Героем этой истории стал ученик 5 "А" класса Петя Разумовский.
А началось все с того, что Изольда Эрнстовна вошла после четвертого урока в кабинет и сообщила своим зычным голосом новость, которая никого не обрадовала:
-После этого урока остаетесь на классный час.
Начался привычный галдеж и стоны, но Изольда Эрнстовна осталась непреклонной.
-Вам все ясно? После урока все в наш кабинет!
Через пятьдесят минут классный руководитель сообщила то, чего так боялись отличники:
-На следующей неделе общешкольная олимпиада по математике. Нужен доброволец.
Новость вызвала у учащихся 5 А бурю эмоций. Никому не хотелось участвовать в таком мероприятии. Это не соревнования между классами по физкультуре и не конкурс поделок по урокам труда. Всякий пятиклассник знал, что участие в олимпиаде требует подготовки. Усиленной и тщательной, и готовиться предстоит с самой Марией Васильевной. А ее боялись даже ребята из старших классов.
-Ну так кто пойдет? - поинтересовалась Изольда Эрнстовна, окидывая класс требовательным взглядом поверх приспущенных на самый кончик носа очков в тонкой хромированной оправе.
-А пусть Барабанова и пойдет!
Весь класс разом повернул голову в сторону говорящего. Это был отпетый двоечник и забияка Ложкин, вставляющий свои комментарии в самый неподходящий момент.
Изольда Эрнстовна поджала губы. Она всегда так делала, когда о чем-то думала. "Барабанова...она отличница, активистка и с математикой у нее все в порядке. Это вариант, но.... Неужели во всем классе не найдется еще способных ребят?"
-Это хорошее предложение. Молодец Паша!
При этих словах Ложки важно поднял голову и осмотрел класс надменным взглядом, сверху вниз.
А Люда Барабанова соскочила со своего места на первом ряду и тряся огромными бантами начала возмущаться:
-А что сразу я? Чуть что - сразу Барабанова! Олимпиада -я одна за класс отдуваюсь, На смотр или выставку идти- опять Барабанова! Вон, пусть Синицына идет! У нее по математике всегда пятерки!
В словах возмущенной пятиклассницы был резон, с которым Изольде Эрнстовне пришлось согласиться. Конечно, Барабанова для этого класса не панацея от всех бед. Да и Оля Синицына, хоть и отличница, но ей не хватает смелости и решительности. Нет, Синицына могла бы потянуть олимпиаду по русскому или истории, но не математику...
-Хорошо. Оля Синицына. А есть еще предложения? - поинтересовалась Изольда Эрнстовна.
Класс молчал. Тишина была такая, что каждый слышал биение сердца соседа по парте. Никому не хотелось добровольно обрекать себя на мучения, постигая тайны царицы наук в обществе с Марией Васильевной.
И тут Коля Молчанов, сосед по парте Пети Разусковского, неожиданно схватил локоть своего товарища обеими руками и поднял его вверх. Петя не сразу понял что произошло, а когда сообразил - было уже поздно.
-Ну наконец в этом классе появился хоть один джентльмен! - радостно сообщила Изольда Эрнстовна.
Все облегченно выдохнули, а Петя стоял и растерянно смотрел по сто-ронам, ловя на себя полные сочувствия взгляды одноклассников...
-Ты зачем это сделал? - спросил Петя Разумовский своего товарища, когда они возвращались со школы домой.
-Неужели ты не понимаешь? - искренне удивился Коля, остановившись на иполушаге и внимательно смотря на товарища, - Комму еще идти на эту олимпиаду? Истеричке Барабановой или мямле Синицыной? Разумовский, будь мужчиной! Ты эти примеры и задачи щелкаешь как семечки. Что ты потеряешь, если примешь участие в олимпиаде? Зато защитишь честь класса. Это зачтется тебе, когда будут писать выпускную характеристику.
-Это не повод обрекать себя на мучения, - пробурчал Петя, на мгновение представив себе Марию Васильевну.
-Чего ржешь как лошадь? - хмуро спросил Петя, крайне раздраженный таки поведением своего друга.
