"Техника выращивания" стада совпадает с "техникой выращивания" тирана т.к в процессе возникает обратная связь. А это - процесс, приводящий к тому, что результат функционирования какой-либо системы влияет на параметры, от которых зависит функционирование этой системы. И этот "техника" - тривиальна. Достаточно сосредоточить в руках "тирана" начальный и терминальный обьекты общей системы. Пример - наш СИ. Каждый может открыть ветку комментариев под текстом или изображением и также имеет возможность ее закрыть. Или закрыть для отдельного "прихожанина". Техника эта манипулятивна. Кто в курсе - в технике основу манипуляторов составляют пространственные механизмы со многими степенями свободы (совокупность независимых координат перемещения и/или вращения, полностью определяющая положение системы или тела).
Независимые (друг от друга) координаты в отличие от обычных декартовых или какого-то другого типа координат, являются обобщёнными координатами, однозначно определяющие переменное положение механической системы в пространстве относительно некоторой эталонной (идеальной) конфигурации. Так как обобщенные координаты независимы, то их вариации являются тоже независимыми, произвольными, бесконечно манипулятивными.
Простота манипуляциями "тривиальным" обьясняется тем, что в тривиальном обьекте механизм, сохраняющуй структуру состоит из одного действия над любым его обьектом.
Вот давайте разберемся с действием, которое относится к известной цитате из Библии. Это одна из заповедей Моисея (Исход, 20, 4). Употребляется в значении: не поклоняйся слепо кому, чему-либо, как идолу.
Но человек инстинктивно поклоняется. Это - низменный инстинкт, точнее - обратная сторона предела и способа проявления базовой эмоции - гнев. Одна сторона предела гнева - агрессия, обратная - умиротворение. Одна сторна способ проявления желания наказать. Другая - простить себя за чрезмерность агрессии. Соответственно, на лицо такой тривиальный обьект как агрессия-умиротворение. В теории категорий называется такая структура - нулевой обьект. В нулевом обьекте две стороны начальный и терминальный обьект. В рамках библейского примера - это Гнев Божий и умиротворение гнева - прощение. Но как не покажется странным, умиротворение это форма мести, обеспечивающая снижение агрессивности.
Умиротворение - в этологии поведение животного, направленное на снижение агрессивности более сильного соперника того же вида. Так формулирует основоположник современной этологии Конрад Лоренц.
Он выделял три основные формы умиротворения:
Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела - ритуализованные движения, обеспечивающие торможение агрессии у сородичей, обычно называют позами покорности или умиротворения.
Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании.
Воспроизведение элементов детского поведения (о нем я нижу еще вспомню).
Теперь о форме мести:
Представим себе ситуацию: человеку в конец стали невыносимы пошлость и разврат языческого мира. Он выходит на площадь и, обратившись к народу, исповедует Христа, попутно обличая ложь идолопоклонства. По закону агиографического жанра, бунтаря должны схватить и казнить после безуспешных попыток принудить его к исполнению гражданского долга. Но вдруг какой-то хитрый "политтехнолог" предлагает христианина простить и отпустить. Что это - прощение или изощренное издевательство?
Как вам предложение прощать насильно и оставлять врагам возможность быть обязанным?
Согласно иудейской традиции, человек может быть прощен другим, если он признает, что действовал неправедно, просит прощения и обязуется впредь не совершать тех же прегрешений. Христианские взгляды на прощение мало чем отличаются от иудейских, но есть нюанс - одно дело прщение друг-друга, другое дело - прощение Богом: прощение не должно определяться какими бы то ни было условиями. Другими словами, обиженный не должен ждать, пока обидчик раскается, и не должен ограничивать число раз, когда прощение даруется (Евангелие от Матфея, 18:21). Для христианина основой даруемого другому человеку прощения является проявление "агапе" - любви, которую можно определить как "любовь к людям и экзистенциальное посвящение ей всей своей жизни, а не только чувство или отношение, основанное на либидо". А вот Бог - Его прощение весьма и весьма мягко говоря неисповедимо. Почему? Потому что не говори, а прощение противоречит справедливости, но они не обязательно являются взаимоисключающими. Говоря более строгим языком нежели теология, тут дело в калибровочной инвариантности и переходе между базисами в пространстве внутренних симметрий поля в котором справедливость и прощения, как северный и южный полюс - не совмещаются. Но иногда (при инверсии) полюса меняются местами. Инверсия - относительно редкое явление, которое ни разу не происходило за время существования Homo sapiens. В последний раз это предположительно произошло около 780 тысяч лет назад. И такое было уже неоднократно, но процесс этот стохастический, т.е. случайный и индексированный некоторым параметром, чаще всего играющим роль времени или новой физической (негеометрической) координаты.
