Homo soveticus или Homo sovieticus (Хо́мо сове́тикус с лат. - "Человек советский") - критическое и ироническое название советского человека. Термин берёт своё начало с попыток большевиков создать "нового человека". Основатели советской системы неоднократно указывали, что для построения коммунизма потребуется создание "нового человека"...
Помните анекдот про старую лошадь на скачках?
Стоит мужик у букмекерского окна на ипподроме и думает, на какую бы лошадь поставить. Тут подходит к нему старая кобыла и говорит: "Ставь на меня, мужик. Я хоть и старенькая, но раньше чемпионкой была, и сегодня в отличной форме! На меня больше никто не ставит, выиграю забег - сорвешь большой куш!". Подумал-подумал мужик и поставил на кобылу все деньги. Начинается заезд, кобыла дергается с места, делает несколько шагов, падает на землю и больше не поднимается. Мужик подходит к ней после забега с угрожающим видом. Кобыла смотрит на него виновато и шепелявит: "Ну не шмогла я, не шмогла".
Вот именно эту самую несчастную лошадь из анекдота напоминает мне гомо советикус. Впрочем, Гомо американиус с известной американской мечтой тоже её напоминает. Но т.к сам я - гомо советикус, то дальше речь пойдёт в одном русле...
Любовь, красота уходят. Смысла, видимо, нет в них.
...Так вот я хотел начать очередное эссе. Но, тут в голову пришла мысля - добавить в предложение ещё одно слово - "критическое мышление". Оно, ведь тоже уходит с годами?
Любовь, красота, критическое мышление уходят. Смысла, видимо, нет в них.
Обнаруживая в своей жизни наличие горизонта, люди по-разному оценивают факт, что горизонт - это линия, которая отдаляется, если вы направляетесь к ней. Но это факт, а не просто философская замечание. На самом деле не удаляется он. Это мы не приближаемся к линии гризонта. Что бы сузить горизонт надо смотреть на него из ямы. Для пущей выразительноси замечу: на космический горизонт, наверно, нужно смотреть из чёрной дыры.
Что такое горизонт, вообще?
Горизонт (буквально: ограничивающий) - линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью. С "горизонтом" связан не только "географический" контент и контекст. Горизонт желаемого, горизонт возможного, горизонт знаний, идей, интересов... Круг понятий человека, пределы того, что он может обнять умственным оком, по степени образования своего, по познаниям и уму.
С одной стороны, эту границу (горизонт) нельзя потрогать руками, до нее нельзя дойти и связано это с тем, что Земля не плоская - она имеет форму эллипса - и значит, у нее нет никакого края. С другой стороны, горизонт - это не только сама линия, но и все видимые объекты, расположенные перед ней.
Если в этом смысл?
Вообще говоря, этимология слова "смысл" раскрывается через этимологию греческого слова ôiavoia - "то, что через разум" и латинского sententia, производное от sen-tio - "чувство, восприятие - производное от ощущения", как и характерно для древней философской мысли. Древние утверждают, что мышление и ощущение - это одно и тоже... ясно, что ощущение и мышление это не одно и тоже... В познании окружающего мира выделяются перцептивные (чувственные, низшие) формы освоения действительности и рациональные (высшие) формы. К первым относятся ощущение, восприятие, представление, внимание, ко вторым - воображение, память, мышление и речь
Но мы просто отметим: для упомянутых языков этимологический смысл слов означающих "смысл" несколько отличается:
в греческом "ôiavoia" - даётся через разум (не личностно),
в латинском "sen-tio" - отождествляется с чувственным ощущением.
А что мы видим на горизонте?
Различают горизонт видимый и математический (истинный).
Видимый горизонт - линия горизонта, по которой небо кажется соприкасающимся с поверхностью Земли. Видимый горизонт увеличивается с высотой места наблюдения и обычно расположен ниже истинного горизонта. Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.
Уровень линии горизонта, например, на картинной плоскости определяется высотой точки зрения. Художники знают: придать монументальность изображаемой фигуре человека, подчеркнуть важность происходящего события можно с помощью "низкой точки зрения" (снизу вверх), то есть выбора низкого горизонта композиции.
