и банки вместе с остальным мусором. Лучше ставить их рядом с бачками. Те, кому они необходимы, сами придут и заберут, не роясь в помойке. Во-вторых, - остатки пищи тоже лучше складывать рядом в отдельном пакете. Рядом можно положить и старую одежду и, вообще все, что не нужно дома, но могло бы послужить другим людям. Неплохо бы иногда приносить и нормальную пищу для детей.
Обьездив пол-мира и побывав на десятках помойках мира, Сэмюэль Френч, как оказалось, не посещал родную помойку почти сорок лет, Дональд Буш был старше его на два года и не был здесь, соответственно, ещё больший срок.
- Надо же, помойка нашего детства - сохранилась в первозданом виде! - заметил Дональд Буш, - он водил носом из стороны в сторону, как будто прислушивался к запахам слева, справа и снизу, - Франчик, посмотри, - сколько всего и всё воняет.
- Ты как флюгер на помойке, - держишь нос по ветру, - заметил Сэмюэль Френч и достал из большой кожанной папки мольберт с чистым холстом.
- Франчик, как ты думаешь, - а можно отучить собаку при помощи электро-ошейника подбирать с земли? Моя собака переболела интеритом.
- Смотря какая порода, - ответил Сэмюэль Френч, - Например у пуделей это в крови.
- Мне посоветовали раз в неделю давать подтухшее мясо самим из рук дома, тогда не будет физиологической потребности есть тухлятину... Смотри-ка, - вон там велосипед!
Наступила тишина, наполнившая Дональда Буша полузабытыми воспоминаниями. Он огляделся по сторонам и подумал с грустью:
- Неужели в жизни ничего нового не произойдёт? Неужели вот так и промчится день, смешавший запахи ботанического сада и помойки...
- Франчик! - позвал он хлопотавшего у мольберта друга.
- Что?
Сэмюэль Френч уже начал смешивать краски и бросать их короткими мазками на холст.
- Я подумал: сколько всего чужого можно найти на помойке, но нет ни малейших шансов отыскать то, что выбросил или потерял сам.
- Ты знаешь, - неожидано откликнулся, казалось, увлёкшийся работой Сэмюэль, - Всё может быть! У меня сохранились часы, найденные на этой помойке сорок лет назад. Я их ни разу не заводил, но они до сих пор идут. К сожалению, у меня нет иного обьяснения их действительности но, возможно, - это часы дьявола. Прошлое - это часы, отмеченные властью дьявола.
- Тогда в наименовании часов, как и в наименовании коньяка, дожны быть использованы звездочки, их количество должно соответствовать возрасту дьявола.
- Дональд, без понимания возможного, - никогда не оценишь действительное! Прошлое идёт вместе с нами. И не только то, что было, но и то, что могло бы произойти. Именно поэтому мы иногда обманываемся в том, что с нами было или, на самом деле, - не было. Прошлое - это Змей. Мне кажется, - Змей олицетворяет прошлое, - он соблазнил Еву и возлёг с ней. Потом сам Самаэль возлег с Евой. А после двоих и Адам возлег с ней. От змея и Самаэля родился Каин, а от Адама - Авель.
- Настоящее оплодотворяется прошлым, также как и самим собой, - задумчиво заметил Дональд и следом шутливо продекларировал: "И замыслил Сатанаил поставить трон свой над будущим, и пожелал уподобиться Вышнему. И когда низошёл он в воздух, сказал Самаэлю, ангелу воздуха, яда и смерти: "Открой мне врата воздушные", и тот открыл ему врата воздушные. И спросил он ангела: "Сколько ты должен Господу своему?" Тот сказал: "Сто мер пшеницы". И сказал ему Сатанаил: "Возьми перо и чернила и напиши: шестьдесят"".
- Ладно, ...я пожалуй продолжу писать.
- Возьми Франчик, кисть и краски и напиши: шестьдесят вместо ста! Ты рисуешь? Что ты там выдумываешь в своей картине?, - Дональ вытянул голову, делая вид, что пытается что-то рассмотреть, - Я читал, что Ван Гог не любил выдумщиков.