Собственно, если мы говорим о человеке и его поведении, то такими параметрамми и физическими (негеометрическими) координатами являются инстинкты. Инстинкт (параметр) - это величина, значения которой служат для различения элементов некоторого множества между собой; величина, постоянная в пределах данного явления или задачи, но при переходе к другому явлению или задаче могущая изменить своё значение.
Вот Бог, если разобраться строгими категориями - это начальный обьект, состоящий из начального и терминального многомерного обьекта, в котором одна начальная мера - наказывать, а другая - прощать. Гнев и умиротворение. В этом начальном тривиальном обьекте всего одно действие - самодействие: гнев на своё умиротворение или умиротворение своего гнева. По модулю - это одно действие - самодействие или Перенормировка. Другими словами, перенормировка - это уточнение функции обобщённых координат (лагранжиан). Это некий идеал (одно из основных понятий общей алгебры о некой структуре обобщения по какому либо общему параметру)) взаимодействия с той целью, чтобы он не приводил к расходимостям. Члены, добавляемые для этого в лагранжиан, называются контрчленами. Они позволяют получить замкнутое выражение для лагранжиана. Скажем - число Пи или е или любое трансцендентное число.
Божьи благость и милость - это типичные контрчлены. Божественные благости и милости изливаются на всю без исключения тварь, в том числе на самых закоренелых злодеев. Бог проявляет Свою милость к ним и в том, что способствует их обращению, избавлению от греха. "Не хочу смерти грешника, - говорит Он, - но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иез.33:11).
Другое дело, что многие грешники сами отвергают эту Божественную милость. И тогда Господь попускает в отношении них или даже ниспосылает на них различные бедствия. На древнем греческом языке сие называлось "кризисом", но на нашем современном по какому-то недоразумению "судом". В исключительных случаях Бог, конечно же, может подвергнуть злодея физической гибели.
Но и наказание смертью, когда оно исходит от Бога, можно рассматривать как Божью милость. Дело в том, жизнь человека не ограничивается пределами земного пути, ведь душа человека бессмертна, а при кончине веков люди воскреснут.
Телесная смерть лишает беззаконника возможности приумножать зло на земле, а значит предотвращает усугубление им личной вины перед Богом и ближними.
Вот оно и самодейсттвие на гневом. Ферштейн?
Это слово чаще всего произносят с вопросительной интонацией: ферштейн? В смысле, "понял ли ты, о собеседник, о чём я тут тебе говорю?" И если вы не врубились в суть сказанного, вам следует ответить на ломаном немецком: нихт ферштейн!
Помните как персонаж Андрея Миронова пытается донести до стамбульской путаны тезис о моральной чистоте и непорочности советского туриста. Для этого он использует ставшую крылатой фразу "Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн? Всё, пошли". И уводит своего наивного друга подальше от разврата и пошлости. Ферштейн?
Вот также и Бог - так было, например, во времена всемирного потопа (Быт.6:17), так было и во время уничтожения Содома и Гоморры (Быт.19:24). Облико морале! Ферштейн? Всё, пошли нах.
Так вот. Инстинктивное проявление умиротворения побуждает некоторых людей к беззаветной поддержке победителя, даже если его объективное превосходство в силе невелико. Это я говорю без примера. А с примером - обратите внимание на блог Панарина. Чувак манипулирует параметрами "политкорректности" исключительно из понимания своей уязвимости. Его "политкорректность" - это тот же контрчлен. Если его не вводить, то поскольку обобщенные координаты его мировозрения независимы (друг от друга, а они независимы, потому что в логике рассуждений любого человека есть разрывы, а в логике патриота разрыв вообще связан с понятием непрерывности), то их вариации являются тоже независимыми, произвольными, бесконечно манипулятивными. А это очень затратно энергетически.
