|
|
||
Стиль, орфография и пунктуация оригинала сохранены |
| |||||
КЛОШАР
| ПРЕДИСЛОВИЕ: Каждый день с утра до вечера в дальнем конце Часовой набережной, где стоит Церковь Матросов, танцевала и пела нищая. Розовые фиакры с лошадьми и велосипеды с тентом-крышей - ехали, белые и розовые воротнички - шли, жители многоквартирного дома через реку, как бы составленного из сдвинутых друг относительно друга кубиков, - обтекали нищую как камень на мелкой воде, а она пела: "Я тан-цую с ут-ра до при-ча-а-ла, где тор-гу-ю-ют го-ря-я-я-я-чим... буль-йоном...". *** Нищую артистку звали Кло. Была она "жгучей смесью" французских поселенцев и южноамериканских индейцев, цветной, но бледной, как "череп обглоданного тапира". Не то, чтобы я никогда не догадывался о причине бледности моей знакомой, но сама она не никогда не говорила о недуге ни слова. Изредка во время её концертов около церкви Матросов мы встречались, говорили о пустяках, ещё реже - выпивали по бокалу "Зелёной феи" в баре "Мария Целеста" - я угощал (мне не накдадно). В Монреале я не заботился ни о ком, кроме себя, зато Кло благодарила уже тем, что "она - есть". И, хотя граница между алкоголем и женщинами - достаточно неопределённая и непредсказуемая, в отношении Кло я её замечал и переходил без проблем. По словам моей знакомой, была она крещена двадцать шесть раз. Двенадцать - в протестантской церкви и четырнадцать раз в католической. Каждое крещение приносило нищей девушке двадцать долларов и новую одежду. Может быть, именно по этой причине, Кло выглядела скорее неожиданно и непредсказуемо, чем просто нищая. Чаще всего я видел на Часовой сумасшедшую наркоманку с колокольчиками на лодыжках или высоколобую нимфетку - артистку с меховым воротником и красным попугаем на плече, жующего табак. Я даже думаю, что если собрать весь мусор даунтауна, который остается после уикендов, а рядом сложить все, что одевала на себя нищая артистка на представлениях - первая куча окажется меньше второй. А пару лет назад - в канун празднования Дня Всех Святых и Ночи Праздника Костров, я увидел Кло в образе хасида в черной широкополой шляпе и кожаной куртке с искусственными гениталиями, "выпавшими из гнезда" - зелёные пейсы висели на голове, "истекая водорослями", заменяющими артистке кровь. В в этом году... Выходной день, я проснулся поздно - праздник. Оставалось решить только самый главный вопрос: с кем я буду встречать День Благодарения. Все мои приятельницы оказались уже приглашеными в разные места - чтобы залучить какую-нибудь из них, надо было позаботиться заранее. Увы!.. Сегодня - я опоздал. Что делать? ...И тогда мне в голову пришло сделать заодно и доброе дело. В день Благодарности - за все лучшее из пережитого в истекающем году. Почему бы не сделать?.. Я сказал себе: "Монреаль полон бедных и прекрасных девушек, у которых нет денег на пирожное и капучино; они бродят по городу в поисках великодушного мужчины. Стану-ка я осенним провидением одной из этих обездоленных и одиноких, и им будет кого отблагодарить". Приняв благостное решение, я пустился бродить по Старому порту. Там я встретил много нищих девушек, похожих скорее на бедных студенток, чем на обездоленные "ландыши". Они явно искали приключений, только были или так жирны, что могли вызвать у меня несварение желудка, или жирны настолько, что не замерзли бы, даже оставшись на улице раздетыми на ночь. Вдруг!.. Против Часовых башен, по задумке построенных, чтобы встречать матросов при входе в порт, я увидел знакомый профиль Кло в окружении бродячих музыкантов и толпы прохожих. Сегодня - в полном плие, с руками ладонями вверх, она сидела, одетая в расшитое серебристыми чешуйками костюме Анаконды, с красным попугаем на плече. Я подошёл поближе к действию. Зрители зааплодировали. Представление началось. "Анаконда" медленно вставала на "хвост"... Mедленно, медленно... И вместе с ним медленно поднималась Кло (около полутора минут!). На её руках, ногах и головном уборе были подвешены маленькие колокольчики. И ни один из них не зазвенел! ...