Сфинкский : другие произведения.

"Большие гонки" (за собственным хвостом)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Вообще, хвост виляет сам по себе или хвост виляет собакой. Это начало отсчета этого эссе о долженствовании и сущем. Это разное.
  
  Меня всегда раздражал подход Канта к долженствованию. Долженствование - по Канту - определение стремления через внутреннюю волю, т. е. определение только побуждающего, инстинктивного желания с помощью сверхэмпирических нравственных норм, с помощью категорического императива.
  
  "Нравственные нормы" - это я не приемлю в Канте. Не нравится мне его определение! Мне больше нравится сравнение внутренней воли человеческой: "вилять собственным хвостом". А если Воля Божья, то - "хвост виляет собакой". У этого есть строгое описание в математике. Но об этом потом.
  
  Почему людям нравится "вилять собственным хвостом" и обожают "хвост, который виляет собакой"?
  
  Пример - четверостишие Эльдара Рязанова:
  
  У природы нет плохой погоды,
  Каждая погода благодать,
  Дождь ли снег, любое время года -
  Надо благодарно принимать
  
  Напрашивается вопрос: "Надо ли?". Надо ли принимать? И надо ли благодарно? Надо ли "вилять собственным хвостом" или позволять благодарно "хвосту вилять хозяином"?
  
  "Хвост виляет хозяином" - это ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ. "Хвост виляет сам по себе" - это СУЩЕЕ.
  
  А что тогда такое "вилять собственным хвостом". Это - диссонанс сущего и долженствования. Когнитивный диссонанс - по сути колебание между выбором что делать: принять, что "хвост виляет сам по себе" или, что "хвост виляет хозяином".
  
  "Хвост виляет сам по себе" и "хвост виляет хозяином" по сути это одно и тоже. Но чтобы быть таковым, хвост должен быть сам по себе (быть Сущим) и вилять хозяином (хозяин не должен быть самим по себе). То есть диссонанс "вилять собственным хвостом" - это доопределение неопределенности Сущего - быть Сущим относительно чего-то - относительно, того что Сущим не является. Вот оно (что-то) и ДОЛЖНО не быть самим собой. По сути это тема отношений целого, части, и особенного.
  
  У Рязанова в четверостишии "хвост виляет хозяином". Совок и есть совок, и совку нравится. Совок колеблется - он часть или целое? И он выбирает - "часть".
  
  Долженствование я называю "гонкой за собственным хвостом".
  
  Понятие "ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ" ни к природе, ни к естественному ходу мира неприменимо, и даже бессмысленно утверждать, что смена времен года или смена суток является аналогом долженствования, так как они постоянны, непрерывны, бесконечны и существуют во всех временных отношениях. И это тривиальная истина.
  
  А тривиальность - это не просто, крайняя степень упрощения, и не просто этимологически происходит от тривиума (лат. trivium - перекрёсток трёх дорог), но и... Привидем строгие примеры того, что на формальном языке называется "тривиальностью" - примеры в математике:
  
  - 0 (или нулевой вектор) - вектор, начало которого совпадает с его концом, который определяет тождественное движение пространства, при котором каждая точка пространства переходит в себя.
  - Постоянная функция - функция, которая для любого элемента из области определения возвращает одно и то же заданное значение.
  - Начальный и терминальный объекты, формализация тривиальности в теории категорий - если объект одновременно начальный и терминальный, его называют нулевым объектом.
  
  Постоянны, непрерывны, бесконечны - вот что такое тривиальность. Знаю по себе - по двум полярным зимовкам: в конце зимовки между людьми устанавливаются тривиальные отношения с 2-мя степенями свободы. Такие легче перенормировать. И чем они перенормируются?
  
  СУЩЕМ ИЛИ ДОЛЖНЫМ?
  
  Сущим - принятием того, что есть. Но проинятие того что есть - это не долженствование принять тог, что есть!
  
  Чтобы понять пример из "критической" жизни (критичность - обратная сторона тривиальности):
  
  У "морских котиков" ВМС США существует специальное упражнение: человеку связывают руки за спиной, связывают лодыжки и бросают его в бассейн глубиной 3 метра.
  
  Его задача - выжить в течение пяти минут.
  
  Как это часто бывает на тренировках "морских котиков", подавляющее большинство новобранцев терпят неудачу. Многие сразу впадают в панику и начинают кричать, чтобы их вытащили. Некоторые пытаются плыть, но уходят под воду, и их приходится вылавливать и откачивать. За годы тренировок неоднократно бывали даже смертельные случаи.
  
  Но некоторым людям удаётся справиться с задачей, и помогает им в этом знание двух довольно противоречивых правил.
  
  Первое правило парадоксально: чем больше вы пытаетесь удержать свою голову над водой, тем больше вероятность того, что вы утонете.
  