Итак инстинктивное проявление умиротворения побуждает некоторых людей к беззаветной поддержке победителя, дальше возникает ситуация положительной обратной связи: незначительное превосходство в силе привлекает в лояльную группу дополнительных людей, что многократно увеличивает его, победителя, силовые возможности. Эти возросшие силовые возможности делают всё более безнадёжной персональную борьбу с этим победителем, и ещё более увеличивают число практикующих (добровольно или не очень) умиротворение членов группы. В конце концов, доминант оказывается практически всесильным (в пределах группы, конечно), что открывает ему возможность безграничной её эксплуатации - даже, возможно, во вред группе как целому.
Сами понимаете, когда в системе появляется новый нулевой обьект - прежний чувствует себя неуютно. От того и заповедь Моисея "не поклоняйся слепо кому, чему-либо, как идолу" становится категорическим императивом.
Ферштейн?
Повторимся, если нет. "Техника выращивания" стада совпадает с "техникой выращивания" тирана т.к в процессе возникает обратная связь. Главное вырастить тирана, а стадо будет поклоняться ему автоматически. Главное условие реализации целесообразных поведенческих моделей и подавления "нежелательных" инстинктивных моделей поведения - формирование и накопление (в ходе онтогенеза человека) в лобных долях и в целом в коре больших полушарий нейронных связей, отражающих существо причинно-следственных связей между явлениями природы и общества.
Но в том то и дело, что не все связи причинно-следственны!
Как мозг постигает причинно-следственные связи?
Если вас замуровали в трехтысячелетней давности западне одного из внутренних залов пирамиды Рамзеса II, вам нужно найти способ выбраться оттуда, причем быстро - прежде чем на вас неотвратимо не обрушится череда острых шипов опускающегося потолка. Вы бешено снуете туда-сюда, затем начинаете толкать случайные кирпичи в стене в надежде на то, что один из них вдруг двинется, исследовать ладонью резной орнамент саркофага, насаживать золотую маску обратно на основание - и тут потолок внезапно замирает. Это пиздец? - думаете вы. Тяжело дыша, вы также замираете и думаете: это я сделал?
И тут нужен тот самый контрчлен - самодействие.
Мозг должен одновременно решить две задачи:
Задача идентификации себя как агента действия - субъектности: это я был?
Задача соотнесения (приписывания) заслуги: какое именно из всех только что совершенных мной действий обусловило условный "пиздец"?
Правильное решение - ответ "это был не я".
А кто же?
Разбираемся...
Судя по всему, вся эта история сводится к универсальному компоненту всех теорий, пытающихся объяснить работу мозга - дофамину.
У нас есть обстоятельная развернутая гипотеза о том, как нейроны приписывают субъектность (которую также определяют терминами "агентивность" или "агентность") и соотносят последствие с тем действием, которое его обусловило. Она опирается на два важных соображения.
Во-первых, в мозге человека есть идеальная модель того, как устроен мир, и она постоянно строит прогнозы о том, что должно произойти. Если предсказания не оправдываются, это вызывает разочарование - и оттого повлекшее за собой разочарование событие выделяется из окружающего потока постоянных ожидаемых, предвычисленных событий. И обозначается как независимая координата, выходить из системы отсчета отт которой - запрещено.
Во-вторых, мозг отслеживает действия, которые человек только что совершил, и в случае какого-то явления или происшествия их можно связать с воспоминаниями о последних по времени действиях. Как только связь установлена, можно повторить действие и проверить, повлечет ли оно за собой такой же исход. Если да, то раз! - и у нас есть подтверждение причинно-следственной связи.
Однако в действительности он очень ловок. Дофамин - сигнал оповещения. Он незамедлительно и одномоментно сообщает обширным участкам мозга следующее: "Снаружи только что произошло нечто крайне любопытное. Кто из вас, ребзя, готов это взять на себя?"
Если никто не хочет сознательно, то возникает бессознательный комплекс. Если говоритть строго, то в эттой самой координате, связаннрой с запретом, происходит расслоение - локально тривиальное расслоение π. Того самого контрчлена. Понятие векторного расслоения возникло как обобщение касательного расслоения и нормального расслоения в дифференциальной геометрии; в настоящее время оно является базой и орудием исследования в различных областях математики - в дифференциальной и алгебраической топологии, теории линейных связностей, алгебраической геометрии, теории (псевдо)дифференциальных операторов и т. д. В психологии, ясно море, до этого не доперли ещё. А в теологии - тем более. А на самом деле всё просто как счёт десятичными разрядами.
