Сфинкский : другие произведения.

Возвращение Иакоффа и его братьев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Абсурд. Полный.

 []


ВОЗВРАЩЕНИЕ ИАКОФФА И ЕГО БРАТЬЕВ


  Еще несколько лет назад напёрсточник-цыган Иакофф хотел, чтобы похоронили его где-то в заброшенной угольной шахте с надгробием в форме наперстка и эпитафией: "Здесь лежит напёрсточник Иакофф"... Но на День Всех Святых он почернел как цвет дождевых туч и исчез из поля зрения.

  До его "исчезновения", появляясь на Часовой набережной даунтауна, я часто видел как истошно выкрикивая незатейливые слоганы "кручу-верчу, обмануть хочу..." одетый в яркую цыганскую рубаху Иакофф "сучит" руками около церкви Матросов:

   На картонной подстилке выставлялись три непрозрачные чаши: поющая непальская, чаша кедуша с надписью "Проходите мимо!" и обычная - зелёная, которую Иакофф называл "люлька Вифлеемская". Под одной из них прятался колобок почти круглой формы - маленький глиняный божок с несколькими лицами. Чаши быстро менялись местами, а зрителям предлагалось угадать под которой из них находится божок.

  ...Кто не знал правил "обмана ближнего" наивно предполагали, что божок находится под крышей одной из чашек. Но фокус заключался в том, что божка - нет. Незаметными для обычного глаза движениями рук Иакофф прятал маленький колобок в собственных ладонях.

  Последний раз я видел цыгана-напёрсточника на набережной в той же самой яркой рубахе - густые, кудрявые волосы, глаза навыкат, только зрачки бегали против часовой стрелки, а кожа на теле окрасилась в чёрный цвет. "Цыган знает, как сделать так, чтобы монета в руках почернела, - поделился со мной тогда своей бедой Иакофф. - Вроде бы, от порчи или от сглаза, но на самом деле, пальцы купоросом натираются!".

   В самом деле! Из-за неоднозначности цвета кожи на Иакоффа нельзя было смотреть без страха. Голос его стал скрипучим, потерял звонкость, а то и вовсе пропадал без видимых причин. Вскоре и сам Иакофф исчез.

  И вот однажды... На Сочельник. Когда дождь перед Рождеством действует на нервы, а холодный ветер навевает мрачные мысли о Душе. Сижу. Один. В пустом кафе "Тим Хортонс". Как сирота, брошенный в пустыне! Ем сэндвич с ветчиной... После первой звезды.

  ...Странно смотреть как по стеклу с другой стороны сползает струйка воды!

  В такую погоду - настроение странное. Оно не хорошее и не плохое. Его даже нельзя назвать никаким. Оно, скорее похожее на сон о смерти, в котором ничего не происходит. За окном: ночь. На улице - никого. Сегодня - многие на ночной литургии. Бесцветная луна. Слепой дождь со снегом. Кафе "Тим Хортонс" "умирает" в полночь. Входная дверь открывается...

  Заходит парочка нарядных мотоциклистов в белых крагах и шлемах. Он - чёрный как Отелло Шекспира, она - прозрачная как семитская гурия - напоминает красное вино в белом бокале. Покупают кофе, смути и два сэндвича с ветчиной. Садятся за соседний столик.

   Отелло, как собака на сене - сам не ест и ей не даёт - хватает гурию за руку. Что-то доказывает с чудовищным неместным акцентом. Она - не соглашается. Оба ругаются... Гурия теряет свою исходную прозрачность - точь в точь как белизну лицо задушенной Дездемоны. Настроение - как будто за окном воет собака, а ты не знаешь "Почему?"...

  Закрываю глаза и представляю:

  Вот сейчас откроется дверь - войдёт собака и объявит:

  "Все люди будут умирать подобно "Тим Хортонс" - в полночь, но в отличие от кафе, вы не будете вновь возвращаться к жизни, если не дадите мне ветчины и запить кофе - из чашки и смути - через соломинку. Если же дадите - то я сделаю так что, когда человеку придет время умирать, он умрёт и на следующий день вернётся к жизни"

  ...Отелло и Дездемона посмеялись и дали собаке смути из шлемов.

