Философ Николай Бердяев в работе О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА предложил проследить, сколько разнообразных и утонченных форм рабства подстерегает человека и прельщает его. Ссылаясь на Гегеля и его "Phänomenologie des Geistes", он приводит ряд: Бог - господин, человек - раб; церковь - господин, человек - раб; государство - господин, человек - раб; общество - господин, человек - раб; семья - господин, человек - раб; природа - господин, человек - раб; объект - господин, человек-субъект - раб. "Человек ищет свободы, в нем есть огромный порыв к свободе, и он не только легко попадает в рабство, но он и любит рабство, - пишет Бердяев. - Человек есть царь и раб." Пытаясь философски осмыслить проблему взаимоотношений раба и господина, мыслители различных эпох никогда не достигли общего мнения. "Мешала" неспособность учитывать альтернативные точки зрения - явный признак незрелости личности и общества. А этому способствовало и способствует неразрешимое противоречие между проектами всеобщей унификации и национальными культурами.
"Что делает раба рабом?" - вопрошали философы. "Природа", - рассуждали древние греки. "Судьба", - отвечали в античном Риме. "Анальность", - предпологал Фрейд. Из основных постулатов анальности: у власти всегда тот, кто обладает продуктом: едой, питьем, теплом, заботой как нарциссическим эквивалентом любви и деньгами как высшим фетишем власти. Анальная фиксация личности - при всей смехотворности названия - философское и психологическое учение. "Человек", - пояснял Маркс. Эксплуатация человека человеком, которую Маркс считает первичным злом, есть зло производное, это явление возможно, как господство человека над человеком. Но человек становится господином другого потому, что по структуре своего сознания он стал рабом воли к господству. Та же сила, которой он порабощает другого, порабощает и его самого.
Благодаря А. Грину, развившему исследования Фрейда и Абрахама о природе оральности и ранней анальности, мы можем теперь войти в новое понятие, ороанальность, введенного им для обозначения непрерывного процесса прохождения продукта по пищевым путям: поглощения, владения и эвакуации. Объект - скот - поглощается, сидит внутри как собственность, как полное обладание и выходит вовне в соответствии с желанием хозяина. "Ты ничто, ты дерьмо, ты в полной моей власти, захочу - увидишь свет, не захочу - нет!". Подчинять и владеть - суть подобного отношения, быть в подчинении - значит, верить в то, что ты "дерьмо, сделанное Господином (или Госпожой), но необходимое ему".
Давайте перечислим кем делается "дерьмо": Богом, церковью, государством, обществом, семьёй, природой... Звучит настолько цинично, что требуется всё таки рассказать о концепции анальности, чтобы понять откуда берется "дерьмо".
В работе "Три очерка по теории сексуальности" (1905) Зигмунд Фрейд показал важное значение анальной фазы развития в жизни человека. Анальная стадия - вторая стадия психосексуального развития по З. Фрейду, которая наступает, начиная с возраста 18 месяцев, и заканчивается к трём годам. По его мнению, зона заднего прохода является местом присоединения сексуальности к другим функциям тела. На стадия инфантильного развития, на которой либидозное (сексуальное) влечение сосредоточено на анусе (заднем проходе), характерной для возраста от двух до четырех лет, ребенок проявляет особый интерес к дефекации и мочеиспусканию, расширяет сферу управления собственным телом, приобщается к процессам социализации. Анальная фаза инфантильного развития оказывается полем столкновения двух противоположных установок ребенка: его ориентации на удовлетворение физиологических потребностей, доставляющей ему удовольствие и необходимость выработки определенной тактики и стратегии поведения, связанного с положительными и отрицательными эмоциями взрослых на его действия.
Ребенок воспринимает продукты своей дефекации действительно как "подарок". Для него кал представляет некую ценность, которую он готов или удерживать в себе, или преподносить в качестве "подарка" родителям, воспитателям, впоследствии - тем, кем он не является. Со временем происходит анальная фиксация личности.
Фиксация - анормальное состояние, когда ребенок застопоривается на одном конкретном этапе развития. Последующее развитие происходит под этой фиксации, т.к. она устанавливает черты личности, сохраняющиеся в течении всей жизни.
Анальная личность - взрослый человек, испытавший фиксацию на анальной стадии психосексуального развития (от двух до трех лет). Эта фиксация может развиваться либо через избыточное удовлетворение импульсов Я (например, из-за очень невнимательного обучения основам гигиены), либо через неадекватное удовлетворение(из-за чрезмерно строгого обучения гигиене) в раннем детстве. Анализируя структуру характера человека, оставшегося в анальной фазе развития, Фрейд выделил черты, связанные с анальной фиксацией:
агрессия и упрямство
Упрямство является пассивным выражением агрессиию Речь об отказа ребенка осуществлять отправления в соответствии с намерением родителей. В дальнейшем период этого превосходства, или чувства власти, замещается "моральным" превосходством, в котором супер-эго играет решающую роль. Упрямство в поведении взрослых объясняется как попытка использовать других людей в качестве инструментов борьбы с супер-эго. Путем провокации окружающих на несправедливость (например - выдача паспортов гражданам непризнанного государства - я говорю о Путине) такие типы стремятся к моральному превосходству, что поднимает их самоуважение и уравновешивает давление супер-эго. Упрямец считает обращение с ним несправедливым и часто навязывает расположение, заставляя своего противника огорчаться. Другие анальные характеристики перемещаются в сферу речи и мышления, они проявляются в нерациональном способе сдерживания и выражения слов и мыслей. Все анальные черты содержат садистский элемент в соответствии с амбивалентным отношением к объекту на анальной стадии.
