"Экзистенциальный кризис" - типичная проблема абсурдности существования человека - он не знает что делать.
Под "экзистенцией" философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью. Переживание в общем случае - это отражение и оно проявляется в способности материальных форм воспроизводить определённость других материальных форм в форме изменения собственной определённости в процессе взаимодействия с ними. В частности способности ментального производить изменение физического (в данном случае являются вообще всё, что чувственно воспринимаемо) .
Кризис восприятия (экзистенциальный кризис) проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Может рассматриваться как самостоятельный феномен. Что интересно отметить - резкие социальные трансформации вызывают утрату мысли о бессмысленности бытия, что приводит к появлению эсхатологических мифов. Эсхатология (греч. εσχατολογία ← др.-греч. ἔσχατος "конечный, последний" + λόγος "слово; знание") - система религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Эсхатологические мифы строятся как Рефлексивное транзитивное отношение, называемое отношением квазипорядка (Рефлексивность - отношения с собой, симметрия - отношения с другим, транзитивность - отношение с Третьим, которое обобщает Одно с Другим тем, что нет ни в одном из двух).
В принципе все идеологии строятся по аналогии с эсхатологическими мифами. Всё, что носит отпечаток противоречий (например патриотизм, это противоречивое чувство, так допускает несколько истин) строится на внесении свойства, которое даёт сверхсвойство, связаное с вырождением симметрии. Если это относится не к тривиальным обьектам, то противоречие при расширении логики удваивает размерность, что приводит к логике, основанной на противоречии, развивающейся экспоненциально. Это и приводит к кризису.
В квазипорядке вырождено свойство симметричность по отношению к отношению эквивалентности ментального физическому или в другой системе переменных (сознательного, бессознательного, сверхсознательного) вырождено сознательное в бессознательное. Фрейд понимал под бессознательным продукт вытеснения. Некое вместилище вытесненных эмоций, желаний и фантазий, превышающих порог оценки сознанием. Позднее другие исследователи в экспериментальной психологии начали использовать термин "бессознательное" в контексте множества смешанных чувственных данных, которые разум создаёт на бессознательном уровне, прежде чем раскрыть их как убедительную тотальность в сознании. Так тоже можно, но если строго с понятием обобщение.
Перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.
К экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее - все они уделяли особенное внимание особенностям человеческого бытия. "Особенности" - в смысле категории Особенное (см. Единичное, Общее и Особенное в философии). Но эти ребята мыслили совсем не строго, т.е может и скорее всего строго в рамках философского дискурса, но его можно сделать ещё строже. Что и делаем:
Объективно необходимые повторяющиеся существенные связи явлений, проявляющиеся в природе, обществе и мышлении, сводятся к трем законам диалектики, характеризующим процесс развития, в ходе которого противоречие приводит к разрушению старого и возникновению нового качества, а повторяющееся отрицание определяет общее направление процесса развития. Кризис диалектического подхода проявляется во времени. Собственно само время вносит антисимметрию в обобщение 3-х измерений пространства. Выражается эта антисимметрия формирования 4-х видов значений переменных пространства: два противоположных значения, прямое и обратное значение. По сути это есть логика удвоения (отрицания) противоположных значений.
Антисимметрия - это обобщения симметрии, используемые в физике для групп, в которых три переменные остаются геометрическими координатами пространства, а четвертая имеет иной физический смысл. Если не вникать в физику, то четвертая необходимая координата в измерениях появляется из-за за существования четырёх видов равенства (вместо двух, рассматриваемых в обычной симметрии): равенство совместимое, равенство зеркальное, антиравенство совместимое и антиравенство зеркальное. Антиравенство совместимое и антиравенство зеркальное - это то, что добавляет последовательное расширение значений для полноты строгого описания с метрикой, например топологического кольца. Операция пополнения во многом аналогична операции замыкания для подмножеств.
Соответствующие антисимметрии фигуры называются антисимметричными. Они могут быть двух родов: 1) фигуры, составленные из совместимо антиравных частей (например правых белых и правых черных фигур или, наоборот, левых белых и левых черных фигур); 2) фигуры, составленные из частей всех четырех родов.
Человек доходит до экзистенциального кризиса следующим образом:
Допустим тремя мерами измерения являются: физическое измерение, ментальное и психическое. Психическое - это своего рода особенное, выражающее отношение единичного и общего (всеобщего) - его противоположных моментов и целое их в единстве (свертка - операция в функциональном анализе, которая при применении к двум функциям возвращает третью функцию).
