Когда то давно у меня состоялся разговор о счастье с отцом. "Бесполезный" на то время, кстати. Не помню уже по какому поводу он состоялся, но отец привел слова из Библии о счастье от плодов своих трудов (Екклесиаст 3:12, 13): "Я понял, что нет для человека ничего лучше, чем радоваться и делать в жизни добро, и что человек должен есть и пить и получать удовольствие от своего труда. Это дар Бога". То есть от осознания плодов трудов своих растет наше самоуважение - важная составляющая счастья.
Давно это было. Лет пятьдесят назад. И вот сегодня сура я решил поверить слова царя Соломона гармонии.
И вот что вышло.
"Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира." - мнение Зигмунда Фрейд, которое я однозначно разделяю. Одно "но" может испортить этот альянс. Определение понятия "счастье". Не ошибусь утверждая, что счастье в обыденном представлении связывают с удовольствием, но удовольствие не может быть без своей второй оппозиции - неудовольствия. То есть счастье не может быть без несчастья. Во всяком случае мы так устроены, что способны интенсивно наслаждаться только в контрасте. То есть удовольствие и неудовольствие - суть выражение одной и того же значения психического аппарата, но с разным знаком.
Знаком чего?
Можно рассуждать так:
Во-первых, определить, что речь идёт о т.н в ПМ пустом знаке. ПУСТОЙ ЗНАК - понятие постмодернистской философии, фиксирующее парадигмальную презумпцию постмодернизма на восприятие семиотических сред как самодостаточной реальности - вне какой бы то ни было гарантированности со стороны внетекстовых феноменов. Принятие тех или иных значений (в контексте определенной метанаррации) делает соответствующий объект. Знаки такого рода не отсылают к явлениям и предметам внетекстуального мира, то есть отражают один из принципов постмодернизма: претензию на самодостаточность поля символов и знаков, наличие в них смыслов, не требующих подтверждения в объективной реальности. . Это обусловлено тем, что в рамках постмодернизма считается, что множество современных понятий и символов обладают настолько обширной смысловой нагрузкой, что уже представляется невозможным постичь их смысл с опорой на те объекты, которые они означают.
Во-вторых, анализируя речь людей, больных неврозами, французский философ и психоаналитик Жак Лакан вывел концепцию "разрыва" означающего и означаемого, характеризовал первое как "плавающее" по отношению к последнему. Он заметил, что для невротиков характерна утрата каких-то частей означаемого, на месте которых в сознании образуются некоторые пустоты, которые впоследствии заполняются воображаемыми построениями. Знак, соответственно, задает ориентацию тем чего больше - означающего или означаемого?
Всякое означаемое имеет "материальный субстрат", доступный чувственному восприятию; однако даже отсутствие материальной сущности способно быть означающим в случае, если ему противопоставлено наличие материального выражения другого знака.
Означающее может быть названо абстрактной единицей языка, если понимается как класс конкретных сущностей плана выражения - соотносительных с означающим звуковых данностей (сигналов). Сходным образом оно представлено в концепции Ф. де Соссюра, где сочтено не "материальным звуком", а "психическим отпечатком звука, представлением, получаемым... посредством... органов чувств".
То есть, знак - это по сути расслоение в отображении. А расслоение - это топологическое пространство, которое легче всего понять на следующем примере - число Пи. Вот почему неразрешима задача о квадратуре круга?
Квадратура круга - это задача, заключающаяся в нахождении способа построения с помощью циркуля и линейки (без шкалы с делениями) квадрата, равновеликого по площади данному кругу. В принципе нельзя это сделать и с помощью любых других алгебраических кривых и поверхностей. Отсюда и взялась метафора "квадратура круга". Тщетность исследований по решению задачи квадратуры круга перенесла этот оборот во многие другие области, где он попросту обозначает безнадёга.
Задача может быть решена, если удастся осуществить "спрямление окружности", то есть построить отрезок такой же длины. Но это возможно только в том случае, если с помощью конечного числа таких действий можно построить отрезок длины Пи. Но число Пи Число иррационально, то есть его значение не может быть точно выражено в виде дроби. Следовательно, его десятичное представление никогда не заканчивается и не является периодическим. Пи - трансцендентное число, а следовательно не являющееся алгебраическим. Множество трансцендентных чисел континуально, а множество алгебраических счётно.
