- Мир это система. В некоторых местах достаточно жесткая, в некоторых более податлива. Есть Добро, Зло и отсутствие того и другого, есть помесь добра и зла, в общем в мире есть все. Свет, тьма, сумерки. - он улыбнулся. - Это банальные истины, но ты должен их прочувствовать. Должен понять что они реально существуют. Примерить их на себя. Вписать в свои моральные принципы понятие отсутствия вседозволенности. Зло всегда более видно, обращает на себя внимание, а еще зло более понятно, ты видишь поступок и понимаешь что он плох, а человек совершивший его злой. А вот что назвать добрым поступком, как различить его в обыкновенной серости бытия. Этому я и попробую тебя научить. Первым моим уроком будет возможность видеть добро.
-Но я и так знаю что такое добро. - сказал я.
-Ну и что же? - с интересом спросил учитель.
-Это когда... - начал я.
-Не говори! Покажи! - прервал меня учитель, нетерпеливо взмахнув рукой.
-Как это,- показать? - недоуменно спросил я.
- Просто подумай и зрительно представь, что ты хочешь сказать, я увижу.
Я представил. В голову почему-то пришел кадр из какого-то давно просмотренного фильма. Солдат закрывает грудью ребенка от автоматной очереди. Посреди комнаты появился грязный мальчуган в оборванной одежде и бравый русский офицер с беззвучным криком, растопырив руки, бежал к нему и закрывал от вражеских солдат, а потом вместе с парнем валился на землю убитый.
Виктор скептически смотрел на эту сцену, потом вздохнул. Прозрачные силуэты трупа солдата и приваленного им парня неподвижно лежали на ковре, нелепые в антураже современной комнаты.
-Интересно. - сказал наконец Виктор, поднимая голову и смотря на меня с некоторым удивлением. - Почему именно военный эпизод?
-Не знаю, первое что пришло в голову. - ответил я.
-Интересно. - тихо сказал Виктор словно самому себе, а потом снова обернулся к солдату и мальчику. -Ты показал мне самопожертвование. Но почему ты решил, что это добро?
-Он спас его. - недоуменно ответил я.
-Спас? - с удивлением спросил Виктор.
-Да.
-Где ты видишь здесь спасение, Саша. Перед нами труп солдата и полуживой паренек. Давай я покажу тебе что было бы дальше. - он на секунду сосредоточился. - паренек под трупом пошевелился тщетно пытаясь освободится из под тела, только голова была видна. Из стены появился мужчина с автоматом в руках и с улыбкой сделал точный выстрел. Я вздрогнул. Лицо парня бледнело, тонкая струйка крови текла по лбу. Мужчина с автоматом что-то зло сказал и застыл.
- Кто здесь был спасен? - спросил Виктор.
Я смотрел в пустые глаза военного, только что убившего мальчишку и не мог сказать не слова.
-Я думал...
- Ты думал это добро. Да в каком-то смысле это добро, но... как это не странно звучит бесполезное, глупое добро.
-Но, он ведь его защитил.
-Ты сам видел, что не на долго. - показал рукой Виктор.
-Но он этого не знал.
-Давай спросим его? - неожиданно сказал Виктор.
Он сел на корточки перед двумя полупрозрачными телами и провел рукой в сантиметре над ними. Тело солдата обрело плоть, рубашка стала мокрой от крови, он встал, держась рукой за простреленную грудь, неуверенно посмотрел на Виктора.
- Скажи нам, зачем ты заслонил этого ребенка. - сказал учитель.
- Я хотел его спасти. - бесцветно ответил солдат.
- Он мертв. - Виктор показал на мальчика, - его убили через несколько минут после тебя.
- Я думал они решат, что он мертв, как и я и не станут проверять. - все так же бесцветно ответил солдат.
Виктор улыбнулся.
-Ты считаешь, что ты совершил добрый поступок?
-Да. Но в тот момент я не думал, добр он, или глуп.
Виктор взмахнул рукой, все три человека пропали.
-Так что же такое добро? - спросил меня Виктор, - неужели всего-лишь слепое непродуманное движение души, которое потом можно назвать глупым?