Реминисценции из городской жизни в четырех действиях
Действующие лица
Ной, нестандартный пенсионер.
Циник, мужчина с тяжелым характером.
Харон, подозрительная личность.
Домосед, человек непростой судьбы.
Мать Циника, ее никто так и не узнает.
Действие происходит на заброшенной городской автобусной остановке.
Во время заполнения зрительного зала, звучит тихая мелодия навевающая меланхолию. Отправной точкой начала спектакля является переход музыки в шум дождя, где последний доминирует.
Действие первое
Пустынная остановка. В центре глухая кирпичная стена, перегораживающая улицу. За стеной видны вечерние силуэты городских зданий. Справа: навес от дождя со скамейкой, рядом телефонная будка с оборванной трубкой и похожий на виселицу изогнутый уличный фонарь с горящим светильником. Слева виднеются ящики, мусорные баки, какие-то мешки. Сумерки. Идет дождь. Унылое запустение и безнадежность.
Слева выходит Ной, неказистый мятый человек, довольно забитого вида. Над головой он держит таз, с помощью которого укрывается от дождя и шахматная доска-футляр под мышкой. Зайдя под навес, он устанавливает таз. Поперек таза устраивает доску-футляр. Становится в таз, садится на доску. Достает из кармана газету от сегодняшнего числа и начинает ее вслух читать, удивляясь прочитанному.
Слева появляется Циник, он в плаще с поднятым воротником. С удивлением смотрит на Ноя. Заходит под навес.
Циник (осторожно). Я не помешаю? Добрый вечер.
Ной (с неудовольствием смотрит на Циника). Добрый.
Циник (осматриваясь). Что-то я не пойму, а остановка где? Не так давно, я ездил по этой дороге.
Ной. Да нет, эту стену уже давно поставили. А вот пассажирский павильон не снесли. Наверное, забыли.
Циник (пристально вглядываясь в Ноя, пытается что-то вспомнить). Позвольте. Позвольте, по-моему, мы с вами знакомы. У вас еще какое-то странное имя. Да, точно, это ж вы меня несколько месяцев назад приютили на лестничной площадке, перед дверью вашей квартиры. Помню, еще какой-то тряпкой укрыли.
Ной (откладывает газету). Не тряпкой, а своим, конечно не очень новым, но вполне приличным пальто.
Циник (весело). А почему в квартиру не пригласили? Могли бы как-нибудь перекатить через порог.
Ной. Еще чего... (оживленно), но ведь и стражей правопорядка не вызвал.
Циник. А была мыслишка? Взбудоражила мозг, а... Взлохматила извилины?
Ной. Конечно. Если бы вы продолжали петь и декламировать стихи, кстати сказать, - довольно дрянные, возможно я бы и не удержался, вызвал. А так, вы уснули.
Циник (рассуждая вслух). До сих пор не могу понять, как я там оказался, кой - черт меня занес в эту дыру? Был банкет, довольно удачный на мой взгляд. Очередную партию ядохимикатов с хорошим наваром продали-обменяли. Все было чинно, благородно, а потом... (Пытается вспомнить.) Какие-то толстозадые бабы... Шампанское в подворотне... (Обращается к Ною.) И все-таки, не скажете, как отсюда выбраться?
Ной (пожимает плечами). Смотря куда вам надо?
Циник. А вот и телефон, можно ж такси вызвать. (Снимает трубку. Набирает номер и с оторванной трубкой отходит от аппарата.) Алло! Алло, плохо слышно. (В сторону.) Довели страну гады, ну вообще ничего не слышно. Алло, на всякий случай примите заказ... (Обращается к Ною.) Как это место называется?
Ной (удивленно). Небесный тупик, некоторые таксисты знают.
Циник (в трубку). Ни черта не слышно, но запишите... Небесный тупик... Для меня... В Центр...
Ной (в сторону). Никогда не видел, чтобы разговаривали в оборванную трубку. (Обращается к Цинику.) Ну, как поговорили, понравился ли вам собеседник?
