|
|
||
Точечное преобразование
| Предложение Власты "просто встретится" прозвучало прямо как в детской присказке: "поиграем в интересную игру, а в какую, не скажу". Истории секса не всегда говорят о страсти. И не в каждой услышишь: "Я страстно хочу тебя". И всё же, это была о страсти... Представим себе телеспектакль. Как например, телеверсия спектакля Большого драматического театра "Эзоп" в начале зрителю представляют панораму пустыни, по которой движутся рабы... Медленно. Пять минут. Шесть. Я представляю зрителей в этот момент - торопятся уйти, уже почти надели верхнюю одежду, в пабе их ждут друзья. А теперь вопрос - как не дать зрителю одеться до конца, засунуть руку во второй рукав? Какая сцена его остановит? Что такого может произойти в следующей за начальной сценой, что заставит зрителя присесть на минутку и продолжить смотреть? Просто чтобы узнать, чем кончится сюжет? В "Эзопе" действие происходит в Древней Греции, на Самосе, в V веке до н. э. А у нас с Властой в Праге... В первом "спектакле" служанка Мели наряжает свою скучающую госпожу, Клею, и развлекает её рассказом о споре философов на городской площади. В то время как Мели восхищается мужем госпожи, философом Ксанфом, Клею гораздо больше интересует капитан стражи из Афин, для него, а не для мужа она наряжается, и не скрывает этого от служанки. Ксанф представляется Клее человеком ограниченным, заурядным и чудовищно однообразным, - вот сейчас он придёт и скажет, как всегда: "Клея, радость моя, я привёз тебе подарок!" Именно с этими словами появляется Ксанф в "Эзопе", а я в квартире парижской проститутки по имени Власта. ...Мы встречались с ней раз десять. Постепенно я привык к специфике работы Власты, оригинальный ум, остроумие и честность выгодно отличали её от всех проституток, чьими услугами я пользовался до Праги - в Монреале. Сочувствуя положению студентки, вынужденной зарабатывать редкими, но хорошо оплачиваевыми сессиями, я предложил ей материальную помощь в Монреале; но Власта не хотела жить со мной, ибо наша страсть - это... Она сказала: "Это похоже на точку, а точка есть то, часть чего ничто, абстрактный объект в пространстве, не имеющий никаких измеримых характеристик". В общем, со своим предложением я был в точности до метафоры похож на Ксанфа, ввязавшегося в пьяный спор о том, может ли он выпить море, и в пылу спора подписал бумагу с обещанием выпить его. А Власта при этом сыграла сразу две роли - свою и философа, который нашёл для Ксанфа выход из положения - якобы он обещал выпить только море, но не подвизался пить воду впадающих в него рек; пусть отделят воду рек, и тогда Ксанф выпьет море. ...Вот и сейчас когда она позвонила и сказала, как всегда: "Дорогой, мы можем встретится. Я свободна!", я переспросил: "Ты в Монреале? ". - Нет. В Праге. - "Тогда зачем?"... Она пояснила: "Просто встретится". ...Затянувшаяся пауза похожа на панораму пустыни, по которой движутся "рабы... секса". Медленно. Пять минут. Шесть. ...Тот самый момент! Когда постановщик задаёт тот самый вопрос: "Что такого может произойти в следующей за начальной сценой, что заставит зрителя присесть на минутку и продолжить смотреть? Просто чтобы узнать, чем кончится сюжет?.. А ничем. Это интересно, когда в следующей за начальной сценой ничего не происходит? Я бы мог попытаться ответить на предложение Власты "просто встретится", мог бы постараться... Но не стал. То, что произошло со мной во время не продолженного разговора на математическом языке называется точечное преобразование - преобразование, которое сохраняет порядок уравнения, к которому применяется, но и не изменяют радикально структуру уравнения, так как производные новых переменных линейно зависят от производных исходных переменных... Звучит как-то сложно! Почти не укладывается в ум "среднего читателя". Но, на самом деле, других слов и нет. Для описания того, что происходит в абстрактном объекте в пространстве, не имеющем никаких измеримых характеристик - простых слов нет. Основное достоинство человека - в его сложности. А я со своей страстью был в точности похож на определение точки Евклидом - то, что не имеет частей, в чём "производные новых переменных линейно зависят от производных исходных переменных". Чего ещё можно было сделать, чтобы всё-таки "позволить зрителям одеться до конца, засунуть руку во второй рукав - в пабе их ждут друзья"?
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|