Зрители снова зааплодировали. Начался подвижный танец: извиваясь, Кло оторвала руки от тела, - и колокольчики осторожно... Мелодично... Звонко... Ещё звонче... И спустя неуловимый момент - совсем нежно зазвенели... В этот момент Красный Попугай, взмахнув крыльями, поднялся с плеча хозяйки и полетел в сторону причала. Уже почти отлетев от наблюдавших за ним зрителей, Красный Попугай вдруг выплюнул из клюва табак и веером выпустил из-под хвоста струи помёта. Досталось и мне. Везде, где капли помета и табака достигали голов и одежд зрителей, началась страшная ругань на разных языках мира. Лишь тот, чей строгий наряд состоял из одних белых и черных цветов, оказался почему-то приятен Красному Попугаю. По всей видимости, по индейскому сюжету, это был Васулумани Красный Попугай, он живёт на четвертом небе, где с ним - одни старички, которые вечно мерзнут. Только Васулумани способен их немного согреть. Я отряхнул с себя помёт. Васулумани в облике ребёнка-анаконды явился в окружении духов (бродячие музыканты), собрал мальчиков (зрителей) и впервые велел им линять. Спросите, что значит "линять"?.. Индейский фольклор: женщины по южноамериканским поверьям линяют, когда у них месячные, а мальчики - когда проходят испытания, чтобы стать мужчинами. "Необосранные" зрители, затаившие молчание в наблюдении зрелища, опять неистово зааплодировали... В конце танца Кло вернулась на прежнее место вместе с "Анакондой" и Красным попугаем и стала медленно садиться. Медленно, медленно... (снова полторы минуты!). Теперь неустойчивое созвучие тонов колокольчиков стало постепенно разрешаться в другое неустойчивое состояние - состояние раздвоенности ожидания и тишины. Я стал напряжённо ждать последней ноты... Последнего па... Попытался расслабиться... Ещё!.. Но молчание колокольчиков и танец никак не давали мне передышки, уплывали из-под мыслей. Mедленно, медленно... Бесконечно, бесконечно... Раздваиваясь. Зрители зааплодировали... Теперь они обменивались друг с другом вопросительными знаками "Что?", "Что?", "Чтобы это значило в исполнении артистки или сумасшедшей нищей?". -- Что же! - подумал я, - Понять раздвоенность с точки зрения шизофрении проще, чем понять шизофрению с точки зрения раздвоенности. А не выпить ли нам сегодня "Зеленой феи"? -- Месье! Месье! - услышал я. Оказывается, Кло тоже заметила мое присутствие. Она подошла и для того, чтобы обратить на себя не только моё внимание, пропела на ухо: "Я тан-цую с ут-ра до прича-ала, где торгу-ют горя-яяя-чим ...буль-йоном...". -- Кло?! Она улыбнулась - моя знакомая нищая знала наизусть единственный сочинённый мною романс. Когда-то я написал его специально для неё. В основном же, мне приходится выдумывать рассказы и заметки для местных русских журналов и газет. *** ...Может быть, в центре делового Монреаля этой церемонией и пренебрегают, но в тихом тупике на границе Старого и Нового портов, всё в полном соответствии с традицией: часы пробили пять - "l'heure verte" - "зелёное время аперитива". Мы с Кло подходим к ближайшему кафе - абсент. Здесь готовят самым классическим образом: при помощи ложечки с дырочкой, пропускающего воду тонкими струйками. Ах, Зелёная фея!.. Для меня абсент - это развлечение, но для профессиональной нищей перерыв на обед - это не просто повод перехватить бокал аперитива, это - ритуал, который позволяет на некоторое время забыть о работе. -- Follc a"la messe est mol a la fesse, - смеётся Кло перед самым входом. Она - смеётся над собой. Сегодняшние любители аперитива напоминают Кло девочек Рабле - "Follc a"la messe est mol a la fesse" - "У девочек, ерзающих в церкви, мягкие задики". Когда родители запрещают "трогать себя", они хитрят: отказываются от прикосновения к влагалищу, выполняя приказ, но получают свое удовольствие вместо этого от клитора. Что, конечно, как известно, "грешно"! Но, как они себя убеждают, "не запрещено". Содержание туйона, сходного по своему воздействию с марихуаной, сегодня в абсенте тоже - "не грешно", то есть ничтожно мало. Поэтому, получить "интересный" эффект от его употребления уже почти невозможно. Но... Но! Монреальские франкофоны, по-прежнему, разбавляют новые "абсентные суррогаты" водой и романтично потягивают зеленоватую жидкость на террасах своих кафе. Видимо, они с горечью вспоминают старые добрые времена, когда настоящая "зеленая фея" вливала в них необыкновенную сексуальную энергию или святой дух творчества. Очевидно, именно