Вот и расслоение это топологическое пространство в сингулярной точке. Это как маниакальный насильник - вот до этого момента человек вполне ведет себя осмысленно, а начиная с другого - маньяк. Маниакальность - это безграничное усиление инстинктивной деятельности, но не только - усиление оценочного восприятия, переоценка собственной личности (достигающая иногда бредовых идей величия).
Так вот мера иррациональности почти всякого трансцендентного числа равна 2. Квадратура круга - тоже. Мера квадратуры круга, обобщающая понятия длины отрезка, площади фигуры и объёма тела на 3-х или, вообще, произвольное n-мерное евклидово пространство равна 2.
Что это значит?
Значит, что мера круга равна его площади. А площадь квадрата можно посчитать. Но! Но речь идёт об особой мере - мере Лебега. Это мера, обобщающая понятия длины отрезка, площади фигуры и объёма тела на произвольное n-мерное евклидово пространство. Вот и мера счастья тоже, вовсе не определяется несчастием, что понял Толстой, сказав в "Анне Каренине": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских.". Что означает: мы без труда сможем назвать признаки счастливой семьи, потому что они универсальны (в хорошей семье есть гармония, взаимопонимание, дети воспитаны и уважают старших и т.д.), но в то же время нельзя выявить причины несчастья всех несчастливых семей, так как причины несчастья всегда разные.
Вот давайте попытаемся обобщить три меры счастья понятия длины счастья, площади счастья и объёма счастья в одной мере.
Длина счастья - это протяжённость. С утра до вечера. С малых лет до старости. От столба и до обеда.... Площадь счастья - это как городская площадь - незастроенное большое и ровное место, от корого обычно расходятся в разные стороны застроенные улицы. Площадь указывает на размер плоскости, которую занимает фигура. Объём счастья - с понятием объёма тесно связано понятие вместимости. Полон весь. Счастлив до жопы. И т.п.
Мы почти у цели, господа. "Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений." - сказал Рене Декарт. И мы почти у цели. На м остается только определится что общего у размерности, протяженности и вместимости.
Что?
То чего нет ни там, ни там, ни там.
Так чего же нет?
Числа Пи.
В математике π определяется отношением длины окружности круга к его диаметру. Но мы никогда не сможем с точностью измерить длину окружности или площадь круга, так как не знаем полное значение числа Пи. Данное "магическое число" является иррациональным, то есть его цифры вечно меняются в случайной последовательности. А это как ...представьте себе, что Бог сотворил нас не только по образу Своему, но и по подобию. Хотя он сотворил только по Образу, потом - передумал из-за греха прародителей. И что Он сделал тогда? Он сделал так, что прижизни мы только будем всегда стремиться к идеалу, но всегда не будем его достигать, только с помощью Его милости простить врожденный грех. Вот этот грез - это и есть иррациональное число - оно не алгебраическое, не счетное. Оно как число Пи. Кстати... Первые 144 цифры числа Пи после запятой заканчиваются цифрами 666, которые упоминаются в Библии как "число зверя".
Поразительно, но общее определяется местом отсутствия. Т.е счастье определяется не несчастием, а отсутствием его. Теперь вы понимаете Фрейдовское "Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира."?
Значение первых чисел в числе Пи после впервые правильно рассчитал одни из величайших математиков древнего мира, Архимед из Сиракуз (род.287 - ум.212 г. до н. э.). Он представил это число в виде нескольких дробей По легенде, Архимед был настолько увлечён расчетами, что не заметил, как римские солдаты взяли его родной город Сиракузы. Когда римский солдат подошел к нему, Архимед закричал по-гречески: "Не трогай моих кругов!". В ответ на это солдат заколол его мечом. И осталось от Архимеда только место, которое его открытия занимают в науках.
Вот и счастье... Место которое оно занимало бы, если бы человек мог быть создан и по подобию Бога.