Сфинкский : другие произведения.

В поисках бесов...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

С понедельника на канале "Культура" начнется показ сериала "Бесы" по Достоевскому...

К чему бы это?

Давайте по порядку: Порядок - удовольствия разума, но беспорядок - наслаждение воображения. Повторяющийся хаос становится порядком.

"Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся, и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся"
Евангелие от Луки, Глава VIII, 32-36.

Достоевский использовал этот текст, взятый из евангельского рассказа об исцелении гадаринского бесноваго в качестве эпиграфа к роману о русских, о русской душе.

Согласно концепции христианства, бесы:

ненавидят всё творение Божие, особенно людей - постоянно вводят их в заблуждение, вследствии чего человек становится одержимым. Беса гонит.

"Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и блудодействуя они отступили от Бога своего". (Книга пророка Осии.4:12)

Книга пророка Оси́и - часть Еврейской Библии (Танаха), часть Ветхого Завета.

Пророчества Оси́и адресованы в основном к Израилю, в основном он рассказывает о крупнейшем колене Израиля - колено Ефремове (Эфраимово). Это одно из колен Израилевых. Согласно Библии происходило от Ефрема (Эфраима), младшего сына Иосифа, родившегося в Египте. Именно из их среды происходил преемник Моисея и начальник израильского народа Иисус Навин, а также Самуил, известный пророк и последний судья Израиля. Когда после смерти царя Соломона его государство распалось на два царства, наибольший политический вес в новосозданном Израильском царстве имело колено Ефрема. Колено Ефремово не упоминается в книге Откровения Иоанна Богослова (название последней книги Нового Завета в Библии, чаще упоминаемое как "Апокалипсис"), как впрочем "забыто" и колено Дана - вместо этого упоминается колено Иосифа - одного из сыновей Иакова и брата Ефрема. В описании второзаконной истории Ефрем изображается властным, высокомерным, недовольным и ревнивым, но в классической раввинской литературе библейский основатель племени описывается как скромный и не эгоистичный. Вообще, странная история - изначально род Иосифа считается одним племенем, затем списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией - другим сыном Иакова - отца 12 сыновей, родоначальников колен Израилевых.

Но вы то теперь понимаете кто тут Бесы?

Подоплека бесовской одержимости оказывается сложнее, чем могла бы показаться. В Библии говорится, что колено Ефрема вошло в землю Ханаан во время ее завоевания Иисусом Навином , потомком самого Ефрема. Однако многие археологи отказались от идеи, что Иисус Навин осуществил завоевание Ханаана, подобное тому, что описано в Книге Иисуса Навина, вместо этого рассматривая евреев как местных хананеев, которые со временем развили монотеистическую религию. Ряд библеистов также подозревают, что племена Иосифов (включая Вениамина) представляют собой вторую миграцию израильтян в Израиль, позднее, чем основные племена, в частности, что только племена Иосифа пошли в Египет и вернулись , в то время как основные Племена израильтян просто возникли как субкультура хананеев и остались в Ханаане на всем протяжении.

Хотя с точки зрения все большего числа археологов, в Ханаане всегда существовали две разные культуры: сильное и процветающее северное царство и более слабое и бедное южное, в библейском повествовании племена израильтян изначально были объединены в единое королевство, которое лишь позже распалось на северное и южное королевства; еврейская Библия винит в этом переломе зависть Ефрема к растущей власти Иудеи. Ефрем же в целом рассматривается как племя, олицетворяющее все Северное царство, и царский дом, проживавший на территории этого племени (точно так же, как Иуда - это племя, олицетворяющее Царство Иуды и обеспечивающее его царскую семью). Эти племена постоянно соперничали друг с другом.

А в конце первого периода еврейской истории Бог и вовсе "отказался от скинии Иосифа (еврейская Библия) и не избрал колено Ефрема, но выбрал колено Иуды, гору Сион, которую он любил". (Пс. 78: 67,68 ) Когда Ковчег был перенесен из Силома в Сион, власть Ефрема была ограничена.

