Аннотация: Данная работа является попыткой изложить ход Мемельской операции 1915 года и морского боя у острова Готланд в хронологическом порядке.
"Посвящаю моему другу
и настоящему мореману - А. Макарову..."
МЕМЕЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 1915 ГОДА
(Бой у острова Готланд)
В июне 1915 года (все даты приведены по старому стилю) силами Балтийского флота была проведена Мемельская операция. В ходе ее проведения, 19 июня 1915 года, вблизи шведского острова Готланд между крейсерами Особого отряда Российского Императорского Балтийского флота и отрядом германских кораблей разведывательных сил Балтийского моря произошел единственный в Первую мировую войну морской бой в открытой Балтике.
Данная работа является попыткой изложить ход Мемельской операции и боя у острова Готланд в хронологическом порядке.
Обстановка на Балтийском театре военных действий к 1915 году.
"Рождение" набеговой операции
Основной задачей Балтийский флота, оперативно подчиняющегося главнокомандующему 6-й армии генералу от артиллерии К.П. Фан-дер-Флиту, на кампанию 1915 года, по мнению Ставки, по-прежнему считалось не допустить форсирования германским флотом Центральной минно-артиллерийской позиции, пересекавшей Финский залив по створу остров Нарген - мыс Порккала-Удд (схема 1) и высадки им десанта у столицы Российской империи - Петрограда.
Схема 1. Центральная минно-артиллерийская позиция Балтийского флота
Для решения этой задачи, предписывалось держать главные силы флота (4 новых и 2 старых линейных корабля, 6 крейсеров, дивизион эскадренных миноносцев и дивизион подводных лодок) в тылу позиции, остальные корабли использовались для обороны Або-Аландского района (схема 2).
Схема 2. Развертывание Балтийского флота
Перед Балтийским флотом, ставились так же задачи по содействию приморскому флангу своей армии в Курляндии, постановке активных минных заграждений и действию подводных лодок на коммуникациях противника.
Такое пассивное действие флота было обусловлено тем, что, несмотря на наличие сигнальной книги погибшего в августе 1914 года на камнях в Финском заливе германского крейсера "Magdeburg" и возможности читать германские радиограммы, командование Балтийского флота не располагала точными сведениями о составе германского флота на Балтике. В Ставке опасались возможностью его значительного усиления за счет части сил Открытого моря, которые могли быть в любой момент переброшены по Кильскому каналу из Северного моря, как, например, 10 сентября 1914 года. Тогда в районе Виндавы, под командованием гросс-адмирала Генриха Прусского, была сосредоточена большая флотская группировка (14 линкоров, крейсера, эсминцы, тральщики), предназначенная для высадки десанта на русское Курляндское побережье, которое было отменено только в связи с подходом крупного военно-морского соединения Великобритании к Датским проливам.
Таким образом, любой выход тихоходных кораблей флота за пределы Финского залива, по мнению Ставки, был связан с большим риском их гибели от современных германских дредноутов. В связи с этим, все планы активных операций, предложенные командованием флота, одобрены не были.
В то же время, германский флот (Кайзерлихмарине), считая своим главным противником британский "Гранд-Флит" и держа основные силы на Северном море, на Балтике так же вел боевые действия оборонительного характера.
Основная задача Германских морских сил Балтийского моря была изложена ее главнокомандующим гросс-адмиралом Генрихом Прусским в служебной записке от 25 марта 1915 г. на имя Вильгельма II: "...Нужно стараться малыми силами, при помощи решения малых задач активного характера, препятствовать намерениям русских вести наступательные действия" (приложение 1).
К таким активным действиям, малыми силами, относились: набеги в Рижский залив для демонстрационных операций; посылка отдельных подводных лодок вглубь Финского залива; систематическая поддержка своих сухопутных войск в Курляндии; постановка активных и оборонительных минных заграждений; траление русских активных заграждений и борьба с новыми постановками на своих путях сообщений.
В 1915 году, активные боевые действия на Балтике начались в конце апреля, с переходом в наступление германских войск под командованием генерала Лауенштейна в Курляндии. Наступление велось из Восточной Пруссии на Ригу. Для обеспечения тесного взаимодействия на приморском направлении между морскими силами и армией была разработана единая система опознавательных сигналов. К штабам сухопутных войск были прикомандированы моряки-радиотелеграфисты, а к войскам, действовавшим у побережья, - сигнальщики.
8 мая, германские войска, при содействии флота, заняли Либаву и продолжили наступление на Виндаву. Либава была превращена в передовую маневренную базу германского флота на Балтийском море. Для прикрытия своих коммуникаций, командованием германских сил Балтийского моря было принято решение об увеличении минных постановок, которые были разделены на семь задач.
Минные заграждения должны были быть поставлены у западного и южного входа в Рижский залив, а также вдоль побережья у мыса Люзерорт (задачи I - IV), на путях от Утэ к Готска-Сандэ (задача V), на пути, ведущем к Коппарстенарнэ и к проходу между островами Готланд и Эланд (задача VI), и поперек курсов, ведущих от выходов из западных шхер по обоим сторонам Богшера (задача VII).
С 22 мая по 6 июня 1915 года были поставлены заграждения в соответствии с задачами I - III, 7 июня - задачей V, 13 июня - задачей VI. Постановки, согласно задачи IV были отменены.
