|
|
||
Экзюпери - эльф, вывернутый на изнанку"
| Взрослым, всегда считал растиражированный сентимент "Мы в ответе за тех, кого приручили" А. Сент-Экзюпери манипулятивным. В нём скрыта ловушка - желание свалить с себя ответственность - с одной стороны, и попытку взять на себя слишком много - с другой. Даже рассказ у меня есть такой: Религия перелётных птиц. Издевательский. Ироничный. Инфантильный. С самого начала: "Под развалинами вагин - самое большое количество человеческих жертв". Разумеется, приходится слышать разные позиции в отношении этой знаменитой фразы из сказки "Маленький принц". Что сам имел ввиду Экзюпери? См. его нисчастную жизнь. См. на чувство вины... летчика из "Маленького принца". Но я сейчас не об этом. Сегодня прочитал: "Найдено генетическое подтверждение гипотезы "самоприручения человека". Сразу вспомнил манипуляцию "Мы в ответе за тех, кого приручили". Читаю дальше: "Клеточные линии человека с "лицом эльфа" помогли ученым подтвердить, что древние люди одомашнили сами себя"... Короче - ученые обнаружили определенные генетические сходства между людьми и одомашненными животными, а также провели эксперименты на клеточных линиях, полученных от людей с наследственной хромосомной патологией - синдромом Вильямса, который вызывает общую умственную отсталость при хорошем развитии отдельных интеллектуальных навыков (например, большого словарного запаса), и это свойственно людям со специфической внешностью - ее еще называют "лицом эльфа". А синдром называется синдром Вильямса или синдром "лица эльфа" - синдром, возникающий как следствие наследственной хромосомной перестройки, страдающие которым обладают специфической внешностью (лицо фольклорного эльфа с низким лбом, широким разлетом бровей, плоским носом-"пуговкой", большим ртом и длинными редкими зубами) и характеризуются общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта; также они отличаются исключительно высокой доверчивостью и добродушием. Я посмотрел на фотографию Экзюпери... Справа. Сравнил с фотографией больного с "лицом эльфа"... Так так. Читаю дальше - "Не все особенности внешности обязательно присутствуют у людей с синдромом "лица эльфа" (синдром Вильямса). Как правило, сочетаются 2-3 характерных черты, существует и вариация без отклонений во внешности". Дальше возвращаюсь к теории об одомашливании людей людьми: "Согласно предположению, высказанному несколько лет назад учеными из Берлинского университета имени Гумбольдта, одомашниванию животных способствовали мутации в нервном гребне. Пытаясь вывести более покладистых и максимально неагрессивных особей, люди неосознанно отбирали животных с недоразвитыми надпочечниками. Эти органы участвуют в выработке адреналина, который важен для проявления реакции на угрозу, а за их закладку в организме ответственны как раз клетки нервного гребня. Могли ли подобные органические изменения произойти в ходе эволюции человека? Чтобы подтвердить или опровергнуть это, исследователи то и провели эксперименты на клеточных линиях. Вывод синдром Вильямса - уникальный атипичный путь развития нервной системы в эволюции нашего вида. То есть эльфы - были. Хотя сейчас эльфы и являются неотъемлемой частью массовой культуры, серьезных научных исследований о них не так много. Но... Вглядитесь в "лица эльфов" - их достаточно много среди ваших знакомых, артистов - мистер Бин, например. Используя категории групповой идентичности найдите их. Это вполне реальные материальные свидетельства существования эльфов. В детстве мы представляем себе эльфов по сказкам Андерсена - маленькие человечки со стрекозиными крылышками; для подростков Андерсена сменяет Толкиен, а эльфы из крылатых малюток становятся высокими лучниками. Какие же они "на самом деле"? Теми кого одомашнивали! Собсно, мы как раз и привыкли относить эльфов к сфере низшей демонологии. Хотя исходно в германской мифологии эльфы, люди и боги принадлежали одному миру, который противопоставлялся миру чудовищ. С приходом христианства эльфы, как персонажи языческие и потому "неудобные", стали демонизироваться и соскальзывать в категорию зловредных существ. Я допускаю, что эльфы просто выродились - в других, но с лицом "эльфа". Вообщем-то это вариант топологической инверсии. Инверсия относительно сферы - это преобразование евклидова пространства, которое оставляет неподвижными точки сферы, переводя точки внутри сферы в точки вне сферы и наоборот. Если нет инверсия относительно сферы - больные синдромом "лица эльфа". Есть инверсия относительно сферы есть - имеет место инверсия психических и ментальных свойств относительно физических: доверчивость и добродушие инверсируется - в истероида. Итак... Предположение - Экзюпери - потомок эльфов. Но, перенормированный. Перемасштабированный. Т.