отсюда рассказы про отрезанные уши Ван Гога! "Уп-п-пс!" Мы открыли двери и вошли в Абсент-кафе. Сегодня питейное заведение напоминало настоящую "Марию Целесту" - корабль, на котором только что прошло Безумное чаепитие: несколько овальных столов были заставлены пустыми рюмками и перфорированными ложками с сахаром. Но вокруг - ни души! -- Никого?! -- А, может быть, мы просто никого не замечаем? - сделала предположение Кло. - Есть такое понятие "отрицательные галлюцинации". -- Что это? - поинтересовался я. -- Когда человек абсолютно не видит того, что находится перед его глазами. Он может не видеть собственной руки, не видеть половины своего туловища; может не видеть человека или сразу несколько человек, которые находятся перед ним. Не только не видеть, но и не слышать! Точно также человек может не видеть и не слышать, и совсем потерять себя самого. -- Кафе-призрак? - сделал допущение я, пользуясь проверенной терминологией. Кло промолчала. Сказать по правде, мне было трудно поверить, что "отрицательные галлюцинации" существуют. Видимо, "Марию Целесту" просто забыли закрыть. Покинутое посетителями по невыясненной причине кафе было уютным и добротным, однако пользовалось в городе дурной славой. Первый его владелец погиб во время студенческих волнений в Монреале 60-х; кафе несколько раз меняло владельца; после закона 2007 года здесь открыли абсентный бар; сразу повалили туристы из Штатов (Канада - это единственная страна в Северной Америке, где оригинальный абсент продают. Загадочно?.. Хотя, Квебек позволяет, на самом деле, только пять миллиграмм на килограмм!). Но неудачи продолжились. После громкого дела об убийстве владельцем кафе своей супруги и детей (в тот момент он находился под воздействием абсента), питейное заведение было продано американскому владельцу. Он переименовал абсентный бар в "Марию Целеста"... Увлёкшись историческим экскурсом, я вспомнил и прошлогодний День всех святых и Ночь Праздника Костров и спросил Кло, которая уже по-свойски осматривала шкафчики местного бара: -- Ты зачем вырядилась хасидом год назад? -- А-а-а..? - Кло отвлеклась на одно мгновение и опять продолжила чтение этикеток различных бутылок. Мне стало даже грустно!.. Тем временем она положила кусочек сахара в ложку и, облив небольшим количеством абсента из бутылки, подожгла его... Пока сахар пылал, я поливал его сверху всё тем же абсентом. Проходя через горящий сахар, он стекал через отверстия "шумовки" ложечки в рюмку. И исчезал в ней, не изменяя внешне ничего. Мы попробовали. Мне и раньше нравился вкус и действие абсента. "Точка сборки" от него определенно сдвигалась. Только не было того неконтролируемого опьянения, как от водки. Хотя абсент и крепче нее в два раза! Хорошо бы ещё закусывать маленькими нераспустившимися бутончиками настурции! - заметила Кло. -- А-а-а... Это маленькие яркие чудовища? - усмехнулся я. - Как мечтательные и неприхотливые провинциальные недотроги? И громко рассмеялся собственной шутке. Кло посмотрела на меня пронзительно. -- Что?! Ох, если бы ты знала, сколько я съел их, не запивая ничем, кроме... -- Слёз бедных барышень! - прервала мою шутку Кло. -- Стоп, стоп, стоп, Кло! Какое ханжество?! - обиженно произнёс я. - Может быть, ты познакомишь меня с одной из "бедных барышень" сегодня? Может быть, в Монреале осталось ещё несколько "настурций", которым некого благодарить? - я посмотрел с выразительной просьбой в глазах. Кло знала, что это значит. Мы стали быстро осушать новые бокалы. Один. Другой.. Снова наполняли и залпом опорожняли их. И опять... Вскоре на бледных щеках Кло выступил румянец, и она стала хохотать, прославляя бесплатный аперитив и всё те же "отрицательные галлюцинации". Я уже и сам боготворил всех. А также, целовал Кло и убеждал, что, на самом деле, она была ни хасидом, ни психом с колокольчиками на лодыжках, ни бедна, ни бледна, ни невезуча и ни грязна, подобно уличным бродягам. Я даже пытался узнать, как она узнала всё то, что знает о отрицательных галлюцинациях. Но Кло ответила: -- Мой друг, это уже тебя не касается! Будет правильно, если мы немедленно отправимся на поиски "настурций". Все равно я уже не смогу работать сегодня! -- Настурции! - обрадовался я. Наконец настало время "настурций". И пока я рассовывал по карманам бутылки абсента с яблочным ликером Applesinthe, бесхозно стоящие на полках кафе-призрака, Кло грузила карманы стаканами из-под виски. Я помню как показал ей пальцами "3" - на троих. Она кивнула в ответ и показала мне большой кусок сыра и маленький перочинный нож, который сложила и положила в свой карман. - "Правильно, Кло! Нам нужна закуска!.. ". Тут я почувствовал головную боль и головокружение. Дальше - не помню. *** ...