Вот давайте сосчитай те все числа от 9 до 10. Заебетесь считать все числа. Но можно все сосчитанные и несосчиттанные числв обозначить единицей и досчитать. Строго в математике это называется "непрерывное сюръективное отображение". А сюрьекция - это отражение из большегго множества в меньшее. Так вот и бессознательное - это то же самое. А точнее отражение начального в конечное, минуя всё промежуточное. Вот вам механизм формирования нового нулевого обьекта. В нём только одно действие, ферштейн? Над самим собой.
Вот и в системе Тиран-Стадо, что есть структура нулевого функционального обьекта - всего одно действие. Но с двух сторон нулевого обьекта оно выглядит по разному. С одной стороны тиран прощает себе свою тиранию, с другой стадо прощает себе свое раболепие.
Как перенормировать это?
Инверсией. Вспоминаем...
Наказание - умиротворение. Делаем инверсию. И возвращаемся к начальным условиям, на которых возникло умиротворения. Оно возникло из агрессии. Но в точке предела, где одно сменяет другое, на самом деле ничего не исчезает. Просто одно приобретает конечный алгебраический характер, а другое - непрерывное действительное. В этом смысл векторного расслоения.
Но поскольку векторные преобразования - это о преобразовании точки, то всё что с ней можно сделать - это вывернуть наизнанку. То есть представить одно обратными значениями.
Теперь, когда вы прочитаете в блоге Панарина слов "политкорректность" имейте вииду, чтто за ним стоит жлобство. А за его бравостью под прикрытием "политткорректности" - обычное свойство "овцы", которая манипулирует собой, чтобы идти в фарватере тирана. При этом другой врожденной (инстинктивный) механизм защиты и его предел добавляет малость разнообразия в это стадное поведение - самолюбие тирана, т.е самого Панарина. Оно отличает его от всей компании (стада). У стада оно (самолюбие) - болезненно. А у Панарина - нет. У него мозг совершает над собой самодействие, а у стада - нет.
Я заметил у него самооиронию. Но она - мнимая.
Сморите как происходит:
Болезненное самолюбие - это причина и следствие отсутствия самоиронии. Иронизируя над собой в присутствии другого, я как бы жду от него опровержения, комплимента, поглаживания ("это не совсем так", "ты недооцениваешь себя", "я воспринимаю тебя иначе", "наоборот"). Но при этом "политкорректность" вносит ограничения.
Смотрите:
Критикуя, иронизируя над самим собой, Панарин отнимаетт хлеб у другого. Он удерживает ситуацию в своих руках. Для зрелой личности это знание более открыто. А для закомплексованной - оно закрыто.
Психоаналитически самоирония инициируется инстанцией Сверх-Я, при использовании энергии деструктивного танатоса. Но опять же агрессия Сверх-Я преломляется через призму контролирующего ситуацию Я. А конттролирует - комплекс неполноценности. Кстати, на основании сказанного сразу оттмечу - видите ироничного типа или сами проявляете иронию - это проявление комплекса неполноценности. Полноценна была бы не ирония, а осуждение себя.
Шнелле, швайне, шонен таг! Майне кляйне, что не так?
Сча поясню. Позднеримский философ Климент Александрийский указывает на то, что целью иронии является "возбудить удивление, довести слушателя до раскрытия рта и онемения"... (Ирония, 1962, с.317). Истина через нее никогда не преподается. Это "раскрытие рта" вызывается неожиданностью соединения несоединимого, игрой слов.
Вторая часть высказывания Климента удивительно перекликается с афоризмом едва ли не самого глубокого классика этой темы Кьеркегора: "ирония как отрицательность есть не истина, а путь". Для психолога такое определение иронии указывает на то, что главная функция иронии не содержание, а оценка содержания. При этом оценка уничтожающая, принижающая содержание, относительно которого происходит ирония. Можно сослаться на Томаса Манна, что "ирония - главный фермент переваривания действительности". Было бы что переваривать. Ирония не создает истину, истина всегда позитивное знание; знание, которое должно задержаться, знание, на котором нужно остановиться. Ирония - это всегда отрицание, неукорененность ни в одной позиции.
Так вот теперь можно дать рецепт "техники выращивания тирана": позволяйте себе другому устанавливать границы политкорректности, поощряйте его иронию над собой, нарашающим корректность. А Панарин ее нарушает манипуляциями.
Давеча читал манипулятивную заметку Панарина об анекдотах - о том, что русский даже в шутку не желает смерти украинцу, казаху, чукче или ещё кому-то смерти.