е наоборот - эльф, который заботится о "хозяине". Плохо заботится. Отсюда чувство вины. Отсюда и образ Маленького принца и намеренная эксплуатация умиления... Уверен - в том или ином виде контекст личной харизмы Экзюпери окажется своеобразным оправданием его картины мира. Его личная жизнь - тому подтверждение. Расстаться с другим нет никакой возможности. Жить так никакой возможности тоже, но нужно. Всю ответственность в отношениях созависимый берет на себя. Взяв на себя всю ответственность, он лишает этой функции другого. И паразитируют оба. По мне так Экзюпери был психологически не зрелым человеком - инфантилом. Психологически зрелые люди строят отношения на основе взаимной ответственности. Но инфантилизм подобного рода умиляет. Умиление - религиозная добродетель, сердечное сокрушение, связанное с сожалением о грехах и смирением. И политехнология. Ветхозаветный, как и позднее Новозаветный Бог, просвещая и воспитывая избранный народ и паству, напоминая им, в чём заключается Его миссия и его избранность, Он отвращал их от соблазнов и грехов, попускал бедствия, ниспосылал кары, и через это способствовал (в том числе) возбуждению в них умиления ( сердечного сокрушения, связанного с сожалением о грехах и смирением). Но я не об этом - не о блаженной радостной печали умиления. Я о том, что ЛЮДИ ОДОМАШНИВАЛИ САМИ СЕБЯ. И начали с доверчивых и добродушных эльфов. Одомашнивали, видимо, приручая для веедения домашнего хозяйства - слуга, служанка, домашние актеры и актрисы:))) и т.п. А что? Широко известная музыкальность эльфов - тоже следствие особенностей влияния генетических нарушений. Люди с синдромом Вильямса отличаются настоящей любовью к музыке, музыкальным инструментам, мелодиям, интонациям, хотя научиться играть нередко мешает синдром дефицита внимания. Специалисты изучают способности людей с синдромом лица эльфа быстро запоминать и воспроизводить на слух мелодии, а также причину повышенного интереса к музыке. А кто не умиляется музыкальным способностям кошечек и собачек? "Человек во многих аспектах подобен тем животным, которые долгое время были одомашненными" - будете смеяться, но это опять Дарвин, и написал он это еще в 1871 году. Конечно, выглядит это уже как полноценная идеологическая крамола. Но... Физиогномония говорит сама за себя. Хотя истина наверняка тривиальнее. Но вы всё же проверьте по себе или своим знакомым. Здоровый человек с лицом эльфа - в самом конце эссе я опубликую воспоминвния об Экзюпери - вы сравните. А пока влпрос. Кто отбирал людей на приветливость и социальность? Разумеется, сами люди. Именно черты "лица эльфа" сделали возможным выбора. А у черт лица есть и физиологическая причина: все дело в "нервном валике" - группе клеток, которая выделяется довольно рано в ходе развития зародыша, от этих клеток, мигрирующих затем в разные части организма, зависят многие признаки, на первый взгляд не слишком связанные между собой; а еще клетки нервного валика контролируют развитие костей черепа; от нервного валика происходят надпочечники - железы, производящие у млекопитающих целый букет разных гормонов, в том числе тестостерон и гормоны стресса. Короче, если вы хотите, чтобы домашний питомец стал мирным и покладистым, начать имеет смысл именно отсюда - от надпочечников - железы, производящие у млекопитающих целый букет разных гормонов, в том числе тестостерон и гормоны стресса. Отсюда природа, видимо, каждый раз и начинала, когда тот или иной вид животных приспосабливался к совместной жизни с людьми. С недоразвитыми надпочечниками - животные лучше одомашниваются. И люди... Очень возможно, что именно отсюда природа начала, когда ей приспичило, чтобы мирными и покладистыми стали мы сами. Идея самоприручения человека впервые возникла еще в позапрошлом веке. Согласно ей, некоторые анатомические и когнитивно-поведенческие признаки современных людей (например, считающиеся привлекательными черты лица или склонность к послушанию) возникли в результате эволюционного процесса, схожего с одомашниванием животных. С этой точки зрения сентимент "Мы в ответе за тех, кого приручили" звучит менее напряженно. Теперь об Экзюпери, его личной жизни, его харизме: "Чаще всего жену Экзюпери Консуэло Сунсин поминают, жалея знаменитого писателя. Так страстно её любил - и столько натерпелся. Консуэло была известна истерическим нравом, эмоциональной нестабильностью, она даже лежала с нервным срывом в психиатрической клинике. Жизнь Антуана и Консуэло была полна скандалов и - с его стороны - ярких романтических жестов. К моменту их знакомства Консуэло была уже дважды вдовой. Роковая женщина - мужики гибли в расцвете сил. Вот как они познакомились: "Для начала, Сент-Экзюпери силой не дал ей уйти после того, как они