  Со связанными руками и ногами удержать себя на поверхности воды в течение пяти минут невозможно. Больше того, ваши беспорядочные дёрганья лишь только помогут вам утонуть ещё быстрее. Фокус заключается в том, чтобы позволить себе опуститься на дно бассейна. Затем следует с силой оттолкнуться ногами от дна и, когда вас выкинет на поверхность, по-быстрому вдохнуть и снова начать весь процесс.
  
  Большинство людей полагают, что прилагаемые усилия и вознаграждение находятся в прямой зависимости. Мы считаем, что если работаем в два раза больше, то результат будет в два раза лучше. И если мы вдвое больше уделяем внимание своим любимым, то и нас будут любить в два раза сильнее. А если мы будем кричать в два раза громче, то наши слова станут в два раза более убедительными.
  
  То есть предполагается, что большая часть того, что происходит в нашей жизни, описывается линейным графиком, и что на "единицу" усилия приходится "единица" вознаграждения.
  
  Линейная зависимость соблюдается только в однообразных и скучных вещах - при вождении автомобиля, при заполнении документов, при уборке ванной комнаты и мозгоебательсте неустойчивой психики, менталитета и физического состояния детей т. п. Во всех этих случаях, если вы делаете что-то в течение нескольких часов, то получаете в два раза больше, чем если бы вы это делали в течение часа. Но это связано с тем, что здесь то, чтобы не нужно думать, а о том, что не нужно думать о пределе.
  
  Предел - одно из основных понятий математического анализа. Различают предел последовательности и предел функции.
  
  Пределом последовательности называют объект, к которому члены последовательности в некотором смысле стремятся или приближаются с ростом номера. Предел функции является уже обобщением понятия предела последовательности в окрестостях. Это уже предел в точках, предельных для области определения функции, означает, что в каждой окрестности данной точки есть точки области определения. Вот, если у нас пространственно-временной континуум, т.е физическая модель, дополняющая 3-х мерное пространство равноправным 4-м (временным) измерением. Соответственно, предел в точках 4-х пространственных измерений - это предел функции. Это точка называется особенностью.
  
  Особенность, или сингулярность в математике - это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема).
  
  Особенность это точка, в которой касательное пространство к многообразию из 4 точек не может быть корректно определено.
  
  Простейший пример особенности - кривая, пересекающая сама себя. Более корректно, эта кривая имеет "двойную касательную" в начале координат. Бог - это кривая, которая пересекает сама себя. И Он имеет "двойную касательную" - к Его двум сторонам.
  
  Ого!.. Две стороны Бога?!!
  
  Две стороны Бога. Три ипостаси Бога. И четырех-конечный крест. С этого момента - переход - две стороны креста.
  
  Первая сторона - распятый на кресте Иисус испускает крик отчаяния: "Богешь Мой, Богешь Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46). Бог покинул Иисуса. И верующим трудно понять, что именно произошло в этот момент между Иисусом и Богом Отцом, но вполне ясно, что это было ужасающим когнитивным диссонансом Христа. Иисус испытал его на себе в полной мере. На самом деле это момент особенный - это ОСОБЕННОСТЬ. Напомним: Особенность, или сингулярность в математике - это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема).
  
  А с другой стороны креста - Бог, который не игнорирует грех.
  С одной стороны Креста Бог, который не игнорирует грех, с другой - Бог, который покидает каждого из нас. Точно также Топоизомеразы способны релаксировать сверхспирализованные молекулы ДНК путём внесения одно- или двуцепочечных разрывов с последующим восстановлением (лигированием). Причем, забавнейшая деталь, которая может оказаться полезной для телологиии теософии - встраивание вирусной ДНК в хромосомы хозяина и другие формы рекомбинации также требуют присутствия топоизомераз, т.е таких механизмов интервалов (Минковского, механизма четвертой координаты, Сущего), в которых распятый на кресте Иисус испускает крик отчаяния: "Богешь Мой, Богешь Мой! для чего Ты Меня оставил?". Это сомнения. Это колебания. Это "хвост виляет сам по себе".
  
  Бог совершил суд над грехом и наказание осуществилось над распятым Иисусом Христом - это "хвост виляет хозяином".
  
  Иисус согласился принять на себя гнев Божий, принеся Себя в жертву умилостивления за грехи людей - это "виляет собственным хвостом".
  
  Мог ли Иисус избежать распятия? Вполне! Он Сам сказал об этом Петру в момент ареста: "Возврати меч твой в его место... или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?". То есть он мог. Но не должен. А в конце всегда должно быть: колебания, т.е "хвост виляет сам по себе" (предел последовательности в 4 точках) и обобщение "хвост виляет собакой" - предел функции. Но!...
  