По сути эмоция, как функция психики - это преобразование предела значений, в которых две функции сворачиваются в кольцо (предл - это своего рода проколотая окрестность точки (дырка с поверхностью в виде поверхности мебиуса для 2-х свернутых функций и 2-х склеиных поверхностей мебиуса для 4-х)), в которой функция не определена или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема). Преобразование в таких точках - это процедура построения алгебр над полем (или над кольцом) физического и ментального. Эта процедура позволяет построить из действительных (непрерывных) чисел последовательно их расширения: комплексные числа, кватернионы, октонионы, седенионы и т. д. путем удвоения размерности на каждом шаге обобщения.
В 3-х мерном пространстве каждое из значений может распределяться в 6 порядках, каждый из которых дает последовательно одно из свойств: Размерность, Упорядоченность, Коммутативность, Ассоциативность Альтернативность, Степенная ассоциативность, Отсутствие нетривиальных делителей нуля. Четвертая координата представляет собой интервал между значениями в разных порядках и тоже имеет 6 порядков. То что происходит в предлах каждого - это интервальная арифметика, что есть математическая структура, которая для вещественных интервалов определяет операции, аналогичные обычным арифметическим (сложение и умножение) только в качестве переменных - трансцендентные величины типа числа Пи и е и комбинаций Пи и е в разных категориях.
Как только психическое измерение достигает предела измерения в 6 порядках, то есть в ней появились все 6 свойств - следствия процедур построения алгебр над полем (или над кольцом): Размерность, Упорядоченность, Коммутативность, Ассоциативность Альтернативность, Степенная ассоциативность, Отсутствие нетривиальных делителей нуля, как происходит инверсия к первому свойству, и начинает происходить удвоение свойства. Появляется двойная размерность, а это значит и новая мера и новая точка отсчета. Собственно это и есть суть времени. Когда происходит удвоение Упорядоченности.
Упорядоченное множество представляет собой набор элементов, каждому из которых присваивается новое свойство, отвечающее за порядок этого элемента в множестве. Бинарное отношение на упорядоченном множестве является отношением порядка. Всего 6 видов бинарных отношений:
Рефлексивное транзитивное отношение называется отношением квазипорядка.
Рефлексивное симметричное транзитивное отношение называется отношением эквивалентности.
Рефлексивное антисимметричное транзитивное отношение называется отношением (частичного) порядка.
Антирефлексивное антисимметричное транзитивное отношение называется отношением строгого порядка.
Полное антисимметричное транзитивное отношение называется отношением линейного порядка.
Антирефлексивное антисимметричное отношение называется отношением доминирования.
Бинарное отношение на некотором множестве может обладать различными свойствами, например:
рефлексивность
антирефлексивность
корефлексивность
симметричность
антисимметричность
асимметричность
транзитивность
евклидовость
полнота
связность
трихотомия
Каждый из видов бинарных отношений имеет те или другие. И по мере расширения переменных мышления начинает терять то или иное свойство, отрабатывая набор каждого из 6 видов.
Это не полное расширение, но его достаточно, чтобы обьяснить, что экзистенциальный кризис - это о смене отношения эквивалентности на любой другой, что связано с потерей свойств.
Возвращаясь к экзистенционалистам классикам, можно отметить, что человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. А если вера в важность удваивается, то человек теряет смысл. Отрицание. Если еще раз удваивается - отрицание отрицания и человек находит иной смысл. И он будет связан не с эволюцией, а с инволюцией и редукцией упомянутых выше свойств бинарных отношений сознательного и бессознательного. При этом размерность, точнее нормы размерности "экзистенции" сохраняются и в этом случае будут удваивать те свойства, что остаются, вырождая их, пока те что останутся не будут опредлять поведение человека как маниакально.
Но осознать себя как "экзистенцию" человеку удается далеко не всегда - его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, "пограничной" ситуации - такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Эти ситуации и есть экзистенциальный кризисы. Математически строго кризис (фазовый преход) имеет место в точке, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема). В ней существует упомянутое выше Рефлексивное транзитивное отношение, называемое отношением квазипорядка (Рефлексивность - отношения с собой, транзитивность - отношение с Третьим, в котором функция принимает значения, которых нет в отношениях с собой, по сути - это абсурдные значения, но именно они раскрывают неопределенность экзистенции). Например, экзистенциальные поиски Гамлета - "быть или не быть?" - были спровоцированы смертью его отца. Отношением квазипорядка - это сюрьективное отражение из большего множества в меньшее. Оно есть функция, которая принимает все возможные значения. Одно из них то, что может востановить симметричность, т.е отношения с другим, в том числе сознания с бессознательным или с воодще с другими людьми.
Операция которая это делает в математике называется Хирургия или перестройка Морса - преобразование гладких многообразий, которому подвергается многообразие уровня гладкой функции при переходе через невырожденную критическую точку; важнейшая конструкция в дифференциальной топологии.