Почему?
Т.к горизонт включает видимую часть этой поверхности, то уменьшение чувственно видимого дополняется оченочным восприятие. Оценочное восприятие - это восприятие, содержащие степени. Основание возводится в степень. То что вижу - возводится в степень. Соответственно, то что "не вижу" - не возводится.
А вот то, как связаны "видимые объекты, расположенные перед ней" и "невидимые" и является отличием мышления одних людей от других.
Связаны "видимые объекты, расположенные перед ней" и "невидимые" абстрактым воображением.
Линия горизонта - это абстракция. И что она делает нагляднее понять рассматривая пейзажи с линией горизонта Валентина Серова. Он - мастер соединения в своих картинах, казалось бы, несовместимого: ближнего - и дальний плана. Если сфокусировать внимание на том и другом по касательной, то линейную перспективу выстраивает динамичное воображение и зрительское проживание пространства картины.
Вот одна картина - совмещение ближнего и дальнего, борьба с глубиной, "убийство пространства" иногда прорывается у Серова даже в сюжете: вот сейчас казаки с переднего плана прыгнут на людей заднего плана, и пространство сожмется, сделается окончательно плоским...
Такое же абстрактное понятие как "горизонт" - "точка схода". Понять, что это такое, просто, если выйти на пустую дорогу. Будет казаться, что все линии на ней сходятся в одну точку. До нее тоже нельзя дойти, ведь она, как и горизонт, будет "убегать" все дальше и дальше. Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются. Однако всем знаком визуальный эффект, при котором параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте.
У одних людей параллельные линии мышления сходятся в одну точку, в у других в мышлении нет.
Евклидова аксиома о параллельных (точнее, одно из эквивалентных ей утверждений, при наличии других аксиом) может быть сформулирована следующим образом:
На плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести ровно одну прямую, параллельную данной.
В геометрии Лобачевского вместо неё принимается следующая аксиома:
Через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её.
А в сферической геометрии и эллиптическая геометрия Римана (одна из неевклидовых геометрий постоянной кривизны), пересекаются любые две прямые, и следовательно, не выполнена ни аксиома о параллельных Евклида, ни аксиома Лобачевского, не совместимы с абсолютной геометрией. То есть вообще нет отдельного понятия "паралельности". Часть классической геометрии, независимая от пятого постулата евклидовой аксиоматики (то есть в абсолютной геометрии пятый постулат может выполняться, а может и не выполняться) называется абсолютная геометрия (или нейтральная геометрия), объединяющая все три типа неевклидовых геометрий (евклидову, сферическую и геометрию Лобачевского), поскольку она нейтральна по отношению к постулату параллельности. Абсолютной геометрией называют теорию, построенную на основании четырех групп аксиом Гильберта: принадлежности, порядка, конгруэнтности, непрерывности и без использования аксиомы параллельности.
Так как же "по-разному" люди относятся к этому принятию факта, что горизонт отдаляется по мере движения к нему?
Вот точно также. Нейтральна по отношению к постулату параллельности движения с обществом, в котором живёшь, зависимо от него. Или - независимо, нейтрально. Параллельное мышление определяется как процесс мышления, в котором основное внимание уделяется определенным направлениям. Когда это делается в группе, это эффективно позволяет избежать последствий состязательного подхода. В состязательной дискуссии цель состоит в том, чтобы доказать или опровергнуть утверждения, выдвинутые сторонами (двумя как в суде, или обществом и личностью, между которыми есть противоречия).
Теперь вернемся к движению навстречу горизонту, который отдаляется...
Отметим, что в воображении людей ничего чувственно воспринимаемого не прибавляется с каждым шагом, зато в степенном выражении добавляется степень, заменяющая "исчезнувшее" из-под самого носа. И то как можно соединить "исчезнувшее" с "целым" - это об абстрактном мышлении. Тоже самое происходит с паралельным мышлением, если в нём отсутствует т.н диалектический подход, а котором практикующие выдвигают как можно больше утверждений в нескольких (желательно более двух) параллельных направлениях. То есть с уменьшением "области значений" растет "область значений степений этих значений", но при этом абстракции относятся не к значениям, а к степеням, между которыми возникает ассоциативная алгебра. А ассоциативная алгебра обладает конечным базисом тождеств. То есть на самом деле воспринятое "конкретное" становится тождественным осмысленному "абстрактному".
