Аннотация: Так чем же заменить пресловутый праздник св.Валентина?
Двойной Валентин
Вопросы, вопросы...
В очередной раз отгулялись "гендерные" праздники, а вместе с ними и ставшие почти вечными проклятые вопросы. Надо ли отмечать по-прежнему 8-е Марта? И кого поздравлять 23-го Февраля: всех мужчин или только военных?
А ведь перед ними был еще этот... "валентин". Как быть с этим праздником, явно чуждым нашему обществу и его традициям? А эти легкомысленные открыточки-сердечки? Тут явно какое-то тлетворное влияние Запада.
Впрочем, чу, на всякий яд есть и противоядие. И на Валентина этого нашлось: праздник Петра и Февронии, День семьи, любви и верности. Ну разве не прелестно?
Вот с него-то я и хотел бы начать.
Почему это не то
Для отечественного "контрпраздника" решили вытащить из сундука некую "Повесть о Петре и Февронии Муромских" написанную монахом Ермолаем-Еразмом аж в 14-м(!) веке. И сделать ее тем... ну, в общем... делать жизнь с кого.
Напомню в двух словах сюжет.
Князь Пётр узнаёт, что к его невестке приходит на супружеское ложе под видом законного мужа... змей. (Ах, какая благочестивая завязка!) Князю это не нравится, но он, раздобыв меч-кладенец, убивает негодника.
Но вот беда: поганец заразил его какой-то болезнью. Но простая девушка Феврония смогла исцелить его. Правда, не бесплатно: князь за это должен на ней жениться. (Тоже хороший пример рассудительности для вступающих в жизнь девиц.)
Так Феврония стала княгиней.
Муромский истэблишмент был возмущен мезальянсом. Но бойкая простолюдинка выказала такие образцы добродетели, что недоброжелатели были вынуждены заткнуться.
Думаете, самое интересное кончилось? Нет, только начинается.
Тем временем супруги жили в посте и благочестии согласно всем заповедям. И умерли в один час.
А перед смертью приняли монашеский постриг. (Ну это тогда считалось как в чистой одежде быть погребенным.) И, как монахов, их похоронили в разных могилах в изрядном отдалении друг от друга. Но когда поинтересовались состоянием захоронений, оказалось, что почившие... лежат в одной могиле! Такое посчитали неприличным, и их вновь разнесли, но при следующей проверке они снова оказывались вместе: так велика была сила супружеской любви даже за гробом. (А чего тогда постригались, спрашивается?)
Так повторялось из раза в раз, пока на них не махнули рукой. И с тех пор они лежат вместе.
Ну как? Правда, все ромео с джульеттами и тристаны с изольдами сразу померкли?
Или так, как поется в одной песне: "Не беда, что самолетик маленький... Лучше маленький, но свой"?
Сама по себе эта история ценна тем, что она дает хорошее представление о том, что творилось в головах у наших предков. Раздвоенность сознания тех, кто в конце дня (или недели) шли в церковь, послушно выслушивали там бормотания чтецов (причем тогда часто в разных углах храмов служили, заглушая друг друга, разные части службы, чтобы не затягивать, но и ничего не пропустить), вечером собирались и травили ужастики о колдунах, леших и оборотнях, а кто знал грамоте еще и зачитывал что-то из житий святых. Вот и получалась такая каша, как в нашей истории.
Те, кто придумал продвинуть эту, скажем прямо, по нынешним временам, весьма отстойную сказку в ряды национальных ценностей, совершенно не понимали одной просто вещи: ценности приказом не назначаются. А живут в культуре.
В русской культуре есть устойчивые образы: Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Иван-Царевич с Василисой Премудрой; даже безвестные комсомольцы, уходивший на Гражданскую войну в разные направления, но душой оставшиеся вместе (вспоминаем нашу сказку). Они существуют потому что благодаря образованию - от детского сада до школы - они читаны-перечитаны поколениями и вошли в живую память народа. А приказать: отныне считать ценностью Петра и Февронию, про которых никто не знал, а прочитав про них, вряд ли захочет прочитать второй, - глупо.
Если для сравнения взять Тристана с Изольдой, то там прежде всего обнаружатся общие мотивы с муромскими героями (змей, болезнь героя и исцеление его возлюбленной). А в целом это типичный средневековый "экшн" с обилием магии, наполненный разными поворотами сюжета, иные из которых заставят современного читателя засомневаться в здравости рассудка сочинителя. И в конце выясняется, что этот запутанный опус - гимн... феодальной верности, поскольку, оказывается, любовь Тристана к Изольде явилась следствием колдовства!
Однако последующие поколения художников настойчиво черпали и черпали из этого мутного источника, выворачивая его шиворот-навыворот туда-сюда по мере требований эпохи. И вот сам первоисточник уже мало кто помнит, зато все знают клише про невероятную историю двух влюбленных, воспетую-перевоспетую великими творцами.