-Просто так, - Коля счастливо улыбался, - Петруха, ты у нас настоящий герой!
Пожав плечами Петя молча поплелся домой, полностью погрузившись в свои нерадостные мысли.
-2-
Встречи с Марией Васильевной или Сильевной в ученических кругах, никто из учеников не желал. Оттого и входили в ее кабинет с обреченным видом несчастных, приговоренных к непосильной каторге. Уныло опустив головы и шаркая ногами, трое пятиклассников перетупили порог кабинета математики. Там уже сидели несколько учеников, как понял Петя, это были хорошисты, тоже отправленные на подготовку к олимпиаде.
А Сильевна сидела на своем месте нерушимой глыбой и едва повернув свою голову, смотрела на вошедших. Иногда Пете казалось, что Мария Васильевна вообще не сходит со своего места. Сколько бы он ее не видел, она постоянно сидела за столом и листала сборник задач, уже порядком затертый до дыр.
Их было трое: Петр Разумовский из пятого А, Инна Тонкова из пятого Б и Сергей Нечаев из В класса. Каждый занял привычное место на первой парте каждого из трех рядов. Сильевна наконец соизволила обратить свой взор к ученикам.
-Ну прямо таки математическая элита параллели пятого класса! Здравствуйте, господин Лобочевский, - это к обращение было адресовалось Пете, - Госпожа Ковалевская, - так Сильевна изволила обратиться к Инне Тонковой, - И сам месье Декарт сегодня у нас в гостях! - Сережа Нечаев, уже привыкший к такой манере поведения учителя, встал с места, галантно поклонился и произнес: "Très heureux de vous rencontrer" .
Ехидства Марии Васильевне было не занимать. Ее острого языка боя-лись не только ученики, но и некоторые из учителей, особенно молодые и только что начавшие работать в школе. Сильевна за словом в карман не лезла....
-Итак, начнем удивлять и удивляться? - Мария Васильевна не дожидаясь ответа открыла задачник, который, казалось, был старше самой вечности, и стала листать его пожелтевшие от старости страницы.
Дверь в кабинет неожиданно открылась, и на пороге появился запыхавшийся ученик.
-Марь Сильевна! Галина Петровна просила передать, что олимпиада будет в следующий вторник в полдень в вашем кабинете..
-Спасибо, Лихоносов! - даже не смотря в его сторону, произнесла математичка, продолжая внимательно изучать содержимое задачника.
Ученик продолжал стоять на пороге, о чем-то тихо переговариваясь с Нечаевым.
-Лихоносов, закрой дверь с той стороны! - этого было вполне достаточно, что посланный завучем ученик мгновенно исчез, оставив несчастных в томительном ожидании начала экзекуции.
-Ну ладно, - Сильевна с шумом захлопнула задачник, - тряхнем стариной и вспомним кое-что из прошлого.
-Вы не такая уж старая, Мария Васильевна, - голос прозвучал со второго ряда, где сидела Инна Тонкова, отличница по всем предметам с первого класса. Помощница дома и в классе, Инна привыкла, что ее слова всегда попадают "в яблочко".
-Не подлизывайся, Тонкова! - Уж что-что, а лесть, тем более такую, Сильевна не любила.
Инна обиженно надула губки и зло посмотрела на математичку.
-Вот вам такая задача: Во время сильного дождя на остановке автобуса стояли 12 человек. Подкатил автобус и забрызгал грязью пятерых. Остальные успели попрыгать в колючие кусты. Сколько исцарапанных пассажиров поедет в автобусе, если известно, что тpое так и не смогли выбраться из колючих кустов?
Ученики удивленно переглянулись. Такого от своего учителя они не ожидали.
-Пишите условие и решайте, -попросила их Сильевна, снова погрузив-шись в изучение задачника.
Пятью минутами позже она выслушала ответы юных гениев от математики, качая головой не то от сомнения, не то от согласия.