- Знаешь почему Змей в праве ассоциироваться с прошлым, - опять спросил Сэмюэль, - Прошлое - это как запас воды в горбах верблюда на всё оставшееся путешествие. В ранней каббале написано, что имея ноги, Змей был похож на верблюда и был очень удобен для верховой езды. Самаэль любил ездить на нем. На спине Змея он чувствовал себя легким и сильным. И однажды он решил восстать против Бога. Для этого он привел Змея в райский сад. А дальше всё просто... Потому что Бог есть, - его нет там, чего нет. Поэтому Самаэль привел Змея и прошлое время в райский сад и, поэтому, произошло то, что никогда не должно было произойти...
- В прошлом, Франчик, ты выстроил храм Помойки - для поклонения; через годы его освятили твои страхи, а теперь он сотрётся дождём. Ты слышишь? - Дональд показал пальцем в небо, - Кажется, - дождь собирается! Неужели когда-нибудь исчезнет это "сегодня" - со смешанным запахом мусора и утреннего ботанического сада?
- Что ты сказал?
- Я сказал - разрушится вся эта идиллия Ренесанса, и кости моих воспоминаний сравняются с кожей помойки... Франчик!
- Что?
...В этот миг, из темноты показались два "призрака", подобные красным светлячкам, подымающимся из дымящегося озера. Они присели на подстилку, брошенную прямо на бытовой мусор в пяти-семи метрах от Семюэля, борющегося с масляными красками и рядом положили по рюкзачку, - видимо с найденными на помойке вещами. Через минуту один из них поднял голову и заговорил женским голосом. Голосом, который отразился эхом, повторяемым далекими расщелинами извилин! Семюэль Френч и Дональд Буш молча переглянулись... Оба поняли, - это знакомый русский акцент русских парней из стада Мусорного барона!
Сэмюэль Френч замер... С одной стороны Франчик с детства испытывал страх перед русской речью, с другой, - усиленно дрался с русскими. Правда, натура от такого самовоспитания не изменилась, изменились ее проявления.
- Привет! Как дела? - раздался сбоку голос Дональда Буш.
Женщина улыбнулась насколько могла очаровательно, даже сказала спасибо, потом повернулась обратно ко второму призраку, который оказался мальчиком невысокого роста, что-то сказала ему, ...потом поднялась, оправила на себе яркую красную куртку и опять стала заниматься привычными поисками. Через минуту воздух донёс волну нового резкого запаха. Дональд Буш отвернулся и, присев на рядом валяющийся чемодан, закрыл глаза.
- Боже мой, какой длинный день, - подумал он, - какой длинный день, какой длинный день... Как я устал, как я устал, как я устал...
И... неожиданно уснул.

Когда Дональд снова открыл глаза, - перед глазами открылась ночь и сидящий напротив мальчик, - мальчик сидел неподвижно и обречённо, как в зале ожидания. Дональд сделал усилие, поднялся и подошёл к мальчику:
- Наверно не интересно играть с самим собой?
Мальчик посмотрел вверх и в лицо Дональда глянуло одним глазом перекошенное физиономия инвалида. Её асимметричность делила маленького человечка на две половинки. Казалось у ребёнка, - два разных лица. Одновременно несколько выражений играли на одном лице, - но оно косило одним глазом в другую от Дональда сторону. Другое лицо, - словно замороженое, - с неподвижным глазом, хранило одно-единственное застывшее на нем выражение. Активный левый глаз, при этом, следил за подвижными предметами. Другой, соответственно, пассивный - следил за неподвижными предметами.
- Не-е-е.., - ответило Дональду застывшее лицо. Другое лицо промолчало и не ответило ничего, - оно смотрело в другую сторону.
Дональд вгляделся.., - ассиметричность лица мальчика даже не уравновешивалась за счет парности слагающих его компонентов. Левый глаз - отличался от правого, правый - был полной противоположностью левого, но всё же они были парными, то же касалось бровей, крыльев носа, губ и других частей лицевого рельефа.
- Фу, страх божий, - уж лучше бы я не просыпался, - подумал он. Не имея склонности разбираться в людях (тем более, делать это быстро), он всегда полагался на личный опыт и привычку.
Но в этот раз, что-то изнутри опять напомнило термин из толкового словаря, обозначающий нечаянное убийство ребенка.
