Фото: Икона "...в красном ботинке". автор: Сфинкский
Икона в
красном ботинке
экспрессионистический этюд
В центр Нью-Йорка пришёл "Новый Год"... Один. Сюда же отнесем маленькую печаль
по поводу отсутствия Бога. Нет или "вышел"?.. В ресторане рядом с Больницей Христа - это пятнадцать-двадцать минут от Граунд Зироу возникает вопрос к Отсутствующему: "Как быть счастливой в Новогоднюю ночь?.. Одной. Программа минимум"
- Что такое минимализм? - задает встречный "еврейский" вопрос фотограф Ицхак. Он усаживает меня для художественной сьёмки на стул, и сам же поясняет. - Возьмем некую вещь, вокруг которой нет споров, что она существует. Например, Христа. Постоянно думая о себе и Христе одно и то же, остаемся ли мы одним и тем же?.. Именно этой тайной "одного и того же" и занимается минимализм... Внимание!
Ицхак делает предупредительное движение рукой...
Взгляните на меня - в красном ботинке, отрешенные византийские глаза смотрят и ни о чем не повествуют. Голубые, как два озера. Глубокие. Напряжённые, как всенощное бдение. Глаза, которыми мы смотрим на Бога - глаза, которыми Он смотрит на нас. Автор иконы "... в красном ботинке" - Ицхак, пожалуй, наименее еврейский фотограф, которого я знаю. Сегодня мы пьём брэнди за "личное счастье в новом году"...
- По этой причине, - продолжает он, - начнём заново рассуждения - Возьмём Новый Год и стул, стоящий в двух метрах четырех сантиметрах на юг от правого восточного угла этого ресторана по адресу такой-то Авеню - в нём всё пространство украшено в антураже американского минимализма. Возьмем другую вещь, вокруг которой тоже нет споров, что она существует. Например, тебя (он обращается ко мне), которая сидит на этом самом стуле... Ты счастлива?
- С точки зрения минимализма, - вступаю в разговор я. - Нет никакой разницы между реальностью существования Бога, стула, счастья и правдивостью сообщения, что меня видели сегодня в ресторане с каким-то евреем.
Ицхак отвлекается от камеры, делает глоток из бокала и бросает на меня взгляд, дающий "меру, значение и закон". Похоже, бренди делает из фотографа Ицхака - Ицхака философа!
- Можно задать онтологический вопрос? - интересуюсь я.
Еврейских возражений - нет.
- Как быть счастливой в Новогоднюю ночь?
Ицхак смотрит в глазок обёктива, регулирует взад-вперёд фокусное расстояние и чего-то ещё ждёт в Старом году...
- Одной! - уточняю я.
Теперь - очередь за Ицхаком-философом...
Минимализм моего вопроса подразумевает - его незавершенность. Даже - послесказанность: нечто, пришедшее на место того, что было в прошлом году. А что, собственно, было?.. Что?
Мучалась, как и многие - Бог не заглядывал в спальню. Отсюда - "маленькая печаль". Cамая cтранная оcобенноcть "отсутствия Бога в спальне" - это эффект голограммы. В каждой чаcти голограммы заключено целое. Например, еcли мы отрежем голову у голографичеcкого изображения Бога и увеличим этот фрагмент, то получим не большую голову, а вcего Бога. Понятно - лучше всего не отрезать. Бог, который позволил бы всем удостовериться в своем существовании, был бы не Богом, а изображением - именно так переводится с греческого слово "икона".
...Глядя на Ицхака, который по-прежнему, выдвигает и задвигает как золупку обьектив в поисках кадра, я почему-то, вспомнаю: "В детстве в Новый Год мы любили играть в свою замечательную игру "Деды Морозы и Шлюха". В любой комнате, где только получалось. Они приезжали с Северного полюса, а я - шлюха с улицы Зои и Александра Космодемьянских. Мне чаше приходилось "сходить с ума" по правилам. Я закатывала глаза и каталась по полу... А "Деды Морозы" - раздевались и мастурбировали.
- Чтобы ухватить суть моего минимализма в отношении с мужчинами глубже, - продолжаю я, обращаясь к Ицхаку, следует вспомнить историю обретения креста, на котором был распят Христос. Когда усилиями матери римского императора были найдены и откопаны три креста, на которых были распяты Христос и два разбойника, присутствующие обнаружили, что кресты эти абсолютно одинаковы, и
что никакое исследование и рассуждение не способны указать на тот крест, ради которого и были предприняты все усилия ищущих. В это время рядом проходила похоронная процессия, и кому-то пришло в голову взять тело умершего с тем, чтобы поочередно возложить его на каждый из крестов. Когда на одном из найденных крестов умерший ожил, то все поняли, что этот крест и есть... - тот самый. С
точки зрения подобного минимализма - для любви хватает одного мужчины на всех - Бога. Но, в действительности, его не хватает!
...Ицхак - молчит, его молчание - "трансцендентная" весть для меня.
- Так, как быть счастливой в Новогоднюю ночь?.
В ответ на меня смотрит объектив... Пристально как детдомовец. Сурово как Бог. И как бы грозит указательным пальцем: "Как быть счастливой в Новогоднюю ночь?! В центре Нью-Йорка! На стуле! Одной!"
- Внимание! - я вижу предупредительное движение рукой. Вспышка! Я щурюсь...
Ицхак отрывается от камеры...
И на меня смотрят настоящие просящие еврейские глаза...
- Ах, еврейский философ! Чтобы я могла тебе дать?..
|