Сахаревич Владимир : другие произведения.

Предопределение и свобода воли: мнимый антагонизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье сделана попытка показать, что предопределение и свобода воли не противоречат друг другу, а зависят от отсутствия или присутствия Времени.


  
Предопределение и свобода воли: мнимый антагонизм

  
   'В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы'. (Библия, Бытие.)
   Так Бог сотворил Бытие из Небытия в виде пространства и времени.
   И именно однозначная связь пространства со временем позволяет непротиворечиво примирить одновременное существование 'предопределения' и 'свободы воли'.
   Современная физика рассматривает время как измерение, дополняющее пространство. Но такое представление о времени неконструктивно.
   Если изъять из Бытия время, то все события, когда-либо случившиеся в пространстве, должны стать одномоментными со всеми своими реальными проявлениями. Значит время является сверткой пространства. А меняющееся пространство есть развертка рождающегося нового времени. (Подобный взгляд на Бытие, лишенное времени, совпадает с надеждой на воскрешение мертвых в Конце времен.)
   Но Бог есть Абсолютная полнота, не подвластная ни пространству, ни времени; Ему известны все события прошлого и будущего - то есть, знание Бога безвременно. Это знание с полным правом можно назвать 'предопределением'.
   Такое представление о 'предопределении' совпадает со словами Иисуса Христа: 'Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц'. (Евангелие от Матфея)
   В силу предрешенности событий нашей жизни, к Богу как Абсолюту неприменимы такие морально-нравственные понятия как 'Добро и Зло'. Эти понятия родились в процессе развития самого человеческого общества. И они многократно менялись, отражая процесс совершенствования нашего социума как целостного, единого организма. А любовь Бога к человеку определяется только тем, что Бытие является такой же Божественной сущностью, как и Небытие.
   При этом в основе нашего существования заложен причинно-следственный принцип. В материальном мире причина события и ее следствие обычно легко различимы. (Хотя при изменении 'точки отсчета' причина и ее следствие могут поменяться местами.) Но у Бога знание причины и ее следствия для любого события существуют вместе и одновременно, то есть каким будет временной интервал, который разделит причину и ее следствие при их материальной реализации изначально не определен.
   Существующая в Бытии изначальная неизвестность временного промежутка, который в реальности отделит причину от ее следствия, и который зависит от нашего сознательного поведенческого выбора, нами и воспринимается как 'свобода воли'.
   При всем при том, всякий человек является субъектом для себя и объектом для других, поэтому стоит говорить о двух зависимых частях 'свободы воли' - внутренней и внешней.
   Проще всего проиллюстрировать сочетание 'предопределения' и 'свободы воли' на примере факторов, влияющих на длительность человеческой жизни.
   Для современного человека действует закон рождения и смерти. Уже в момент первого крика при рождении нового человека на Божественном уровне известны все подробности его будущей жизни и обстоятельства его смерти. Но при этом от того, будет ли человек готов всегда бороться за свое здоровье и заботится о своем духовно-душевном настрое, либо он выберет путь угождения своим телесным удовольствиям и страстям в виде алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности или обжорства, будет зависеть здоровье человека и продолжительность его жизни.
   Таким образом, физическое здоровье человеческого организма во многом зависит от нашей 'внутренней свободы воли'. (В плане своего физического состояния человек отчасти обладает правами Бога; вообще, к своему организму человек должен относиться так, как он хотел бы, чтобы к нему относился Господь Бог.)
   Внешнюю же 'свободу воли' определяет окружающая среда. Для человека - это в первую очередь общество, в котором он живет.
   Так, человек может развивать свою социальную бесконфликтность и хотеть войти в гармонию с окружающим его социумом, а может начать нарушать общественные нормы поведения и законы общежития: от удовлетворения своих эгоистических устремлений до реализации своих корыстных желаний, конфликтующих с уголовным кодексом. От всего этого и будет зависеть реакция среды: в первом случае человек станет 'достойным членом общества', а второй путь чреват для человека как минимум потерей уважения окружающих его людей, а как максимум принудительным лишением его на более или менее длительный срок даже той относительной свободы, которая у человека еще есть.
   Следовательно, человек обладает 'свободой воли' в силу своей развитой способности предвидеть последствия своих и чужих слов и действий, оценивать их ожидаемый результат и выбирать для себя оптимальный вид поведения.
   Тесная связь 'свободы воли' с ходом времени позволяет человеку активно влиять на окружающее его пространство. (См. также примечание 1)
   Без преувеличения можно утверждать, что человек владеет даром управлять временем.
   Интуитивное чувство человека, что он имеет такой дар, всегда поддерживало в нем мечту, что наступит Конец времен и 'смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло'. (Откровение Иоанна Богослова)
   О будущей трансформации человека и его бытия в Конце времен говорил и апостол Павел: 'Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие'. (Первое послание к коринфянам ап. Павла)
   Преображение человека в Конце времен также подтверждает взгляд на время, как на сущность, которая определяет структуру и свойства пространства.
   Есть еще один аспект взаимодействия 'предопределения' и 'свободы воли', который всегда надо учитывать в плане событий человеческой жизни.
   Вследствие того, что Бытие и Небытие представляют собой единую Божественную полноту, информация о 'предопределение' будущего из Небытия все время 'подправляет' нашу жизнь. Это влияние реализуется на уровне подсознания людей, хотя в критических ситуациях, при ослаблении восприятия времени, знание о будущем может из подсознания прорываться в сознание человека. В таких случаях говорят, что человек предвидит свою судьбу. Явление интуиции тоже связано с подсознанием. (См. также примечание 2)
   В норме основная роль в плане влияния будущего на настоящее принадлежит сну: и ближайшее, и отдаленное будущее становятся доступными человеку в состоянии медленного сна, затем, в состоянии быстрого сна это знание в виде сновидений приобретает некоторые временные маркеры. В сложных жизненных ситуациях сновидения, связанные с будущим, могут нарушать сон, вызывать беспокойство и постоянную тревогу.
   Будущее может восприниматься сознанием в моменты сильного стресса, медитации, наркотического транса, при психических нарушениях с явлениями измененного восприятия действительности. Но даже получив знания о будущем, человеку далеко не всегда удается адекватно совместить это знание с временной шкалой своей жизни. (См. примечание 3)
   Но 'предопределение' существует не только для любого человека в отдельности, оно существует и для всего человеческого социума. С полным правом можно говорить о цели и смысле развития человечества как единого организма. Осознание этой цели тут же сделает более 'прямым' жизненный путь каждого человека. (См. дополнение)
   Зачем же вообще Господу Богу понадобилось творить Бытие?
   Нетрудно понять, что только через Бытие Бог может управлять Сущим и Не-сущим. То есть Бытие для Бога является сенсорным 'Зеркалом', которое позволяет Ему созерцать Свой Абсолют и Свое Совершенство, проявлять Свое Могущество и Свою Любовь.
   Но так как у людей максимально развит дар эмпатии - способность одного человека смотреться в другого человека как в зеркало, то именно человечеству суждено превратиться в самое 'качественное' и самое любимое из всех Божьих 'зеркал'.
   Однако для такого превращения в Конце времен, людям всей земли под угрозой общей гибели придется немедля принять двуединую заповедь Иисуса Христа: '...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя'. (Евангелие от Луки)
   И тогда начнутся роды Богочеловечества с единым сознанием и коллективной душой. Синхронно с этим духовным обновлением человечества законы бытия начнут терять свою стабильность, а Человек, ощутив свою Богоизбранность, обретет власть над пространством и временем.
   Такой переход в новое качество человеческого бытия будет страшным и болезненным. Но в современном мире, насквозь пропитанным ложью, фальшью, трусостью и корыстью, только ради достижения этой будущей великой цели людям нашей грешной планеты стоит жить, трудиться, бороться и любить. (См. также примечание 4)
  