Вечером 16 июня вышел приказ о выполнении очередной заградительной операции - задачи VII. Общее командование операцией было поручено 2-му флагман - коммондору Йоханнесу Карпфу.
/Справка.
Йоханнес Август Карл Франц Карпф ( 1867 - 1941).
Рисунок 1. И. Карпф (Johannes von Karpf)
Родился в семье сына налогового и таможенного инспектора. В 1887 году вступил в Имперский флот. В 1911 году присвоено звание капитенцурзее, в 1918 - контр-адмирал. Находился в тесном контакте с семьей Гогенцоллернов. Был помощником адъютанта кайзера Вильгельма II и капитаном его яхт.
В Первую мировую войну был 2-м флагман - коммондором Германских морских сил Балтийского моря.
После 1918 года состоял членом наблюдательного совета нескольких немецких судоходных компаний. В 1934 году был избран Обералтеном в приходе Святого Петри в Гамбурге. Оставался членом Обералтенского колледжа до самой смерти./
Практически в то же время, в ведомстве контр-адмирала А.И. Непенина, начальника службы связи Балтийского моря, была перехвачена, расшифрована и доложена в штаб командования флотом германская радиограмма, из которого следовало, что все германские боевые корабли принимавшие участие в Виндавской операции, утром 16-го июня вернулись в Либаву. Сопоставbd эти данные с агентурными сообщениями о готовящемся императорском смотре германского флота в Киле, было допущено, что в Киль будут направлены все лучшие корабли, и только оставшиеся небольшие силы будут задействованы для охраны побережья от Данцига до Либавы. Данная информация была получена очень своевременно, оказав на ход дальнейших событий большое влияние.
К лету 1915 года в связи с потерей Либавы, продолжавшимся наступлением германской армии на Ригу и смертью 7 мая от крупозного воспаления лёгких командующего Балтийского флота адмирала Николая Оттовича фон Эссена, "боевой дух" флота значительно снизился. Для его поддержания командование флота считало необходимым предпринять ряд активных действий на море. К тому же, наступательный порыв был и у нового командующего флотом, вице-адмирала Василия Александровича Канина, который понимая, что ему не избежать сравнения с безвременно почившим Николаем Оттовичем, желал успехов на море, которые укрепили бы веру в него, как в дееспособного командира. Поэтому, в свете последних событий и настроений, на основе полученных данных от службы связи Балтийского моря, у старшего флаг-офицера оперативной части штаба Балтийского флота лейтенанта Александра Александровича Саковича и 2-го флагманского минного офицера старшего лейтенанта Ивана Ивановича Ренгартена возникла идея провести относительно тихоходными силами флота набеговую операцию на германское побережье, к тому же, практически не опасаясь перехвата.
Рисунок 2. Ренгартен И.И.
По плану А.А. Саковича и И.И. Ренгартена бомбардировку должны были осуществить крейсера 1-й бригады под прикрытием броненосного крейсера "Рюрик", самого мощного корабля этого класса в составе нашего Балтийского флота. В качестве объекта атаки был предложен Кольберг, город, расположенный на побережье Восточной Пруссии.
Цель разрабатываемой операции была сформулирована следующим образом: "Быстро использовать создавшуюся обстановку с целью нанесения противнику хотя бы морального удара, способного вместе с тем несколько поднять настроение у нас в тылу."
Выполнение операции возлагалось на Отряд особого назначения. В состав отряда должны были войти броненосный крейсер "Рюрик", бронепалубные крейсера "Олег" и "Богатырь", эскадренный миноносец "Новик" и 6-й дивизион эскадренных миноносцев.
Для оперативного прикрытия отряда, на случай встречи с превосходящими силами противника, назначались устаревшие линейные корабли "Слава" и "Цесаревич", броненосные крейсера "Адмирал Макаров" и "Баян".
Для демонстрационных действий в районе Либавы, и отвлечении сил противника планировалось задействовать 7-й дивизион эскадренных миноносцев. Кроме того, предполагалось выслать в море готовые к выходу подводные лодки, расположив их на вероятных маршрутах противника.
Выход в море предполагался в ночь на 18 июня, бомбардирование Кольберга - на рассвете 19 июня.
Обращает на себя внимание, что акция задумывалась как крупная операция разнородных сил флота, развертываемых на обширном пространстве театра при мощном разведывательном обеспечении.
Детальный план операции был проработан под руководством флаг-капитана по оперативной части капитана 1 ранга А.В. Колчака и его помощника капитана 2 ранга М.Б. Черкасского, после чего доложен командующему флотом В.А. Канину.
16 июня, в 21.00 было собрано срочное совещание, в котором, помимо командующего флота, приняли участие флаг-офицер, начальник штаба и вся оперативная часть.
Совещание продолжалось пять часов и закончилось в 02.00 17 июня. Принципиальное решение на проведение операции было принято, но с некоторыми оговорками.
Командующий флотом, опасаясь нахождения в Либаве, или в Нейфарвассере германских броненосных крейсеров "Roon", "Prinz Adalbert" и "Prinz Heinrich", которые могли бы перехватить русскую эскадру на пути к Кольбергу, и нанести ей тяжелые потери, сменил в качестве главной цели Кольберг на Мемель. Смена Кольберга на Мемель, по словам А.А. Саковича: "Значительно понижало цельность и значимость первоначального оперативного замысла". Не смотря на это, порт Мемель, хоть и не имел крупного стратегического значения, все же являлся территорией Германии, и в данный момент, мог представлять ту цель, удар по которой мог бы вызвать замешательство в германском обществе и повлиять на общественное мнение, то есть то, чего в данном случае и искало командование русского флота. (Приложение 2).