Говоря о старинных сюжетах, надо еще понимать, что между литературами Нового времени и средневековой стоит стена. Мы остро чувствуем в последней то, что вослед за Марксом можно назвать идиотизмом средневековой жизни. Средневековые тексты ориентированы на сюжет (а не на читателя), насыщены волшебством (от чего современный читатель в значительной степени отучен); оттого они несут (опять же с современной точки зрения) привкус примитива. Плюс еще обычно написаны скороговоркой, этаким телеграфным стилем, что тоже не добавляет им интереса современного читателя.
Если кто-то захочет ознакомиться с прототипами таких знаковых европейских произведений как "Ромео и Джульетта" (Банделло) или "Фауст" (Шпис), то, наверное, согласится с тем, что это не лучшие кандидаты в школьные хрестоматии. Понадобились их грандиозные переработки двумя гениями Нового времени, чтобы читатели, почувствовав, что они "свои", приняли их в свой культурный круг.
Вот то же можно сказать и про Петра с Февронией. Я не верю, что эта благочестивая выдумка будет иметь успех, но в принципе допустить такое можно. Но прежде должны быть ряд выразительных комиксов, мультфильм в духе японских аниме, рок-опера "Пэтр-энд-Феврониа", клип популярных певцов, конечно - картины известных художников на эту тему. И вот - муромская пара действительно входит в культурный круг современного человека. И даже можно говорить о каком-то их культе.
К сожалению, культурная преемственность русской культуры пресечена; ей словно перебили позвоночник. Почему с ней случилась такая трагедия - отдельный разговор. Современных ремейков произведений, которыми зачитывались наши предки, нет. Все слышали про Бову-Королевича, а кто это такой и чем он знаменит, никто не скажет. Те, кто знакомы с курсом русской средневековой литературы, возможно, вспомнят какое-то "Девгениево деяние" и Варлаама с Иоасафом. И то лишь названия. (Ну написал Хренников комическую оперу по старинному шедевру о Фроле Скобееве. И на этом дело кончилось. Да и опера редко ставится.) А без этого, без постоянного обновления культурного явления (посредством постановок, экранизаций и т.д.) оно мертво и занимает место не в культуре, а в музее при ней.
Так что те, кто не согласятся с моим нигилистическим пессимизмом в отношении наших героев, могут попробовать их сделать живыми явлениями культуры. Но это не быстрый и трудоемкий процесс, вдобавок требующий труда многих творцов.
А так, если просто объявить любящих муромцев образцом для молодежи, то скорее получится тест, что называется, "на вшивость". И в личном деле тех, кто купится на это, можно будет ставить штамп: "Зомбированию поддается".
Почему это не так
День Валентина называется Днем Влюбленных. А противопоставленный ему праздник Петра+Февронии как называется? Днем Семьи, Любви и Верности.
Уже в этом заключена полная бесперспективность доморощенных попыток "побить" игривого покровителя валентинок семейными ценностями.
Современный человек, чье сознание восходит к революции Нового Времени, в центр жизненных ценностей ставит любовь. Даже само понятие счастья в обиходе часто понимается как найти свою любовь.
Можно упрекнуть культуру Нового времени в том, что она зациклилась на любви. И в этом будет правда. Но и неправда.
Задумывались ли вы, что сказки и героические мифы повествуют о... свободной любви?!
Вот наш канонический сказочный герой - Иван-Царевич. Встречает каноническую героиню - Василису Премудрую. И они становятся мужем и женой. Пока обстоятельства не разлучают их, так что Царевичу приходится собираться в путь и выручать свою половину.
Позвольте, а как же... сваты? Благословение родителей? Сама свадьба наконец?
А где свекор со свекровью, присматривающиеся к невестке?
Ничего этого нет. Молодые живут словно... гражданским браком! Наслаждаясь друг другом в отдельной квартире подальше от "предков".
Мало этого. Героический сюжет сказки создает обстановку... чайлд-фри!! Ибо детей у сказочной пары... нет.
Нет, конечно, не подумайте чего такого. Никакой такой идеологии не пропагандируется, боже упаси. И сказка кончается стандартным "и стали они жить-поживать и добра наживать" - вполне можно считать, что главным среди этого "добра" будут замечательные детишки, радость родителей. Но вот в тексте самой сказки/мифа дети действительно не присутствуют; они как бы помеха самоутверждения героев в их (простите за каламбур) героическом статусе.
Это (а также песни, "страдания" и другие памятники народного творчества) показывает, что пусть культ любовных страстей и раздут искусственно со времен Возрождения куртуазной культурой, но сама любовь как сердцевина духовной жизни человека не миф.