- Приспать или заспать младенца, - сказало изнутри, - положить с собою, навалиться на него в беспамятном сне и задушить.
- Фу.., - мутации помойки! - оттолкнул дурную мысль Дональд Буш, - На самом деле, - ребенок нуждается не в играх, а в хирургической операции.

- Право, право, ...я диву даюсь, - услышал за своей спиной знакомый акцент Дональд, - что за странная история! Почему ты мешаешь взрослым людям?
Повернувшись на звук голоса, Дональд увидел женщину в красной куртке, укоризненно смотрящей на мальчика. Она выглядела как язычок пламени над изумрудным светильником тлеющей помойки. Дональд улыбнулся и опять повернул голову в сторону к мальчику, - мальчик в ошеломлении уставился на женщину. Во взгляде подвижного лица была нескрываемая жгучая злоба. Левый глаз двигался как сканер, как будто считывал передвижение приближающейся к себе женщины; вторым глазом, - застывшее лицо, по-прежнему, смотрело на Дональда. Глаз этого лица, - как будто проявлял форму самого Дональда - неподвижного и оцепеневшего от необычных ощущений. Неподвижный глаз рисовал как бесшумный принтер постоянным импульсом. И изображение получалось само собой... Вместе оба глаза только усиляли страх перед отвратительным зрелищем. Дональд почувствовал себя натурщиком, которого сканировали и принтовали, как художественную репродукцию. Уже не маскируя страх под отвращение, он зрительно вспомнил рисунок, принесённый однажды Сарой из детского госпиталя, - рисунок "Дьявол терзает кота на операционном столе", нарисованный девятилетним мальчиком с раком костей. В какой-то степени этот рисунок был связан с интенсивной физической болью, которую испытывал мальчик вследствие рака костей, и от некоторых медицинских процедур, используемых при лечении рака. Но другой важной затрагиваемой темой, - пояснила тогда Сара, оказалась тема наказания. Не только наказание, заключающееся в мучительной боли, но боли, вызванной именно - дьяволом.
- Нет, что вы, ...что вы! Это я первым подошёл познакомится, - Дональд попытался оправдать незаслуженно обиженного маленького инвалида, но интонация его слов прозвучала столь неожиданно, что он мог засомневаться, - не случился ли с ним сердечный приступ, - его голос звучал фальшиво и неуверенно, - Видите ли, я со своим другом пришли сюда написать картину и мне показалось... Вообщем, мой друг - художник-постимпрессионист, а меня зовут Дональд Буш.
Женщина кивнула в ответ, делая вид, что принимает неуверенно озвученную версию и изобразила на лице "интерес" к собеседнику.

Но тут Дональд испугался, - испугался самой двусмысленности создавшейся ситуации. В голове закружилась ясная мысль о Фрейде и импульсах к кастрации, которые иногда встречаются у женщин. Дональд вовсе не чувствовал себя готовым ни за какое вознаграждение рисковать мужским естеством. Он оглянулся назад и посмотрел на то место где должен был находится Сэмюэль, - рядом с мольбертом никого не было. Пока он говорил с мальчиком, Сэмюэль куда-то исчез. Куда исчез Сэмюэль? Где Сэмюэль, ....где Сэмюэль? Дональд с удивлением вдруг обнаружил себя, спрашивающим себя о страхе перед женщиной с русским акцентом.
- Где Сэмюэль, ....Сэмюэль.., - он не мог исчезнуть, - всем своим существом Дональд желал только одного - скрыть перед собой страх, но уже не мог и уже чувствовал как мурашки бежали по коже и кончику языка.
- Где Сэмюэль, ....Сэмюэль... Хватит трястись, - из последних усилий воли убеждал себя Дональд, - у тебя достаточно причин, чтобы скрывать свой страх - "было бы просто смешно бояться такого, как ни посмотри (он посмотрел на неё), жалкого существа", - такая позиция, - позиция презрения, как способ успокоения своей тревоги давала Дональду особое преимущество. Она помогала поддерживать свою мужскую самооценку, которая, тем не менее похоже, страдала гораздо сильнее от признания страха перед этой женщиной в красной куртке и русским акцентом, чем от признания страха перед смертью друга.