   Собака рассердилась, что мотоциклисты не дали кофе и ветчины и не попотчевали из той же посуды, из которой едят сами и объявила с гневом: "Все люди будут умирать, один лишь "Тим Хортонс" будет возвращаться к жизни".

  ...Открываю глаза:

   В кафе пусто, я - один, мотоциклистов - нет. На моём столе - недоеденный сэндвич. За окном: неоновая надпись "Fiddler's Inn" ("Гостиница скрипача"), а по бокам - две огромные гитары.

  Открывается входная дверь. Входит... Собака!

  Белый далматин в чёрный горошек.

   Оглядывается по сторонам, останавливает взгляд на мне и спрашивает:

  - Можно у вас кусочек ветчины?

  "Ого! - думаю. - Говорящий Далматин!" - и ставлю на пол тарелку с недоеденным сэндвичем.

   - Пожалуста!
  - Спасибо! - благодарит человеческим голосом Далматин и присаживается под столик.

  Обнюхивает тарелку и представляется:

  - Аппостол Далматин. Сторож гроба Господня.

  Я - в полной растерянности ощупываю разные части своего тела...

  Потом спрашиваю:

  - По-по-...по-вашему я на том свете?

  Далматин утвердительно кивает мордой.

   "Я на том свете!"

  - И ничего нельзя изменить? - интересуюсь на самый крайний случай недопонимания.

  - А зачем?
- переспрашивает собака.   - Ну... Д-д-д-даже если у человека есть сила воля ничего нельзя поделать?

  - Ни-зя! - рыча качает мордой собака и разрывает мой сэндвич на две половины.

  "Вот же псина! А ещё..." - мысленно ругаюсь я.

  Но собака перебивает мою незаконченную мысль замечанием:

  - Напрасно вы. Хорошая ветчина! Не растраиваетесь! - и в говорящей пасти исчезает последний кусочек ветчины.
  - Не буду! - соглашаюсь я, но делаю попытку начать переговоры. - Допустим, я на том свете. Допустим здесь тоже есть "Тим Хортонс". Позвольте тогда спросить: "Где меня похоронят? Я не успел оставить распоряжений".
  - И не надо! - Долматин посмотрел на меня глазами источающими сытую радость. - Вы не умрёте сегодня! Но когда "придёт время" - вас похоронят в цыганском склепе рядом с гробом Господним.   - Что? Что вы сказали?

  Мне показалось, что я даже я прокричал:

  - Разве Господь Бог - это цыган?

  - А как же?! - собака облизнулась и продолжила с теологической важностью. - Цыгане - это дети Божьи и носят имя Божье. Когда-то цыган в мире было также много, как зёрнышек пшеницы на большом поле. Ещё более многочисленный народ истребил почти всех цыган. Из их гробов, брошенных в болото, через тысячи лет стали добывать уголь.

  - Это, наверно, цыганский апокриф? - уточнил я с нескрываемой иронией.
  - Так было! - с убеждённостью подтвердил Далматин. - Корень несправедливости всегда крылся во власти. Какой власти принадлежал уголь - той и осуществлять свою несправедливую волю. Со временем, когда реки вновь зальют цыганские склепы, на этих местах заново образуются болота. В них новые цыганские гробы превратятся в новые пласты угля.
  - Выходит, уголь происходит от цыганских гробов?
  - Именно, - кивнула собака. - Для превращения потребовались тысячи лет. В следующий раз, когда гробы превратятся в "чёрное золото", оно будет принадлежать цыганам.
  - И они готовы ждать? - поразился я.
  - Цыгане - готовы ждать вечно! - воскликнул аппостол Далматин с той эмоциональностью, с которой женщины ищут подтверждение любви в словах. - Хотя и сегодня находятся верующие в моментальное превращение дерева в древесный уголь (он почесался и снова стал похож на теолога) - с помощью воображаемого философского камня.
  - Цыгане верят в превращение деревянных ящиков, в котором обычно хоронят в земле мёртвые тела в ископаемое топливо? - попытался уточнить я, потому что странно слышать, будто человек даже в гробу не свободен.
  - Не одними гробами едины! - уточнил аппостол. - Легко увидеть и сегодня подтверждение того, что уголь произошел от цыганских деревянных изделий. Разве вы не знаете?.. Изредка любопытные находят в угольных шахтах хорошо сохранившиеся отпечатки деревянных скрипок, а также окаменелые куски настроечных колков.
  - Простите, - мне показалось историческим несоответствием сказанное. - Скрипка является сольным инструментом с семнадцатого века. Прародителями её были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота.
  - Прощаю... - апостол Далматин посмотрел на меня снизу-вверх и я заметил как стекловидные тела внутри его пары глаз взболтнулись словно яичный белок, - Корпус скрипок всех древних народов, живших бок о бок с цыганами, изготавливался из бычьей кожи и поэтому не мог бы сохранится.
  - Позвольте! Я и сам играю... - запротестовал я усиленно мигая глазами. - Основателем художественной игры на скрипке считается итальянец Корелли!
  - Об-этих-фак-тах, - тихо и тщательно выговаривая слога продолжил Аппостол, - следовало бы подумать официальным историкам, которые утверждают, что Европа является местом происхождения других народов.