К тому же, по воспоминаниям бывшего флаг-капитана штаба С.Н.Тимирева, любая крупная демонстрация в тылу германцев была необходима "для отвлечения их внимания и сил от Рижского залива, что дало бы возможность выиграть время для завершения оборонительных работ при входе в Рижский залив".
План операции
В переработанном плане, цель операции была сформулирована так: "Пользуясь сосредоточением в Киле германского флота перед императорским смотром, совершить внезапное нападение на Мемель и путем энергичной бомбардировки повлиять на общественное мнение Германии, которое будет на это особенно чутко реагировать ввиду совпадения указанного смотра с активным выступлением нашего флота, считающегося противником совершенно пассивным..."
План предусматривал формирование трех групп кораблей:
1) ударной;
2) сил прикрытия;
3) сил демонстрационных действий (обеспечения).
Ударная группа, под командованием начальника 1-й бригады крейсеров контр-адмирала Михаила Коронатовича Бахирева состояла из отряда особого назначения, включавшего в себя: броненосный крейсер "Рюрик"; "Баян", "Адмирал Макаров"; бронепалубные крейсера "Олег", "Богатырь"; эскадренный миноносец "Новик" и 6-й дивизион эсминцев, в составе: "Казанец", "Украина", "Войсковой", "Страшный", "Стерегущий", "Забайкалец", "Туркменец-Ставропольский".
Силы прикрытия включали в себя: линкоры "Слава" и "Цесаревич"; подводные лодки "Кайман", "Дракон", "Крокодил", "Макрель", "Окунь" и Е-9.
В группу сил демонстрационных действий (обеспечения) входил 7-ой дивизион эсминцев, включавший в себя "Боевой", "Выносливый", "Бурный", "Внимательный", "Инженер-механик Зверев" и "Инженер-механик Дмитриев", ранее входившие в группу демонстративных действий. (Схема 3).
Схема 3. Состав сил флота, привлекаемых к операции
В соответствии плана операции, выход кораблей отряда особого назначения (ударная группа) из мест базирования до рейдов Люм и Пипшер планировался на 17 июня. Сосредоточение у банки Винкова в 05.00 18 июня. Затем, двигаясь по глубокой воде между побережьем и восточным берегом острова Готланд, им следовало подойти к Мемелю ранним вечером 18 июня, произвести обстрел, планировавшийся в виде короткого огневого налета, после чего, в ночь, уйти к Або-Аландской шхерной позиции.
Надводные корабли сил прикрытия оставались на Або-Аландской шхерной позиции, в полной готовности выйти в море по требованию командира Особого отряда.
Подводные лодки сил прикрытия должны были развернуться согласно следующей диспозиции: "Кайман", "Дракон", "Крокодил" у входа в Финский залив, "Макрель" к западу от Люзерорта, "Окунь" у Стейнорта, а английская лодка Е-9 действовавшая у Стейнорта, переводилась к Риксхефту - в район фарватера, которым пользовались германские корабли при выходе из устья Вислы.
7-ой дивизион эсминцев решено было использовать для обеспечения развертывания участвующих в операции боевых кораблей - они сопровождали крейсера 1-ой бригады и "Рюрик" к точке сбора у банки Винкова и, при необходимости, должны были сопровождать "Цесаревич" и "Слава" в случае их выхода в море.
На всем протяжении операции кораблям предписывалось соблюдать радиомолчание, используя радиостанции на передачу только в случае крайней необходимости. При столкновении с кораблями неприятеля, наоборот, требовалось "глушить" их радиопередачи.
В случае если на переходе к Мемелю будет обнаружен неприятель, и, если при этом "отряд окажется в выгодном положении", отряду особого назначения предписывалось вступить в решительный бой. "Если же объект нападения будет ничтожен, или если по ходу боя выяснится, что ослабленный противник может быть уничтожен частью наших сил, то, оставив для этой цели часть наших судов, остальные продолжают неизменно выполнение намеченной операции".
Схема 4. Действия сил флота, согласно плана операции
В целом, план отличался от первоначального четырьмя моментами. Во-первых, была перенесена цель удара, с Кольберга на Мемель.
Во-вторых, броненосные крейсера "Баян" и "Адмирал Макаров" изъяли из сил прикрытия и передали в отряд особого назначения, таким образом, сплаванное соединение, каковым являлась 1-ая бригада крейсеров, действовало совместно.
В-третьих, обстрел Мемеля был перенесен с утра 19 июня на вечер 18 июня, что позволяло ударной группе отступить в ночное время, и практически лишало противника шанса на перехват группы.
В-четвертых, в связи с переносом времени обстрела Мемеля, отпала необходимость демонстрационных действий в районе Либавы.
Несмотря на все обстоятельства, к утру, 17-го июня, план был составлен, утвержден и доведен до непосредственных исполнителей (схема 4).
Начало операции.
17 июня 1915 года.
Контр-адмирала М. К. Бахирев, назначенный командиром особого отряда, получив от командующего флота предписание с планом проведения операции начал подготовку кораблей к выходу в море.
/Справка.
Бахирев Михаил Коронатович (17июля 1868 года , Новочеркасск - 16 января 1920, Петроград ).
