Аннотация: Рецензия на новый альбом Максима Леонидова "Мир для Марии". Перепост из ЖЖ: http://ironim-poezov.livejournal.com/123173.html
Что-то мой журнал превращается из текстового в картиночный. Но я не специально, честно! Просто было много занятных изображений, которыми хотелось с вами поделиться. Но вернемся к буквам (и, кстати, нотам).
Некоторое время назад свет увидел новый альбом автора и исполнителя, за творчеством которого я, так уж повелось, слежу. Автора и исполнителя звать Максим Леонидов, а альбом звать "Мир для Марии".
Год выпуска: 2008
Продолжительность: 0:44:24
Трэклист:
01. Джерико (3:46)
02. Мир для Марии (3:28)
03. Проспект Обуховской Обороны (4:53)
04. Когда я сухой (3:57)
05. Сестра (3:44)
06. Ave Maria (3:41)
07. Мехико (3:41)
08. Александра (4:31)
09. Долорес (3:04)
10. Девочка с Карибских берегов (6:55)
11. Довольно! (2:43)
Сразу оговорюсь, что критик я в данном случае плохой, поскольку Максим Леонидов вот уже двадцать лет поет какую-то "очень мою" музыку с какими-то "очень уж моими" интонациями. За такое прощаешь практически все. Тем не менее, попытаюсь быть хоть чуть-чуть объективным и еще чуть более информативным. Постараюсь сформировать у вас мнение.
Я уже излагал свои мысли по поводу предыдущего творения Леонидова, отмечая нетривиальность диска и его удаленность от "Секрета", с которым Леонидова будут ассоциировать всегда, тут уже никуда не деться. И было любопытно посмотреть, куда Максим вырулит после столь неожиданного, ернического, по-взрослому ироничного и даже где-то злого - да-да! - альбома, который я и сейчас считаю едва ли не лучшей его работой.
Вырулил. Правда очень как-то тихо. Про альбом вообще не слышно, практически нет рецензий (я видел две: одна на "Озоне", и кажется, это перепечатка текста с обложки диска, вторая - в журнале "Русский Newsweek" за прошлую неделю, от Mr.Parker), хотя "Мир для Марии" уже вовсю продается в течение нескольких месяцев, были сыграны презентационные концерты с одноименным названием. Но самое удивительное, что о новом альбоме ничего не написано даже на официальном сайте певца http://www.leonidov.ru (где, кстати, с недавних пор выложены все песни Леонидова в формате mp3, за исключением, разумеется, альбома "Мир для Марии"). Максим не просто не вкладывает деньги в раскрутку своего продукта, он словно бы принципиально воздерживается от любой возможности хоть как-то заявить о нем. Это с одной стороны чудно, а с другой, на фоне общей шоу-бизнес-вакханалии, вызывает даже уважение ("...и выпил так много чаю, что стал уже интересен как личность" (c) Даниил Хармс).
Все это говорит о том, что я просто-таки вынужден сказать несколько слов. Все они следуют ниже.
В "Мире для Марии" Леонидов вернулся к свойственной ему до "Основ Фэн-Шуя" мягкой лирике, где выше ерничества самоирония, а незамысловатая куплетно-припевная форма превалирует над достаточно сложными мелодическими и композиционными решениями. Что это: шаг назад или возвращение к истокам? Думаю, что не то и не то. Мне лично кажется, что у Максима просто что-то утряслось в жизни за это время, встало на свои места; захотелось быть добрее, мягче, мелодичнее. Да и сама пластинка адресована маленькой девочке ("Меня зовут Маша... Леонидова..." (с) Маша Леонидова) - какие тут могут быть нарушения табу! Поэтому альбом получился розовым и плюшевым, но одновременно настолько искренним, что это не вызывает отторжения, а напротив, заставляет умиляться.