- Вы потеряли друга? - разбудил его рассуждения знакомый голос.
В самом деле, - Дональд как будто заснул, и проснулся от голоса с русским акцентом, но теперь снова хотел заснуть. Его рассудок, проявивший снова страх, как будто жаждал вновь вернуть единство с прошлыми воспоминаниями о помойке. Только теперь новые сны как сценарии ужасов в бреду проигрывали основные сюжеты одного и того же страха: неродившийся ребёнок стоит на коленях перед "выходом из вагины"; его автомобиль помчался назад, неожиданно попадает в яму и разваливается на куски; лодка плывет теперь по узкому проливу и неожиданно засасывается в водоворот; открывается подвал с ужасными дикими кровососущими растениями и зверями; он взбирается по трубе, рискуя сорваться и погибнуть.
- Где Сэмюэль, ....Сэмюэль. Он - живой? - продолжал задавать себе один и тот же вопрос Дональд...
И следом за ним спрашивал себя:
- А существует ли какое-нибудь объяснение этой тревожности, заставляющей его реагировать страхом оказаться несостоятельным, отвергнутым и униженным этой женщиной в красной куртке и русским акцентом. Видимо, страх перед тайной помойки вернулся из далёкого прошлого и превратился в страх перед смертью, - демон страха вошёл в настоящее, как дух ангела смерти. Как Змей - в Еву!
- Какой Змей.., какой Змей?, - завертелось, как белка в колесе, новое воспрошение в вскипающих мозгах Дональда.
И следом паралельно:
- Где Сэмюэль.., Сэмюэль... Где Самаэль.., Самаэль... При чём тут Самаэль? Сэмюэль говорил, - "Самаэль на Змее". При чём тут Змей и Самаэль? Змей и Самаэль? ... Самаэль на Змее? Нет! Ведь есть и другая версия, где Самаэль-сатана, превратился в Змея и в процессе соития с Евой, сбросил кожу, или сам Бог снял с него кожу, дабы ослабить его. И тогда, снятая со Змея кожа прилепилась к Адаму и Еве, как сделанные одежды кожанные. Точно также и этот страх перед тайной помойки, прикрепившийся к сознанию, смыкнул всё видимое с невидимым, слышимое - с неслышимым, осязаемое - с неосязаемым, а возможность мыслимую - с немыслимым... Где Сэмюэль?
- Вы потеряли своего друга?, - повторно спросил знакомый голос.
- Странно.., но мой друг куда-то отошёл, - ответил Дональду и ему показалось, - он снова может удерживать эмоции под контролем.
- Да, cтранно! - повторил он, - Видимо, я случайно заснул и незаметил сколько времени прошло. Мой друг, должно быть, отошёл пока я спал.
- Не волнуйтесь, видимо ваш друг не захотел вас тревожить, и скоро вернётся.
- Так просто и спокойно.., - подумал Дональд, - Неожиданно и необъяснимо, мой страх пропал, - также быстро, как и появился.
С этого момента Дональд мог думать, отвечать и смотреть на женщину одновременно.
- Скажите, а мы можем посмотреть картину, которую ваш друг рисует или уже нарисовал?, - спросила женщина в красной куртке.
- Наверное, он не стал бы возражать, если бы его картина была готова. Но без него мы можем, по-крайней мере, оценить степень её законченности. Кстати, вы не знаете, пойдёт дождь или нет? - Дональд посмотрел вверх, - темные тяжелые тучи закрывали полнеба, словно черная мантия, накинутая через луну.
Женщина открыла свои, кажущиеся голубыми на фоне неба, помойки и куртки, уста и сказала, вздохнув:
- Не знаю.
...Небосклон вдруг полностью окутался черными тучами и заклубился вихрями. Все вокруг пришло в движение, засверкало молниями, загрохотало. Потоки дождя и ветра обрушились на ночную помойку. Дональд рванулся к мольберту, стараясь спасти картину от сумасшедшего дождя, - перевернул её и оглянулся на женщину с мальчиком. Женщина уже успела подхватить собственный рюкзак в одну руку, схватила другой - мольберт Сэмюэля и тоже оглянулась. Мальчика - не было. Мальчик уже бежал, высоко поднимая коленки. Дональд и женщина переглянулись и вместе побежали за мальчиком к выходу... Когда буря утихла и немного рассеялись тучи, стало видно, что помойку, словно пыль, развеяло по сторонам. И только трое людей, притаившихся у ограды, уцелели после яростного побоища.