Рисунок 3. Контр-адмирал М.К.
Родился в семье сотника Войска Донского. В 1888 г. окончил Морское училище с присвоением чина мичмана. Служил в Сибирском флотском экипаже,на Балтийском море, Дальнем Востоке. В 1900 г. участвовал в штурме фортов Таку. В 1904-1905 гг. принимал участие в обороне Порт-Артура в качестве командира миноносца "Смелый", затем командира отряда миноносцев, предназначенного для прорыва блокады. В 1906 г. начальник Флотилии рек Амурского бассейна. С 1907 - 1911 гг. командир минного крейсера "Абрек", миноносца "Ретивый", эсминца "Амурец". В 1910-1911 гг. начальник 5-го дивизиона миноносцев Балтийского моря. С 1911-1914 гг. капитан 1-го ранга, командир крейсера "Рюрик", флагманского корабля командующего Балтийским флотом. В 1914 г. произведён в контр-адмиралы с назначением начальником 1-й бригады крейсеров Балтийского флота. В 1916 г. вице-адмирал. С 1915 - 1918 гг. занимал должности начальника 1-й бригады линкоров Балтийского флота, начальника Морских сил Рижского залива. В 1917 г. командовал силами русского флота в Моонзундском сражении. В 1918 - уволен в отставку. 17 ноября 1919 года был арестован по обвинению в сотрудничестве с Юденичем. 16 января 1920 г. по постановлению Коллегии ВЧК расстрелян./
Кроме начальника бригады, цель приготовлений была известна только доверенным лицам его штаба - флагманскому штурману старшему лейтенанту Н.Н. Крыжановскому и подпоручику по адмиралтейству Е.И. Максимову.
Для успешного взаимодействия разнородных сил флота, участвующих в операции, на корабли были направлены офицеры штаба командующего флотом. В распоряжение Бахирева на "Адмирал Макаров" назначался капитан 2 ранга М.Б. Черкасский, на Минную дивизию, находившуюся в Моонзунде, - лейтенанты Е.В. Винтер и А.А. Сакович. Старший лейтенант И.И. Ренгартен убыл в Кильконд на острове Эзель, где находилась радиопеленгаторная станция.
В 17.20 17 июня после окончания бункеровки (погрузка угля), на крейсере "Адмирал Макаров" был поднят сигнал: "Сняться с якоря, дать ход".
Рисунок 4. Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"
В 17.50, снявшись с якоря и пройдя мимо стоявших на якоре на рейде Люм линейных кораблей 2-й бригады - "Цесаревича" и "Славы", крейсера вступили друг другу в кильватер и легли на курс к Утэ для дальнейшего следования на рейд Пипшер.
Вечером того же дня, из Нейфарвассера в устье Вислы, курсом на север, выполняя поставленную задачу VII, вышел отряд германских кораблей в составе броненосного крейсера "Roon", минного заградителя Albatross и пяти эскадренных миноносцев.
В 21. 30 1-я бригада крейсеров стала на якорь на рейде Пипшер. Здесь ее уже ожидал эскадренный миноносец "Видный", пришедший из Ревеля с операторами походного штаба командующего флотом и первая группа эскадренных миноносцев VII дивизиона, назначенных в распоряжение начальника 1-й бригады крейсеров для несения охраны во время ее следования из Эрэ до банки Винкова.
В 22. 45 из Ревеля, в сопровождении эскадренных миноносцев "Инженер-механик Дмитриев" и "Инженер-механик Зверев" вышел в море на соединение с 1-й бригадой крейсеров броненосный крейсер "Рюрик".
Рисунок 5. Броненосный крейсер "Рюрик"
18 июня 1915 года
В полночь 18-го июня, в целях соблюдения скрытности радиообмена в действие был введен новый "Радиосвод - 1915 г." и новая карта квадратов моря. С момента выхода в море кораблей Особого отряда, радиосообщение должно было быть прекращено. Радиоаппаратура должна была работать только на "прием".
В 01. 00 эскадренные миноносцы VI дивизиона под командованием капитана 1-го ранга Н.И. Паттона ("Туркменец-Ставропольский", "Казанец", "Страшный", "Стерегущий", "Забайкалец", "Украина", "Войсковой") и "Новик" снялись с якоря для следования с рейда Куйвасте через Вормси к банке Винкова.
Рисунок 6. Эскадренный миноносец "Казанец"
В 2 часа ночи 1-я бригада крейсеров под командой контр-адмирала Вяхирева в составе крейсеров - "Адмирал Макаров" (флаг начальника бригады), "Баян", "Богатырь" и "Олег" в сопровождении эсминцев первой группы VII дивизиона - "Боевого", "Внимательного", "Выносливого", "Бурного", вышла из шхер с рейда Пипшер, и 15,5-узловым ходом пошла на юг, расположив свой курс на банку Винкова - место назначенного рандеву с крейсером "Рюрик".
Накануне выхода крейсеров, на позиции, были выведены подводные лодки. Английская лодка Е-9 Макса Хортона, вышедшая в боевой поход еще утром 15 июня на позицию к норд-весту от Стейнорт, согласно плана операции, получила приказание идти к Риксхефту.
В 03. 20 из-за спустившегося густого тумана эскадренные миноносцы VI дивизиона и Новик были вынуждены стать на якорь у острова Вормси.