Так кто же тут "бесы"? Племя Иуды. С точки зрения Нового Завета. С точки зрения Старого "одержимо" племя Ефремова, а точнее в его лице и рассеянное еврейство. Племя Ефремово было убеждено, что именно им поручено восстановить потерянные колена в "последние дни", как и предсказал Исайя, чьи пророческое служение началось с видения Бога на высоком и превознесённом престоле; края риз его наполняли весь храм, вокруг Него летали ангелы и взывали друг к другу: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его", а кончились пророчествами о Мессии. А вот это то - тема спорная. Непонятно чей Мессия!? Да и сам Исайя - фигура спорная, так как он говорил о невозможности замены Бога рукотворным изображением божества, также - осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что большая часть их будет отвержена Богом, ещё он отстаивал идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя Кира помазанником Господа.

Ну, вы поняли, да? Всё - запутано. Кто бес, кто не бес?!

В глазах же христиан, придающим Новому Завету дополнительную и определяющую "Ветхую" значимость особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии. Как пророчества о Мессии рассматриваются следующие пророчества:

о рождении Мессии: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14), "ибо младенец родился нам - сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9:6).

о служении: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы" (Ис. 61:1).

о позорной смерти Мессии: "Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом" (Ис. 53:4), "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис. 53:9).

Так кто же гнал беса?

А в этом то и и художественное своеобразие романа ф.М. Достоевского "Бесы" о одержимости русского человека. Достоевский хотел написать о современном русском человеке, с его сложной душой, с его метаниями между религией и атеизмом. Но одно событие, узнанное им из криминальной хроники (которую сам Фёдор Михайлович очень любил почитывать) и крайне потрясшее его разом поменяло и разрушило все замыслы в пользу романа "Бесы". Основа - случай с "тактическим" убийством революционной группой своего соратника, убийство, призванное революционером Нечаевым сплотить сомневающийся коллектив, повязать людей кровью в рамках идеи. Убийство ради сплощения - это часть "Катехизиса революционера" - идеологической программы Нечаева. Для крайних, максималистических революционных течений конца 1860-х годов наибольший интерес представляет зловещая, жуткая фигура именно Нечаева, характерно русская фигура. Он был основателем революционного общества "Топор, или Народная расправа".

Улавливаете идею? Она ещё будет повторяться. С Великой Октябрьской. С ролью во Второй мировой. Она ещё и раньше была - "Москва - Третий Рим, мессия человечества. Декабристы, планировашие "замочить" ради "передовой" Идеи и детей царской семьи. Убийства, призванные сплотить сомневающийся коллектив, повязать людей кровью в рамках идеи. Почти племя Ефремова, если бы не миссия Иисуса Христа! Но и Его надо убить, чтобы сплотить...

Конечно, самому Достоевскому было далеко до иронии истории борьбы евреев за власть, им рулит другая история. В романе сквозит история: Герцен - Чернышевский - Нечаев. герценовцы либералы (нигилисты "отцы") - нечаевцы ("дети" - нигилисты поколения "бесов"). Поэтому это роман - чисто антинигилистический. Это нигилисты гонят беса. И это именно нигилизм - та обратная сторона русской души, о которой сами русские и не подозревают. Но если разобраться, то и сам Достоевский гонит беса. Это становится ясным, как только становишься в курсе перепитий борьбы за власть в Израиле. Кто прав, кто виноват? Победитель прав, проигравший виноват. Но откуда берётся тогда нигилизм. Почему победители и проигравшие меняются местами. Сам Достоевский этого вопроса не задаёт - узок период времени, которым оперирует его мысль о бесах.

Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах. Роману предпосланы два эпиграфа: две строфы из "Бесов" А. С. Пушкина ("Хоть убей, следа не видно, / Сбились мы, что делать нам? / В поле бес нас водит, видно, / Да кружит по сторонам. I... I Сколько их, куда их гонят, / что так жалобно поют? / Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?") и стихи 32-36 главы VIII Евангелия от Луки ("Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся и, при-шедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся").