  Теперь в глазах собаки появились вспышки света, похожие на молнии, казавшиеся наиболее заметными при моей полной неспособности контролировать мигание.

  - Это не может быть правдой!.. громко и по-человечески надрывно продолжил Аппостол. - Все народы откуда-нибудь пришли. Вопрос только - "Когда?"

  Возникла напряжённая пауза...

  - А иначе для чего у человека появились ноги? - продолжил апостол Далматин нарушив её, - Цыгане считают - руки у всех появились в одинаковое время. Они появились для того, чтобы душить ими дичь и лазить по деревьям. Сначала, на месте рук у цыган появились ноги. Но, когда пришли другие народы, ногами душить их стало неудобно. Так что ноги цыган атрофировались и превратились собственно в руки. Однажды другие народы напали на цыган и убили многих. Оставшиеся в живых ушли жить в другие места. Именно, чтобы уйти быстрее у цыган появились ноги. А когда цыган снова стало много, они вернулись на родину. А иначе для чего Бог дал древним цыганам ноги?

  - Значит у цыган есть цыганский Бог? - спрашиваю я.
  - Бог есть цыган!
  - И он уже умер?
  - Разумеется! Где вы встречали живого Бога?
  - Значит он лежит в гробу? - обрадовался я и не дожидаясь ответа продолжаю переговоры. - Тогда зачем вы предлагали мне гроб Господний?
  - Потому что он пустой. Вы где-нибудь видели Бога в гробу? - искренне удивился апостол.
  - Нет... - растроенно ответил я. - Он - воскрес.
  - Воистину воскрес! - соглашается апостол Далматин, - У цыган есть поверье. Когда Бог был ещё вором, отец его умер, оставив ему заботы о старой матери. Каждый раз, когда Бог шел на дело, он должен был брать с собой мать. В конце-концов будущий Бог понял, что не может бродяжничать и воровать вместе со старой женщиной. Он построил на краю болота маленькую хижину и там стал заботится о матери. Она к тому времени стала так плоха, что не могла жевать сырое мясо. Сам же Бог учил цыган делать скрипки и тем зарабатывал на пищу. Когда Бог покупал рыбу для матери, люди издевались над ним, потому что цыганам полагалось есть мясо. Но Бог не обращал на это внимания. А самой матери тяжело было видеть, как другие смеются над сыном. Наконец, она сказала ему: "По-моему, мне нужно перестать жевать, тогда я смогу есть мясо." Она стала глотать мясо не прожёвывая и они так жили и питались вместе. Однажды Бог уехал из дома в отдаленный табор - читать лекции. Через несколько месяцев он вернулся и узнал, что его мать умерла. Никто из соседей не знали, куда ему сообщить, и поэтому уже начались похороны. Бог вошел и постучал в гроб своей палкой. - Мама, твой сын вернулся!- сказал он. - Я очень рада видеть, что ты вернулся, сын"- ответил он за мать. - Да, я тоже очень рад," - ответил Бог. После этого он объявил цыганам вокруг: "Погребальная церемония окончена. Можете сжечь тело." Тело женщины сожгли в той же хижине. Его тепла хватило до тех пор пока её сын учил цыган.... Когда Бог состарился и уже не мог жевать сырое мясо и ездить с лекциями по дальним таборам, все его ученики, которые к тому времени стали баронами, привели таборы к хижине и поставили вокруг неё кибитки, в которых стали жить. Чтобы Учитель не умер от холода они стали сжигать свои скрипки и варить на них мясо, которое от горячей воды становилась мягче. Вкус варёного мяса вскоре понравилась и всем цыганам. Они построили около хижины Бога дома-деревни и остались в них жить. Но Бог уже знал, что приближается его конец. Однажды он попросил учеников утром собраться вокруг него и сказал, что отойдет в полдень. Лёжа перед печкой Бог сочинил поэму: "Много лет я жил сытым и обогретым. Теперь тепло матери кончилось. Голова - не соображает. Руки - не держат скрипки. Но у моих учеников много скрипок, которые могут дать много тепла". Его ученики собрались вокруг, слушая стихи, и Бог отошел во время чтения. Его похоронили со всеми почестями как сына человеческого - в гробу. Потом Бог - воскрес, а цыгане стали добывать тепло не только из скрипок, но и старых деревянных гробов. Потому что воскресшим цыганам гробы были совсем не нужны.

