|
|
||
Здравствуйте, друзья! Вы смотрите очередной, уже шестнадцатый, выпуск передачи "Иллюзия свободной воли". Сегодня я, Джордж Ортега, расскажу вам о том грандиозном интеллектуальном скачке, который мы сделаем, избавившись от своей бездумной веры. Но сначала я, как обычно, пройдусь по главному.
Я надеюсь - нет, не надеюсь, а предрекаю: как только мы победим иллюзию свободной воли, наш мир начнёт меняться на глазах. Он станет умнее, добрее, терпимее...
Называя свою волю свободной, человек утверждает, что все его решения зависят от субстанции под названием "я сам" или "я как таковой". Ни гены, ни знания якобы не могут повлиять на совершаемый им выбор... Это можно опровергнуть по-разному - например, с помощью экспериментальных данных. Вот уже несколько десятилетий биологи и психологи не могут понять, чем же определяется наше поведение: природой или средой. Под природой понимается генотип, имеющийся у каждого животного и даже растения, а под средой - такие факторы, как воспитание, образование и любой другой опыт.
Сейчас большинство учёных считают, что наше поведение определяется и тем, и другим. Человек думает: "Ага! Если мои гены не имеют абсолютной власти над моей судьбой, значит, я обладаю свободой воли!". Но это не так, поскольку взаимодействие со средою также является причинно-обусловленным. Наше поведение зависит от врождённых задатков и жизненного опыта - ничего третьего просто не существует. Ни логически, ни фактически.
Нам, людям, уже несколько миллионов лет. За это время мы значительно эволюционировали. Мы распрямились, выросли, поумнели, наш мозг увеличился, а волосяной покров уменьшился. Изменились и тело, и разум. В двадцатом веке наши мыслительные способности развивались невероятными темпами.
Ещё в позапрошлом столетии мы смотрели на женщин как на людей второго сорта: менее умных и менее способных, чем мужчины. Эхо этого заблуждения докатилось и до нашего времени... В иудаизме когда-то даже запрещалось допускать женщин к изучению Торы. Мужское население боялось, что они извратят святое учение... Современный человек воспринимает себя, других людей и всю окружающую действительность более трезво и цивилизованно. Вопрос "Кто же мы такие?" по-прежнему труден, однако уже не кажется безответным...
Несколько веков назад мы считали Землю центром Солнечной системы и всей Вселенной. А сейчас нам известно, что мы живём на маленькой планете, которая вращается вокруг большой раскалённой звезды в одной из миллиардов галактик. Пока что ни логика, ни научные наблюдения не позволяют нам понять, в какой Вселенной мы живём - вечной и бесконечной или же просто очень старой и очень большой. И всё же мы понимаем её гораздо лучше - не только далёкие звёзды и планеты, но и самих себя. Мы можем объединяться в группы и целые социумы, разгуливать без оружия, доверять друг другу. Мы создали цивилизацию!
Однако у нас до сих пор достаточно проблем - и многие из них связаны с тем, как мы воспринимаем собственную волю. Считая её свободной, зависящей исключительно от нас, мы страдаем сами и заставляем страдать других. И в быту, и на уровне уголовного "правосудия".
Юстиция стремится отомстить преступнику, подвергнуть его суровому наказанию. И это лишь часть проблемы. Миф о свободе воли отравляет сознание всего человечества!.. Дело не только в наказаниях. Если кто-то создал шедевр или совершил высоконравственный поступок, мы полагаем, что этот человек заслуживает награды, особого отношения. В наших глазах он лучше тех, кто ничего не сделал или не добился столь выдающихся результатов.
Иллюзия свободной воли заставляет нас ссориться с родными и близкими и с самими собой. В порыве возмущения мы осуждаем не столько несовершенство, сколько несовершенных... Да, люди далеки от идеала. Они не слишком добры - и поэтому порой пренебрегают чувствами родителей и друзей. Не слишком талантливы - и поэтому не всегда создают что-то великое или хотя бы выдающееся. Не слишком умны - и поэтому с лёгкостью верят в самую очевидную бессмыслицу. Будь у нас свобода воли, разве мы отказались бы стать воплощением всех земных добродетелей? Но у нас её нет - и поэтому в наших медовых бочках достаточно дёгтя.
Та самая Вселенная, в которой всё подчиняется закону причины и следствия, вынудила нас не согласиться с этим законом. Люди сделали исключение для себя и придумали моральную ответственность. Это привело к конфликтам, агрессии, мщению, кровопролитию. К постоянному оголтелому осуждению. Пару дней назад американские спецслужбы уничтожили Усаму бен Ладена. Люди пели и плясали, их счастью не было предела! К сожалению, они радовались не только исчезновению великой угрозы, но и удавшемуся возмездию.
Воздание по заслугам... Оно стало для нас навязчивой идеей. Пока мы верим в свободу воли, наше отношение к окружающим и самим себе будет оставаться таким же. А ведь нам есть что ему противопоставить - понимание и прощение... Этому учат все крупные религии. Пойми своего обидчика - и прости его! Признай, что он не мог поступить иначе; что ему, как и всем остальным, свойственно ошибаться.