Июнь 2023

  
   Примечание 1. Способность активно влиять на пространственные эффекты через время есть главная отличительная черта живой природы от неживой. Современный человек в плане влияния на наш материальный мир достиг одновременно и совершенства и своего предела.
   Примечание 2. Во всех древних культурах в том или другом виде существовал ритуал инициации как важный фактор перехода человека из одного возрастного состояния в другое. Чаще такому ритуалу подвергались мужчины, на которых лежала обязанность по защите своего племени или народа от врага. В момент инициации неофит переживал ужас смерти; время в этот момент для него останавливалось, и перед ним открывалась вся его будущая жизнь. Ритуал инициации обеспечивал социализацию неофита и одновременно оберегал его от многих ошибок на протяжении всего его жизненного пути.
   Примечание 3. Есть очень много мифов и легенд, которые повествуют о том, как неправильно понятое предвидение своего будущего кончалось для человека несчастьем или смертью. Так, можно вспомнить миф об Эдипе или легенду о лидийском царе Крезе.
   Примечание 4. Роды Богочеловечества будут сопровождаться экологическим кризисом и глобальным социальным коллапсом. Катастрофические события на нашей планете в Конце времен описаны во всех мировых религиях. Этот ожидаемый всеобщий кризис человеческого социума принято называть Концом света или Страшным судом. Но поразительнее всего то, что мировой олигархат, считающий себя хозяином мира и охваченный паническим страхом за свое будущее существование, всеми своими действиями и в отношении жизни 'простых' людей, и в плане желания и попыток изменить климат нашей планеты, только приближает Конец времен и 'момент истины всечеловеческого всезнания и всепрощения'; а это значит, что мировой олигархат всеми силами приближает начало своего конца.
  
   Дополнение
   Хорошо известен афоризм: 'Свобода есть осознанная необходимость'.
   Казалось бы такой взгляд на нашу жизнь исключает существования 'свободы воли' у человека.
   Но если этот афоризм рассматривать с точки зрения цели и смысла существования человечества, то он становится бесспорным: уяснив цель развития человеческого социума, человек обретет истинный смысл своей жизни, а его жизнь тут же станет более гармоничной.
   На достижение той же цели - согласия с Богом и миром - направлена молитва, которой молился Сам Иисус Христос:
   Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое;
   да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
   хлеб наш насущный дай нам на сей день;
   и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
   и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
   Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Евангелие от Матфея)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"