  Рассказ прервался паузой.

   - Теперь ты понимаешь, почему гроб Господний пустой? - спросил меня через минуту-другую аппостол Далматин.
  - Когда видишь пустой гроб - понимаешь, что здесь были люди. - отвечаю я. - Я только не понимаю, какое отношение имею я к цыганскому народу и гробу Господню? Я сам - потомственный крымчак. Хотя такой национальности уже давно не существует. Её отменил Сталин! После Второй мировой войны крымчаков осталось в живых меньше тясячи. Семьдесят пять процентов моего народа - расстреляли вместе с евреями и цыганами. В таком количестве народ по советским теориям не мог сохранять самоидентичность. А логика вождя знаете какая? Нет национальности - и нет национального вопроса!
  - Это вы думаете: "Божий промысл - логика Сталина". - заметила собака. - На самом деле, крымчаки и евреи - это цыгане. Поэтому во время войны их уничтожали вместе. А исчезли символически только крымчаки.
  - Выходит, цыгане и есть избранный народ? - удивился я.
  - Первый! - пояснила собака, - Цыгане, евреи и крымчаки - одной крови. Только одни цыгане в древности были кузнецами - плавили и ковали золото (смотрели, наверно, кино про Абдулая?), другие цыгане - торговали золотом - они стали евреями, а третьи - крымчаки - ремесленники и портные - должны были шить цыганские саваны и рубить деревянных гробы, которые превратятся в уголь, который понадобится, чтобы плавить, ковать и торговать золотом.
  - Так ведь в жизни совсем не так. - заметил я, - Цыгане - воруют лошадей. Евреи?.. Ну ладно, евреи... Они связаны с золотом. А вот крымчаков уже и вовсе нет! Обидно? Обидно!.. Смотря кому. А вы простите, Аппостол, какой национальности?
  - Считаю себя цыганским евреем.
  - Это почему же?
  - А посмотрите на меня, - возвысил голос апостол Далматин, - Какого я цвета?
  - Чёрного. Белого. Чёрно-белого. Бело-чёрного... Бог его разберёт!
  - Кто сказал: "Бог его разберёт"? - рявкнул апостол. - А вы, уважаемый, сами-то, абсолютно белый и чистый?
  - Ну что вы?! Не все же евреи и цыгане плохие, есть и хорошие. Каждый народ исполняет символическую миссию.
  - Так в этом и есть промысл Божий! - обрадовалась собака и завиляла хвостом. - Цыгане - избранный народ. Крымчаки, евреи и цыгане - братья родные, символизирующие святую Троицу - тройственную природу мира, совершенство, целостность и законченность.. Цыгане, как самый первый народ - это Рождество, евреи - умные - Преображение, а крымчаки - символизируют исчезновение Бога из гроба Господня - Воскресение. Только это ещё не всё... Число "три" символизирует Бога, но символ Земной власти - это число "четыре". Четыре - это особое число Зверя, под которым скрыто имя Свиньи. Сотворение мира было началом земной деятельности Бога, а свинья была как раз тем животным, срок беременности которого составляет ровно четыре месяца.
  - Так вот почему сторожевая собака гроба Господня попросила в "Тим Хортонс" сэндвич с ветчиной! - догадался я. - На том свете запрещается есть свинину?
  - Наоборот! - махнул лапой апостол. - Свинину разрешается кушать всем, как и любое другое мясо. Разве вы не помните - "ядущий мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную"?
  - Неужели таки всем и всё разрешают? - удивился искренне я. - И евреям?.. И крымчакам?.. А почему христиане едят свинину? Или христианство - это грех?
  - Видите ли... - аппостол Далматин сел на задние лапы. - До потопа люди ели растительную пищу. После потопа Бог разрешил есть любое мясо. Но у евреев давным-давно, когда в Иудее шла гражданская война, произошел такой эпизод: иудеям, оборонявшимся в иерусалимском храме, иудеи, осаждавшие этот храм, доставляли жертвенных животных, чтобы обе враждующие стороны смогли совершить обязательный религиозный ритуал жертвоприношения. Это были барашки - их поднимали на крепостную стену с помощью веревок. Но один хитрец из числа осаждавших дал коварный совет - в целях экономии агнцев, вместо барашка подложить свинью. В Ветхом Завете описывается что, когда ее подняли до середины стены, свинья уперлась в нее копытами и завизжала так, что вся Святая земля задрожала на четыреста миль вокруг. После этого вероломного поступка нарушилось единство среди евреев. И тогда иудейские мудрецы провозгласили: "Грешен тот, кто выращивает и ест свиней".