Очнулся на улице Сант Катрин. Холодно!... -- Кло! Крепко сжав в ладони бутылку, я лежал на траве рядом с тротуаром у ограды сквера Атвотер. За деревьями светились неоновые огни входа в метро. Вдруг свет заслонила большая тень! Я приподнял голову и удивился. Это была лошадь! Такие ходят запряжёнными в фаэтоны по Часовой набережной. Лошадь вдруг встала на дыбы и, взмахнув в воздухе передними ногами, отчаянно заржала... Прекратив, рванула с тротуара в сквер, мощным прыжком перепрыгнув ограду, тянувшуюся вдоль, она понеслась куда-то, унося за собой повозку. ...Вернулась Кло. Приподняв голову, я стал всматриваться - "с кем?". Не одна! Рядом стояла толстая девушка, похожая на индианку. У неё был красный нос и густые длинные волосы. Когда она ими трясла, на землю сыпались хлопья перхоти. Вспомнилась, почему-то, Москва, где так до конца и не было понятно, было ли запрещено нищенство или нет; где нищие - это глухие, ослепшие, погорелые, потерявшие семью, дом и себя бобыли. -- Она же жирная! - пожаловался я шёпотом. -- Праздничный обед лучше начать со сладких и жирных блюд! - иронично и громко заметила Кло. ...Жирная чёрная голова, затем две чёрные жирные сопки очень больших грудей, а ниже - восхитительный живот. Живот жирной гусыни! Я проглотил набежавшую слюну и прошептал: "Боже, какая жирная!". Оставалось только рассмотреть её лицо... Оно оказалось сладким блюдом! Две половинки разделённые носом - профитроли, политые горячим шоколадом и кремом. Остальное было жирное жаркое. Мой глубокий вздох заставил толстую индианку обратить на меня внимание. Стало даже неловко, то есть стало необходимо снова "выпить". И я спросил: -- Абс-с-ент? Дальше опять - не помню. Но перед тем, как прийти в себя, мне приснился сон: "Я - женщина, и иду по лесу; когда продиралась сквозь кусты, в кровь разодрала ноги; наконец, показалась тропа, я остановилась, присела на корточки и облегчилась... Потом пошла дальше. Все это время Кто-то следил за мной. Как только я скрылась за поворотом тропы, Он подбежал и аккуратно соскреб нечистоты - под ними явственно обозначился отпечаток ноги тапира. Этот Кто-то даже затрясся от удовольствия. Он бросился в лес, догнал тапира и превратил его в большого цветного человека. ...Я подходила уже к дому, когда чья-то темная фигура загородила дорогу. -- Куда спешишь? - раздался хриплый голос. - Муж твой мертв, зато я хочу тебя! Цветной человек повалил меня на тропу. Удовлетворив желание, он поднялся, схватил меня за руки и потащил за собой. Много удивительного довелось повидать мне у него дома. Особенно меня поразило, как Цветной человек ловит рыбу. Он заходил в воду и испражнялся. После этого рыба всплывала вверх животом и ее оставалось лишь подобрать. Хотя новый муж хорошо кормил, мне не терпелось домой. Ведь маленькая дочка осталась совсем одна. Однажды ночью я убежала. Стараясь не сбиться с тропы, я не раз оступалась и падала, думала порой, что не дойду: мешал огромный живот. Казалось, что я на сносях, хотя беременность длилась не столь долго. Но вот и дом. Готовясь к худшему, я открыла дверь. Дочка лежала в гамаке. Она была жива, но выглядела измученной: по всему телу ползали огромные тапирьи вши. Я села рядом и стала искать насекомых в голове девочки. Обессилев, мы слегка задремали. Тогда зашевелилось в утробе еще нерожденное дитя - цветной ребенок. Он высунул наружу похожий на хобот нос, нащупал гениталии девочки и лишил ее невинности. В хижину ворвался почему-то мой отец. - Я убил Цветного человека, я отомстил ему! - крикнул он. - Мне пора рожать! - простонала я. Цветной ребенок выбрался наружу и разорвал меня пополам. *** -- Кло! Кло сидела напротив меня и гладила по раскалывающейся от боли голове. Попугай сидел на её плече. Безмолвно и неподвижно... За