-А вот вам еще. Петp Петpович, живущий на пятом этаже, ввинчивает в потолок своей комнаты кpюк для развесистой люстры. Длина клюка 17см. Кpюк уходит в потолок с постоянной скоростью 2 см в минуту. От потолка пятого этажа до пола шестого этажа 15 см. Hа шестом этаже сидит в позе лотоса йог Степан и размышляет о бренности всего сущего. Чеpез сколько минут услышит Петp Петpович вопль соседа?
Тонкова и Нечаев посмотрели на Петю, отчего-то еще сильнее склонившего над черновиком. Ведь их товарища, сидевшего на пером ряду, по странному стечению обстоятельств и злому оскалу злодейки Судьбы, не только приведшей в этот кабинет к ехидной Сильевне, но и заставляющей решать такие странные, но вполне решаемые с точки зрения математики и логики задачи, тоже звали Петром Петровичем.
"Она специально, что ли?" - подумал Петя, записывая условие задачи своим каллиграфическим почерком.
-3-
Истязания длились до половины второго. Три особо одаренных ученика отзанимались в обществе Сильевны, решая задачи и уравнения. Фантазия математички не знала границ и она придумывала все новые и новые задачи и все более сложные уравнения. Измотанные, голодные и злые, она разбрелись каждый в свой класс. Никто не спрашивал несчастного ученика как прошло занятие - все вопросы отпадали при одном только взгляде на Петра Разумовского.
Изольда Эрнстовна встретила Петю взглядом полным сочувствия и жалости. Для нее он был маленький герой, добровольно отдавшийся на растерзание Марии Васильевны во имя спасения своих одноклассников.
-Ребята, а давайте сделаем что-нибудь приятное Пете? - предложила она, когда Разумовский вышел из класса по требованию завуча.
Изольда Эрнстовна знала куда и зачем позвали ее ученика: последняя контрольная по математике показала не просто превосходные знания Разумовским предмета, контрольная была великолепна! И стоило Марии Васильевне начать разговор про одаренных учеников, как завуч Галина Петровна тут же решила отправить победителя школьного турнира на городскую олимпиаду. "Но перед этим посмотрим как они выступит на общешкольной олимпиаде" - добавила она, уже успокоившись решенной проблемой поиска нужного кандидата.
-Давайте подарим ем носовой платок, - предложил сидящий на втором ряду Бобрыкин, - пусть слезы утирает, плача о своей нелегкой доле.
-Это твоим родителям платок наужен и побольше: от твоей учебы плачут, бедненькие! - подал свой голос Лодкин.
-Забыл вас спросить, синьор Помидор, - огрызнулся Бобрыкин, намекая на внушительные габариты своего оппонента.
-Ты что-то промяукал? - было достаточного одного неосторожного слова, чтобы Паша Ложкин "завелся" и полез в драку.
-Все, успокоились! - пресекла начинающий разгораться конфликт классный руководитель, - сейчас зайдет Петя, в лучше подумайте как мы сможем помочь ему...
Дверь открылась и в кабинет вошел виновник чуть было не начавшейся потасовки. Все внимание переключилось на Петю. Всем было интересно, зачем его вызывали к завучу и в классе начал раздаваться шепот обращенных к нему вопросов.
Что сказала тебе Галина Петровна? - поинтересовалась Изольда Эрнестовна. Класс стих, всем хотелось услышать ответ Разумовского.
-Просто, - едва слышно произнес Петя.
-Громче говори! - потребовал Ложкин привстав со своего емста.
-Просто, - уже громче повторил Петя, - там были Тонкова и Нечаев. А еще ребята из шестых и седьмых классов. Галина Петровна сказала, что скоро олимпиада, а мы гордость и надежда школы. Победитель школьной олимпиады пойдет на городскую...
-Да ну, еще напрягаться! - махнул рукой Бобрыкин, - тоже мне работа!
-Победитель школьной олимпиады сразу получит пять за четверть, - добавил Петя, - а если победит и в городской - то пять за год по предмету.
-Ни фига себе! - не удержалась сидевшая за первой партой Маша Тимурова, - мне бы так!