  - Вот и Иисус Христос, - добавил я, - согласно Евангелию, вселил бесов в стадо свиней!
  - Потому что копыта у обоих раздвоенные! - пояснил аппостол, - Раздвоенные копыта являются признаком "раздвоения личности", ведь с их помощью они способны ввести окружающих в заблуждение и грех. Грех означает раздвоение и проявление бесовской природы человеческого существа. Бог свят, а человек грешен. Огромная пропасть разделяет их. Однажды Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, одержимые бесами, бросились в пропасть. А остальные люди так и живут по-свински - с раздвоенными копытами, "потому что согрешили с рождения и лишены славы Божией". Если у некоторых размер копыта, как у коз, то у крупных размер копыта можно сравнить с копытом взрослого быка. Поэтому у цыган единой Свиньи нет, хотя в качестве такового предлагается термин Romanie, то есть "ромоподобная". И, вообще, свинья - является символом Римской империи, а все дороги ведут в Вечный город Рим.
  - Дорога по кругу - меж адом и раем, дорога, которая выбирает нас - продекларировал я напыщенно.
  - По кругу! - подметил апостол и продолжил. - Слово "свинья" на иврите - "хазир". Это однокоренное со словом "возвращаться". Поэтому, свинья, чтоб вы знали, - это символ греха, который в течении всей жизни "возвращается" по кругу. А качующие цыгане - символ невозвращения блудных детей в Дом Божий. Цыгане на иврите - "цоаним" (но пишется это слово без гласных) - от названия библейской горы Цийон или Сион в Иерусалиме. У древних жителей Иудеи (читается ционим, и также пишется без гласных) Сион считался жилищем и домом Божиим и поэтому стал символом Иерусалима и всей "Земли Обетованной". Ветхозаветные цыгане - "цоаним" должны "хазир" - возвращаются на Землю Обетованную, в утерянный рай, в истинный Цийон. Поэтому после смерти свинья - это символ очищения. Человек после смерти - не грешит и ведёт себя не по-свински. Поэтому свинину на этом свете есть не запрещается.
  - На том свете!.. - однозначно поправил я.
  - На этом! - многозначительнее поправила собака. - Каждое тело от рождения на том свете подвержено искушениям мыслей и не может превозмочь их в помыслах! Когда человек умирает - он лишается тела и смысла искушений. Душа преображается и очистившись от греха искушений, человек воскресает на этом свете. При жизни грех - возвращается - в ней нет места Преображению и Воскресению.
  - Вот вам и дополнение к Завету... - произнёс я приближаясь к истине. - Существуют: Рождество, Преображение, Воскресение и Возвращение!
  - Видите и вам далось откровение! - заметил факт богоявления аппостол Далматин. - Грех - это понятие бессмертия. Человек - вечный грешник - рождён во грехе, живёт во грехе и возвращается к своим истокам при жизни. Поэтому надо понимать и говорить не только о Воскресении, но и о Возвращении. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти его, и должны быть соединены - подобием воскресения, то должны быть разъедены с ним подобием жизни и подобием Возвращения к ней... Свинья - это символ Возвращения.
  - Понятно почему оказавшись в "Тим Хортонс" вы попросили у меня ветчины! - улыбнулся я и уточнил. -У вас запрещают есть свинину?
  Собака улыбнулась в ответ...
  - Наоборот! Помните: "Ядущий мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную"? Есть у нас разрешается всё. Никаких запретов!
  - Значит,.. - я почувствовал свинское осенение, - находясь здесь у меня нет никаких запретов?
  - Никаких! - подтвердил аппостол.
  - Тогда зачем мне возвращаться? - спросил я, - Здесь - нет никаких запретов. Я могу есть всё!.. В любое время! Даже "Тим Хортонс" здесь.., - я посмотрел на часы, - не закрывается в полночь! Я как Господь Бог!.. Подайте мне гроб Господний!", - и замолчал в ожидании чуда.
  - Разве вы не поняли? Вы - не умрёте сегодня. - аппостол осмотрел меня с ног до головы пристально, как будто мясо режут вдоль волокон и после короткой паузы продолжил, - Без Возвращения - нет Рождества, без Рождества - Преображения, без Преображения - Воскресения! Без Воскресения - второго пришествия!.. - и тихонько подтолкнул носом тарелку с остатками сэндвича к моим ногам.
  - Похоже, вы подкладываете мне свинью в прямом смысле?! - заметил я и опять сконфуженно замигал глазами.

