|
|
||
"Маца" Малевича
| "Чёрный квадрат" входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник вложил столько смыслов, сколько наблюдатель захочет найти. 3-4 смысла сходу - запросто, но сначала - не очень большое отступление. Лично мне сам поиск смысла в "квадрате" Малевича напоминает о смысле мацы для еврея по имени Ганс из рассказа одного из амстердамских раввинов рава Ицхак Фюрст. Он вспоминал о первом годе работы в этой должности. В августе 1971 года он переехал со своей женой Доббой из Нью-Йорка в Амстердам. Накануне праздника Песах в этом же году ему позвонил секретарь Любавичского ребе раввин Ходаков и передал от имени Ребе очень странную, на первый взгляд, просьбу: - Ребе просит вас найти еврея в городе Брукхаузен и дать ему мацу, - сказал раввин Ходаков. - Как зовут этого человека? - спросил раввин Фюрст. - Ребе сказал только, что нужно найти еврея в городе Брукхаузен. Он не назвал имени, - ответил раввин Ходаков. - У вас есть адрес этого еврея? - поинтересовался раввин Фюрст. - Нет. Я не знаю ни имени, ни адреса, - ответил раввин Ходаков. Он пожелал раввину Фюрсту кошерного и радостного Песаха и повесил трубку. Найдите еврея... Но как его зовут? Где он живет? Чем он занимается? Этого Ребе не сказал. Какого же еврея имел в виду Ребе? Отсутствие подробной информации не привело раввина Фюрста в замешательство. Он знал: что бы ни произошло, Ребе просто так не стал бы тревожить его. Раввин Фюрст тут же пересмотрел свои планы на завтрашний день и первым делом решил отправиться в Брукхаузен. До Брукхаузена было четыре часа езды на машине. Раввин Фурст приехал туда днем и остановился в небольшой гостинице. Хозяин гостиницы не знал в этом городе ни одного еврея (в начале Второй мировой войны почти все они уехали). Тогда раввин Фюрст решил справиться в магазинах. Хозяева были весьма учтивы, как и все голландцы, но никто из них не смог назвать хотя бы одного еврея в этом городе. Раввин Фурст зашел в последний магазинчик в городе. - Знаете ли вы хотя бы одного еврея в Брукхаузене? - спросил раввин Фюрст хозяина. - Нет, господин. Здесь нет евреев. Ни одного, - ответил хозяин. Сердце раввина Фюрста упало. Через пять часов он должен был давать урок в Амстердаме. Ему уже скоро уезжать, но как можно уехать, не найдя еврея, не выполнив просьбу Ребе? Раввин Фюрст выехал на окраину города и остановился около автозаправки. Он попросил служащего заправить машину и между прочим обратился к нему со своим вопросом: - Вы не знаете, есть ли в этом городе евреи? - Эй, Ганс, - крикнул тот, повернувшись на стуле, - этот человек хочет знать, живут ли здесь евреи. Раввин Фюрст увидел, что Ганс буквально подскочил на месте. Через несколько секунд он уже стоял рядом с раввином. Потом Ганс пригласил его в контору и спросил: "Зачем вам это знать?" - В Нью-Йорке живет Ребе, и он попросил меня дать мацу еврею, который живет в Брукхаузене, - ответил раввин. И тут Ганс зарыдал. Раввин Фюрст подождал, пока тот успокоится, после чего Ганс поведал причину своих переживаний. - Я всю жизнь жил с родителями, - сказал Ганс. - Когда они состарились, я заботился о них. Я похоронил их на городском кладбище. Они никогда никому не рассказывали о том, что они евреи, и мне говорили, что лучше всего не афишировать это. Я ничего не знаю о еврейской жизни, кроме того, что я всегда почитал родителей и теперь ухаживаю за их могилой. Недавно я женился на нееврейке, у нас родился ребенок. Когда дочери исполнилось три года, жена захотела, чтобы мы все втроем пошли в церковь. Я сказал, что я не могу туда пойти, поскольку я еврей. Моя женя поняла меня, и они каждое воскресенье ходили с дочкой в церковь без меня. Священник увидел, что я не бываю на службе, и сам пригласил меня прийти. Я вежливо отказался, и объяснил ему, что я еврей, а потому не считаю нужным молиться в церкви. Но священник оказался настойчивым и не переставал убеждать меня пойти в церковь. Он говорил, что еврей может ходить в церковь, что мне не о чем волноваться. Прошел