...Глянул на текст песни Шамана "Я Русский". Хотелось проникнуться самоидентификацией русского человека.
Нашел только два определения, которые можно отнести к идентификации:
Русский - вольный, как ветер.
И буквально: "Я русский, я иду до конца"
Не сомневаюсь в искренности автора текста. И в искренности z-идеологии тоже. Такая есть и для многих она искренна.
Но, о лингво-когнитивном подходе к феномену "искренность", хочется поговорить подробнее и представить искренность в виде концепта с тем, чтобы изучить возможные способы ее вербальной реализации в языке.
Что это за такое - искренность "русского" Шамана, в которой он самоидентифицируется как вольный, как ветер и идущий до конца.
Чесно предупреждаю - не знаю куда приведет меня исследование темы.
Современные лингвисты утверждают, что адекватно описанным и разъясненным языковое явление может считаться только в тех случаях, если оно рассмотрено на перекрестке когниции и коммуникации, поскольку когнитивная лингвистика, в частности ее когнитивно-дискурсивное направление, позволяет не только описать значение или содержание языковой формы через определенную концептуальную структуру, структуру мнения и знания, но и объяснить причины выбора или создания данной "упаковки" для данного содержания.
Содержательно в философском и на этой основе лингвистическом толковании понятие "искренность" представляет собой не свойство высказывания как такового, а отношение между высказыванием и отражаемыми в нем реальными мыслями, чувствами, интенцией или поведением говорящего. Искренность предполагает отношение соответствия высказывания внутреннему состоянию говорящего или его поведению
Получается - как всякий процесс осознания субъектом некоторого явления действительности как события собственной жизни и последующее отражение в сознании, суть искренней самоидентичности есть переживание человеком своей идентичности - отражение самим субъектом своих собственных состояний, отражение множества устойчивых значений переменных параметров объекта.
Вспомнилась вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
Ода "Вольность" - одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. В послании противопоставляются два образа: образ Отчизны и образ "власти роковой". При сопоставлении этих двух образов возникает тема тяжелого положения Родины.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
В допушкинские времена - в XVIII веке - и в политических контекстах доминировала вольность как следующее понятие: "Государственная вольность в гражданине есть спокойствие духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону таковую, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов", - писала в середине 60-х годов XVIII века Екатерина II, адресуясь к депутатам созванной ею комиссии, которые должны были составить для России новое законодательство. Екатерина использовала слово вольность как аналог французского liberté."
То есть Пушкин и в пушкинское время "спокойствие духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию" остопиздило до чёртиков. Оно и понятно! Французская революция дополнило екатерининское определение: "Всякое общество обязано иметь главным предметом бытия своего соблюдение естественных и забвению не подлежащих прав человека. Права сии суть: Вольность, Собственность, Безопасность и Противуборство угнетению".
Пушкин похватил это "Противуборство угнетению".
В официальном и официозном же языке после того, как французская революция привела к казни короля и якобинской диктатуре, и затем - в пушкинскую эпоху, слово вольность получило негативный смысл - как раз тогда, когда в языке молодых вольнодумцев оно приобрело, напротив, смысл исключительно положительный. "Он вольность хочет проповедать", - говорит Фамусов про Чацкого, и это равнозначно политической неблагонадежности, что уточняется в последующей фамусовской реплике: "Да он властей не признает!" (А.С. Грибоедов. "Горе от ума").
Еще раньше Екатерины ... Древний памятник семейных наставлений "Измарагд" (один из источников "Домостроя") учит: "Не дай же в юности детищу воли". Иван Грозный растолковывает свою царскую позицию по отношению к детищам своим - боярам и дворянам: "А и жаловать и казнить своих холопов мы вольны".
Согласно таким представлениям было организовано и русское общество еще и при Петре. "Вольное царствие" "вольного самодержца" - это его личная вотчина, в которой он властен распоряжаться по собственному усмотрению. "Англинская вольность здесь неуместна, как к стене горох, - объяснял Петр I. - Надлежит знать народ, как оным управлять". Именно при Петре I были доведены до логического предела формулы политического патернализма. Начиная с 1702 года, по указу Петра, все подданные, независимо от принадлежности к тому или иному сословию, в прошениях, подаваемых на царское имя, обязаны были подписываться: нижайший раб.