Мозги "по-разному" разграничивает понятия "конкретного" и "абстрактного". Конкретно мы имеем то, что имеем, а то что не имеем - абстрактно.
А дальше появляется очень интересный психологический эффект, связанный с жалостью к самому себе. Человек жалеет себя. Моменты жалости к себе непосредственно связаны с неосознанностью и тем, что человек ведом своими переживаниями. То, что имело дня него какое-то значение, становится недосягаемым как горизон, безразличным и уже неактуальным. А это приводит к ещё большей жалости к себе, напоминая порочный круг, из которого нет никакой возможности вырваться.
С точки зрения психологии можно выделить две основные причины жалости к себе.
Первая причина заключается в том, что человек оказывается в ситуации безысходности и состоянии бессилия, когда приходит понимание, что для изменения положения он не способен ничего предпринять.
Второй причиной служит недооценивание человеком своих собственных сил и возможностей. Говоря другими словами, такой человек чувствует себя беззащитным, ранимым и хрупким созданием, которому легко навредить и которое просто обидеть. И именно такое мнение о себе и соответствующие убеждения не дают возможность людям спокойно переживать серьёзные трудности, сложные испытания и т.д.
К причинам жалости к себе можно также отнести и более простые объяснения: физическая боль, обида, несправедливость, небрежное и дерзкое отношение со стороны окружающих, унижение, стыд, тоска, угрызения совести и т.п.
Соответственно, теряя возможности, мозг включает степенное выражение того, что есть в основании (в памяти или в пределах досигаемой видимости). Отсюда ущербность некоторых национальных менталитетов. Недосигаемо - значит нет смысла, не проходит значимость через разум и остается незамеченным для восприятия.
Абстрагирование помогает приорести новые значения тому, что проходит через разум и доступно ощущениям.
Каким образом?
Сюрекцией. Которая связывает начальное и терминальное (в разуме или ощущении) не связывая одно с другим, но связывая с тем, что не является ни тем, ни другим, ноя является предельным образом мышления или ощущения. Сюрьекция - это прообраз, функция которая в
Так вот... Абстрактные понятия идентифицируются когнитивным путём либо через рассуждение, либо через ситуацию (систему связей). Даже не забегая вперед, а констатируя, замечу: эта система связей является ключом к описанию специфики национального менталитета, грамматики мировоззрения, зафиксированной в понятийном аппарате того или иного естественного языка - языка, который отражает в своих пластах и происхождение этноса, и оказанные на него влияния, и специфику его истории, и генетическую предрасположенность народа, возникшего и развившегося на определённой территории в определённый промежуток времени, именно таким образом воспроизводить в своём сознании окружающий мир.
Как, например, воспроизводит его, мозг человека, воспитанного на "советском" "разливе"? А точно также как мозг стареющего человека, теряющего способности к нейтральной геометрии, то есть к мышленю независимого от коллективного?
Отметим конкретно характерные черты:
Сожаления о былом
У юности всё будет потом, у зрелости всё сейчас, у старости всё прошло. Обнаруживая в своей жизни наличие горизонта (это происходит около тридцати) молодые старики, а с ними я ассоциирую разочарованных гомо советикус, резко переходят от идеи "у меня всё ещё впереди" к идее "мне уже ничего не светит" и "хорошо то, что есть" (более того - оно и самое лучшее). Если бы я выбрал другую работу. Если бы я женился не так рано. Если бы я не послушал родителей и пошёл в другой вуз. Если бы не Сталин. Если бы не Хрущёв. Если бы не Брежнев. Если бы не Горбачёв... Кажется, что время упущено, а силы уже не те. Нам остаётся только жалеть себя, лишая свою жизнь радости и полноты.
