Анонимный читателъ оставил у Паши в "Что есть постмодернизм?" - самом, наверное, популярном на СИ тексте о ПМ, сообщение "Постмодернисты - "мученики" от искусства: никто не понимает до конца, что хотел сказать автор, но зато каждый способен найти в их творениях желаемое. Как в пятнах Роршаха".
И я неудержался - продолжил: Желания в оформлении реалиста и модерниста можно сравнить с тем, как Фрейд в "Об унижении любовной жизни" рассказывает про психическую импотенцию, которая состоит в том, что любовь и желание разделены. Когда любят одну, а желают другую. Например, живут с женой, а спят с проституткой. И что желание мужчины почему-то подвержено такой центробежной силе. Перед людьми логика, где существует выбор "либо-либо": либо любовь, либо желание. В современном психоанализе этот выбор называется "отчуждение", которое Жак Лакан объясняет на примере выбора "кошелек или жизнь". Выбираешь кошелек - теряешь все. Если выбираешь жизнь, то что за жизнь без кошелька?
Этот выбор очень точно описывает злоключения реалиста и модерниста с любовью и желанием. Чтобы понять, как из этого логического тупика выбраться, нужно понять, с чем связаны любовь и желание, в психоанализе есть методика - называется "talking cure" - определение, которое дала первая пациентка Фрейда, - "лечение речью". Вот постмодернизм - это "лечение текстом". К речи (к тексту) можно по-разному относиться. Человек - говорящее (пишущее, думающее, слышащее) существо, и от того, как он вписан в речь, будет зависеть то, как он выстраивает свои отношения в любви и не только в любви, но и вовсе отношения, включая с самим собой.
Так что же, всё таки, - кошелек или жизнь?
Порядок выполнения логических операций в сложном логическом выражении такой
1. Инверсия;
2. Конъюнкция;
3. Дизъюнкция;
4. Импликация;
5. Эквивалентность.
1. Инверсия (логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному, по смыслу равнозначная нестрогому условию "не"; "неверно, что" , принятому в естественном языке);
2. Конъюнкция (логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны, по смыслу равнозначная нестрогому условию "и"; "а"; "но"; "хотя", принятому в естественном языке.);
3. Дизъюнкция ( логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны, по смыслу равнозначная нестрогому условию "или то, или это, или оба сразу", принятому в естественном языке);
4. Импликация (логическая операция, принятая в формализованных языках для образования сложных высказываний из простых и по смыслу равнозначная нестрогому условию "если..., то...", принятому в естественном языке);
5. Эквивалентность (логическое выражение, которое является истинным тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность, и по смыслу равнозначная строгому условию "или", что казалось бы равнозначно смыслу Дизъюнкции, но - нет: Эквивалентность это тождество "или того, или этого, или обоих сразу", а Дизъюнкция - не тождество.
С такими операторами логики невозможно выбрать "Кошелек или жизнь?" таким образом, чтобы потом, в случае "чего" не обвинять самого себя. Вот тут появляется новая - исключающая операция. В компьютерной логике ее называют - исключающее "ИЛИ" Или Конъюнкция или Дизъюнкция или... В этом смысле.
6. Исключающее "ИЛИ"
Оператор Исключающее "ИЛИ" требует наличия исходящего потока по умолчанию. Переход по потоку по умолчанию осуществится в случае, если не будет выполнено условие ни одного из исходящих условных потоков.
При слиянии потоков управления данный логический оператор объединяет несколько альтернативных потоков в один. При этом каждый входящий поток управления направляется в единый исходящий поток.
Вот это - "переход по тексту по умолчанию" (отчуждение) в ПМ осуществится в случае, если не будет выполнено условие ни одного из исходящих "условных потоков" реализма и модернизма.
А, вообще, первым употребил термин "отчуждение" (Entäußerung) в философском смысле Фихте. Он подразумевал два значения: во-первых, что полагание объекта (мира, вещей в себе) есть не что иное, как становление субъекта внешним, во-вторых, что объект следует понимать как ставший внешним разум. Снятие отчуждения находим у Гегеля. У него дух и весь исторический процесс имеет цель вернуться в самотождественный субъект-объект, произвести снятие самого себя, снять свое "отчуждение" во времени - "человеческий дух (мировой дух в человеке) преодолевает своей деятельностью противоположность между собой и реальностью, приобщаясь к жизни абсолютного субъекта, духа, идеи, бога". То что Гегель называет "отчуждением" (Entäußerung), Шеллинг называл "обусловливанием", Кант... Основная идея Канта и кантианства состоит в том, что человек вообще никогда не может проверить, соответствует ли понятиям, какими он оперирует, что-либо реальное, что-либо находящееся вне его сознания.
Маркс уже исходит из того, что отчуждение выражает не естественный порядок вещей, не слабость человеческого познания, а реально существующие противоречия определённой ступени развития общества, которые в свою очередь порождены общественным разделением труда и связаны с отношениями собственности.
С точки зрения Маркса именно в таких условиях продукты деятельности отчуждаются от индивидов, выходят из-под власти индивидов и целых социальных групп, будучи их порождениями, начинают как будто бы вести независимое существование и выступают как навязанные либо другими людьми, либо сверхъестественными силами. В условиях господства частной собственности наемному рабочему не принадлежит не только результат как опредмеченный труд, но и сам процесс труда. Происходит отчуждение человека от труда. Также происходит отчуждение человека от человека и от его родовой жизни, превращающейся из самоцели в средство. Более того, труд становится процессом самоотрицания человека, способом выключения его из жизни. Отчуждение совпадает с самоотчуждением, отчуждением от себя.
Всего Маркс выделял 4 вида отчуждения:
от процесса труда
от продукта труда
от других людей
от человеческого в себе
Видный представитель гуманистического психоанализа Эрих Фромм считал отчуждение главным фактором современного ему общества - "Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой Голема, сделанного его руками. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения. Он соорудил золотого тельца и говорит: "Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта".
Все эти "философы" так или иначе решают один и тот же вопрос "Кошелек или жизнь?" ("Жена или проститутка?").
И только ПМ с его оператором Исключающее "ИЛИ" снимает с человека ответственность за выбор. Причем "снимание ответственности" в том смысле, в котором после операции снимают швы.