Циник. Нормальный собеседник. Но, что ты мне все время выкаешь, думаешь, мне это приятно? Давай на "ты". Надеюсь, это слово в горле не застревает?
Ной (неуверенно). Но вроде мы на брудершафт не пили?
Циник (успокаивающе). Насчет этого не беспокойся... Я уже выпил... И не один раз. И вообще, к чему эти условности? Итак, давай знакомиться. Как тебя звать-величать, ну и какая в тебе должность?
Ной (встает). Ной Карлович Лурье. О профессии и семейном положении говорить ни к чему... Встретились, разошлись... А вас... Как? (Садится на скамейку, таз отодвигает в сторону.)
Циник (укоризненно). Ну, мы же договорились.
Ной. Хорошо, хорошо. Как тебя зовут?
Циник (одобрительно). Ну вот видишь, получилось... Отвечаю на твой неожиданный вопрос. Понимаешь, меня всегда увлекала фигура Диогена, по кличке Собака. Это тот, который днем бродил по Афинам с горящей свечей и жил в бочке. Он еще любил на глазах добропорядочных граждан заниматься рукоприкладством или иначе, играть со своими детородными органами.
Ной (удивленно). Для чего?
Циник. Он тем самым выразительно показывал окружающим, как он к ним относится, к этому ханжескому, уже две с половиной тысячи лет назад прогнившему обществу.
Ной. И что?
Циник. Мы ведь остались такие же, как и тогда, когда жил Диоген, только одеты иначе. Но по-прежнему нашим любимым занятием остается оправдание любых своих подлостей в чисто прикладных, житейских обстоятельствах.
Ной. Спасибо за информацию. Но я только спросил, как тебя зовут? А ты меня своим языком не то чтобы до Киева... До Афин довел.
Циник. А я о чем толкую... Короче, мне было бы приятно, если бы ты... Называл меня... Диогеном. Но это имя несколько поистрепалось... Утратило свой мудрый смысл. А вот учение, которому он следовал, в Афинах называлось цинизмом, поэтому называй меня Циником. Тем более, ты прав... Встретились, разбежались.
Ной. Если не хочешь говорить имени, пусть будет Циник. Правда, мне хотелось бы надеяться, что рукоблудием, по примеру почитаемого тобой Диогена ты заниматься не станешь. Тем более зрителей здесь не будет... Возмущаться некому.
Циник (чуть подумав). Обещать не буду. Иногда обстоятельства бывают сильнее нас.
ПАУЗА
Циник подходит к мусорным бакам. Смотрит на них, носком ботинка что-то пытается поддеть. Возвращается.
Циник. А ты знаешь, мне твое имя нравится, оно точно для тебя. А таз, как я понимаю, это ковчег, в котором ты собираешься переждать потоп? Ты хоть таракана туда запусти и каждой твари как раз будет по паре.
Ной. Почему именно таракана? Здесь и крысы бегают. Правда таз их отпугивает, хотя не знаю, может быть и нет.
Циник. И не страшно?
Ной. Нет. Они меня не так пугают, как двуногие твари. А эти лишь понюхают воздух, попищат и прячутся в своих норах.
Циник (оживленно). Так ты с крысами время коротаешь. Предпочитаешь их общество, человеческому. Мне это нравится. Тяга к общению с животным миром, в уединении и тишине, облагораживает. Это выдает в тебе натуру тонкую и лиричную... Но не отвлек ли я тебя своим появлением от чтения? Что пишут? Надеюсь ты прочитал кто виноват и что надо делать? Есть ли объяснение переизбытку продуктов питания? Что насчет погоды сообщают, долго ли будет лить этот проклятый дождь?
Ной. Не знаю. Газета какая-то скучная, наверное, пальцем пиханная. А что касается погоды, я и без газет знаю, что будет дождь. Он еще не скоро утихнет.
Циник. Конечно. Если вечером двадцать дней подряд льет дождь, не трудно предугадать и сегодняшний, и последующий. Видно тоскливо приходить сюда вечерами и читать вслух? Если это демонстративная форма протеста, я ее одобряю и вполне понимаю, а если просто - убить время. Здесь ставлю увесистый знак вопроса.
