Очень трудно заставить себя самостоятельно мыслить: всегда ведь легче катиться по уже проложенной кем-то колее. Но когда-то пришел момент, и я понял, что мне уже не нужны никакие книги и чужие мнения, потому что по любому вопросу у меня теперь имеется или возникает свое собственное. Это то, что иногда называют забавным словом "самодумание".
Из всех созданий природы самыми красивыми являются представители животного мира. Все-таки человек, испорченный достижениями современной цивилизации, не может претендовать на звание быть самым красивым творением природы (за исключением отдельных индивидуумов).
Декабрь 2004 года
"Выйти в нужное время, и оказаться в нужном месте, в нужное время" (Кастанеда). Со мной это постоянно происходит. Я назвал такое явление "синхронизацией". Это, например, когда вы думаете об определённом человеке или он вам в данный момент нужен, и вдруг он появляется. Либо вы думаете о какой-то книге или фильме, и вот она (он) перед вами, на прилавке. То ли это телепатия, то ли все происходит в едином информационном поле и строго взаимосвязано, не знаю. Я даже перестал этому удивляться и воспринимаю это как нечто само собой разумеющееся.
Май 2005 года
Некоторые люди не желают признавать ничего, кроме личного опыта. Знания человека, основанные только на его эмпирическом опыте, крайне ограниченны и однобоки. То, что было нормально для человека до изобретения книгопечатания, совершенно неприемлемо в наши дни. К тому же совершенно неоценим опыт других людей, которым надо пользоваться, а не холить и лелеять свой собственный.
Август 2005 года
Обыватель обожает копаться в грязном белье выдающихся людей, думая, наверное, что его личное грязное белье как-то поднимет его до уровня последних. Для литературоведа тот факт, что великий человек имел беспорядочные половые связи, нетрадиционную ориентацию, избивал собственную жену и издевался над своими детьми, проявлял необычайную скаредность, страдал душевными болезнями, пьянствовал, был наркоманом, проигрывал все деньги на скачках, рулетке или в карты, подделывал векселя своих родителей, сидел в тюрьме за различные преступления вплоть до убийства, регулярно посещал злачные места и растлевал малолетних, представляет интерес лишь с той точки зрения, как это отразилось на его творчестве и какие автобиографические черты несут его произведения.
Каким бы ни был великий человек отвратительным в личной жизни, нам важно только его творчество. Остальное - для любопытных и специалистов.
Любите книги и людей
В плену безудержных страстей,
Ведь гениев средь нас так мало,
Зато полно вокруг вандалов.
Я все время жду, когда наступит настоящая жизнь, а она не наступает. А жизнь, между тем, проходит, как будто мимо меня.
Как правило, человек сам на себя возлагает моральные обязательства, ибо в области морали он обладает наибольшей свободой выбора.
Человек по природе своей стремится к безответственности, а его всю жизнь хотят приучить к ответственности. Некоторых удается приучить.
У каждого человека свой внутренний нравственный закон и своя нравственная память - что-то он волен забыть, а что-то не забудет никогда.
Философии как положительной науки у нас больше нет. Осталась история философских учений. С ней можно ознакомиться для общего образования, но руководством к действию она перестала быть.
Философия всегда была царицей наук, которая стояла над ними. Она позволяла привести в систему хаос мнений и оценок. Превращенная сама в хаос, она утратила свое общественное значение.
Ноябрь 2005 года
На работе обычно бывает так: вначале тебе говорят, что ты слишком молод, потом тебе говорят, что ты слишком стар. Середины почему-то нет.
Почти еженедельно я ловлю себя на мысли, что мое восприятие мира постоянно меняется. И, похоже, конца этому никогда не будет.
Стоит мне подумать или, не дай бог, сказать о чем-то плохом, как это немедленно совершается. Считать это предвидением или самопрограммированием - не знаю.
Январь 2006 года
Опыт без ума лишен всякой перспективы, ум без опыта - лишь дело времени.
Июнь 2006 года
Перфекционизм - это то, что отравляет нам жизнь, но весьма нравится нашим работодателям.
Июль 2006 года
Свободный доступ ко многим, в большинстве своем правильным книгам, не сделал нашу жизнь лучше. Что проку в том, что мы сейчас можем читать что угодно, когда что-то не так в датском королевстве?
Сентябрь 2006 года
Свести к крайностям и исключениям можно любое суждение, только пользы от этого никакой не будет. Для того, чтобы познать какое-то явление, необязательно разлагать его на атомы, иначе, увлекшись мелочами, вы самого явления просто не увидите.
Стремление к так наз. объективизму в оценках людей и событий, в конце концов, приводит человека к отсутствию всяких принципов. Все зыбко, неопределенно, многозначно, мозаично, рафинировано - и в результате возникает нечто бесформенное и хаотичное. Слово "объективизм" имеет отрицательный оттенок, когда ничему не дают определенных оценок и в результате скатываются к беспринципности. Я считаю, что лучше иметь ошибочные принципы, чем никаких.
Июнь 2007 года
Часто прилагаешь огромные усилия для достижения своей цели и ничего не получается, словно пытаешься пробить каменную стену, но потом оказывается, что так и должно было быть и достижение прежней цели только помешало бы нынешнему благоприятному результату.