деревьями, по-прежнему, светились неоновые огни входа в метро. Болела не только голова, у меня было такое чувство, будто кто-то разорвал на мне одежду, а потом продолжил разрывать одетого в неё Меня. -- Холодно! - пожаловался я. -- Помнишь, какой был мороз год назад на Кристмас? Нищим было хоть помирать на улице. Ты угостил меня "зелёной феей" в кафе на Сант Денис... И спас! В этот день Лаврентий промёрз до дна и вспучился. Тротуары леденили не только ноги, но и душу сквозь подошвы ботинок. Мне показалось, будто деревья со мной разговаривают, ветки свои ко мне тянут. Молчишь?.. Почему люди не слышат и не видят друг друга? Кло сделала паузу и в конце её спросила: -- Знаешь, что такое призрак? Вместо ответа, мне показалось, что только бессознательное не даёт остановиться моему сознательному... -- Попробуй наложить позитив на негатив, и ты получишь отсутствие изображения! Нам больше не надо встречаться, - закончила Кло. -- Почему? Кло достала из кармана нож, открыла и отрезала себе ухо. ПОСЛЕСЛОВИЕ: Прошёл год после нашей последней встречи. Последние месяцы Кло сильно похудела и чаще выступала на Часовой набережной топ-лесс в лиловой ризе, украшенной бахромой из гранатов, сделанных из лиловой, пурпурной и красной материи. Длинноворсовый мех красной лисицы - для тех, кто прежде всего ценит комфорт и тепло, символически прикрывал шею и грудь. Попугай на плече долго и медленно жевал табак - казался настолько ослепительно ярким, что на него невозможно было смотреть. "А если выстрелить в него, - думал я, отворачивая глаза, - из продырявленного живота, наверняка, выльются все небесные и земные огни, и мир исчезнет в языках пламени!". Вместе с птицей на плече, лисьего меха и лиловой рясы Кло носила крохотные колокольчики вокруг лодыжки на босу ногу. Подобно жителям индейского племени, она играла опалённую молнией, а иногда и загоревшуюся от нее огнем, и обращалась к колокольчиковому звону для изгнания демонов грозы и вызова Солнца. Когда собирался дождь, Кло часами прохаживалась по набережной около Церкви моряков, позванивая колокольчиками на ногах. В канун последнего Дня Всех Святых и Ночи Праздника Костров, известной также как Вальпургиева ночь, когда, как считается, ведьмы наводняют округу, она носилась полураздетой, и её колокольчики трогательно звонили, чтобы "удержать ведьм от полета" над Монреалем. Некоторые жители из окон усугубляли шум, гремя чем попало, они верили, что "колокола их церквей" перемещаются в Вечный Город в ночь на Страстную Пятницу. Часть прохожих - то же, понимали замыслы торжественных сумасшествий и делали вид или сочувствовали им. Белые и розовые воротнички - их было меньше, чем днём, высказывались с раздражением, типа "раз дано дуре одно ухо, хоть звони, хоть об угол колоти!"... Что же, понять раздвоенность с точки зрения шизофрении проще, чем понять шизофрению с точки зрения раздвоенности! Теперь Кло намеренно избегала новых свиданий и делала вид, что не замечает мое присутствие. Я же стал чаще приходить на набережную, но бродил в одиночестве и размышлял: "Кофе-призрак? Абсент? Зелёное время? Почему Кло отрезала себе ухо?.." Внутри моей несчастной головы стали происходить процессы, которые алкоголем, теоретически, не вызываются принципиально. Возможно, свою роль здесь сыграло провидение "Марии Целесты" или параллельный просмотр девушки на Сант Катрин... А, может быть, лёгкий цинизм на этот счёт Кло. Не знаю! Мне кажется, я ощущаю присутствие в собственном теле ложечек с дырочками... В которых не исчезают кусочки "сладкого". Что это, "положительные" или "отрицательные" галлюцинации? Греха?.. Любви?.. После вопросов, голос Кло наводится прямо в голову транзисторами: "Попробуй наложить позитив на негатив, и ты получишь отсутствие изображения!". На следующий день после Благодарения я потерянно проснулся, потерянно сходил на работу, потерянно что-то сделал, потерянно обнаружил немалые провалы в памяти... Для себя я потерян до сих пор. На похоронах Кло, умершей от продолжительного недуга после празднования Страстной Пятницы, бродячие музыканты играли романс: "Я тан-цую с ут-ра до при-ча-а-ла, где тор-гу-ю-ют го-ря-я-я-я-чим ...буль-йоном...".
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|