Многие помнят эту фразу из "пьесы" Грибоедова "Горе от ума", которую озвучил, так всеми осмеянный, полковник Скалозуб.
Изучали когда-то в школе и морщили носики и кривили губёнки презрительно по поводу вот этого дуболома, что книги считал злом.
Пьеса, как вы тоже знаете, была запрещена цензурой, этой проклятущей царской, что гнобила самые светлые умы.
Правда таже самая цензура "Ревизора" Гоголя не запретила.
Почему?
На мой взгляд исключительно потому, что "Ревизор" был художественным произведением, где, как очевидно известно всем, надо быть очень аккуратным с использованием настоящих фамилий, дабы под судом не оказаться, а вот Грибоедов в своей пьесе скатился до прямого пасквиля на вполне реальных людей. За это и запретили.
Полковник Скалозуб - фигура историческая, практически легендарная, храбрый воин, побывавший во многих сражениях и сыскавший себе славу своими подвигами во имя России, а своими издёвками над такими людьми Грибоедов ставит себя на одну доску с Навальным, мерзко оскорбившем ветерана войны.
Грибоедов, к слову, был "западником" и ничего принципиально в позиции этих людей в то прошлое время и сегодня не изменилось.
Всем им и тогда, и сегодня душно и тесно в "проклятой" России и мечта осталась той же - "карету мне".
А когда Грибоедов своим глупейшими действиями привел к гибели всего посольство и чуть не спровоцировал очередную войну с Персией, вот если бы эта война началась, то кто пошёл бы исправлять ошибки умников с хорошо подвешенным языком?
А вот этот "глупый и неотёсанный" полковник Скалозуб и пошёл бы вместе с другими, не сведущими в тонкостях литературных изысков, проливать свою кровь, рисковать жизнью ради своей страны, в которой так хреново живётся пустомелям, именуемыми себя солью земли русской.
А теперь о сути - по поводу вреда или пользы книг.
Что, вопрос поставлен не так? От книг вреда нет, одна только польза?
Не смешите!
Я даже не буду говорить о той мерзости, что вываливают ныне на прилавки сегодняшние звёзды литературы или вдруг ставшие известными авторы из ушедшего времени, типа кафки.
А все ли так славненько, скажем с классической русской литературой, да хоть с Львом Николаевичем Толстым?
"Воскресение".
Славный роман, прямо ода проститутке. И не удивляйтесь, что сегодня их величают "девушками". Этак шаг за шагом мы и пришли к такому положению вещей, подождите, ещё ноги им будете целовать прилюдно за века угнетения их предшественниц.
"Анна Каренина" - жена, наставляющая рога мужу - это ведь так прекрасно!
"Хаджи-Мурат"
Вот чего вы негодовали на либеральную российскую и зарубежную прессу, когда они восхваляли террористов с Кавказа? Они просто выросли на творчестве Толстого.
Ну, по поводу светлого и чистого Запада и темной России - тут "классики" в очередь выстраиваются.
Пьер Безухов, выросший в среде непорочной Европы возвращается в России и вот такой наивный, светлый и чистый вляпывается в дерьмо российской действительности, а следом столь же благостный князь Мышкин уже у Достоевского, свои пять копеек в развенчание подлой российской жизни Тургенев вставляет со своей "Муму" и так далее и тому подобное.
Не хочу утомлять читателя.
Патриотизм - это не то, чем отягощён ум литераторов минувшего времени, а если кто выбивался из общей колии, то гнев собратьев по просвещению ему был обеспечен, как скажем Лескову.
Вы прочтите, как мерзко, переходя на личность и унижая её, писал Толстой о Гоголе.
Уж не "Тарас Бульба" так раззадорил нашего классика, что он даже отступил от собственного правила не обсуждать личность, а лишь идеи?
Хотя, он этого своего правила вообще не придерживался.
Не хочу перечислять всех сотрудников литературного цеха, что кто больше, а кто меньше грызи изнутри страну, что их кормила и где они довольно хорошо жили.
А потом, когда так ими ожидаемая, так их просвещённым разумом взлелеянная, пришла "заря пленительного счастья", они как-то, кто мог дрыснули за бугор, не захотели хлебать новое счастье вместе с теми, кого они так настойчиво хотели осчастливить.
Так что не стоит так уж слепо верить, что чтение литературы - это прямая дорога к свету и счастью.
Увы, поводыри эти часто или слепы, или ведут по дороге, освященной личной выгодой и жаждой славы.
И маленькое наблюдение частного порядка из моей жизни.
В детстве был у меня дружок, который читал запоями самую лучшую в мире советскую литературу, что учила исключительно разумному, доброму, вечному, а потом, вот так раз, не окончив средней школы, сел в тюрьму за грабёж.
Не, я понимаю, что это частный случай, а литература занимается исключительно вещами глобально-эпохальными и пишется не для средних умов, которым не дано понять гениальный замысел автора, устремленный обязательно в загоризонтную даль.
Даль то далью и что там будет за горизонтом и будет ли вообще, если слепо принимать на ура всё, что понапишут светлые умы в литературном экстазе.
А авторам, чтобы запросто не обгадиться и не стать адвокатом дьявола надо чутка сбросить с себя спесь гения и проводника чего-то там куда-то, а просто, в меру сил, желательно объективно, описывать реальную жизнь, даже если за это не башляют бабки, не дают премий и критики не поют вам "Слава"".
Правда таких авторов "гении" презрительно называют "фотографами" в отличии от себя любимого "художника", но лично по мне хорошее фото, желательно без ретуши, куда лучше, чем какой-нибудь супермодный банан на стене, что знатоки искусства называют инсталляцией.
Ну, а укрепившийся в среде "передовой" и при этой сугубо креативной интеллигенции постулат, что чем меньше реальности, тем больше искусства - это просто вывеска крупными буквами, что господа от искусства занимаются бредом сивой кобылы и чем меньше будет такой культуры, тем с культурой народа будет куда лучше.
Со здоровьем будет лучше и с жизнью вообще.
Так, возможно, не так уж сильно и ошибался полковник Скалозуб?
27.03.21 г.
Сайт Сергея Сальникова: https://sss1949.wixsite.com/salnikov