Сфинкский : другие произведения.

Путин и экзистенциализм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  При желании идеологии современной (путинской) России можно придать экзистенциальную ценность. А экзистенция (от латинского слова existentia - существование), говоря простыми словами, - это то, что можно назвать ощущениями человека, осознающего себя общественным животным, и оно полностью противопоставляется понятию essentia, сущности. Главный тезис экзистенциализма - существование предшествует сущности. То есть, экзистенция - это одно из понятий, которое обозначает некое конкретное бытие и его существование, независимо от того, кто человек есть по существу. Этакая форма без содержания. Представьте, что вам дали задание нарисовать сюрреалистическую картинку "Я - Государь".
  
  Каким должен быть государь?
  
  Макиавелли выделяет два основных качества, необходимые правителю и говорит об этом в форме аллегории:
  
  "Итак, из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
  
  Более того, главное для государя, по мнению философа, - вовремя сменить тактику, образ действий, согласно изменившейся ситуации. И при этом, мнение подданных о государе "должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя". Власть его держится на страхе или любви к правителю. Макиавелли пишет, что самое лучшее, когда есть и страх, и любовь, "однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходиться выбирать, то надёжнее выбрать страх". При этом страх, о котором говорит Макиавелли, не должен смешиваться с ненавистью подданных, для чего государю достаточно вовремя и жестоко карать преступников, и не притеснять свой народ, воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных.
  
  Вот таким интуитивно и рисуется сюрреалистическая картинка "Я - Государь". А сюрреалистическая она по той причине, что картинка Государя представляет собой тольку форму, а содержания по существу в ней нет. Надо сказать, восприятия сюрреализма обществом - странное. Странно, что оно связано с Сальваторе Дали, , которого не было среди пионеров сюрреализма и которого сами сюрреалисты того времени не признавали "своим". Его представления о методе, о том, что должно быть объектом художественного творчества, представляли просто "тупой" запрет на реалистический метод и сюжетную законченность. Он описывал его так: Если вы понимаете свою картину - вам лучше не писать ее.., Вы должны выполнять свою работу как бы в полусне, убаюкиваемые легкими ветерками воспоминаний". Полная хуйня, простите. Можно согласиться, что восприятие сюрреалистической картины должно быть свободно от каких-либо вспомогательных знаний или отсылок, но вся суть этого заключается не в отказе от понимания, для чего сам Дали вводил себя в состояние психоза, а в психологическом автоматизме. А он - это просто пределом функции психики (предельное значением функции психики) в точке, предельной для области определения функции. До неё сознание контролирует, а в точке предела она действует самопроизвольно. Причем не обязательно случайно. Нелинейно - да. А значит с учетом различного рода взаимодействий, обратных влияний и т.п. Вот и Государь - это типичный нелинейный субьект, который обладает и сущностью и экзистенцией. Я бы сравнил Государя при исполнении с солитоном (уединенная волна). В отличие от обычных волн, солитоны не рассеиваются при движении, не меняют форму и высоту при взаимодействии друг с другом, то есть ведут себя скорее как частицы, из-за чего их часто называют частицеподобными волнами. Представьте себе психа, выскочившего на площадь с автоматом, из которого палит в разные стороны. Почему он палит? Он псих, его обуяла ненависть. Он ненавидит всех, даже тех, кого не знает и ни разу в жизни не видел. А может и видел, может они даже помогали ему по жизни. Но его ненависть не берет ничего в расчет. Рулит ненависть. Вот и Государь рулит (должен рулить) так, как от него требует его представления о государе, как общественном животном. На всякий случай замечу: все млекопитающие и птицы в каком-то смысле общественные "зверюшки", из-за наличия у них заботы о потомстве. То есть, наконец мы пришли к пониманию сути сюрьекции. Вот перед вами мыслящий субъект - он взаимодействует с самим собой. И это, выражаясь математическим термином - биективное отношение. Биекция - это взаимно однозначное отображение одного множество в другое. Вот человек он сам и вот то, как он себя воспринимает. Это не обязательно одно и тоже. При биективном отображении каждому элементу одного множества соответствует ровно один элемент другого множества, при этом определено обратное отображение, которое обладает тем же свойством. Но чтобы сделать это, человеку понадобится как минимум две операции - сюрьекция и иньекция. Кое-что убавить в представлениях о себе и кое-что добавить. И именно поэтому, биекция - отображение, которое является одновременно и сюръективным, и инъективным. Человек и добавляет смысл, который имеет экзистенциональную ценность его как общественного животного в социуме, и упускает из виду, что он - животное с животными инстинктами. Вот тот псих, который выбежал на площадь с автоматом - у него инстинктивное состояние, при котором организм мобилизовался для устранения угрозы. Бей или беги - это инстинкт выживания. Убей или погибни - то же самое. Экзистенция или сущность. Сюрьекция и иньекция. Сюрьекция - отображение из большего множества в меньшее, отображение одного множества на другое - представьте отражение содержания шара на его поверхность (форму). И иньекция - всё наоборот. Отображение формы в содержание. Из меньшего в большее. Вот человек - животное, млекопитающееся, а вот он - общественное животное среди таких же млекопитающихся. Между ними есть дополнительные к "живтным" инстинктам отношения (это иньекция). Представления о "Государе" - это... Иньекция. А сам Государь - это, на самом деле, сюрьекция. Он как государственное лицо, не должен быть человеком, иначе пордорвет инстинкты выживания государства. Убей или погибни. Во времени - это и убей и погибни в разное время. Но сущность государя не будет давать ему погибнуть просто так. Лев или лиса. Умри или притворись мертвым. Притворись мертвым или притворись другом врага. Притворись другом врага или... На самом деле, нелинейность связана с двусторонним пределом. А пределы могут быть высших порядков. В тригонометрии и в нашем техмерном виде - шесть порядков. И принимать значения разных пределов - это естественно. Но самое главное в том, что функция - это функция, предел функции - ей не принадлежит. Он ведет себя как псих, выбежавший на площадь с автоматом. Государь - это тот же псих, действующий в интересах государства. В этом сюрреалистичность государственного управления. И в этом экзистенциальная ценность Государя.
  