...современность диктовала свои условия и в классах стали делать ставки на победителя олимпиады. Лидером был, несомненно, Петя Разумовский, его победа сулила поставившему на него ученику один батончик "Марса", вторым шел Сергей Нечаев из пятого В - его победа сулила поставившему пол-литровую бутылку фанты. За победу Инны Тонковой предлагали пачку жевательной резинки на выбор. Подпольной букмекерской конторой руководил сам Паша Ложкин, аккуратно записывая в маленький блокнот ставки. В старших классах дело шло куда интереснее, там ставки не ограничивались штучным товаром, счет шел на пары и тройки батончиков и бутылок с напитками.
Время шло. Ажиотаж и нетерпение возрастали. И чем ближе была дата проведения олимпиады, тем больше работы прибавлялось у подпольного букмекера. Теперь ставки делали не только пятиклассники, но и ученики других параллелей. Была в блокноте Ложктна и ставка от десятиклассника, поставившего на Тонкову. Отговаривать старшеклассника Паша не стал, Тонкова не лидер и ставка явно проигрышная. Но это уже на совести поставившего, дело Паши - аккуратно записать имя и класс игрока, и взять положенную плату - пачку жвачки, коли поставил на претендента из пятого Б. По подсчетам Ложкина, к концу вторника у него останется около дюжины пачек жевательной резинки и почти тридцать бутылок фанты....
-4-
На следующий день, в пятницу, после первого урока, к сидевшему в одиночестве Пете подсел Паша Ложкин. Немного полистав свой блокнотик с записями, подпольный букмекер из пятого А начал без лишних прелюдий:
-Короче так, Петруха, - Ложки ударил по плечу понуро опустившего голову Разумовского, - ты просто обязан проиграть. На тебя слишком большие ставки, а прощаться со "Сникерсами" и "Марсами" я не намерен. Лучше, если победит Тонкова, жвачку не жалко. Это был бы идеальный вариант. Тебе все понятно? Смотри, не разочаруй меня...
Последняя фраза Ложкина прозвучала особо угрожающе.
-Я бы и сам рад проиграть, - честно признался Петр, - а вдруг Нечаев или Тонкова напишут хуже меня?
Ложкин призадумался. Такое развитие событий не исключено.
-Сделай так, чтобы ты написал хуже них, - ничего другого на ум под-польного букмекера не пришло.
-Но если я напишу совсем плохо - это вызовет подозрение у Сильевны и нашей классной. Они потребует переписать в их присутствии и тогда я обязательно напишу хорошо...
Ложкин с силой ударил кулаком по парте:
-Вот же гадство! Прощайте мои сникерсы и марсы!!!!
-Но у тебя останутся фанта и жвачка, - напомнил Петя, смотря на опечаленное лицо одноклассника.
Паша очень любил эти вкусные заграничные батончики и сама мысль не получить их по вине этого очкарика Разумовского вызывала в нем гнев и печаль. Но логика отличника была железной и Паше пришлось смириться с происходящем.
-Да ну тебя, Лобачевский! - Ложкин поднялся с места и направился за свою парту...
Коля Молчанов уехал на соревнования по бегу и место рядом с Петей пустовало. Но не долго.
-Петюня, - рядом с Разумовским оказалась Ира Сенина, хорошистка и очень хитрая девица, Рыжий цвет ее волос был прямым намеком на сходство со сказочной Патрикеевной., - тут вот какое дело: я поспорила с Машкой Арбузовой из пятого В и Ленкой Мастыкиной из шестого А, что ты проиграешь олимпиаду. Уж не разочаруй меня. А в награду я обвешаю тебе две... нет, три бутылки пепси и "Баунти"..
"Интересно, на что она поспорила, если так просто готова распрощаться с пепси и шоколадкой?"
-Не могу, - честно признался Петя, - я дал слово играть в честную игру.
-Играй, кто тебе запрещает? Только сделай так, чтобы Иннка Тонкова выиграла. С Сережей Нечаевым я уже переговорила и он согласился...
"Сомневаюсь, что Нечаев продался за пару бутылок пепси...Ему нужно предложить что посолиднее..."
