Аннотация: Откуда есть пошел феномен греческой культуры? А может быть, дело было проще и практичней?
Историки знают, что эллины - пришлые на Пелопоннесе. Но считают, что это было давно, в какие-то доисторические времена.
Однако мне видится, что это случилось во времена достаточно просматриваемые. И свидетельством тому - архаика.
Примитивные уродцы быстро сменились достаточно высокохудожественной пластикой, в которой проглядывает египетское влияние. именно быстро. "Очень большая разница между аттической скульптурой первой половины 6 в. до н.э. и скульптурой второй половины века свидетельствует о быстроте развития искусства Афин в архаический период" /из учебника/.
(Обратите внимание на головной убор куроса.)
А это Египет
Так вот, культура "уродцев" - это культура пелопоннесских аборигенов; классика - культура пришельцев-эллинов.
Становится понятным разделение населения на граждан и политически бесправных метэков. Граждане - эллины, метэки - туземцы.
Устройство греческого общества было полисным. А что такое полисы? Это как города в Афганистане, где правила "народная власть"; прочая же территория контролировалась моджахедами (которые, кстати, и были народной властью). Полисы - это сеть укрепрайонов на захваченной территории.
А захваченную территорию надо контролировать.
И захваченным населением тоже.
Лучший способ контроля - контроль над умами. Надо вложить в ум "черных" зримую идею о тотальном превосходстве "белого человека".
Нам не известно, были ли метэки "черными", в смысле - темнее эллинов. И наоборот - были ли эллины белыми. Это условные термины. Но несомненно они антропологически различались.
Хотя, возможно, эллины были "белыми" в прямом смысле.
Эллинам надо было стать белокурыми бестиями в расово чуждом окружении. И они ими стали.
Эллины поставили себе задачу - вывести совершенного человека. (Возможно, аналогичную задачу ставили гегемоны и другого кастового общества, индийского - арийцы. Оттуда и йога.) С совершенным телом, в котором гнездится совершенный дух.
Один вид великолепного в своем совершенстве эллина должен был подавлять. Как выразились бы классики юмористики, при появлении эллина среди толпы в городском саду должен был перестать бить фонтан.
Совершенство тела - это спорт. Эллин-гражданин трудился в гимнасиях до седьмого пота. Подобно современным фанатам фитнеса, он шаг за шагом выстраивал свое тело по идеалу, накачивал нужные мышцы. Тренировал ловкость и гибкость. А поверялось совершенство на Олимпийских играх.
А идеалом, каноном, на который надо равняться, и была... пластика.
Скульптуры стояли на площадях, в палестрах, в собраниях, побуждая эллинов к совершенству, задавая им планку. Воспитывали в них комплекс белокурой бестии - красивой и безжалостной. Так же как изображения идеальных арийцев стояли в Третьем Рейхе перед имперской канцелярией.
Граждане стремились к идеальности истуканов, а скульптура старалась быть всё более реалистичной в своем идеале.
Таковы истоки и и путь эллинской пластики.
Тут, конечно, стоит отметить один курьез.
Сейчас уже хорошо известно, что благородные античные статуи были... раскрашенными. Краска с веками потерялась, и до наших дней они дошли в полном смысле нагими - белыми (каковыми и подобает быть изображениям белых людей).
Эта мнимая белизна настолько хорошо соответствовала эллинскому культу умеренности, что воспринималась как непременный атрибут античности. (Тем более что есть параллель - японская керамика, принципиально выдержанная в серой гамме, чтобы не было ничего "варварски" цветного.) Гёте даже целую философию развил, почему античность была бесцветной: «дикие народы, необразованные люди и дети имеют склонность к ярким цветам».
И вдруг... такой реприманд неожиданный!
...Итак, эллин должен был подавлять не-граждан одним своим видом.
Но не только видом. А любом споре с расово чуждым элементом он должен быть всегда правым, как англичанин в колонии.
Эллин должен был быть джентльменом. И в любом споре именно объяснить, почему он прав. И следовательно, он поступает так или иначе не потому что ему так хочется (это признак варваров), а потому что его правота следует из природы вещей.
Англичанину для этого нужна была пресловутая "твердая верхняя губа", признак самообладания. Эллину нужно было самообладание в диспуте.
Варвар ведь как поступает? Кричит, оскорбляет, пытается силой отстоять свое. А эллин должен, оставаясь спокойным, объяснить безусловную справедливость своей позиции.
...В знаменитом сборнике "Парнас дыбом" есть пародия на Анатоля Франса, иллюстрирующая этот принцип. Аббату докладывают, что его пес Лаведак съел кусок мяса, приготовленный к обеду. Аббат принимает суровое решение, но перед этим объясняет его псу:
"- Конечно, - сказал он, - собственность есть понятие относительное. Древние египтяне, как свидетельствует Геродот, чрезвычайно любили похищать невинность чужих жен, не считая это грехом. Но поскольку она является мощным фактором человеческой культуры и цивилизации, всякий, нарушающий права собственности, является преступником. Смотри об этом у Савиньи.
Всякое же преступление, как говорит тот же Савиньи, влечет за собой и наказание.
- Мари-Анн, утопите Лаведака."
Победа эллина над варваром коренится в том, что последний не контролирует себя, он действует "по похотям". А эллин должен себя всегда контролировать и при необходимости давать объяснения своим действиям. Потому-то "ничего сверх меры", ибо сверх меры - это излишество, а за излишество ты дать отчет не можешь.
Эллин - как бы производное от порядка вещей. Его стиль - спокойная, но твердая рассудительность. Он вкратце логично объясняет свои желания, а потом требует их исполнить.
Умение полемизировать - важнейшее из эллинских искусств. Находить изъяны в логике противника и, последовательно вскрывая их, опровергать его рассуждение.
Так из размышлений над логикой родилась знаменитая эллинская философия. Начался стихийное увлечение дискутированием. Спорили на трибунах и на площадях. Появилось понятие логики; появились и софисты, ловко находившие в ней изъяны. Философия стала национальной идеей.
Вершиной стала философия Платона, постулировавшая идеальный мир понятий, к которому может и должен быть приближен мир реальный. Ну а ключ к пониманию этого горнего мира идеалов бы, конечно, у эллина...
Вот так просто образовался "греческий феномен". Хотя на деле всё было, наверное, вовсе не так просто...