почти месяц, и отец Петр стал постоянным клиентом у меня на заправке. И всякий раз он вежливо, но настойчиво пытался убедить меня прийти в церковь. И вот однажды он сказал: "Б-г евреев забыл про тебя". Это сильно озадачило меня. Действительно ли Он меня забыл? А может это я забыл Его? Я сел и написал эту записку, - с этими словами Ганс достал из ящика стола конверт и протянул его раввину Фюрсту: "Я, Ганс Берн, сын Макса и Сони, даю Б-гу Израиля две недели, чтобы Он доказал мне, что Он меня не забыл. В противном случае я буду ходить в ту же церковь, что и моя жена, и буду таким же, как все остальные жители Брукхаузена". Письмо было написано 24 февраля 1972 года. - Сегодня, - сказал Ганс, - как раз истекают две недели. И он снова зарыдал. - Вот, - сказал ему раввин Фурст, - примите мацу от Любавичского ребе. Итак - о смыслах "квадрата" Малевича и смысле "мацы": 1. "Черный квадрат" - это темный прямоугольник. Просто и без абстракций. Но "Черный квадрат", на самом деле, вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Маца тоже... Маца ручного производства выпекается в печи, традиционным способом - так же, как это делали предки евреев во всех поколениях от Исхода из Египта. Промышленная маца - выпекается в виде квадратных плиток. Ручная маца - круглая. 2. "Черный квадрат" - это неудавшаяся картина. Маца тоже. Евреи, поспешно покидая Египет, не успели заквасить тесто. Вот и для футуристической выставки "0,10", открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: "Заебись!" После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему "Черному квадрату". Точно так же и с мацой получилось: мацу - символ бедности - "хлеб бедности", состоящий только из двух самых необходимых компонентов - муки и воды. Каждый человек состоит из двух частей - Божественной бессмертной души и тела. Пиздец, какой высший смысл! 3. "Черный квадрат" - это бунт в искусстве. Бунт чистого искусства. Термин "супрематизм" произошел от латинского suprem, что означает "доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи". Супрематические картины - это беспредметная живопись, акт "чистого творчества". Вот и бунт евреев против фараона в Египте и исход из Египта вопреки его воле - это ... Бунт. Раз. Два - это тоже не понятно "С хуя ли?". В стране - райский сад. Евреи построили виллы на протоках Нила, занимаются бизнесом и служат при дворе. Они дышат здоровым египетским воздухом. Возлежат на обеденных ложах в триклиниях, пьют вино и каждую весну справляют Песах. И на кой хуй им валить из Египта? Легче представить, что евреи в Египте вообще не были. Внезапный исход из Египта такого огромного количества людей, искушенных в различных ремеслах, неизбежно вызвал бы в стране тяжелейший экономический спад, что не подтверждается данными археологических раскопок. То есть маца запросто может казаться символом беспредметного искусства слова. Опять же в беспредметных полотнах краска, по мысли Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям. Вполне подходящая идея Исхода - отказ евреев от служения другим (нееврейским) целям. Это же и четвертый смысл - "Черный квадрат" и Исход - это отказ от содержания. Творческие ребята, рисуя картину, мыслили не столько понятиями "контекст" и "содержание", сколько "баланс", "перспектива", "динамическое напряжение". Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А когда каждый думает о своём - это отказ от смыслового содержания. Важно просто думать... Процесс! Вот и Малевич говорил: "Под Супрематизмом я понимаю супрематию чистого ощущения в изобразительном искусстве". Чистого!.. Тоже самое можно сказать и про религию крещения. Потому что у Малевича есть и супрематический крест. Его принес Христос и воздвиг как самопричину. И как этот крест не предназначался для искушения молодых монашек, как предназначил его Лермонтов, так и "Маца" Малевича - есть форма, вытекающая из ощущения пустыни, по которой 40 лет бродили евреи.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|