  Аппостолл в ответ - замигал своими... И вдруг, резко прекратив, произнёс:
  - Без Возвращения - нет Рождества!

  ...Рождества?.. Я - молчу и ничего не отвечаю. Знаю я этот цыганский метод гипноза! Метод копирования частоты мигания глаз, а затем внезапной остановки мигания...

  - Сегодня - Рождество! - поясняет собака. - С днём рождения!

  Я смотрю на часы - полночь, на собеседника - глаза говорящего Далматина смотрят расфокусированно, как бы сквозь меня - взгляд в никуда.

  - Тим Хортонс закрывается! - раздаётся откуда-то скрипучий голос.

  Я оглядываюсь - сзади с ведром и шваброй стоит одетый в униформу Тим Хортонс пропавший Иакофф.
  - Иакофф?..
  - Тим Хортонс закрывается, братья! - повторяет он в дружелюбной манере ямайских парней и тянет руку - погладить Аппостола...
  - Гаф!.. Гаф!
  - Иакофф?.. - повторный вопрос не вызывает желаемой мной реакции.
  Уборщик, как две капли дождя похожий на Иакоффа, смотрит на меня как будто видит впервые в жизни.
  - Иакофф?!.. - моему удивлению нет предела.
  - Закрывается!

  Собака вытягивает навстречу Иакоффу по очереди передние лапы и выгибает спину.

  - За-кры-ва-ет-ся! - по слогам повторяет цыган.

  Я встаю со стула, поднимаю с полу недоеденный сэндвич, заворачиваю в салфетку, кладу в карман; в туалете - прихожу в себя и выхожу из "Тим Хортонс".

  ...На улице - неоновая вывеска через дорогу бросается в глаза. Из темноты идёт дождь со снегом и думать о случившемся становилось не намного проще, чем - о Душе...

  "Вот ведь какая странность?! Иакофф, Тим Хортонс, Собака Долматин, Ночное Всеношное Бдение... - рассуждаю я, глядя на вывеску "Fiddler's Inn" ("Гостиница скрипача" а по бокам две огромные гитары), - похоже, у дизайнера было смутное представление, как выглядит скрипка; они, вроде бы, есть, также, как вы сами знаете, есть и Душа, настолько же невидимая по своей природе, насколько порой неуловим маленький божок с несколькими лицами, перекатывающийся из наперстка в наперсток."


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список