С рассветом 18 июня линейные корабли "Цесаревич" и "Слава", в полной готовности к выходу, были переведены из Люма на рейд Пипшер.
В 04. 00, крейсера 1-й бригады, выйдя на свободную воду, по сигналу начальника Отряда особого назначения образовали впереди себя противолодочное охранение из четырех эскадренных миноносцев.
Рисунок 7. Эскадренный миноносец "Боевой"
В 04. 25 бригада крейсеров встретила броненосный крейсер "Рюрик" с сопровождавшими его эсминцами, которому было приказано вступить в кильватер.
В 04. 50, когда туман несколько разошелся, эскадренные миноносцы VI дивизиона и Новик последовали дальше в Финский залив на присоединение к Отряду особого назначения.
Около 5 часов "Рюрик" вступил в кильватер крейсеру "Олег". Эсминцы, конвоировавшие крейсера для охраны от подводных лодок, были отпущены.
В 6 часов утра ввиду того, что отряд уже значительно продвинулся на юг, и, считая, что эсминцы VI дивизиона, не смогут догнать крейсера, М.К. Бахирев приказал им возвратиться. "Новику" было приказано самостоятельно идти к Мемелю, руководствуясь общим планом операции, но командир "Новика" М.А. Беренс в нарушении указания соблюдать радиомолчание, запросил у командующего отряда Особого назначения по радио координаты, курс и скорость крейсеров, а получив все это, пошел на соединение с ними.
Германские радисты обнаружили русские переговоры, но, не имея возможности дешифровки русских сообщений, решили, что слышат переговоры дозорных кораблей у Финского залива, и не придали этим переговорам особого значения.
Плавание отряда проходило в тумане, который то расходился, то вновь опять сгущался. Начало лета 1915 года на Балтике выдалось холодным: температура воды составляла около 10 градусов, а воздуха - не выше 12. Над морем стлался туман, а когда он рассеивался, то горизонт оставался во мгле и дальность видимости не превышала 50-70 каб.
Утром, 18 июня, из занятой Либавы, на соединение с "Roon", "Albatross" и пятью эсминцами вышел 2-й флагман - коммондор Карпф с легкими крейсерами "Augsburg", "Lübeck" и двумя эсминцами.
Рисунок 8. Крейсер "Augsburg"
Но туман, мешал и немцам. К 09. 30, при приближении к месту рандеву, назначенному на норд-вест от Стейнорта, обе группы германских кораблей встретили полосы туманы, и после тщетных попыток соединиться в 10.30 назначили новое место встречи - вблизи Фарэ у северной оконечности Готланда.
В полдень 18 июня отряды Бахирева и Карпфа разошлись правыми бортами на дистанции не более 10-12 миль, но благодаря туману, не обнаружили друг друга, фактически оказавшись в тылу друг у друга, чем только увеличили вероятность встречи и боя.
В 13.10 "Новик", сблизился с отрядом крейсеров и занял место в кильватере вслед за "Рюриком".
В 13.40 германским кораблям так же удалось соединиться, после чего они пошли к Готска-Сандэ для своего счисления.
В 18.00 русский отряд вновь угодил в полосу сильного тумана. Видимость стала почти нулевой.
В 18.10 после поворота на курс 133, выводящий корабли М.К. Бахирева к Мемелю, "Рюрик" и следующий за ним "Новик" отделились от отряда, потеряв свои места в строю.
В 18.46 германский отряд разделился. Корабли разошлись по трем направлениям отдельными группами. В составе северной группы оказались легкий крейсер "Augsburg", минный заградитель "Albatross" и пять эсминцев. Они продолжали следовать прежним курсом, проложенным на плавучий маяк Свенска - Бьери, непосредственно в район минной постановки. В средней группе следовал легкий крейсер "Lübeck" с одним эскадренным миноносцем, имея специальное задание наблюдать за проходом между германскими минными полями. В южной группе находился броненосный крейсер "Roon" с одним эскадренным миноносцем, обеспечивающие прикрытие операции от возможного появления русских кораблей.
В 19.00 из-за почти нулевой видимости и потери "Рюрика", Бахирев решил приостановить проведение операции до рассвета. Однако, не имея обсервации с 14 часов, он посчитал рискованным подходить к неприятельскому побережью без определения, а потому распорядился идти к маяку Фальудден на южной оконечности о. Готланд с целью уточнить своё местоположение.
До 22.30 "Albatross" выставил к северу от Богшера 160 мин. Пока он ставил заграждение, "Augsburg" крейсировал между Богшером и плавучим маяком Свенска-Бьерн.
После завершения минной постановки, "Augsburg" и "Albatross" направились на соединение с кораблями поддержки.
В 23.30, Бахирев определив свое местоположение по маяку Фальудден, развернулся и вновь пошел к Мемелю.
Командир эсминца "Новик", М.А. Бернс, потерявший в тумане сначала крейсера 1-й бригады, а затем и "Рюрик", принял решение возвратиться в Ирбенский пролив.
19 июня 1915 года
В 01.30 "Augsburg" и "Albatross" соединились с "Roon" и "Lübeck" в 35 милях на юг от острова Богшер, после чего Карпф передал в штаб по радио: "Задача VII выполнена. Неприятелем виден не был. Нахожусь в 1 час. В квадрате 020. Курс 190, скорость 17 узлов". Эта радиограмма была тут же перехвачена и расшифрована службой связи Балтийского флота.