Прощение - это не нравственный долг. Простив кого-то, мы совершили хороший поступок, но мы были не обязаны его совершать. А когда люди разуверятся в свободе воли, то желание прощать и вовсе исчезнет. Ведь тот, на ком нет вины, не заслуживает ни обвинения, ни извинения.
Иллюзия свободной воли служит фундаментом всей нашей цивилизации, включая бытовые отношения. Каким бы стал этот мир, если бы его самые разумные обитатели, - homo sapiens, - избавились от досаднейшего из заблуждений? Насколько бы изменились мы сами?.. Сделав что-то хорошее, человек кричит: "Ай да я! Куда уж этим всем!" Его распирает от гордыни, от распухшего самомнения. Он считает себя особенным, чуть ли не уникальным. Индивидуум отделяет себя от других людей, а их - от себя. Возникает невидимая перегородка.
Оступившись, мы посыпаем голову пеплом. Часто нам кажется, что мы достойны наказания, страшных мук. Обычно этой карой становится чувство вины, порой терзающее нас годами... Я не предлагаю избавиться от совести. Она помогает нам отличать Добро от Зла, что совершенно необходимо. Но мы не должны видеть их причину в своём свободном выборе и думать о какой-то там моральной ответственности. Давайте пожалеем собственную психику! Терпимость и скромность - вот что нам нужно, и мы получим эти прекрасные качества, победив иллюзию свободной воли. Возможно, вы делаете что-то лучше, чем ваш знакомый; возможно, вы умнее и добрее всех своих друзей - но, по большому счёту, вы здесь ни при чём. Это судьба, случай, везение. Так решил Бог, так распорядилась Вселенная.
У Природы рука лёгкая: наказания и награды сыплются, как из рога изобилия. Каждому достаётся по делам его. Но мы представляем собой разумную часть Природы - и в состоянии поступать иначе, более логично. Можно, например, признавать свою неправоту, но не наказывать себя за неё.
Ещё мы испытываем зависть. Она порой проникает в наши души, когда кто-то превосходит нас в чём бы то ни было. Веря в свободу воли, мы оцениваем не действие или черту характера, а самого человека. "Он лучше нас!" - говорим мы себе скрипя зубами. Да, мы злимся, даже очень, однако считаем ту личность достойной вознаграждения: ведь её выбор кажется нам самостоятельным, свободным. Подобные мысли ведут к беспочвенному самоуничижению... Преодолев иллюзию свободной воли, мы установим подлинное равенство. Некоторые люди по-прежнему будут удачливее остальных, но их перестанут осыпать златом и почестями.
Мираж свободы воли вредит нашим отношениям с друзьями и родственниками. Скольких ссор и перебранок можно было бы избежать, если бы мы не осуждали близких людей за мелкие и крупные ошибки, не бросались в них оскорблениями... Когда один нападает, другой защищается - как правило, достаточно агрессивно. Разгорается конфликт. Вот что такое вера в свободу воли: сухая солома...
Осознав, что у людей нет свободы воли, что это всего лишь иллюзия, мы не будем осуждать оступившегося, а просто расстроимся: жаль, что Вселенная приняла именно такое решение. Мы поймём, что он был обречён поступить именно так, именно в этот момент, именно с этой целью. От судьбы не уйти.
Когда мы постигнем истинную природу своей воли, наши отношения с окружающими наладятся сами собой. Мне кажется, теперь у вас нет сомнений в том, что бороться с иллюзией свободной воли можно и нужно. В начале выпуска я даже назвал грядущую победу над нею "грандиозным интеллектуальным скачком". Я готов ответить за свои слова!
Люди не понимают истинной природы собственной воли. Мы зрители и актёры, но считаем себя режиссёрами. Когда мы поймём, что никакой свободы воли не существует, наше мировоззрение станет совершенно другим. Это будет умственный переворот, духовная революция! Нам придётся осознать, что жизнь есть кино, что каждое событие прописано во вселенском сценарии задолго до нашего рождения. Мы очевидцы своей судьбы, её жертвы и баловни - но не творцы.
Возьмём уголовную систему. Это сотни тюрем с миллионами заключённых - миллионами ни в чём не виноватых людей. Их преступление было их жребием, они не могли его не совершить. Эти несчастные не обладают свободой воли, как и любой из нас. Просто наша несвобода не привела к столь печальным последствиям... Разумеется, я не предлагаю отказаться от законов. Государство обязано следить за порядком, охранять покой своих граждан. Однако наше отношение к нарушителям спокойствия должно измениться. И это обязательно произойдёт, как только мы поймём одну простую и важную вещь: свободы воли не существует!
Когда кто-то нарушит закон, ни полицейский, ни судья, ни общество не будут считать этого человека плохим, достойным физических и душевных страданий. Все подумают иначе: "Жаль, что людям свойственно ошибаться. Теперь нужно что-то предпринять. Возможно, нам даже придётся изолировать беднягу". Они не станут обвинять человека, а он не станет мучиться чувством вины. Эта болезненная эмоция делает иллюзию свободной воли ещё более вредоносной.