Ной. Мне здесь как-то уютно. Да вот и свет есть. Мальчуганы фонарь пока не разбили. Прихожу, читаю. Тихо.
Циник. Я тебе вот что скажу, это неудачное объяснение... Все люди, как люди, сперва занимаются какой-нибудь деятельностью, потом ходят в бары и рестораны, употребляют там пиво с алкоголем. Ссорятся, мирятся. Иногда, если повезет, живут кратковременной половой жизнью... Со случайными и малознакомыми людьми. (Оживляясь.) Морды друг другу набьют, если уж совсем край и тошно. А ты сюда приходишь, мозги газетами засоряешь. Лучше бы сходил на лифте покатался или температуру померил. Ну, чего ты сюда тягаешься? К людям иди, внедряйся в общество. Попробуй вкусно и с удовольствием жить.
Ной. Тебе не кажется, что разговор у нас пошел в какой-то оскорбительной тональности?
Циник. Да нет, нормально беседуем, без страха и упрека.
Ной. Тогда я тебе отвечу в твоем стиле, чтобы не менять характер беседы. Во-первых - не твое дело. Во-вторых... Боюсь ты не готов это понять... Я думаю, что не следует в обществе искать что-то позитивное. Его назначение совершенно иное, а истинные ценности для меня находятся в другом месте, но только не в человеческой круговерти.
Циник. И где же?
Ной. С этим каждый определяется сам, но главное, что приводит меня сюда каждый вечер, это мое прошлое.
Циник. Как правило, расстояние от прошлого до настоящего довольно длинное, так что можно закурить. (Закуривает.)
Ной, заметно волнуясь, встает. Начинает нервно ходить. Резко останавливается. Говорит неуверенно.
Ной. Когда-то очень давно я здесь встречался со своей любимой. Это были редкие встречи. Она выходила на остановку, мы о чем-то говорили или просто молчали. Мне этого хватало. Когда подходил автобус, и она уезжала, я еще долго сидел здесь, (нежно) оставаясь наедине с ее неповторимым ароматом. И ты знаешь, вся грязь моей жизни, ее бессмысленность и безнадежность не казалась мне в такие минуты чем-то окончательно решенным. Все это уходило. На смену пессимизму приходил оптимизм. Я казался себе самым счастливым человеком и это благодаря тому, что я ее очень сильно любил... Я думаю, поначалу она даже и не догадывалась о моих чувствах к ней. Мне казалось, все это будет длиться бесконечно долго.
Циник. Судя по тону это было не так?
Ной. Да, в какой-то момент она просто не появилась, исчезла. Я еще ходил сюда, но все напрасно.
Циник. Я еще не докурил. Может еще есть какая-то веская причина твоих посещений этого странного места?
Ной (смутившись). Это что-то из области нереальных фантазий. Я, по сути, неисправимый мечтатель, сижу здесь и рисую разные картины, переходящие в зримые образы, в которых меня не покидает ощущение того, что приедет красивый автомобиль, за рулем которого будет находиться любимый человек и навсегда заберет меня отсюда. От злой и сварливой жены, от квартиры, превращенной в пыточную камеру, от корыстных вороватых детей и родственников. Вот с такими мечтами я хожу сюда, создавая совершенно иной, нереальный мир. И каждый вечер я пытаюсь убежать от себя сегодняшнего. Самое печальное это то, что от себя убежать невозможно и с годами это ощущение все острее. Груз накопленного за прожитые годы не отпускает, он приковывает меня к быту.
Циник. Интересное обоснование. Но как разобраться с этими неурядицами, которые преследуют нас как этот нескончаемый дождь? А в семье, если что-нибудь подправить? Поискать там, источники тепла и сочувствия.