Так откуда берется "дерьмо" в Боге, церкви, государстве, обществе, семье, природе?
Чтобы попробовать описать то, что происходит между рабом и хозяином, я хочу сослаться на современную концепцию психоаналитика из Восточной Европы - чеха Микаэля Шебека, о Тоталитарном объекте.
Обращаясь прежде всего к идеологии и коллективному травматизму прошлого, Шебек говорит об особенном общественном устройстве, где потребность в архаическом примитивном поклонении единому, всемогущественному Богу, тоталитарному объекту - является выходом из смутных, переходных времен, подверженных переменам и кризисам.
Тоталитарный объект в его описании - это единый, грандиозный правитель - абсолютный монарх - царь, вождь племени, генералиссимус или глава семьи - который всегда знает, что делать и всегда говорит, что делать, а затем контролирует - что сделано, а что не сделано.
Тоталитаризм - в понимании Шебека - это система, где с помощью идеологической надстройки - пропаганды, жестокости, насаждения страха и муштры - устанавливается единоначалие одной личности или системы с целью подчинения и установления единовластия. Тоталитарный объект внутри личности по Шебеку - это примитивное, архаическое ядро, раннее Супер - Эго, которое можно наблюдать в развитии каждого субъекта. Эго такого субъекта, безусловно расщепленное, а потому слабое и нуждающееся в слиянии, одной своей частью прилипает к примитивному Супер - Эго, а другую направляет вовне - во внешний мир, трансформируя его в опасность и ужасы.
Массы при этом - народ, плебеи, члены секты или члены семьи - это всегда те, кто нуждается в руководстве, то есть, в тоталитарном объекте.
Так действует тоталитарная система - внутри которой все идеально, слито и незыблемо, а снаружи - страшно и враждебно. Любое инакомыслие внутри системы, поскольку оно угрожает единству и может привести к не желаемому разделению (сепарации), сразу же подавляется или уничтожается.
Когда в России начался очередный виток "наездов" на инакомыслии, только идиоты не было понятно, что Тоталитарный объект России задумал новый анальный Проект. Все остальные действия его были для того, чтобы оправдать его анальность - выдача паспортов гражданам непризнанной республики - отсюда возникает необходимость защищать их. Важно, чтобы никто не мешал "выдавать", "защищать". Вспоминаем концепцию Фрейда, который выделял следующие стадии психосексуального развития: оральная стадия - от рождения до полутора лет; анальная стадия - от полутора до трех лет; фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет; латентная стадия - с 6 до 12-13 лет; генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет. Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.
Как же застревают на анальной стадии? Как своё дерьмо становится "дорогим". Как себе начинают прощать своё "дерьмо"?
Всё просто: ребенок, сидящий на горшке - это неудобство для взрослых и потребность для него самого. Когда ребенка начинают гнать с горшка: "Давай-давай" - с этого момента включается защитный механизм психики. В противоположность взрослым у детей наблюдается положительная и окрашенная удовольствием установка по отношению к своему калу: ребенок может играть с собственными испражнениями, с удовольствием размазывать их по телу и даже пробовать на вкус.
Наказание ребенка за это создает нелинейность. А она приводит к фазовому переходу, в котором закрепляется бессознательный Комплекс превосходства. Самой характерной чертой Комплекс превосходства является исключительность. Исключительность как черта характера, появляется как защитный механизм психики, при котором появляется ощущение собственного превосходства, вызванное скрытым чувством неполноценности.
Со временем у ребенка возникает реактивное образование, в результате которого естественная склонность к рассмотрению кала как собственную часть тела и драгоценное достояние трансформируется в чувство отвращения к нему как к чему-то нечистому, неблаговидному, но исключительно если это дерьмо - чужое.
Таковы установки в религии, в государстве, в идеологии, в семье... Разве нет?
Дополняя всех и всё в этой теме, Бердяев выделял "три состояния человека, три структуры сознания, которые можно обозначить как "господин", "раб" и "свободный"". Господин и раб коррелятивны, они не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе, он имеет в себе своё качество без коррелятивности с противоположным ему.
И также Бердяев выделяет тоталитарность в качестве маркера раба/господина, а мы уже знаем - фиксированных на анальной фазе:
Падшесть же человека более всего выражается в том, что он тиран. Есть вечная тенденция к тиранству. Он тиран если не в большом, то в малом, если не в государстве, не в путях мировой истории, то в своей семье, в своей лавке, в своей конторе, в бюрократическом учреждении, в котором он занимает самое малое положение. Человек имеет непреодолимую склонность играть роль и в этой роли придавать себе особое значение, тиранить окружающих. Человек - тиран не только в ненависти, но и в любви. Влюблённый бывает страшным тираном. Ревность есть проявление тиранства в страдательной форме. Ревнующий есть поработитель, который живет в мире фикций и галлюцинаций. Человек есть тиран и самого себя и, может быть, более всего самого себя. Он тиранит себя, как существо раздвоенное, утратившее цельность. Он тиранит себя ложным сознанием вины. Истинное сознание вины освободило бы человека. Он тиранит себя ложными верованиями, суевериями, мифами. Тиранит себя всевозможными страхами, болезненными комплексами.