Когда мы прозреем, наше уголовное правосудие изменится до неузнаваемости. Мы начнём создавать новый мир - более гуманный, более мудрый. Преобразится всё, включая религию.
Словосочетание "свобода воли" придумал Блаженный Августин, размышляя о добре и зле. Это было примерно в 380-м году. В христианстве и иудаизме считается, что Бог является Всеблагим, то есть самим Добром. "Почему же в мире есть место злу?" - задумался философ. Если Бог всеблаг, то тьму несёт не Он. Значит, её несёт человек. Блаженный Августин изложил свои мысли в книге "De Libero Arbitrio", что переводится с латыни как "свобода воли".
На этой идее зиждется большинство религий. Праведники возносятся на вершины блаженства, а грешники низвергаются в бездну страдания. Но на самом деле мы не должны называть людей злыми и стращать их адскими муками. Нужно осуждать сам грех, а не того, кто ему поддался. Человек невинен.
Осознав отсутствие свободы воли, люди перестанут верить в то, что одни из них попадут в рай, а другие - в ад. Ведь Всеправедный не мог допустить подобной несправедливости... Нам останется надеяться на любовь своего Создателя, на то, что Он распахнёт райские врата перед каждым из нас... Мы не знаем, что нас ждёт после смерти. Мысль о вечном всеобщем блаженстве кажется наиболее гуманной.
Когда фантом свободной воли исчезнет, равнодушное лицо образовательной системы озарится лучезарной улыбкой. Школы начнут учить доброте и счастью. Гордыне и зависти они учить попросту не смогут... Мы часто удивляемся, почему наше среднее образование оставляет желать лучшего. Что же здесь удивительного? Ведь мы же верим в свободу воли - и, следовательно, считаем школьные уроки пустой тратой времени. Получается, знания не могут влиять на решения: ведь это сделало бы нашу волю несвободной, причинно-обусловленной. Когда же мы поймём, что наша воля действительно несвободна, действительно имеет определённые причины, наша образовательная немощь уйдёт в небытие. Мы увидим чёткую связь между той информацией, которую мы закладываем в своих детей, и их взрослой жизнью.
Отсутствие свободы воли подтверждается множеством экспериментов, проведённых психологами и нейробиологами. А философские доводы, отсылающие к закону причинности, сформулированы ещё древними греками... Чешуя самообмана отслаивается постепенно, чешуйка за чешуйкой. В апреле 2011-го года был совершён прорыв: на обложке очередного номера журнала "New Scientist" красовался заголовок новой научной статьи - "Свобода воли: иллюзия, без которой нам не жить" ("Free Will; The illusion we cant live without").
В чём же заключается прорыв? Статьи о свободе воли встречались в журналах и раньше, но там не утверждалось, что речь идёт об иллюзии. А уж о заголовке, вынесенном на обложку, и помыслить не могли... Скорее всего, в ближайшие годы появится больше подобных работ. Например, в таких авторитетных изданиях, как "Scientific American" и "Psychology Today". Тогда-то всё и начнётся... Думаю, читатели поймут, что избавиться от иллюзии - в их интересах.
Через некоторое время идея об отсутствии свободы воли проникнет на страницы газет, а затем - в головы законодателей и чиновников от образования.
В современных школах детям рассказывают о том, что человеческое поведение полностью зависит от двух факторов: генов и среды. Но вместе с тем ученикам внушают, что у них есть свобода воли. Иногда это происходит прямо, а иногда косвенно: с помощью упрёков и поощрений. Учителя не замечают противоречия. Но в конце концов они его заметят - и найдут к нашим детям другой подход, учитывающий закон причинности и бессознательное.
Что же мы получим в итоге? Люди, не согласные друг с другом, не позволят разгореться конфликту. Они будут сотрудничать, пытаясь выяснить, почему Вселенной захотелось их поссорить, столкнуть лбами. Эти мирные и содержательные беседы станут символом глубинных изменений, происходящих с нашим сознанием.
В начале каждого выпуска я привожу слова американского мыслителя Джона Сёрля: "Такой исход [избавление от иллюзии свободной воли] изменит сознание людей ещё сильнее, чем открытия Эйнштейна, Коперника, Ньютона, Галилея или Дарвина. Нам придётся кардинально пересмотреть свои отношения с Вселенной". Наше общество ждёт самое грандиозное потрясение за всю его историю. А затем будет ещё одно, даже более мощное. Осознав, что у нас нет свободы воли и начав перестраивать фундамент своей цивилизации, мы увидим свою главную цель - счастье. Люди видят её и сейчас, но считают то не совсем главной, то недостаточно конкретной, то вовсе недостижимой. Новая эпоха избавит нас от сомнений.
Возможно, мир справится с иллюзией свободной воли лет через десять или даже раньше. Прогресс в этом отношении налицо. Но те вызовы, которые бросает нам судьба, - такие, как всемирный экономический кризис и глобальное потепление, - требуют большей сплочённости отдельных умов и наций. Для этого все разумные жители планеты Земля должны ощутить себя частью настоящего, результатом прошлого и причиной будущего.
Ещё увидимся!
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"