|
|
||
|
|||||
Окна Манхэттена
| Ожидание подарков для меня - катарсис. Помните, в детстве были такие календари с квадратными окошками, за которыми вас ждали шоколадки, игрушки или другие предметы? Суть их проста: перед вами адвент-календарь с "окошками", в каждом из которых находился маленький презент. Каждый день вы открываете только одно окошко, таким образом отмечая еще один день, приближающий Рождество. Традиционно, это было развлечением для детей. Сегодня разные компании выпускают подобные адвент-календари для взрослых. Адвентисты такие штуки придумали, но почему-то кажется, что такое могло произойти только в Манхэттене - ядре города Нью-Йорка с миллионами окон, за которыми прячутся "сюрпризы". Здесь такие же как "окна календаря" блоки улиц, разбитые на прямоугольники. На карте Манхэттена очень хорошо видна архитектурная разбивка на кварталы посредством ровных прямых улиц. Сетка состоит из двенадцати авеню и двухсот двадцати улиц. Авеню - это широкие улицы, протянувшиеся вдоль острова Манхэттен с юга на север на расстоянии двести пятьдесят метров друг от друга, их нумерация начинается с востока. Улицы - уже, чем авеню и отстоят на расстоянии восьмидесяти метров параллельно друг другу, их порядковые номера идут с юга на север. Ровное разделение манхэттенских улиц нарушается в районе 59-ой улицы Центральным парком, протянувшимся до 110-ой улицы в длину и с 5-ой по 8-ую авеню в ширину. Длина парка - 4 километра, ширина - 800 метров, общая площадь - 3,4 км². Своими размером он превосходит государство Монако. И никто сегодня не скажет, что построили Центральный парк на болоте в окружении трущоб и свинарников, а ведь дело было именно так. Когда-то это было смертоносное место. Здесь жители вдыхали мусорные пары вместе с прокаженным воздухом. Представляете такое "окно" на календаре?.. И такой сюрприз в нём?.. И моё состояние, когда я иду ночью гулять в Центральный парк? В принципе идеальную сетку кварталов (окон) на Манхэттене нарушает ещё и проспект Бродвей, который тянется по диагонали с юга острова на северо-восток, пересекая Бронкс и переходя в трассу до города Олбани, столицы штата Нью-Йорк, но... Но я гуляю именно в Центральном парке. Ожидание "подарков" при этом всегда для меня катарсис. Это как саспенс Хичкока с его атмосферой тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного и трагичного. Согласно аристотелевскому определению трагедии "...через страх и сострадание достигает очищения (души зрителя) от подобных эмоций". Наверное - именно так для меня! И не только. Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты на время оказываются как бы удаленными из души. Поэтому, для меня Центральный парк - это "окошко адвент-календаря". Само слово "адвент" означает "приход" и знаменует начало Рождественского поста. Этот период длится ровно 4 недели. Нет. Я не живу в Манхэттене. Сюда я приезжаю по традиции на Рождество. К Анике - моей тайной подруге. То есть "тайный" как раз я, а Аника... замужем. Наверное я - кошмарный сон её мужа, в котором он тонет как в красном соке на фестивале забрасывания томатами; он просыпается, чтобы найти свой дом, автомобиль и жену, выкрашенные красной краской. А для Аники адюльтер - это своего рода нейротриллер, который создает катарсис. Или не создаёт. Нет, скорее создаёт, ведь это стало традицией - каждый год приезжать из Монреаля в Манхэттен и встречаться друг с другом. Гулять по ночам в Центральном парке. Вероятнее всего в другие дни Аника гуляет здесь с другими любовниками. Мы все всё время находимся в её голове, и напряженное ожидание, саспенс, возникает, когда её основные эмоции, такие как страх, сталкиваются с широким спектром реакций более высокого уровня - виной, надеждой, отчаянием и другими более тонкими чувствами, которые прошли через фильтр мыслящего мозга. Это и есть нейротриллер - он создает спираль страха или похоти, теплую ванну печали с помощью звуков ночного парка, его темноты и неопределенности ожидания от того места, где "когда-то это было смертоносное место", где "жители вдыхали мусорные пары вместе с прокаженным воздухом"... А муж Аники... Вы помните "Окно во двор" фильм Хичкока о фильме? Главный герой Джефф, фотограф, сидит в своей квартире из-за сломанной ноги. Он проводит свои дни, вуайеристично шпионя через окно, выходящее на задний двор, за соседями. Абсолютный зритель, он сидит неподвижно (часто в темноте) и смотрит, как другие действуют на его глазах. Различные окна похожи на маленькие экраны кинотеатров, каждый из которых содержит свою собственную историю. Когда женщина вдруг, кажется, исчезает из своей квартиры, Джефф подозревает соседа в убийстве своей жены. Подруга Джеффа Лиза отправляется на расследование и входит в квартиру с вопросом, нагнетая интригу, в то время как Джефф и мы видим, что подозрительный сосед возвращался домой. Как и Джефф, мы хотим предупредить Лизу, но ничего не можем сделать: мы кусаем ногти, закрываем наши глаза, сдвигаемся к краю нашего сиденья и боимся за её жизнь. Одним словом измены Аники можно считать формой прямой стимуляции мозга её мужа и её любовников. И всё это подключается к нейросетям древнего эмоционального мозга, как гигантский орган, которым Аника играет. Вот и в тот раз... ...