Поехали в другую сторону - с историческим феноменом вольности всё ясно.
Большевистская революция в России.
Тут уже возникают ассоциации вольной жизни - с разгулом, разбоем и прочим ненормированным поведением. "В устах цыгарка, примят картуз ... Свобода, свобода, эх, эх, без креста! Тра-та-та! ... Гуляй, ребята... (А. Блок. "Двенадцать").
Переходим к советскому периоду:
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек
В однопартийной системе, с одной идеологией! Тут вопрос вольности решался ответом на другой вопрос: "Что лучше - свобода или стабильность?". Не ново. Это возвращение в допушкинские времена.
Но вопрос - коварный.
Поехали дальше...
Время "оттепели" . Вспоминаем слова Марии-искусницы в пьесе Евгения Шварца, когда за ней пришел чудо-юдо болотное: "Что воля, что неволя - всё равно". Ох, всё равно!
Проезжаем Горбачева, во времена которого вообще ничего и никто толком не понимал, - времена Ельцина?
Тут становится очень забавно - появляются ассоциации свободы с простором. Волен. Что волен? А всё! Поэтому при редактуре гимна Советского Союза для превращения его в гимн Российской Федерации строки "Сквозь годы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил" были заменены на: "От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля".
Итак, идентификация вольного русского - вещь переменная.
А что с идентификационным определением "русский идёт до конца"?
Давайте отметим - за сто последних лет царский дискурс идентичности разошелся с ленинским, лениский - со сталинским, сталинский дискурс идентичности со временем разошёлся с советским, советский - с постсоветским и, наконец, вот создается новая z-идентичность.
Вопрос. Дошли хоть раз до конца?..
Терпения не хватило.
И о чем это говорит?
Говорит о том, что если рассмотреть искреннюю самоидентификацию русского Шамана на перекрестке когниции и коммуникации, то она соответствует искреннему неврозу, который выдает желаемое за действительное. Но желание и переживание при этом - искренне. Единственный способ самоидентификации личности - рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется. Но это - ментальный подход, а эмоциональный/психический - это вопрос о том, где человек остановил ментальный.
Согласно теории Э. Эриксона, формирование самоидентификации человека является результатом разрешения возрастных кризисов:
Кризис 1 года. В этом возрасте малыш пытается понять, можно ли доверять существующему вокруг него миру.
Кризис 3 лет. На этом этапе формируется воля, ребенок ищет ответ на вопрос о том, может ли он сам регулировать собственное поведение.
Кризис 6 лет. Кризис самоидентификации, в котором идет противостояние инициативы и чувства вины. Маленький человек пытается узнать, может ли он не зависеть от родителей и самостоятельно открывать собственные возможности и способности.
Кризис 12 лет. При благоприятном развитии у ребенка формируется и развивается уверенность в себе, на этом этапе он ищет и находит ответ на вопрос о том, на что он способен и что может.
Кризис 19 лет. Это период поиска себя: человек старается как можно больше узнать о себе, подключается к различным социальным группам для того, чтобы понять, что он собой представляет.
Кризис 23 лет. В это время на первое место выходят любовные и романтические отношения, человек ищет ответ на вопрос о том, способен ли он любить и что готов сделать ради создания и сохранения отношений.
Кризис среднего возраста. На этом этапе личность ищет смысл своей жизни и проводит первый серьезный анализ своих жизненных целей и определение пройденных этапов в их достижении. Самоидентификация продолжается на ценностном и духовном уровне.
Кризис старости. Человек анализирует свою жизнь, пытаясь понять, был ли в ней смысл и каковы были достижения за весь жизненный путь.
Бляха муха! Поймал себя на мысли, что я сам нахожусь уже в кризисе старости - не хочу думать о том был ли смысл, при этом все предыдущие кризисы преодолел успешно, тогда как Шаман не преодолел ни одного. Что хуже? :)))))