В 01.45 на "Адмирале Макарове" были приняты две радиограммы от флагманского радиотелеграфного офицера: "19.06 "Аугсбург" назначил рандеву вероятно легкому крейсеру в квадрате 377" и "9.45 место неприятельского крейсера, которому назначалось рандеву, квадрат 339...".
Получив эту информацию, Бахирев оставил попытки выйти к Мемелю в густом тумане и приказал повернуть на курс NO 10, что бы попытаться выйти в район вероятного местонахождения неприятельских крейсеров. В этот момент обнаружилось отсутствие "Рюрика" и "Новика".
До 3 утра продолжались их поиски. Лишь убедившись в том, что обнаружить потерявшиеся корабли не удастся, Бахирев повернул бригаду крейсеров навстречу противнику. Наведение крейсеров на германские корабли осуществлял второй флагманский минный офицер старший лейтенант И.И. Ренгартен, находившийся на радиостанции в Кильконде и следивший за радиообменом противника.
Вскоре после 4 часов, Бахирев получил еще одну радиограмму, в которой говорилось, что "...в 2.00 "Augsburg" был в четвертой четверти 357 квадрата, его курс 190 градусов, скорость 17 узлов". На основе полученной информации старший лейтенант Крыжановский рассчитал новый курс NW 57 (303 град.) "на пересечку неприятелю".
В 06.15, густой туман рассеялся. Крейсера 1-ой бригады обнаружив друг друга и восстановив кильватерную колонну, легли на курс 303. Ни "Рюрика", ни "Новика" по прежнему видно не было.
В 07.15, увеличив ход до 19 уз, Бахирев довернул на курс 10, ведущий к предполагаемому месту рандеву "Augsburg" с неизвестным легким крейсером, который в реальности был минным заградителем "Albatross".
В 07.20 семафором на крейсера бригады было сообщено: "Приготовиться к бою. Неприятель ожидается прямо по курсу".
В это время ничего не подозревающий И. Карпф вел свой отряд домой. В семь часов он отпустил "Roon" и "Lübeck" с четырьмя эсминоносцами в Либаву, а сам на "Augsburg" вместе с "Albatross", и эсминцами "S-141"; "S-142" и "G-135" пошел к южной оконечности Готланда, с тем, чтобы оттуда уже повернуть к Нейфарвассеру.
БОЙ
1-я фаза боя. 07.30 - 09.20 19 июня 1915 года
19 июня, в 7.30 на "Augsburg" увидели большой дым на северо-востоке, и два силуэта крейсеров. Для германцев появление русской эскадры стало полной неожиданностью. Карпф немедленно довернул к западу, в сторону шведских территориальных вод, увеличил ход до полного и вызвал по радио "Roon" и "Lübeck".
Из русских кораблей первым, так же в 07.30, заметил дымы неприятеля по носу шедший в строю третьим - "Богатырь". Дистанция, на которой обнаружили противника, не превышала 50 кабельтовых.
Рисунок 9. Крейсер "Богатырь"
Спустя пять минут - в 7.35 сигнальщики на флагманском "Адмирале Макарове" опознали силуэты крейсера "Augsburg", минного заградителя "Albatross" (принятого за легкий крейсер типа "Undine") и трех эсминоносцев, шедших в кильватерном строю на зюйд-вест. Как только германские корабли были опознаны, М.К. Бахирев немедленно развернулся, приводя неприятеля на курсовой угол 40 град., и пошел ему наперерез. Одновременно на "Рюрик" была направлена радиограмма: "Вступить в бой с неприятелем, квадрат 400".
Примерно в 7.37 (по немецким данным в 7.32) с расстояния 44 каб "Адмирал Макаров" открыл огонь по "Augsburg". Так начался бой у Готланда - первый и последний в Первую мировую войну бой в открытой Балтике.
Рисунок 10. Минный заградитель "Albatross"
Рисунок 11. Крейсер "Undine", за который был принят "Albatross"
Спустя три минуты, в 07.40, в бой вступил "Баян", а в 7.45 - "Олег" и "Богатырь". При этом "Адмирал Макаров" и "Баян" стреляли по "Augsburg", а "Олег" и "Богатырь" - по "Albatross".
В 07.45 Карпф обнаружив, что ему противостоят четыре русских крейсера, и осознав всю опасность своего положения (соотношение веса бортовых залпов 1770:177, т.е. 10:1), повернув на 2 румба вправо начал вместе с эсминцами отрываться от менее быстроходных русских крейсеров и менее тихоходного "Albatross".
Бахирев, обнаружив доворот неприятеля, довернул сам, продолжая держать немецкие корабли на курсовом угле 40 град.
Командир "Рюрика" каритан 1-го ранга А.М. Пышнов, получив радиограмму М.К. Бахирева о вступлении в бой, немедленно приказал увеличить ход до 20 узлов, и повел крейсер в указанные ему район.
В 07.50, командир дивизиона германских эсминцев, видя бедственной положение "Albatross", по собственной инициативе решил поддержать минный заградитель, подняв сигнал о торпедной атаке, чтобы заставить русских хотя бы на время отвернуть от "Albatross".
В 07.55, воспользовавшись тем, что его эсминцы пошли в атаку, И. Карпф повернул наперерез русскому курсу, и, затем, пройдя под носом русских крейсеров, на полном ходу стал уходить на юго-запад, одновременно дав приказ "Albatross" прорываться в нейтральные воды.
