|
|
||
Принцип чёрного кабинета
| В Квебеке можно, нисколько не стесняясь, говорить слово "провинция". Со мной все время так бывает - уеду куда-нибудь из Монреаля, и кажется, что по возвращении меня уже непременно будут ждать письма, подружки и отличные новости оттуда, откуда я только что вернулся - из провинции. Но всякий раз я разочаровываюсь. Какой толк в провинциальных романах, если они не делает чуточку счастливее? Провинция - она всегда провинция, у нее своя правда, даже если человек, живущий там, состоит из одних фантазий или вранья. Даже, если он врёт тебе. Даже, если постоянно. Я предпочитаю, чтобы меня разочаровывали в задуманном мною порядке. -- Ну чё, опять решил скопперфильдится на выходные? - поинтересовался сосед, увидев меня ранним субботним утром, во дворе дома. -- Ну, да! Нет более прекрасного свидетельства божьего промысла, чем вводить людей в заблуждение, - пошутил я в ответ, произнеся слово "заблуждение" на французский манер - "вводить в заблуждение" происходит от французского слова "illusionner". В дни путешествия в провинцию я, действительно, похож на артиста, демонстрирующего фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях, в отличие от фокусника-манипулятора, эффект фокусов которого основан исключительно на ловких действиях руками. Впрочем, я никогда не был уверен, что таких любителей провинциальных девушек, как я, другие не принимают за нищеброда, не способного или не желающего честно расплатиться с женщиной за секс. Провинция... Шербрук, Труа-Ривьер, Сен-Жан-Сюр-Ришельё, Сен-Жером, Шатоге, Сент-Эсташ, Викториавиль... Ты не живёшь там лишь потому, что тебя тут никто не ждёт. Ждать в провинции - напрасный труд. Как ты докажешь им, всем существам, которые были здесь до тебя, что твой приезд и, ожидаемый всеми провинциалками обман, были всё-таки не напрасны? Никак. Можно, конечно, попытаться уговорить соседа за компанию на групповой секс... Только после того, как я его уговорю, придется еще уговаривать себя. Нет... Я поеду один. Как всегда... Но сосед не желает меня отпускать. -- Помнишь? Ты рассказывал когда одна провожающая дамочка бросилась на тебя, ты схватил её за руки и держал до тех пор, пока не подошёл поезд... -- А он пришёл с опoзданием на два часа. -- И ты чуть не умер. Помню. Поэтому и спрашиваю себя: "Какой толк вводить в заблуждение?" И отвечаю что-то странное, но оправдывающее полностью: "Я уже давно договорился с собой: сначала ты уезжаешь из дома, а уже потом демонстрируешь появление и исчезновение предметов, людей, превращения одних предметов в другие? принцип чёрного кабинета и т.п., если это действительно так уж необходимо. Необходимо? Да! Провинциальный роман, как и принцип чёрного кабинета, и буддизм - это религия спасения интеллектуалов." "Принцип чёрного кабинета" - это принцип оформления сцены, при котором всё рабочее пространство сцены затягивается чёрной тканью - в идеале чёрным бархатом, не отражающим свет, а огни рампы несколько направлены в сторону зрительного зала. Зритель не видит всевозможных вспомогательных технических приспособлений, поэтому трюки становятся не столько зрелищем, сколько частью драматического действа. Illusionner! Тот факт, что чёрное на чёрном не видно, был известен уже давно. В Азии на этом принципе создавались подобия кукольных театров. Однако особую популярность этот метод приобрел в связи постановкой Станиславского "Синяя Птица" по одноименной пьесе Метерлинка. Однако, мало кто знает, что основой принципа чёрного кабинета является формула Эйнштейна о взаимосвязи массы и энергии. Согласно этой теории энергия не распространяется непрерывно, а скачками, точно ограниченными и далее неделимыми количествами, квантами. Суть в следующем: масса и излучение взаимосвязаны, в результате чего происходят такие явления, как рефракция, дифракция и поляризация света. Иногда происходит поглощение энергии. Поглощённая энергия может меняться на тепловую или световую энергию с другой частотой, либо на энергию электрическую, если происходит фотоэлектрическое явление. При облучении же чёрного тела светом происходит переход энергии на молекулярном уровне и в связи со скачком кванта происходит вынуждение более высоких вибрационных и ротационных состояний молекулы. Первым и одним из самых известных таких театров являлся "Чёрный театр Йиржи Срнца", основанный в 1961 году. Принцип этого театра исходит из очень простого закона - актёров в чёрных костюмах на чёрном фоне не видно; таким образом, предметы, с которыми они работают, как будто оживают и двигаются сами по себе. Всё это создаёт магическую и таинственную атмосферу, о чём свидетельствуют и названия спектаклей: "Летающий велосипед", "Полосатый сон", "Агасфер - легенды магической Праги" или "Белый Пьеро в чёрном". Это здорово! Это красиво! Это illusionner! Как я уже говорил: масса и излучение взаимосвязаны, поэтому когда количество поглощённой энергии на сцене, затянутой чёрной тканью, увеличивается, возникают отдельные линии спектра. Увиденные цвета оставляют в зрителе приятное впечатление, так как выясняется, что он хоть что-то видит. Наверное, именно на это и способен провинциальный роман: он заставляет тебя быть чем-то больше, чем ты являешься.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|