На сам деле, Достоевский и сам одержим. Смотрите: а своем произведении он показывает, что "нигилисты" 60-х годов вроде Нечаева не с луны свалились. Посылая наследнику престола А. А. Романову отдельное издание "Бесов", автор в сопроводительном письме от 10 февраля 1873 г. разъясняет (думаю, что тут исчерпывающе про идейное содержание): "Это почти исторический этюд, которым я желал объяснить возможность в нашем странном обществе таких чудовищных явлений, как нечаевское преступление. Взгляд мой состоит в том, что эти явления не случайность,не единичны, а потому и в романе моем нет ни списанных событий, ни списанных лиц. Эти явления - прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни. Даже самые талантливые представители нашего псевдоевропейского развития давным-давно уже пришли к убеждению о совершенной преступности для нас, русских, мечтать о своей самобытности. Всего ужаснее то, что они совершенно правы; ибо, раз с гордостию назвав себя европейцами, мы тем самым отреклись быть русскими. В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития. Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества. Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными. Так думать у нас теперь и высказывать такие мысли - значит, обречь себя на роль пария. А между тем главнейшие проповедники нашей национальной несамобытности с ужасом и первые отвернулись бы от нечаевского дела. Наши Белинские и Грановские не поверили бы, если б им сказали, что они прямые отцы Нечаева. Вот эту родственность и преемственность мысли, развившейся от отцов к детям, я и хотел выразить в произведении моем".

Но откуда берётся то нигилизм в душе русского человека?

Вообще откуда нигилизм?

Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым или даже ко всем сторонам общественной жизни. Это все знают. Это знакомая концепция. Современное понимание этой идеи во многом проистекает из "кризиса нигилизма" Фридриха Ницше, из которого вытекают две центральные концепции: разрушение высших ценностей и противодействие утверждению жизни. Отсюда же плящет и идея бесов Достоевского. Но! Но я всегда говорил, что Достоевский - хреновый мыслитель. Он не копает глубже эмоциональной поверхности философии бытия. А потому и гонит того же беса, одержимого идеей русской исключительности, доводившей его до уровня совершенно мерзкого ксенофоба. У него поляки - "полячишки", немцы - "немчура", о "жидах" и говорить не хочется. Не то, что утверждать, что на таких как он базируется нравственность. Бесноватая ненасытимость подсознательных желаний - вот что базируется на его мышлении. Его мораль заключается в постоянном совершении грехов и следующем за тем покаянии (мнение Фрейда, кстати). И дело не столько в неприятии им нигилизма вовсе, а в трусливом после поражения (каторги, ссылки) подчинении мирским и духовным авторитетам, гарантирующим мало-мальское спокойствие. А, на самом деле, история появления термина "нигилизм" следующая: Уже в Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 году. Это учение (ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому) отвергало человеческое естество Христа. Бывший каторжник Достоевский, "вылизывая жопу" наследнику монархического престола (спасаясь от кредиторов, Достоевский был вынужден четыре года провести за границей, а к моменту написания "объясняшек будущему наследнику престола, только что вернувшемуся в Россию, требовалась гарантия защиты), сам - "прокажённый" нигилизмом в прошлом (чем то мне напоминает мне Пашу Виноградова с его "нигилистскими" взглядами в юношествами и "монархическими" - ныне) в нигилизме видит политическую подоплеку только. А она то насквозь сквозит темой мессианства религиозного, берущего начало в древнем израиле в борьбе двух израильских колен за власть, в том числе в борьбе за власть Мессии (Машиаха) в будущем - иудеи верят, что идеальный машиах - царь, потомок библейского царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля, включая политическое освобождение из-под власти других народов, а избавление Израиля принесёт уже избавление и исправление всему миру. Колено Евремово верило в другого машиаха - из их колена. В христианском богословии роль Христа-Мессии распространяется уже на всё человечество.

А вот теперь сами сообразите почему актуальным стал показ минисириала "Бесы".

Я лично такую параллель провожу Герцен-Чернышевский-Нечаев-Навальный и "Бесы". Навальный хочет свалить Путина, Путин хочет отравить Навального. И того и того надо надо "убить", чтобы сплотить... О Великая и могучая русская душа, одержимая "бесами"! Повторяющийся хаос в душе становится порядком.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"