В 07.59, германские эсминцы, видя отступление флагмана и понимая, бесперспективность атаки против четырех русских крейсеров, сблизившись до 35 каб. с "Адмиралом Макаровым", поставили дымовую завесу, и последовали вслед за "Augsburg". Дымовая завеса на время прикрыла германские корабли от огня русских крейсеров и помогла им разделиться.
Cтрельба по "Albatross" на время прекратилась, по "Augsburg" - возобновлялась эпизодически, в период, когда крейсер становился виден.
В 08.00, Бахирев, заметив, что германские корабли разделились, приказал 2-ой полубригаде крейсеров "действовать по усмотрению", после чего составлявшие ее бронепалубные крейсера "Богатырь" и "Олег", обходя дымовую завесу, повернули на север, преследуя "Albatross". "Адмирал Макаров" и "Баян" продолжили идти прежнем курсом.
В 08.09 "Адмирал Макаров" и "Баян" обойдя дымовую завесу с юга, обнаруживают с правого борта "Albatross", который на полной скорости шел к Готланду. "Адмирал Макаров" тут же открывает по нему огонь. Уходящий на юг "Augsburg" выпадает из видимости русских крейсеров.
В 08.10 "Богатырь" и "Олег", обойдя дымовую завесу с севера, так же возобновляют огонь по "Albatross".
В это время, находящийся в Данциге, с броненосными крейсерами "Prinz Heinrich" и "Prinz Adalbert" контр-адмирал фон Гопман, и формально осуществляя дальнее прикрытие отряда коммодора И. Карпфа, принимает радиограмму с на "Albatross", которая была передана открытым текстом для дезинформации русских: "Броненосным крейсерам и II эскадре. Противник находится в квадрате 003. Атаковать, обойти и отрезать!" Однако ни текст радиограммы, ни отсутствие шифра не подвигли фон Гопмана к каким-либо действиям.
В 08.20 русские добиваются первого попадания в "Albatross", повредив верхнюю палубу и борт в корме. "Баян" так же открывает, по "Albatross", присоединяясь к остальным крейсерам бригады.
К 08.30 на "Albatross"наблюдаются сильные разрушения - повреждения надстроек, сбита фок-мачта, пожар. "Albatross", отступая, так же как и "Augsburg", пытаясь дизинформировать русских, открытым текстом "призывал" на помощь германские подводные лодки.
Видя, что по "Albatross" ведут огонь все крейсера бригады, "Баян" прекращает стрельбу.
В 08.35 контакт с "Augsburg" и германскими эсминцами потерян окончательно. "Адмирал Макаров" поворачивает к северу, приводя "Albatross" на левый борт, "Баяну" приказано "отрезать неприятеля с юга".
В 08.45 охваченный пожаром "Albatross" описывает две полных циркуляции у самой границы шведских вод.
В 08.48, германский контр-адмирал фон Гопман, после получения подтверждения боестолкновения отряда Карпфа с русскими крейсерами, наконец-то, отдает приказ на "Prinz Heinrich" и "Prinz Adalbert" разводить пары и готовиться к выходу.
В 09.07 обстрел "Albatross" был прекращен.
В 09.12 "Albatross" выбросился на скалы и спустил флаг. Из 237 человек личного состава 27 человек (в том числе один офицер) были убиты и 55 (в том числе 4 офицера) ранены. Ответный огонь "Albatross" дал одно попадание 88-мм снарядом в крейсер "Адмирал Макаров". Его осколки повредили 75-см прожектор и тяжело ранили комендора. На других русских крейсерах никаких серьезных потерь и повреждений не было.
Убедившись, что "Albatross" не сможет самостоятельно покинуть шведские территориальные воды, М.К. Бахирев донес радиотелеграммой: "После боя, получив повреждения, неприятельский крейсер выбросился на берег по остовую сторону о. Готланд, за маяком Эстергарн. Считаю полезным выслать подводную лодку к месту аварии".
Рисунок 12. Минный заградитель "Albatross" после боя, на мели у острова Эстергарн
Схема 5. 1-я фаза боя у о. Готланд 19.06.1915 г.
В ответной радиограмме Бахиреву сообщают, что к северу от него, у острова Готска-Санден обнаружены силы противника, и в том числе - броненосные корабли.
К этому моменту русские крейсера сильно растянулись. "Баян" находился к югу от германского минного заградителя, к северу и северо-востоку - "Богатырь", "Олег" и "Адмирал Макаров". Бахирев, на основе полученной информации, принимает решение собрать бригаду и отходить к Финскому заливу. На этом первая фаза боя завершилась. (Схема 5).
2-я и 3-я фазы боя. 09.20 - 11.40 19 июня 1915 года
В 09.20, выполняя указание командующего Особого отряда, "Баян" пошел на соединение с крейсерами бригады. В это же время командир спешащего на помощь германского крейсера "Roon" - фрегаттен-капитан Гигас, принял от И. Карпф очередную радиограмму: "Два броненосных 4-трубных крейсера к югу от Эстергарна".
Эсминец "Новик", потерявший в тумане крейсера Особого отряда в 09.30,вернулся на базу и встал на якорь у Цереля.
Рисунок 13. Эскадренный миноносец "Новик"
Приблизительно в это же время, "Рюрик" прибыл в указанный Бахиревым район. Никого, не обнаружив в "квадрате 400" А.М. Пышнов сумел сделать правильные выводы о местоположении главных сил Отряда особого назначения, и пошел на север вслед за кораблями М.К. Бахирева.