Ной. Стыдно об этом говорить, но там, вроде бы в кругу близких людей, я не пользуюсь ни уважением, ни любовью, (обреченно) и не надо. Все, что им от меня надо, это деньги. Когда я их отдаю, меня могут одарить кривой улыбкой. Я стараюсь им не докучать своим присутствием, стараюсь меньше попадаться на глаза. Меня вынудили не обращать внимания на уходы жены по вечерам, на ее колкости и постоянную грубость. Нервы разболтаны до крайности. Я стал бояться замкнутых пространств.
Циник (рассматривая свои ногти). Довела тебя любовь до психических расстройств. (Живо.) А ведь в загсе, наверное, басом отвечал: "Да, согласен, взять ее в жены". А? Было такое? По глазам вижу, что было. Но, вот скажи, а сопротивляться этим обстоятельствам, бороться за себя, ты пробовал, кулаком по столу хоть раз стукнул... Или хотя бы по морде? Ты пытался себя заставить поверить в то, что ты можешь жить для себя? Ты когда-нибудь был честен с собой? Вот сейчас, здесь постарайся ответить на один самый обычный вопрос: почему из миллионов сперматозоидов, резвящихся у твоего папы, именно этот из которого ты произошел, развился во что-то живое, ставшее тобой. Ради чего это все?
Ной. Не знаю.
Циник. Вот и я не знаю.
Ной. Поговорили.
Ной поднимает шахматную доску. Вопросительно смотрит на Циника.
Ной. Будешь?
Циник (отмахиваясь). Не до шахмат мне. В любой момент такси приедет.
Ной. Это ты зря, такие шахматы тебе понравятся. (открывает футляр, достает бутерброд, переламывает его, большую часть передает Цинику, вторую ест сам).
Циник (берет бутерброд). Е2 - Е4. Спасибо, не ожидал.
Ной (улыбнувшись): - На здоровье.
Оба жуют. Циник пытается, что-то сказать полным ртом, но, помычав, машет рукой. Ной, съев первым, воспринимает это как предложение к продолжению разговора.
Ной. До этих приходов сюда, пока еще были друзья, и оставалось желание с ними встречаться, мы собирались почти каждую неделю. Называли себя "шестидесятниками". Основной целью этих встреч было желание выговориться и быть услышанным. Еще, конечно, немного выпить и что-нибудь спеть. И все это происходило в обстановке не единомышленников, но друзей. Мы развивали в себе комплекс полноценности, основной принцип которого был тот, что если ты не разделяешь мои убеждения, то это не значит, что ты против меня, а совсем наоборот. Мы, по большому счету, будили друг в друге мысль, направленную на созидание, а не так как сейчас, на обогащение и...
Циник (не переставая жевать). И до чего вы добудились, до этого? (Указывает на мусорные баки.) Что вы создали на этих сходках скрытого протеста? (Продолжает жевать). Могли бы, как и все идейные алкоголики, сидеть на кухнях, там хотя бы тепло
Ной. Создавалась некая философия определенного круга, которой мы определяли свою степень свободы, знаешь, как лакмусовая бумажка. Достоинства превращались в слабости, а слабости в достоинства. Мы были друг для друга опорой и теми маяками, к свету которых постоянно стремились. Самое прекрасное было то, что нам всем было интересно в этом кругу. И этот интерес постоянно подпитывался надеждой на светлое завтра, мы были искренними и нам было хорошо.
Циник (не переставая жевать). Тебе повезло больше. У меня все друзья плоскостопные, шестипалые и непарнокопытные.
Ной. Но шло время, те трибуны и ниспровергатели вечных истин, те, которые за запятую, за неправильно понятое слово бросались в драку с любым общепризнанным авторитетом - они мужали, старели, обзаводились должностями, обрастали правильными суждениями, которые, в конце концов приобретали форму окаменевших отбросов. Талдычить, от встречи к встрече одно и то же, стало правилом. Исчезла мысль, но зато появилась лень и скука. В конце концов, пропало даже желание звонить друг другу. И все медленно и спокойно умерло.
Циник (стряхивая крошки). Дебет, кредит. И что под балансовой чертой?