Дональд присмотрелся, - Франчика нигде не было.
- По-моему ни картина, ни мольберт вашего друга не пострадали. А как вы сами? - спросила женщина
- Я - в порядке, а вот картина, - Дональд повернул полотно к лунному свету, который только-только пробился между низкими облаками...
На картине была изображена помойка. Внешне мирный и благостный пейзаж начинался с правой стороны полотна. Светлые тона затягивали зрителя по часовой стрелке слева-направо, при этом тёмные тона двигались в обратном направлении. В самом начале картины, среди жёлтого мусора выделялись пятна, выраженные лубочно-цветистыми колерами - люди. Всё было бы почти одномерным и утвердительным, если бы не ускорившийся ритм длинных мазков, - корчащихся и заставляющих всё более и более темнеющие пятна сталкиваться таким образом, что со временем левый нижний угол картины стал вздыбившимся тупиком. Здесь была выписана женщина в красном с небольшой фигуркой спутника. Они лежали на подстилке, брошенной прямо на бытовой мусор. Мимо в небе плыли облака. Облака напоминали стадо голодных дирижаблей, - как стадо голодных дирижаблей ищет корм среди людей. Одни дирижабли находились внутри других - отличающихся от первых в основном по цвету. Низкие облака-дирижабли и, тут же под ними, облака очень низкие, - плыли прямо над головами людей. Совершенно очевидно, - в картине, кроме помойки и женщины с ребёнком ещё два явных и не менее главных компонента: кормление и стадность стада голодных дирижаблей. Казалось, дирижабли скучают в одиночестве и непрерывно ищут, чем бы заняться. В какой-то степени они вели себя как живые существа, которые обитают в облачности как в своей среде, при этом взаимодействуют друг с другом и с людьми на земле. Сильно высоко дирижабли не поднимались - они всегда находились в пределах досягаемости людей на помойке, на расстоянии вытянутой руки. Получалось, когда дирижабли не голодные, - они постоянно искали друг-друга на высоте. И не скрывали радости при встрече! Дирижабли игриво исполняли "танец проникновения друг в друга", символизирующего признание стада. Ощутив присутствие человека с пищей на помойке, дирижабли начинали толпиться вокруг него пониже. Одни облака - лысые, почти однородного зелёноватого цвета, как братия - монахи одного монастыря паслись на участках общего тёмного фона неба. Другие, - причёсанные завитушками цвета орхидеи, паслись в малооблачной части неба, как будто стадо барское в лугах ходило, а крестьянское на пару. Происходящее с ними отражалось тенями на кучах мусора. Маленькие и средние пятна теней обьединялись в большие контуры, напоминавшие очертания человеческой головы. У смотрящего на полотно создавалось очущение увиденной собственной тени. Хотелось проверить это навязчивое ощущение наклонным движением головы в сторону... Под новым углом зрения, - заметил Дональд, - проявляется новый контур головы. Проверить ещё один раз, - опять проявляется новый контур немного другого цвета... Ещё раз - опять... Игра с собственной тенью доставляла неопределённое удовольствие предсказуемостью результата и продолжалась до тех пор, пока Дональд не почувствовал вполне определённую усталость и только после этого терпение игры кончилось. Зеркало помойки перестало обманывать.
В самом конце картины, - в верхней её левой секции, оставалось последнее впечатление: окно в полупрозрачной облачности, - маленькое круглое окно дождевой облачности, расположенной на скате верхней крыши облаков. Как будто одинокий дирижабль - "бродил" в дымящемся воздухе дождевым облаком. Он голоден - ищет корм и других особей из своего стада. В самом верхнем левом углу затянувшееся одиночество дирижабля заканчивалось тем, что дождевое облако "вот-вот закричит", широко открыв рот...


2006
 
 
 
 
 
КОНЕЦ

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"