  В природе сюрреализм происходит естественным образом. Я приведу только два примера. Оба связаны с нелинейностью.
  
  Один из красивейших проявлений нелинейного мира сюрьекций - солитон. Его классическим примером является бегущая одногорбая уединенная волна на воде. Наиболее яркий их представитель - цунами. Главной особенностью солитона является неизменность его профиля (т. е. вида, очертания) в процессе распространения. Как правило, это обусловлено притоком энергии извне. Поэтому такая волна имеет место в открытых системах. К тому же система должна быть нелинейной. Таким образом, солитон - нелинейная уединенная волна.
  
  Впервые одиночную волну на воде описал в 1834 г. шотландский инженер и кораблестроитель Дж. С. Рассел: "Баржа неожиданно остановилась; но масса воды, которую баржа привела в движение, не остановилась. Вместо этого она собралась около носа судна в состоянии бешеного движения, затем неожиданно оставила его позади, катясь вперед с огромной скоростью и принимая форму большого одиночного возвышения, т. е. округлого, гладкого и четко выраженного водяного холма, который продолжал свой путь вдоль канала, нисколько не меняя своей формы и не снижая скорости. Я последовал за ним верхом, и когда я нагнал его, он по-прежнему катился вперед со скоростью приблизительно восемь или девять миль в час, сохранив свой первоначальный профиль возвышения длиной около тридцати футов и высотой от фута до фута с половиной. Его высота постепенно уменьшалась".
  
  Содержание экзистенциальных ценностей зависит от интерпретации их самой личностью и обществом, как они трактуют вопросы о смысле человеческого бытия, существования, и наконец, взаимосвязей и взаимодействий между самим человеком и его коммуникативным пространством. Плюс - следует принять во внимание и то, что система ценностей отдельной личности не является копией тех ценностей, которые действуют в обществе. А система ценностей общества не является копией тех ценностей, которые свойственны его лидеру.
  