Ной. Осталась потребность в общении, осталось желание познания чего-то нового. Хотя я сам себе противоречу. Вот я заранее знал, что будет дождь и, что это мне дало? Ничего!
Циник (не меняя тональности Ноя, но уже в заунывной манере). А большие знания несут за собой большие печали и горести. В толстых книгах и тонких газетах, как пишут? Съел пирог вкусный с кремом - ожирение, холестерин, смерть. Накатил рюмку, другую - удар по мозгам и сердечной деятельности. Выкурил ароматную сигарку - опять беда, любая дрянь тебе скажет, приободрит, умрешь обязательно от рака и в жутких мучениях. В конце концов, полюбишь ту , единственную - все, мгновенно рухнешь от стресса, не выдержат сосуды, кровоизлияние... И радуйся, если только паралич.
Ной (протестующе, желая что-то возразить). Но позволь, это не жизнь, а каждодневная борьба с нею, я ведь...
Циник (нетерпеливо). Подожди, я не закончил мысль. Кстати, где она? (Несуетливо оглядывается) А вот... Несколько лет назад, когда мы еще не знали всех тонкостей научного познания. Решил я проверить на себе модную методику доктора Забермана, для чего несколько дней, чтобы температуру замерять и записывать полученные результаты... Н-да... Ходил с градусником в заднице...
Ной. Как способ уточнения себя в пространстве, помню, помню, ну-ну интересно и что?
Циник. Вот тебе и муму! Неудобно, паучья твоя душа. Ни сесть, ни на трубе для радости соседей поиграть... Водосточной. А представь, что было, когда я по рассеянности забывал, что во мне новая методика торчит. Ужас..., Но дело прошлое, конечно... Всего на себе не проверишь. Да... Многие знания не во благо, а во вред. Знаю по себе. Натерпелся.
Ной (смеясь). А что же родные и близкие, (в сторону) чуть не сказал покойного. Трудовой коллектив, как к этому отнесся. Они хоть поучаствовали в этом крестовом походе?
Циник (приосанившись). В отличие от баранов и ослов, заполнивших мою страну, у меня никогда не было желания вместе с ними ходить одним стадом и подставлять спину под хлыст необразованного пастуха. Поэтому я стараюсь все делать в одиночку... Одиночество, знаешь ли, удел личностей... Правда, в сегодняшних условиях это звучит проще: "Гуляй скотина, пока вымя не оторвали".
ПАУЗА
Ной. Вижу беседа зашла в тупик. Жалко, что нет Харона, он бы по этому поводу сказал что-нибудь необычное.
Циник (с недоумением). Какой еще такой Харон, грек, что ли?
Ной. Кто его знает, грек он или нет. Человек просто интересный, парадоксальный какой-то. (Оглядывается.) В это время он обычно появляется.
Циник (подходит к кирпичной стене, пытается за ней что-то рассмотреть, приподнимается на носки). Созерцание знакомых пейзажей под новым гротесковым углом. (Обращается к Ною.) Взгляд из родной помойки помогает снять шоры или, если угодно, пелену обыденности. Город отсюда выглядит как непознанное спящее чудовище с огромным не потревоженным разумом. Пока он спит, мне спокойно. Но если его внезапно разбудить, кто знает на что будет направлена его сила.
Ной (удивленно). Кто это говорит? Я слышу голос разума.
Циник (насмешливо). Это вопрос или ты уже знаешь ответ?
Ной. Ты все время ерничаешь и не даешь мне спросить... Кто ты по гороскопу?
Циник (задумавшись). Ты заставляешь меня думать, прежде чем отвечать... Странное чувство... А по гороскопу я... Пингвин безрогий... (Встряхиваясь.) Ты это серьезно, тебя в самом деле интересует вся эта чушь с расположением цифр и чисел рождения... Ты действительно веришь, что эта кабалистика предопределяет будущее...
Ной (уверенно). Конечно...