Может быть и нет!
Но в чём манипуляция? В идеализации греха. Один грех почему то становится "лучше" другого.
Обьясняю:
Полно анекдотов унижающих дстоинство "чурок", чукчей, хохлов, евреев. Море таких анекдотов. А почему людям доставляет удовольствие унижать других? Унижая других людей, они таким образом обезценивают других, а сами самоутверждаются, "возвышаются" над ними. Обесценивание - это защитный механизм нашей психики, особенно необходимый людям с уязвимой самооценкой. В психологии суть ттакого механизма в следующем: примитивная идеализация, примитивное обесценивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна. На мой взгляд дело не в том, что это свойственно русским. Это качество свойственно всем " совковым" народам. И оно родом из детства. Примитивная идеализация у ребёнка приходит на смену всемогущему контролю. Когда ребёнок разочаровывается в идее собственного всемогущества, он обнаруживает, что его безопасность и благополучие зависят от заботящихся о нём взрослых, и начинает приписывать всемогущество им. С возрастом подобное восприятие мира пропадает, но сам механизм в психике остаётся. Так идеализация является важным компонентом страсти и любви. И вот когда человек начинает понимать, что объект идеализации на самом деле не идеален, то рано или поздно наступает разочарование, сопровождающееся примитивным обесцениванием. Собственно, весь советский народ. В этом месте уместно вспомнить, то как Моисей водил по пустыне свой народ сорок лет, так сорок лет и советский человек не выходил из тупика. Так после Перестройки водили. Так Путин водил. И опять повел куда-то... Укров тоже постоянно "водили" с момента обретения независимости.
Все бывшие совки питаются разочарованием. А разочарование между прочим является распространенным мотивом убийств. Недавно убили бывшего японского премьера, мотивом убийства было "разочарование в экс-премьере.
Я что хочу сказать про панаринский текстт про анекдотты. Сам он не догоняет (а политткорректность ограничивает обьяснить напрямую), что национальные отношения это парные (арные) отношения. В парных (русские-укранцы) одна сторона унижает от разочарования, а другая готова убить за унижения. Убить партнера можно один раз. Но для обезценивания нужен постоянный парнер. Комплекс неполноценности требует непрерывности. Это же расслоение!
Кстати, анекдот про унижение нашёлся:
Если тебя оскорбляют, унижают, бей обидчика лопатой по морде! - Ну, папа! Я же девочка! - Можешь взять розовую!
А лопата, которой можно вьехать по харе - это классная вещь. И получше политткорректностию
А вот когда, мозг обнаружил, что в мире случилась какая-то классная новая вещь, то дофамин доносит это до других зон мозга. Теперь мозг должен узнать, не является ли эта штука последствием каких-то ваших действий, после чего привязать такой итог к этому действию, укрепив связь между ними - и только ними.
Для этого мозгу нужно найти представление (репрезентацию) действий(-я), что имели место до представления итоговых последствий. Все-таки у причинно-следственной связи есть лишь одно направление. Маловероятно, чтобы особый ритуальный танец с кручением курицы, который вы исполнили после того, как включился свет, послужил причиной того, что включился свет. Гораздо вероятнее, что вы, по всей видимости, задели выключатель, вытанцовывая свой путь в комнату (свободной от курицы рукой задели, ясное дело).
Знаете какой выключател Панарина?
Спросите "Отчего, он так зло иронизирует и не зло - самоиронизирует?".
Не удовлетворяйтесь ответом - дескать такая рационализация: ирония, сарказм - это признак большого, критического ума.
Спросите-спросите.... Что у него за внутренний мир, для сохранения которого требуется ирония?
Это - бессознательное импереалистическое мышление.
Оно из возраста перехода от детства к взрослости. И из Совка. Совок - это вообще подобие этого периода. Подросток уже не дитя, но еще не взрослый. Этот полувыход из детства стимулирует ироническое отношение к детскости. Это отношение к одной стороне. К другой стороне - ко взрослым - подросток проявляет то, что мы бы назвали, вслед за Т.Манном, ироническим саботажем. Т. е. в мир взрослых хочется, хочется встать на один уровень с ними, а они продолжают мое детство, позицию неравенства. Империализм взрослых подросток пытается преодолеть презрительным иронизированем по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к самим взрослым с их старомодными совковыми представлениями о жизни.