|
|
||
|
|||||
Кот Сфинкского и др
| Бродского однажды спросили: "Иосиф, неужели ты думаешь, что ты - это твоё тело?" "Конечно нет", - ответил он, и вот с этого всё тогда и началось. Вспоминал Бродский - началось отстранение от самого себя. Когда вам говорят что делать или не делать, кого отвечать, с кем помалкивать и т. д., вы отключаетесь от самого себя. Этот принцип самоотстранения чрезвычайно опасная вещь, потому что очень быстро переходит в состояние инстинкта, вы инстинктивно отключаетесь... От абстрагирования. Да! Абстракция переводится с латинского языка - отвлечение. Отключение от себя или от возможности отвлечения - основной операция мышления, предполагающей отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого... Для себя! Такое ощущение можно сравнить только с воспоминанием о том, как оказался единственным человеком среди тысячи котов ночью на Аошиме. ...Во внутреннем японском море затерялся необычный и уникальный остров. Называется он Аошима. Туристы прозвали его "кошачим" - кошачий рай. Местное население здесь в основном - коты. Рассказывают - на остров котов специально завезли когда-то для того, чтобы они ловили мышей, которые портили сети рыбаков. Правда с тех пор популяция животных значительно увеличилась. Ночью, когда на острове все спят, кроме котов, ты - кот. Ты отключаешься от самого себя. Ты спрашиваешь себя как кто-то Бродского: "Неужели ты думаешь, что ты - это твоё тело?" "Конечно нет. Ты - кот!" Ты не в состояния абстрагироваться от того, что тебя окружает. Ты несущественнен. Ты не необходим. Как совесть. А совесть - это - тысяча свидетелей. Так говорил Квинтилиан. "Это тысяча котов Аошима" - подтверждаю я. И да - обидно. Обидно, но таковы же и мои воспоминания о детстве. Когда бессилие против взрослых выворачивает тебе кишки, ты смотришь, ты можешь ещё что-нибудь сделать руками, ногами, напрячь уши, перестать контролировать мочевой пузырь или отхождение газа и стула, но тебе уже всё равно. Таково, cобственно, младенчество. Любого. Должно быть. Я не люблю младенчество. Как впрочем и энурез или энкопрез. Так это называется - детский энурез и энкопрез. Сейчас я уже знаю: важно сделать их "осознанными": нужно объяснить ребёнку, что он писается и какается не из вредности, бестолковости или неаккуратности, а потому что у него накапливается внутреннее нервное напряжение (беспокойство, страх, злость, обида). В таких случаях каловая или анальная инконтиненция это просто сброс сильного эмоционального напряжения. Поэтому ребёнку необходимо избавляться от этого напряжения. Ему нужно отстранится от самого себя. И отвлечься от того, что этого делать нельзя. Да, надо научиться слушать себя и себя узнавать, хотя если делать это осознанно - это невыносимо. Наверное, это знают монахи и заключенные в одиночные камеры. Попробуйте побыть наедине с собой! Попробуйте быть "котом на Аошиме". Говорят: монахи часто выбегают из своих келий с криком - такое тяжкое это испытанье - увидеть себя, а люди в одиночных камерах кончают жизнь самоубийством. У них не отключилось абстрагирование. Они не отключились от самого себя. В этом мире важно сохранять способность отстранятся от самого себя. Как во младенчестве - энурез и энкопрез. Иногда я спрашиваю себя: "Сфинкский, неужели ты думаешь, что "это" - твоя душа?" "Конечно нет", - отвечаю. Душа - это, что отличает меня от меня. И от "кота Сфинкского".
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|