Циник (с досадой). Брось. Чем больше я живу, тем тверже мои убеждения, что жизнь у человека всего лишь одна. Да и та, обычно заканчивается смертью. Вопрос лишь в скорости ее приближения. А вот если, еще каких-нибудь четыреста, пятьсот лет назад ты завел эту бодягу про звезды и числа в обществе образованных людей, ты бы их очень порадовал. Эти образованные люди, конечно не со зла, а с полной убежденностью в правильности своих действий, с удовольствием сожгли бы тебя на костре, как дьявольское отродье. То есть, поясняю, для счастья и процветания будущих поколений, совершили богоугодное дело.
Ной. Я с тобой не согласен. Но переубеждать, спорить не хочется, больно вечер сегодня хорош. А насчет костров инквизиции... Сегодня они пылают гораздо ярче, чем в годы средневековья. И в связи с тем, что под этот дым основательно подведена крепкая теоретическая база, бескорыстных желающих подбросить в костер дров и плеснуть бензина с каждым годом становится все больше.
Стихает шум дождя. Из-за павильона выходит озабоченный чем-то Харон. Он в старых кроссовках и непонятной накидке-хламиде. На голове строительная каска. Выходит на середину сцены, обращается к залу.
Харон (безапелляционно). По яйцам сильно бить не надо...
Циник (удивленно). А никто и не собирается.
Харон (продолжает, не слыша Циника) ...будешь по ним сильно бить... (Задумывается.) Ни хрена может не получиться. Добавишь уксуса и все - резина... Ёптыть!
Ной (приветливо). Приветствую тебя Харон. Ты вышел на ристалище или у тебя другие планы?
Харон. И я тебя приветствую. Что это за человек (показывает на Циника), уж не пришел ли он нарушить наше уединение?
Ной. Нет. Это заблудшая овечка, отбившаяся от стада, а зовут его Циник.
Циник (кивает головой, с неудовольствием произносит). Меня не зовут, я обычно сам прихожу.
Харон (Ною). Он кто, грек что ли?
Ной. Да ты сам у него спроси (указывает на Циника), вот же он.
Харон. Готовлю одним бутербродом, политическую и экологическую акцию. Сейчас (с сомнением смотрит на Циника и Ноя) в доступной для вас форме я ее обосную, а сам, еще раз послушаю умного человека и глубоко осмыслю происходящее. (Подходит к рампе. Говорит со страстной убежденностью.) Давайте сомкнем ряды... И спросим у них (указывает рукой вверх), куда делся дым из трубы? (Обращается к Цинику.) Я тебе дам плакат, на котором ты, гордый человек, жестко спросишь, не взирая ни на какие прошлые заслуги: где дым? (Обращается к залу.) Пусть они нам ответят, что это такое, крематорий на месте, труба, там же, клумба рядом и та, благоухает. А дыма нет. Безобразие. Надо дать по рукам этим любителям загадок. Пусть мы, общественность, строго спросит с каждого, а то довели, понимаешь, ситуацию до абсурда. Лично мне не понятно это творчество в создании, с позволения сказать, композиционных построений. Городская жизнь должна возродиться новым целительным родником... Из трубы. Всем миром навалимся... И вернем дым. (Начинает нервно шагать взад - вперед, восклицая.) Так им..., так им...
Ной (назидательно Харону). Игра превращается в страсть, а страсть становится, стало быть, фарсом. А посему, не допускай перехлестов в своих эмоциях и переживаниях.
Харон (успокоившись). Я и не допускаю. Просто плакат, который получит вот этот грек (указывает на Циника), должен быть десять на десять, не меньше. (Обращается к Цинику.) Кисточки у меня с собой (достает из кармана малярную кисть), пошли рисовать с натуры...Маслом.
Циник (с интересом). Я не умею. А масло у тебя какое, можно ли его использовать по назначению, без нанесения на чистую поверхность?
Харон. Масло вполне нормальное. Я им постоянно пользуюсь.
Ной (плохо понимая о чем идет речь). Как это?
Харон. Сначала бью по яйцам... Потом вливаю масло... И уже в конце добавляю уксус и, само собой, горчицу. Прекрасный майонез получается.