оказались представлены. Выглядело всё на грани благопристойности: он толкнул женщину в кресло и полностью заблокировал ей возможность встать с него, хотя она несколько раз повторила, что ей пора идти. Таким образом он выдавил из неё согласие прямо сейчас полететь с ним и ещё двумя знакомыми покататься на самолёте. Уже в самолёте перешёл к следующему этапу сближения: заставлял самолёт крениться и резко снижаться, вымогая поцелуй. Мол, иначе он сейчас разобьёт самолёт о землю. Его поведение было так далеко от того, что считалось в глубоко католической по духу Латинской Америке романтичным и нежным ухаживанием так сильно, как только возможно, и Консуэло раз за разом отказывала. Тогда Сент-Экзюпери сменил тактику и принялся рыдать. Рыдал он вообще легко, никакой скупой мужской слезы. Раз - и слёзы текут по лицу ручьями. "Вы не хотите поцеловать меня, потому что я уродлив!" Антуан действительно был не очень красив. Богатырский рост был его единственным достоинством. В общем, Сент-Экзюпери применил приём, который, по классификации современных пикаперов, является первым шагом к сексу из жалости. И Консуэло дрогнула. Она поцеловала его. С этого начались их отношения, болезненные, жестокие, вызывающие у Консуэло нервные срывы, которых до встречи с Антуаном она не знала. Она быстро дала согласие на брак. На радостях Сент-Экзюпери обещал купить ей самый большой бриллиант в Буэнос-Айресе. Не купил, конечно, он просто очень любил красивые и громкие слова. Вместо того он продолжал продавливать Консуэло, и вот уже разговоры о свадьбе куда-то деваются. Зачем? Ведь он уже живёт с ней. Нет, свадьба Консуэло, конечно, не выгодно, она теряет права на всё, что дала ей, выражаясь цинично, смерть предыдущего мужа. Но, с другой стороны, сожительство с мужчиной покрывает даже взрослую женщину, вдову, таким позором, который можно смыть только свадьбой. Наконец, дело доходит до регистрации в мэрии. Влюблённые приходят. Консуэло диктует своё имя, свой адрес. Антуан... рыдает. В чём дело? Он не может жениться так далеко от своих родных. Трогательная сцена. " Умиляет? Как сказать?! "Консуэло унижена, но перед слезами Антуана чувствует себя ещё и виноватой. Ведь когда мужчина рыдает - это серьёзно... Сент-Экзюпери всё же не намерен отказываться от своей новой игрушки, игрушки номер два. Номер один был для него самолёт. Большой, грузный, он, собственно говоря, плохо годился в лётчики тех фанерных самолётиков, которые водил. Постоянно попадал в аварии, но бросать авиацию не собирался. Уж если он чего-то захотел, то обязательно получал, любыми правдами и неправдами. Всю жизнь самолёты оставались для него номер один. Только потом - Консуэло, игрушка, забавлявшая его, когда приходилось стоять ногами на земле. Антуан уезжает во Францию и берёт Консуэло с собой. Там, во Франции, он закрепляет их союз официально. Он, собственно, вряд ли собирался отказываться от брака, ему было важно только ещё раз показать свою власть над женщиной, над обстоятельствами - вот чем был тот поступок в мэрии Буэнос-Айреса. Естественно, брак никак не меняет его жизнь. Он завёл себе Консуэло не потому, что мечтал создать с ней семью. Семейная жизнь вообще была не для Антуана. Так что жизнь его катилась своим чередом, как и до свадьбы. Вечеринки, бесконечные мимолётные и притом вполне плотские романы с женщинами, позирование в блеске славы героя неба и знаменитого писателя. Консуэло не оставалась в долгу. Узнав об очередной измене, обещала однажды зарезать его. Уходила ночами по барам. Угрожала суицидом - естественно, не собираясь кончать с собой, надеясь хоть чем-то пробить его легкомыслие, почти равнодушие по отношению к ней. Своей тревогой о Консуэло Антуан бравировал так же, как и писательством, и пилотированием самолётов. Тем временем сам он мог спокойно неделями не показываться дома и не давать о себе никаких вестей. Консуэло в ответ увлекалась другими мужчинами. Не так, как Антуан - она искала долгих отношений, кого-то, к кому могла уйти. Кто знает, чем закончились бы эти бесконечные игры, но Антуана в очередной раз подвела игрушка номер один. Теперь так жестоко, как никогда. Самолёт терпит крушение. Антуан пропадает без вести. Только в наше время обломки его самолёта и браслет с его руки находят вблизи Марселя. А тогда - полная неизвестность. Может быть, создатель Маленького Принца просто взлетел к звёздам и затерялся между них?" Честно говоря... Этот истероид меня совсем не умиляет. В отличии от его лица - См. на фоте - слева ребенок с синдромом "лица эльфа", справа - лицо Экзюпери - истероид, который создает вокруг себя сначала круг, но потом вакуум. И это эльф, вывернутый на изнанку наружу и во внутрь с лицом эльфа.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|