Когда я думаю о реализме, о том какой он несправедливый, какой недошедший до конца - до Божественной справедливости, я противопоставляю его трансцендельнальной, феноменологии Священного писания и постмодернизму.
Одно из старейших представлений о ПМ взято на вооружение в лютеровском подходе к истолкованию Священного писания:
"Писание обладает двойной ясностью и в то же время двойной темнотой. Одна - внешняя - находится на службе у слова, другая находится в знании сердца (in cordis cognitione)".
Смысл, сказанного Лютером - слова имеют разное значение для разных людей в разных обстоятельствах, а сердце, хоть и никогда не врет, но может заблуждаться.
И как же тогда быть в этой "двойной темноте"?
Лютер говорит о "предзнании", как о двойной ясности - о знании вещей или событий до того, как они произошли. Характеристика Божественного всеведения. Богу, который знает все вещи - включая их причины - до их возникновения во времени (Пс. 138:4). Бог извечно знает все вещи, которые "в будущем" явятся людям.
Имея ввиду "предзнание", которое имел ввиду Лютер, я, вспоминаю еще две другие "вещи" - порядок из хаоса и "Блистательные неудачники" Леонардо Коэна:
- Ничего между собой не связывай, - прокричал Ф. - Если тебе не терпится, сложи все это барахло в ряд на столе, только ничего между собой не связывай!
Откуда берется хаос?
Подумайте сами...
Из факта, что процессы идут не до конца. В том месте, где процессы мышления останавливаются начинается бардак.
Но бардак это не хаос. Бардак - это отсутствие предпорядка. А вот динамический хаос - это динамика, которая чувствительна к малейшим изменениям начальных условий системы. И ее сутью является необратимость (идти до конца) и необратимые процессы, условием которых является то, что все процессы должны идти до конца. Они то и являются источником порядка (в конце, в т.н диссипативных структурах).
Вот в чем заключается искусство ПМ - умении ничего не связывать, не останавливать мышление и создавать условия, при которых все процессы идут до конца.
Ничего не связывай (это обращение к словам, сердцу, сознанию). В конце всё и так связано.
Когда же я думаю о реалистической литературе, в которой всё, что не написано, не написано до "конца", то вспоминаю ещё слова Роберта Ли Фроста:
"Очень досадно, когда жена умеет готовить, но не хочет; однако еще хуже, если жена готовить не умеет, но хочет" .
Реалистическая и модернистическая литературы - это эти случаи. Можно только гадать или высчитывать который из них не доходит до конца первым.