  Почему?
  
  По мнению Ж.-П. Сартра, человек не может себя "опредмечивать", т. е. смотреть на себя со стороны. Он не может возвыситься над собой. Конечность экзистенции здесь рассматривается не как точка на траектории, где она прекратится, а как та точка, которая предполагает наличие феномена настоящего. Но, так думал Ж.-П. Сартр. И ошибался. Человек может себя "опредмечивать", рассматривая себя как проективную точку. Только кто то может это делать, а кто то нет. Исторически, проективное пространство было впервые определено, как дополнение евклидова пространства идеальным элементом - присоединяя к прямой несобственную точку, получают проективную прямую. Каждое общественное животное - в проекции обычное животное. По сути в проективное пространство, которое бесконечно мы добавляем каждый каз начальную точку, а это всегда отражение из большего на меньшее - из содержания на форму. Сюрьекция!
  
  Разумеется, можно придать экзистенциальную ценность фразе "Крым - наш" или "защитим своих в Донбасе", но всегда надо помнить, что биекция - это отображение, которое является одновременно и сюръективным, и инъективным. Кое в чем животное, кое в чём - общественное животное. Если не учитывать это рождается идеология фашизма, сущность которой в том, что государство (идея, нация, религия) всегда имеет большую ценность чем человек (гражданин). Поэтому, не стесняйтесь признаться себе, государство - всегда имеет фашистскую сущность, также как человек в сущности своей - зверь. Но у нас есть возможность брать производные высшего порядка. И если мы это позволяем себе, то никто из нас не "выбежит на площадь с автоматом".
  
  "Постой-постой", - может кто-то возразит, - а ведь может статься, что если псих с автоматом, вопя "За Родину!" не выбежит на площадь, а Родина - не убив сама, сама умрёт?!". Ага. Может и умрёт. А вы добавьте в эту систему ценностей то, что дорого лично вам. Родина или ваша семья, ваши дети... И окажется, новая система ценностей. Лично я так и делаю. Если дело доходит до крайностей, я добавляю новую переменную. И это не автомат. Это что -то essentia. Это что-то сущностное. Если дело доходит до крайности, это значит что-то упустил. Не хватает какой-то внутренней основы. Нужна иньекция "общественного животного". А Государь - это животное (фашист) с животными (государственными/фашистскими) инстинктами. Для него государство должно быть превыше всего. И это, увы, - противоречие. И, увы, - необходимый этап и результат всякого реального мышления. Но не забывайте про нелинейность. Кто то должен в одно и тоже время мыслить по-другому. А философ - и так (мыслить) и так. И поэтому "настоящий" философ предпочтёт чтобы кто-т о другой действовал в соответствии с тем, что делать надо. Но "надо" помнить и то, что долженствование - это пример неправильного мышления.
  
  А как правильно?
   Правильное мышление - такой вид деятельности головного мозга человека, при котором не просто соблюдаются правила последовательности, логики и действительности, но и раскрываются неопределенности. Но самое "забавное" в том, что раскрываются они через то, что делать абсурдно. В математике, например, достаточно привести уравнение к тому, что делать нельзя (делить на ноль, возводить в степень бесконечности) и всё... неопределенность раскрыта. А что получилось? Да просто значение последнее становится предельным. И ему то и придается экзистенциальную ценность. Это как рыба в домино. Возможно окончание игры "рыбой" - так называется блокировка выкладки, когда у каждого игрока на руках ещё есть кости, но ни у кого доложить нечего. При блокировке ("рыбе") выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех очков: ему записываются очки всех других за вычетом его собственных. Если эту метафору понять правильно, то в ситуации с той же Украине, рыба означает "независимый Крым". И, кстати, если разложить возникшую из-за Крыма ситуацию не термодинамические нюансы гео(политики) геотектонических плит, то выйдет тоже самое. Так выпьем же за рыбу и независимость республики Крым от всех "государей" кроме своего!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"