Рождественская неделя пролетела как один день. Мы с Аникой успели пробежаться по основным достопримечательностям на Манхэттене. Вечером за бокалом вина выбирали направление и с утра после завтрака выходили на охоту - осмотр города, пытаясь проникнуться сумашедшим ритмом Нью-Йорка. Ньй-Йорк, как всегда, увлекал в пучину безумства и скоростей: красный свет светофора - неважно, все бегут и я бегу, каждая секунда на счету, спокойно пообедать - некогда, на ходу перекус сендвичем и кофе из бумажного стаканчика... После спокойной размеренной жизни в Канаде тяжело сразу перестраиваться на такой лад - в первые дни я стоял на переходах как истукан, ожидая зеленый, и ловил недоуменный взгляд Аники и местных, к концу недели - я уже легко лавировал среди толпы и перебегал дорогу на красный. А ночью - Центральный парк. Вот и в тот день... ...Сходили в который раз в музей мадам Тюссо, поднялись вечером на 67-й этаж Рокфеллер Центра и на 102-й этаж Эмпайр-стейт-билдинг, позаглядывали в витрины магазинов на Пятой, Седьмой и Лексингтон авеню, поежи утку по-пекински в Китайском квартале, продегустировали три раза чизкейк "Нью-Йорк", пошептались в шепчущей галерее Центрального вокзала, купили новые презервативы - в США создали новый вид презервативов. Новые свойства исходят из конструкции презерватива, состоящей из двух частей. Первая часть кондома представляет собой водонепроницаемую основу, которую можно наложить на головку полового члена за несколько часов и даже дней до полового акта (эрекция при этом не требуется). Основа кондома имеет отверстие, позволяющее свободное мочеиспускание. Перед половым актом надевается вторая часть презерватива - пользователь убирает защитную пленку и надевает поверх основы приклеивающийся к ней "колпачок", который предотвращает выход спермы во влагалище во время эякуляции и препятствует, таким образом, зачатию... Такой презерватив проще в применении, так как освобождает от необходимости надевать его в неудобный для этого момент. Ночью - в Центральный парк. ...Аника позвонила мужу, предупредила, что не будет ночевать дома, что вполне вполне отражает её научные познания об устройстве мозга, работе памяти и нейропсихологическое понимание того, что есть разница между эмоциями и чувствами. Ещё бы, Аника - нейроученый. Она рассматривает саспенс мужа и лечение болезни Паркинсона путем глубокой стимуляции мозга; в то время как электрод в голове пациента движется через его мозг, печальное выражение исчезает с его лица, затем он начинает рыдать и, наконец, он испытывает суицидальные чувства. Аника рассказывала: тогда лечащий врач немедленно прерывает процесс стимуляции мозга; рыдания останавливаются, прежнее выражение лица исчезает и пациент возвращается к нормальной жизни. Чистое чувство, не зависяще от ситуации, - неотъемлемое свойство человека. Катарсис. Собственно, вот почти и всё. Ночь в Центральном парке - это пример уже другого нейротриллера - фильма "Красный путь" Андреа Арнольда. В своей вуайеристской установке он очень похож на "Окно во двор": оператор видеонаблюдения Джеки следит за городом Глазго через свою мультиэкраннную видеостену, как и "любопытный Том", который смотрит на других из безопасного места, воплощая позицию зрителя. Из-за явной отсылки на культуру наблюдения "Красный путь", как и "Окно во двор", - это фильм о фильме. Только в нём я смотрю на то как я играю в другом фильме, опосредованного многими экранами, которые превратили каждый дом и каждую улицу Манхэттена в задний двор, за которым мы можем шпионить через "окна" до того как начинается сцена с сексом. И в "Красном пути", и в "Окне во двор" процедура наблюдения главных героев прерывается, и в этой точке различия между классическим и современным триллером становятся более выраженными. Ещё в "Окне во двор" Джефф предполагает раскрыть тайну убийства и начинает расследование, оставаясь на расстоянии и начиная действовать, только когда он видит, что его любимая находится в опасности на противоположной стороне окна. В "Красном пути" замкнутая TV-рутина Джеки заходит в тупик на ранней стадии, когда на одном из своих мониторов она видит человека, которого она, кажется, узнает, и который в любом случае поглощает все ее эмоции. Ее глаза расширяются; ей становится зябко. Она фокусируется на его лице, пытаясь увидеть его более четко. Помните, да?... Разбитая, она покидает свою рабочую станцию, и с этого момента "Красный Путь" приглашает зрителей в путешествие по эмоциональному мозгу Джеки. Когда она впервые видит человека на экране, мы - зрители, нутром чувствуем напряжение в её теле, сразу испытывая страх, отвращение, гнев, и, возможно, похоть. Эта ощутимая неопределенность выражается в зернах и пикселях картинки, когда ещё нет осмысленного повествования, а затем медленно, но верно определяется и превращается в более сознательные чувства мести, вины, прощения и искупления. Катарсис.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|