-Посмотрим, - пообещал Разумовский только лишь бы эта рыжая бестия от него отстала.
-Смотри, Петюня, обманешь - будешь имеет дело с моим старшим братом. Он боксом занимается, ты же знаешь, - слащаво пригрозила Сенина, продолжая мило улыбаться. Аргумент со старшим братом - боксером казался ей вполне весомым и безотказным.
Петя махнул рукой и открыл учебник. Ему стало интересно кто следующий подойти к нему и что предложит в обмен на результат участия в олимпиаде.
Но все было тихо. Никому больше не было никакого дела ни до олим-пиады, ни до самого Разумовского.
Время не шло, а летело. Минули выходные, и настал понедельник. На-пряженное ожидание буквально ощущалось физически. Все только говорили о завтрашней олимпиаде. А дровишек в костер интриги подкидывал и сам Ложкин, теперь принимающий ставки по новому тарифу: за Ращусовского -два батончика, за Нечаева - батончик и бутылка фанты, за Тонкову - напиток и пачка жвачки. "Так, по крайней мере, я внакладе не останусь" - здраво рассудил юный авантюрист, прикинув в уме, что хоть сколько-нибудь сникерсов он получит влюбим случае.
-Петруха, - сообщил он Разумовскому на перемене, - на тебя поставили тридцать четыре человека. Ты - лидер. На Нечаева всего семнадцать, а Тонкова обошлась двенадцатью почитателями ее таланта.
Петя кивнул головой. Это, конечно, радовало, но вот висела нерешенной проблема с Сениной, и решить ее нужно сегодня же.
-Паша, тут ко мне Сенина подходила...
Я видел, кивнул головой Ложкин, - и что ей нужно?
-Просила, чтобы я проиграл за три фанты и батончик...
-Коммерсантка доморощенная! - конкуренция в классе насторожила Ложкина, - и кому проиграть?
-Тонковой...
-Кому?! - не поверил ушам Паша, - этой белобрысой швабре из пятого Б?!
-Ну да, ей..
-Вот еще! Ты, конечно, отказался?
-Точно!
-Ну и дурак, - констатировал Ложкин, прикинув, что победа Тонковой ему очень выгодна. Даже Нечаев на первом месте его устроил, но только не этот хлипкий очкарик, стоящий перед ним и постоянно поправляющий сползающие на нос очки в массивной пластмассовой оправе.
-Ну ты все-таки подумай. Время еще есть, - предложил Ложкин, - а я сверху накину пару батончиков... от сердца отрываю
Кивнув головой, Петя направился к своему месту. Все эти интриги и угрозы порядком его утомили."Выиграю им всем на зло!"
Вторник неумолимо приближался....
-5-
Во вторник в школе было неспокойно. Уже коло полусотни учеников второй смены стояли в школьном дворе и с нетерпением ждали результата олимпиады. Каждые лесть минут специально снаряженные гонцы узнавали о результатах общешкольного турнира. Во главе всего этого стояло самое заинтересованное лицо - Паша Ложкин. Хорошо, что настало время переменка, и такое количество учащихся не вызывало подозрений. Он продолжал сновать между учениками, принимая последние ставки, но теперь уже по сумасшедшему тарифу, будучи твердо уверенным в проигрыше своего одноклассника. Угроза, произнесенная им накануне и усиленная намеком Сениной, должны были полностью деморализовать Разумовского.
Ложктн развернул бурую деятельность, постоянно бегая от одной группы учеников у другой и постоянно крича на них:
-Ну вот что вы тут встали?! Больше трех не собирайтесь!
-А вы что тут смеетесь? - звонкий смех девчонок из пятого Б раздражал Пашу, - помолчите! Вот победит ваша Тонкова - так хоть на голове ходите....
Затем он заметил Гасана Азипов, своего одноклассника, которому по-обещал пачку жевательной резинки за постоянное информирование о ходе олимпиады.
-Азипов! Ну-ка быстро к Мамыкиной на вахту, узнай что и как!!!!