Ханжество
Юность любопытна, зрелость толерантна, старость нетерпима. Мы даже не замечаем, как превращаемся в ханжей с двойными стандартами, щедрых на оценку других и слепых по отношению к собственной небезгрешности. Другие начинают казаться нам глупыми, жадными, развратными. За дружескими посиделками мы жёстко высказываемся против измен, трогая под столом коленку чужой жены. Мы обвиняем начальника в воровстве, утащив из ресторана чайную пару. Мы пафосно, демонстративно высказываемся насчёт настоящей дружбы - и перестаём общаться с людьми, которые не соответствуют нашим идеалам.
Нам начинает казаться, что только мы знаем истину, и мы начинаем активно её насаждать. Это удел негармоничной старости и далекой от гармонии мудрости.
Дисфория
Дисфория - это расстройство настроения, которое становится злобно-тоскливым. Вечно всем недовольные выпускники университетов. Мстительные и злопамятные молодые управленцы. Старые ворчуны с молодыми лицами, брюзгливые, склонные к ссорам, сидящие в своих депрессиях. Русские, воющие с Украиной. Украинские националисты, воющие с русскими.
Расстройство настроения вообще становится широко распространённым среди гомо советикус. Мы выбираем себе этакие героические страдания, без которых жизнь кажется пресной (и рутинной, помните этот страх?). Нам кажется, что пусть вместо этого мы будем каждую неделю переживать эмоциональную катастрофу - всё лучше, чем стабильные и ровные отношения с самим собой.
Паранойя
Удивительно, насколько востребованными в среде молодых стали теории заговоров. Паранойя - это нездоровая подозрительность, склонность видеть в случайных событиях происки врагов, выстраивать против себя сложные искажённые теории с сохранением логичности в других сферах жизни.
Паранойя старчества и гомо советикизма имеет отношение к дегенерации головного мозга. А между прочим, паранойя имеет отношение к процессу избегания взросления: взрослость предполагает ответственность, а бредовая параноидальная идея помогает её избежать.
Например, можно быть против америкосов, потому что культ американизма искусственно создан маркетологами для идеальных потребителей - лохов. Или можно не обращаться к врачам, потому что они обнаружат несуществующие заболевания и будут выкачивать деньги из честных тружеников. Или можно избегать курильщиков, геев, алкоголя и ГМО, потому что всё это - масонский заговор с целью поставить матушку Россию на колени.
Такие фанатичные, слепые, недоступные критике идеи говорят о потере гибкости мышления - то есть, о старости.
Магическое мышление
Склонность искажать окружающий мир проявляется не только в паранойе. Помните, бабушки нам говорили доедать последний кусочек хлеба, не выбрасывать волосы на ветер и не сметать рукой крошки с обеденного стола? Наказанием за такие проступки должны были стать потеря сил, больная голова и отсутствие денег (во всяком случае, меня пугали именно этим). Это тоже форма избегания ответственности: создание системы примет и суеверий там, где нет настоящих, рационально подтверждённых связей.
Молодое поколение пользуется теми же приметами, но в другой форме: теперь мы верим в силу позитивного мышления, личную эффективность, трансерфинг и фэншуй. Эта вера так же наивна и так же некритична, как и система суеверий наших бабушек. Нам, как и им, кажется, что где-то в мире существуют простые механизмы, которым нам необходимо следовать в надежде на успех или в страхе потерпеть поражение.
Правда, в реальности таких систем нет. Мир непредсказуем, несправедлив и непостоянен, и мы смогли бы это пережить, если бы позволили себе повзрослеть.
Итак, мир, не желающий взрослеть, вместо этого стареет намного раньше. И потому с годами у человека начинает преобладать конкретно-ситуативное мышление. Оно характеризуется затруднениями в разграничении главных и второстепенных свойств и признаков предметов и явлений (необходимых для нейтральной геометрии), что не всегда позволяет людям правильно оценить ситуацию совершающегося в отношении них действия. Второстепенных, которые могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием, управлением, примыканием, становится всё меньше и меньше. А между прочим, по характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения и обстоятельства. Без этого фрагмент окружающей действительности уже не может быть описан подробно. А значит он теряет смысл. А с этим и мышление становится докритическим, а горизонт в конце-концов превращается в "точку схода". Понять, что это такое, просто, если выйти на пустую дорогу. Будет казаться, что все линии на ней сходятся в одну точку.