У Гегеля в "Phänomenologie des Geistes" есть замечательные мысли о господине и рабе, о Herrschaft и Knechtschaft. Речь тут идет не о социальных категориях господина и раба, а о чем-то более глубоком. Это есть проблема структуры сознания.
Вот смотрим на. Путиа. Как и любой человек - существо противоречивое и находится в конфликте с самим собой. Путин ищет свободы (для России) , в нем есть огромный порыв к свободе, и он не только легко попадает в рабство, но он и любит рабство. Он раб своей ненависти к "господам". Человек есть царь и раб. У Гегеля именно об этом.
Николай Бердяев в рамках персоналистической философии, которая, как известно, выдвигает на первый план не познающего истину субъекта как в классической философии, а человеческую личность, пытаясь развить мысль Гегеля, говорил о трёх состояния человека, трёх структурах сознания, которые можно обозначить как "господин" , "раб" и "свободный". В работе О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА Бердяев писал: "Господин и раб коррелятивны, они не могут существовать друг без друга (даже в одном человеке - мои примечания, да и Платон тоже о том говорил, что тиран сам раб, например, Цезарь есть раб воли к могуществу). Свободный же существует сам по себе, он имеет в себе своё качество без коррелятивности с противоположным ему... Господин детерминирован извне, господин не есть личность, как раб не есть личность, только свободный есть личность, хотя бы весь мир хотел его поработить... Свободный ни над кем не хочет господствовать.... Страшнее всего раб, ставший господином. В качестве господина все-таки наименее страшен аристократ, сознающий своё изначальное благородство и достоинство, свободный от ressentiment. Таким аристократом никогда не бывает диктатор, человек воли к могуществу. Психология диктатора, который в сущности есть parvenu (человек незнатного происхождения, добившийся доступа в аристократическую среду и подражающий аристократам в своем поведении, манерах; выскочка), есть извращение человека. Он раб своих порабощений. Он глубочайшим образом противоположен Прометею-освободителю. Вождь толпы находится в таком же рабстве, как и толпа, он не имеет существования вне толпы, вне рабства, над которым он господствует, он весь выброшен вовне".
Вот и у Гегеля, "несчастное сознание есть сознание противоположного, как сущности, и своего ничтожества".