Ложкину пришлось подлупить батончиком Марса дежурную первой смены, которая пропускала Азипова к дежурившим на втором этаже двум десятиклассницам, надежно контролирующим порядок на этаже. И этим Паше пришлось дать по батончику и бутылке Фанты. "Цель оправдывает средства" - успокаивал себя Ложкин, важно окидывающий взглядом почти полный учениками школьный двор.
И вот наконец вторую смену запустили в холл первого этажа, построив в "каре". Первый этаж гудел как потревоженный пчелиный улей. Ложкин метался между классами с нетерпением ожидая начала линейки.
Когда в центр площадку между стоящими стройными рядами учениками вышли директор школы, завуч второй смены и какой-то неизвестный бородатый мужчина, в холле наступила звенящая тишина. Классным руководителям даже не пришлось успокаивать учеников.
-Ребята! - начал Николай Григорьевич, директор школы- как вы знаете, сегодня в школе прошла олимпиада по математике среди учащихся пятых -десятых классов. Только что подведены результаты и об итогах олимпиады вам расскажет ответственная за ее проведение завуч второй смены Галина Петрова.
-Как только что сказал Николай Григорьевич, мы подвели результаты олимпиады. Я расскажу о том кто и какие места получил по второй смене. Итак, в седьмых классах....
Дальше пошло перечисление победителей и торжественное вручение дипломов. Ложаин изнемогал от нетерпения, нервно теребя пуговицу костюма и думая о том, что через несколько минут решится его карьера букмекера и начинающего авантюриста.
-Что касается пятых классов, то тут результаты получились несколько неожиданными. Третье место занял ученик пятого В класса Нечаев Сергей, допустивший три ошибки в заданиях. Поздравляем, Сергей!
Под аплодисменты ему вручили диплом третье степени и тут же приступили к оглашению следующих мест.
-А вот тут сложилась спорная ситуация, - заинтриговала присутствую-щих Галина Петровна, - Инна Тонкова из пятого Б допустила одну ошибку, а Петя Разумовский из А класса решил уравнения несколько нестандартным способом, что жюри посчитало ошибкой. Таким образом, победителем олимпиады по математике в пятых класса становится.... -театральная пауза завуча была длиною в вечность, - становится Инна Тонкова!
Пятиклассники взорвались аплодисментами, перекрикиваемые недо-вольными возгласами проигравших, тех кто ставил на Петю Разумовского.
-Ну слава богу! - отлегло от сердца у Ложкина, - я остался в наваре!
-А сейчас слово предоставим председателю жюри, нашему приглашенному гостю, кандидату математических наук, доценту кафедры высшей математики физико-математического факультета нашего инженерного института Промыслову Евгеню Матвеевичу.
Бородатый дядька в больших роговых очках с толстыми линзами откашлялся и начал, не обращая внимания на шум среди учеников:
-Буду краток. Олимпиада прошла великолепно, спасибо администрации школы и, конечно же, несравненной Марии Васильевне. Что касается результатов пятых классов... - тут гул мгновенно стих, - то я, как председатель жюри, осмелюсь взять на себя такую ответственность и аннулировать ее результаты. Это касается первого и второго места....
Ложкин при этих словах локтями проложил себе дорогу в первый ряд, напротив говорившего.
-...поскольку ученик пятого А недопустим ни одной ошибки, но решил уравнение нестандартным способом, до которого даже я, кандидат наук, не додумайся, то первое место принадлежит ему. Как говорили в Древнем Риме Opera et studio, трудом и терпением, Петя по праву заслужил первое место!
-Да чтоб вас! - Ложкин в отчаянии махнул рукой и стал двигаться об-ратно.
Там его поджидали еще несколько минут назад впавшие в отчаяние, но воспарявшие духом при последней фразе председателя жюри, игроки в подпольный тотализатор, уверенно постывших на юное дарование из пятого А.
Победа Разумовского грозила Ложкину полным разорением...
...
-Ребята, вы уже придумали, что мы подарим нашему герою? - спросила Изольда Эрнестовна у класса перед началом первого урока....