Озон пишет: "Леонидов - рассказчик. 11 песен - это 11 историй. Историй о любви, о путешествиях, о вредных привычках, словом - о жизни". Мне же показалось, что это не столько истории, сколько музыкальные открытки из разных стран и точек мира. Иногда Леонидов текстом указывает на место происшествия ("Солнце яркое в Кейптауне"; "Меня в родной Калуге все достало, я уеду к мексиканцам в их столицу Мехико"; "Электричка в поздний час в Сестрорецк доставит нас", "Буду ночью лежать на Таити"), иногда музыкой (кантри в "Александре" и балканские мотивы в "Долорес"). Даже авторские перепевки, которых в альбоме две, содержат прямые отсылки к географии: великолепно доработанный вариант песни "Девочка с Карибских берегов" и "Проспект Обуховской обороны".
Кстати, про перепевки. В прошлый раз я тоже сравнивал песни Леонидова и с песнями других авторов, и отмечал, что Леонидов пишет очень яркие стилизации, не стесняясь заимствований, а используя их как совершенно оправданный прием. Вообще, забавные происходят вещи: когда двадцать лет назад у "Секрета" появлялась какая-нибудь очередная "Алиса", и все говорили, что "это наш вариант битловской Гёрл", все было нормально и правильно; "Секрет" вообще официально назвался бит-квартетом, чтобы честно "тырить" у Битлз стиль, многоголосные решения и др. и пр. И все было здорово. Теперь же стоит кому-то услышать у Леонидова отсылку на какой-то источник, начинаются крики о плагиате, вторичности и "Серебряной Калоше". Но давайте друг другу скажем честно: рок-н-ролл был написан один раз и назывался "Rock around the clock", а дальше революций ни по гармониям, ни по мелодиям не случилось. А сколько авторов и сегодня ставит свое имя под заново перепетым классическим стандартом, в котором только текст далек от оригинала, да и то не всегда? Или, может быть, кто-то хочет обсудить первичность и самобытность Элвиса Пресли?
Я - нет.
К чему я? К тому, что Максим Леонидов продолжает традиции заимствований и стилизаций и на новом альбоме, только делает это еще более открыто. Если на "Основах Фэн-Шуя" Леонидов трижды отказывается от авторских прав на музыку (два раза указан другой автор, и один раз музыка обозначена, как "традиционная"), то на новом альбоме Леонидов, словно бы в пику критикам, еще меньше претендует на авторство, взяв себе в соавторы в одном случае Петра Чайковского (так непривычно узнаваемого без отчества Ильич), в другом - Лесса Хамфри, а один раз и вовсе - "народ". А поди-ка упрекни самобытность народа во вторичности! В дополнение к вышесказанному можно отметить, что песня "Сестра" выполнена в традициях негритянского духовного пения, а собственно "Мир для Марии" явно отсылает нас к стилистике Карлоса нашего Сантаны (что у Леонидова не впервые, кстати: есть еще песня "Вместе невозможно (и врозь никак)", а те, кто слышал концерт Леонидова "146 минут в "России" смогли по достоинству оценить "осантанивание" и секретовского "Привета", и набившей оскомину самому автору "Девочки-виденья"), ну а заключительный трек на стихи Николая Агнивцева - поклон Вертинскому, хоть и не столь ярко выраженный.
Mr.Parker пишет в своей коротенькой рецензии: "Бывают артисты, которым, кажется, наплевать на публику и общественное мнение. И именно такие артисты, не прилагая ни малейших усилий к формированию собственной лояльной аудитории, однажды обзаводятся аудиторией, лояльности которой позавидовал бы даже сам Путин. Яркий пример тому - Максим Леонидов..." Все верно, все так и есть. Если талантливый человек занимается творчеством без оглядки на... да на кого бы то ни было! - у такого человека непременно появится своя аудитория, верная и постоянная.
Альбом "Мир для Марии", на мой вкус, несколько уступает "Основам Фэн-Шуя" в оригинальности и неожиданности, но, безусловно, относится к работам, которые стоит иметь дома; к работам, которые, несмотря на кажущуюся узнаваемость с первого раза ("где-то я уже это слышал!"), не приедаются после двух-трех раз прослушивания. Если вам по душе предыдущие пластинки Леонидова - покупайте, не пожалеете.