  Но, как всегда - "но". Когда Царство Небесное оказываешься - это как называется?
  
  Постоянная функция. Тривиальность. Функция, которая для любого элемента из области определения возвращает одно и то же заданное значение.
  
  А теперь давайте опять вспомним пример тривиальности:
  
  - 0 (или нулевой вектор) - вектор, начало которого совпадает с его концом, который определяет тождественное движение пространства, при котором каждая точка пространства переходит в себя.
  
  И зададимся вопросом. Как в Царстве Небесном возвращается одно и то же заданное значение (райские кучи и райские девы, которые будут супругами праведников в раю, или место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания)?
  
  Тривиально - "вектором, начало которого совпадает с его концом, который определяет тождественное движение пространства, при котором каждая точка пространства переходит в себя".
  
  В православном христианстве Царство Небесное это же и действие благодати в самом человеке -Царство Небесное которое внутри вас есть (Лк. 17:20, 21). Это Царство, в котором здесь, на земле, Дух Святой исполняет и освящает всего человека. И этот "хвост виляет сам по себе".
  
  Действие благодати в самом человеке - это "хвост виляет сам по себе". И что и где это у нас?
  
  Это когнитивный инстинкт.
  
  Четыре основных инстинктов, точнее 4 инстинктивных цепи: инстинкт размножения, инстинкт голода, инстинкт доминирования и КОГНИТИВНЫЙ ИНСТИНКТ. Вот оно действие благодати в самом человеке. На самом деле действие это с Выбором, т.е двойное как действие "хвост виляет сам по себе".
  
  Правда теология считает, что "хвост виляет сам по себе" (действие Божией благодати) открывается в человеке и приемлет он дарование Духа Святого... только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний и самооценки, связаной с отношением человека к себе или отдельным своим качествам"...
  
  Психоанализ считает, что "хвост виляет сам по себе" (бессознательный регулятор поведения человека, в отношении которого отсутствует контроль сознания) открывается в человеке как скрытые влечения, скрытые желания, фантазии, противоречащие общей морали или нормам поведения, которые заложены обществом, после отражения восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов.
  
  По сути - это одно и тоже. Одна схема. В которую не вписывается ни совковый Рязанов манипулятивно "виляет своим хвостом" - благодарно принимая, что "хвост виляет хозяином", а не то, что "хвост виляет сам по себе и Кант, который лишает человека свободы выбора в действительном должном или недолжном поступке, верующие, что крест - односторонний, ни психологи, которые выделяют только три основных компонента "Я-концепции": когнитивный, оценочный и регулятивный. Все не догоняют про 4-ую координату - про интервал!!! Про когнитивный диссонанс - когнитивный инстинкт... Хотя... надо отдать должное теологии - она все таки вводит понятие Первородного греха и лишает его Христа. Это нулевой вектор. Модуль - ноль, но и Христос орал отчаяно: "Богешь Мой, Богешь Мой! для чего Ты Меня оставил?" - сомневался (грешил). И был прощен. Это хуйня, что Он взял на себя наши грехи. Оо орал "Богешь Мой, Богешь Мой! для чего Ты Меня оставил?". Но был прощен.
  
  А вот инстинкты (от лат. '^йпйш' "побуждение") - это нормальное описание если оно - "совокупность врожденных и непреднамеренных действий, возникающих в результате внешних или внутренних раздражителей, способствующих адаптации организма к условиям окружающей среды (испытания в теологической терминологии)".
  
  Но в чем таки разница между теологическим и, я бы назвал это, - аристотелевским описанием, которое отражает мысль, что все в природе подчинено единичной цели стремлении к завершению сложной идеальной формы тривиальной. И ее можно выразить так: не человек виляет хвостом, а хвост, который виляет сам по себе, виляет человеком. Два действия тривиальных. Но мудрость заключается в том, что в разных обстоятельствах вилять надо по разному. Но за все придется платить.
  
  И ты можешь лгать, и можешь блудить,
  И друзей предавать гуртом!
  А то, что придётся потом платить,
  Так ведь это ж, пойми, - потом!
  Аллилуйя, аллилуйя, Аллилуйя, - потом!
  
  Это уже не совок. Это - Галич.
  
   "Большие гонки" окончены. Лично мне - "насрать" на все, на что мне "насрать", и "не насрать" на то, на что мне "не насрать". Вот моя благодать. И когнитивный диссонанс. И "хвост, который виляет сам по себе". И калибровочная инвариантность. И адаптация.
  
   мне - "насрать" на все, на что мне "насрать", и "не насрать" на то, на что мне "не насрать". Если меня спросят на что мне "не насрать" и на что "насрать". Поверьте - я "не знаю". It depends.:))
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"