Любовь, конечно, не единственная движущая сила даже в наше время. Далеко не всегда заключенные по любви браки оказываются счастливыми. Рядом с ней по-прежнему идут и расчет, и обстоятельства, и страсть, и просто глупость. И вступают в брак люди по-разному. Есть и свахи, и брачные агентства.
Но вот чего не принимает большая часть современной молодежи, так это устройство их семейной жизни родителями. Для нынешних людей это дико.
Современный человек, наделенный правом искать и находить себе любовь, как бы становится персонажем героического мифа, вырываясь из пошлого мирка патриархальности, где брачащийся - всего лишь скрепа двух родов.
Более того, скажу уж совсем шокирующее положение: мерилом развитости современного общества является... легкомысленность в отношении брака.
И потому Валентин со своими влюбленными попал в самую точку.
А теперь вспомним, как называется его "патриотическая" альтернатива. День Семьи, Любви и Верности. Зачинатели этой глупости совершенно не чувствуют, насколько нелепо для нынешнего времени звучит эта формула, в которой любовь поставлена на второе место после семьи.
А верность тут вообще лишняя. Потому что про верность любящих и говорить незачем; иго любви благо, и бремя ее легко. А если чувства остыли, но по тем или иным причинам супруги изображают крепкую семью... Что ж, часто такое достойно похвалы и уважения, но при чем здесь праздник? Или надо сразу начинать разговор о супружеских узах в прямом смысле?
Так что не может быть никакой альтернативы импортному Валентину без влюбленных.
Противопоставить ему наших влюбленных? Но кого?
Пётр с Февронией не годятся хотя бы потому, что, возможно, они и были образцово-показательной ячейкой тогдашнего общества, но влюбленными не были: князь женился по принуждению, по обету, данному им (хочется сказать: коварной) исцелительнице. Как в наши (и не наши) дни женятся "по залету".
Тогда кто? Беззаконно убитые врагами социализма супруги Чаушеску? Они, хотя и формально не наши, заграничные, но по сути наши, почти советские.
Возможно.
Или создать абстрактный символ вечной любви? Например, чтобы влюбленные в назначенный день возлагали цветы к монументу Рабочего и Колхозницы. Чтобы в каждом городе, городке и поселке были свои монументы, к подножию которых молодые пары клали бы свои трудовые валентинки с обязательством жить и трудиться по-рабоче-крестьянски.
Тоже вариант. (Думаю, северокорейские товарищи эту идею оценят.)
А вообще-то далеко ходить за парой не надо.
Потому что есть такая пара!
Календарная.
День Мальчиков и День Девочек
Вспомним, что у нас утвердились, казалось бы, странные (впрочем, и в других странах есть немало странных) праздничные даты: 23 февраля и 8 марта.
Первая из них официально именуется Днем Армии (какой именно - неоднократно менялось в зависимости от конъюнктуры), но фактически является как бы Мужским Днем. Ну а вторая даже официально именуется Женским Днем. Получается как в Японии, где есть два очень популярных праздника: День Мальчиков и День Девочек.
Причем в наши дни празднование Международного Дня борьбы за права трудящихся женщин многим кажется анахронизмом. (И действительно, Советская власть все свои годы делала всё для того, чтобы внедрить в умы, что советским женщинам, достигшим всего, уже не за что бороться. А физиономия нынешнего феминизма не располагает к сочувствию.) Но ведь можно Женский День превратить в праздник влюбленных мужчин! А 23 февраля соответственно - в праздник женщин-поклонниц. То есть разнести пресловутый Валентинов день на две отдельные половинки. Благо разница между ними всего-то в пару недель.
Надо только в каждый из праздников внести некоторые изменения. 23 февраля разделить на два: День Армии и День Мужчин, и поздравлять отдельно тех, кто служит (даже если это женщины), и вообще всех любимых лиц мужского пола (даже если они не служили в армии). А 8 марта должен перестать быть днем, когда дочь поздравляет мать, а внучка - бабушку. Оба дня, как и в день Валентина, предоставлены поклонникам/поклонницам (часто шутливым) противоположного пола.
23 февраля тогда можно будет наблюдать такие сценки.
Звонок.
— Алло.
— Привет.
— Ой, привет, давно не звонила.
— А я не тебе. Я твоему.
— А зачем он тебе?
— Зачем, зачем... В любви признаться хочу!
— Сейчас... Э, возьми трубку, тебе в любви сейчас признаваться будут.
Вот подобный двойной праздник, опирающийся на живые и давно уже установившиеся отечественные традиции и обыгрывающий чувство влюбленности (с открытками-"февральками" и "мартовками"), и может только противостоять этому "не нашему" Валентину и в перспективе вытеснить его.