В 09.35 "Богатырь" "обнаружил" подводную лодку к востоку от себя, и обстрелял мнимый перископ, о чем радировал остальным кораблям бригады, которые так же открыли стрельбу.
К 09.50, огонь по "подводной лодке" закончился и крейсера начали отход на северо-восток. Впереди шел "Богатырь", за ним в кильватере "Олег", немного отстав от последнего, - "Адмирал Макаров", за которым несколько восточнее следовал "Баян".
Практически в это же время на горизонте были замечены шесть дымов, поставившие командующего Особым отрядом в трудное положение. Стало ясно, что германский флот проводит какую-то собственную операцию, которую не смогла вскрыть русская разведка. Ошибочно приняв минный заградитель "Albatross" за легкий крейсер типа "Undine", Бахирев не смог догадаться, о характере германской операции, и приблизительном составе привлеченных сил.
К 10.00 дымы были опознаны как легкий крейсер "Lübeck", броненосный крейсер "Roon" и четыре эсминца. Германский отряд, несмотря на своевременный запрос о поддержке и уточняющие радиограммы, направленные Карпфом, в связи с ошибкой штурмана в прокладке курса, смог выйти в район боя практически только через час после его окончания.
Рисунок 14. Броненосный крейсер "Roon"
В 10.05 расстояние между германским и русским отрядом составило примерно 60 каб. "Roon" первым открыл огонь по следующему концевым "Баяну". "Баян", попав под огонь "Roon", сразу пошел зигзагом и открыл ответный огонь.
Рисунок 15. Броненосный крейсер "Баян"
Всего германский крейсер сделал, по наблюдениям русских моряков, 18 или 19 четырехорудийных залпа, поразив "Баян" одним 210-мм снарядом, который пробил борт крейсера нанес ему незначительные повреждения. В то же время артиллеристы "Баяна" успеха не добились - они дали 20 двухорудийных залпов, но единственным повреждением "Roon" стала радиоантенна, сбитая осколками от рядом разорвавшегося снаряда и лишившая крейсер связи.
Прочие корабли также попытались включиться в бой: "Lübeck" попытался обстрелять "Олег", бронепалубные крейсера русских тут же ответили. Но, сделав несколько залпов, и русские, и немцы выяснили, что дальнобойности их орудий недостаточно и вынуждены были прекратить огонь.
Бахирев, опираясь на данные полученной радиограммы о возможном нахождении противника у острова Готска-Санден, и считая себя находящимся между двумя германскими отрядами, выбрал бой на отходе. К тому же, приходилось брать в расчет и крейсер "Augsburg" с эсминцами, находившиеся, по мнению Бахирева, неподалеку.
Так же, необходимо было иметь в виду и то, что германские корабли имели превосходство в скорости, и могли вести бой на необходимой им дистанции, имея как минимум равенство сил, при котором против четырех 210-мм орудий "Roon" могли работать только четыре русских 203-мм орудия.
Поэтому для русского командующего основной задачей было не уничтожение "Roon" и "Lübeck", а экономя снаряды оторваться от преследующего его противника, и прорваться в Финский залив. Приняв вполне логичное и разумное решение об отходе, Бахирев дал радиограмму на "Рюрик": "Вступить в бой с крейсером "Роон" в квадрате 408..."., указав при этом курс своего отряда. Одновременно он распорядился "Славе" и "Цесаревичу" выйти к банке Глотова.
В то же время Карпф находящийся на "Augsburg", как и рассчитывал Бахирев, услышав стрельбу на севере, незамедлительно пошел в предполагаемый район боя.
В 10.10, Пышнов, получивший приказ от Бахирева, распорядился дать радиограмму на "Адмирал Макаров" ("Иду к вам") и повел "Рюрик" в центр квадрата 408.
Предназначенные для "Рюрика", "Славы" и "Цесаревича" радиограммы приняли и на "Новике", который, сразу по ее получении вышел на встречу крейсерам 1-ой бригады.
В это же время, стоящие на рейде Пипшер "Цесаревич" и "Слава" экстренно снялись с якорей, и вышли на помощь вступившему в бой с противником отряду крейсеров. Близ банки Глотова, в их охранение вступили четыре миноносца 9 дивизиона, занявшие попарно места по бортам кораблей.
Рисунок 16. Линейный корабль "Слава"
Рисунок 17. Линейный корабль "Цесаревич"
Капитан "Roon" Гигас, оставшись без радиосвязи и заподозрив, что русский командующий хочет заманить его под удар превосходящих сил, (ведя бой с четырьмя русскими крейсерами, он ожидал встретить еще два русских четырехтрубных крейсера, согласно радиограмме Карпфа), решил выйти из боя.
В 10.25 германский отряд сперва склонился в сторону от русских кораблей, а затем повернули назад. На этом вторая фаза боя завершилась. (Схема 6).
В итоге, перестрелка длилась не более 20 минут. "Roon", выпустив, по наблюдению с русских кораблей более семидесяти 210-мм снарядов добился одного попадания, "Баян", в ответ, сделал 20 двухорудийных залпов из 203-мм орудий, поразив осколками антенну "Roon". Стрельба крейсера "Олег" и легкого крейсера "Lübeck", ввиду большой дистанции (доходившей до 70 каб.), не дала никаких результатов.