Важная роль хирургии в топологии многообразий объясняется тем, что они позволяют "деликатно" (не нарушая тех или иных свойств многообразия) уничтожать "лишние" гомотопические группы (обычно используемая с этой целью в теории гомотопий операция "приклеивания клетки" мгновенно выводит из класса многообразий). Практически все теоремы классификации структур на многообразиях основываются на изучении вопроса, когда для отображения замкнутого многообразия в клеточное пространство существуют такой бордизм и такое отображение, что является гомотопической эквивалентностью. Естественный путь решения этой задачи состоит в том, чтобы последовательностью хирургий уничтожить ядра гомоморфизмов, которые связаны с удвоением гомотопические группы (инвариант топологических пространств, одно из основных понятий алгебраической топологии), что связано с расслоением и дополнительным умножением на Пи.
Применение этой операции напоминает пример использования положительной обратной связи, в частности - самодействие и Перенормировку в квантовой теории поля - процедура устранения ультрафиолетовых расходимостей в классе теорий, называемых перенормируемыми. С физической точки зрения соответствует изменению начальных (затравочных) лагранжианов таких теорий с тем, чтобы результирующая динамика теории не содержала сингулярностей (и совпадала с наблюдаемой, если теория претендует на описание действительности). Другими словами, перенормировка - это уточнение лагранжиана взаимодействия с той целью, чтобы он не приводил к расходимостям. Члены, добавляемые для этого в лагранжиан, называются контрчленами.
Другой пример использования положительной обратной связи - триггер Шмитта. Если цифровой логический элемент либо операционный усилитель охватить правильно выбранной положительной обратной связью, образуется схема с гистерезисом (возвращение в начальное состояние), называемая триггером Шмитта. Триггер Шмитта с интегрирующей RC-цепью на входе применяется для устранения дребезга контактов, повышения помехоустойчивости сигналов датчиков (или кабельных приёмников), устранения состояния "неопределённости" в каналах связи, вызванном помехами, и др.
Для работы с экзистенциональным состоянием тоже необходимо охватить определнный узел в сознании правильно выбранной положительной обратной связью, тогда образуется схема с гистерезисом.
Что такое гистерезис простыми словами?
Гистерезис (от греч. hysteresis - отставание, запаздывание), явление, которое состоит в том, что физическая величина, характеризующая состояние тела (например, намагниченность), неоднозначно зависит от физические величины, характеризующей внешние условия (например, зависть неоднозначно зависит от комплекса неполноценности и бессознательных базовых эмоций: гнев, страх или обиду). Чтобы провести Хирургию (перестройка Морса) надо осознать нормы комплекса неполноценности и бессознательной эмоции.
Пример. Самый классический. Человек имеет комплекс неполноценности и сложное бессознательное чувство зависти.
Комплекс неполноценности - заболевание, характеризующееся нарушением психологических и эмоциональных ощущений человека, когда он ощущает собственную ущербность и иррационально верит в превосходство окружающих людей над собой. Комплекс неполноценности может формироваться в семье, в обществе, в городе, где он живёт. Последнее часто случается в провинциальном городке, в котором есть с одной стороны личное превосходство или кажужее или действительное над окружающими, а с другой - есть нежелание признавать возможности городка и столицы в плане конкуренции. Это вызывает когнитивный диссонанс, т.е состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Процессы когнитивного диссонанса формируют бессознательный комплекс, выражающийся в полном несоответствии кажимого и действительного. При условии сдерживаемого гнева, избыточная норма сдерживания его будет относиться и к комплексу неполноценности, что выразится в усиленном контроле соответствия неполноценности обратному значению в сознательном - полноценности. По мере усиления контроля требования к полноценности перейдут с личного уровня на окружающих. Возникнет долженствование соответствия требованиям полноценности. В конечном итоге требования полноценности к окружающим или к тому, чем они занимаются станут требованием и к себе (частное) и к обществу (общее). А частное и общее - это протиречия, которое снимается особенным. Но поскольку противоречия нет между категориями Частное и Общее, то оно пререйдет на обобщение Частного и Общего в отношениях с Особенным. А так как это будет отражением из большего множества (т.к обобщение) в меньшеё, то отношение будет квазипорядком, которое вводит транзитивность, т.е абсурд. Типичная проблема абсурдности существования человека - он не знает что делать и есть "экзистенциальный кризис".
Чтобы выйти из него, человек должен понимать с какими пределами и чего он имеет и имел дело. Тут надо понимать, что пределом меры необходимого является норма, пределом нормы - вероятность, пределом вероятности - возможность (вид неопределнного типа вероятности), пределом возможности - случайность, а пределом случайности - опять возможности, пределом возможности - необходимость меры возможного. Вот эта двусторонняя единица - предел возможности-случайность и пределом случайности-(опять) возможность имеет ориентацию, которая опредляет долженствование, которое является ошибочным мышлением. Вообще, список когнитивных искажений, тюе систематических ошибок в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедрённых в когнитивные схемы - очень длинный (см.ВИКИ, Список когнитивных искажений), но легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей, которые позволяют раскрыть лишнюю норму проявления неотъемлемого дополнения к законам необходимости.
Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрому принятию решений. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.
В психоанализе и , вообще, в психологическом плане случайное, рассматриваемая как лишняя норма проявления неотъемлемого дополнения к законам необходимости рассматривается как разновидность парапраксиса.
Фрейд разделял ошибочные действия на четыре группы:
оговорки, описки, очитки, ослышки;
забывание (забывание имён собственных, чужих слов, своих намерений, впечатлений);
затеривание и запрятывание вещей;
действия "по ошибке".
С ними можно работать проговаривая раз за разом ситуации, в которых может "выскочить" парапраксис или с помощью т.н автоматического письма.
Автоматическое письмо - процесс и результат письма, который предположительно является продуктом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса, или же находиться в полном сознании и контролировать всё по частям, кроме движения пишущей руки и не осуществлять контроль целого.
Лично я так и пишу тексты. Сплошная метарефлексия - "метарефлексия на всю голову".
В повседневности самосознание (рефлективное "Я") выполняет две важные функции: познавательную и регулятивную. Первая реализуется в самосозерцании, самоописании и концептуализации опыта самобытия, в связи с чем ее можно разделить на две составляющие - самонаблюдение и самоанализ. Вторая функция реализуется в соотнесении своего опыта с социальными и личными нормативами, а также в саморегуляции и самовоздействии, а потому в свою очередь разделается на самооценку и самоконтроль.
Как следствие такого слияния упомянутых рефлективных функций или даже полного вытеснения познавательной функции мы имеем "агрессивную", "деструктивную" рефлексию. То, что Фрейд называл "супер-эго", есть не что иное, как внутренний 'контролер', в котором познавательный компонент полностью подчинен "цензуре". Фрейд считал, что самонаблюдение "является лишь подготовкой к суду и наказанию"; если совесть является одной из функций "сверх-Я", то самонаблюдение, "необходимое как предпосылка судебной деятельности совести", является другой его функцией.
Отголосок "агрессивного самоконтроля" мы можем наблюдать в ситуациях, когда рефлексия прерывает привычное продуктивное действие: мышление, дыхание, походку и пр. Очень часто в творческой деятельности негативно оценивается вмешательство самонаблюдения. Например, в японской живописи и каллиграфии художник не должен задумываться над тем, как он будет писать, его кисть должна следовать внутреннему бессознательному импульсу, только так он достигнет необходимой ему свободы и легкости самовыражения, вмешательство ума делает мазок неестественным, а значит неэстетичным. Именно этот деструктивный эффект самонаблюдения-самоконтроля дал основание для негативной оценки рефлексии - как чего-то, мешающего продуктивной реализации самобытия. Однако дело не в рефлексии как таковой, а в смешении ее познавательных и регулятивных функций, в неспособности различить самонаблюдение и самоконтроль.
Особую роль различение познавательной и регулятивной функций рефлексии приобретает в процессе самопознания. Для качественного самопознания регулятивная функция рефлексии должна быть "заключена в скобки" (то есть подвергнута феноменологической редукции), поскольку любое корректирующее вмешательство в продуктивный процесс начинает искажать его картину. В самопознании на первый план выступает необходимость в рефлексии, освобожденной от регулятивных целей, - в своего рода "неагрессивном сознании". Самоконтроль тесно связан с самооценкой: негативная оценка своего переживания или действия с этической, моральной, эстетической или другой точки зрения автоматически влечет за собой желание исправить положение, что приводит к прерыванию продуктивного акта. Отсюда понятно известное требование З. Фрейда к "свободным ассоциациям" в психоанализе: не оценивать свои мысли и чувства с точки зрения каких-либо моральных нормативов - есть не что иное, как попытка очистить рефлексию от регулятивного компонента.
Таким образом, в функциональном плане можно выделить следующие виды рефлексии: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль. Смешение этих функций, их неразличение приводит к снижению качества рефлексии, к появлению, в частности, феномена "агрессивной рефлексии", мешающей реализации продуктивного "Я". Напротив, освобождение рефлексии от "агрессивных компонентов", связанных, например, с этической оценкой своего опыта, дает возможность совмещения продуктивности и рефлективности. Для того чтобы познавательные и регулятивные функции не смешивались и не мешали друг другу, необходима особая рефлективная процедура - метарефлексия, призванная "следить" за качеством рефлексии. Слежение за качеством рефлексии, проявляющееся в основном в сдерживании оценочной функции рефлексии, - главная задача метарефлексии. В результате мы приобретаем чистую познавательную рефлексию, открывающую нам дорогу к самопониманию.
Теперь вывод: преодоление экзистенционального кризиса заключается в снятии "агрессивного самоконтроля" над должествованием, являющимся следствием бессознательных комплексов и эмоций.