Август 2007 года
Андре Моруа "Открытое письмо молодому человеку о науке жить":
Если же, наоборот, жизнь столкнет вас с человеком по-настоящему злым, то есть с беднягой, не способным посмотреть правде в лицо, ожесточенным, черствым, - порвите с ним. Из вашего общения не выйдет ничего путного. Пусть даже ваш противник не лишен достоинств и пользуется уважением окружающих - раз вы оба так устроены, что не переносите друг друга, забудьте о мире. Лучше прямой разрыв, чем кисло-сладкий компромисс. Пусть вами движет не злопамятность, а желание соблюсти моральную гигиену. Скажите себе: "Я предпочитаю с ним не видеться, чтобы не выходить из себя". Будем общаться с теми, кто нас любит. Те, кто ненавидит нас, подавляют и унижают нашу душу. Да и о чем говорить с врагами: "В споре рождается истина, лишь если спорят друзья. Да и то не всегда..."
Я тоже до определенного возраста старался поддерживать дружеско-приятельские отношения со всеми окружающими без исключения, даже с такими, которых все просто ненавидели. Потом прочитал у Моруа о моральной гигиене и подумал, зачем я трачу на них свои душевные силы. Поэтому теперь общаюсь и дружу только с теми, кто меня любит.
Человек постоянно повторяет свои ошибки не в силу того, что он не понимает, как их преодолеть, а из-за неспособности противостоять стихийным проявлениям своего характера. Именно он, а не разум, властвует над всеми его поступками.
Говорят "храбр, как лев". На самом деле, по настоящему храбр лишь человек, который подвергает себя смертельному риску не ради того, чтобы насытиться, а ради идеи, пусть даже ничтожной и безумной.
Поэтому правильнее говорить "храбр, как человек"!
Январь 2008 года
Я думаю, что Шекспир так много и хорошо сказал о природе, человеке и обществе, что другим авторам осталось только слегка дополнить его.
Февраль 2008 года
К сожалению, жизнь ничему не учит, потому что большинство людей живет не умом, а сердцем. Поэтому и опыт для них оказывается совершенно бесполезным.
Март 2008 года
Экзистенциализм - это оптимистический фатализм ("радостно покорись своей судьбе").
Июнь 2008 года
В исторических фильмах и романах всё изображается более концентрировано, чем в жизни, иначе уже через десять минут просмотра или прочтения вас бы потянуло на сон. В этом случаи возможны преувеличения и обобщения, передача подвигов и поступков менее известных исторических героев более известным, введение вымышленных персонажей и событий (написано в ответ на критику историками фильма "Адмиралъ").
Октябрь 2008 года
Всякое пристрастие филолога, который обязан всегда "быть над схваткой", превращает литературоведение и историю литературы не в науку, а в собрание субъективных мнений.
Меня всегда напрягали лингвистика, литературоведение и литературная критика, где сколько ученых, столько и мнений, однако в этих науках все же есть вполне определенный материал - язык или текст. История, помимо разнообразия мнений и неизбежной политизированности, часто имеет дело ещё и с не вполне надежной фактурой.
Для современной молодежи целый пласт культуры, который когда-то был для нас само собой разумеющимся, просто умер. Его выбросили на свалку как старое барахло. Встречаются единицы, но это белые вороны в своем окружении.
Думаю, что именно рефлектирующие герои - самые интересные в мировой литературе. А бугаи, пробивающие каменным лбом каменные стены, интересны только подросткам.
Август 2010 года
Мне кажется, бог зол и постоянно требует жертвоприношений. Послав вам удачу, он тут же требует компенсации. Но он и справедлив. Приняв от вас жертвоприношение в виде случайного несчастья, тяжелой болезни или крупной неудачи, он тут же посылает вам какой-нибудь неожиданный подарок судьбы.
Научись в каждом предмете находить для себя что-то интересное.
Февраль 2011 года
По-видимому, бог - гениальный шахматист. Он ведет свою тонкую игру, в которой мы всего лишь пешки. Он может превратить нас в ферзя или любую другую фигуру, либо пожертвовать нами ради только ему понятных целей.
Март 2011 года
Напрасно искать какую-либо логику во взаимоотношениях людей: в них царит абсурдное и иррациональное начало. Никакие правила религиозной или светской морали на них не действуют. "Чем хуже, тем лучше" - вот их закон.
Бог создал людей и окружающий их мир на доброй, разумной основе, но своим наместником на Земле оставил дьявола.
Речь большинства политиков - это набор традиционных фраз и однообразных заклинаний, в которых нет ни одного слова правды. За этой плотной завесой скрывается их хищное и своекорыстное существо.
Апрель 2011 года
Так наз. свобода выбора - это иллюзия, и бог (или дьявол) играет нами, как захочет. На самом деле, у нас есть только свобода выбора умереть раньше времени.
Теперь даже школьники говорят, что чтение фэнтези такое же пустое убивание времени, как и большинство компьютерных игр. Мое мнение, что фэнтези - это паразит на теле литературы. Читать о том, что никогда не было, не бывает и не может быть в принципе - бессмысленное занятие. Фэнтези - это всего лишь товар в яркой упаковке. Как элемент массовой культуры она находится на литературной периферии, способствует отупению и деградации читателя.
Все мировые религии рождены мечтой лучших умов о царстве справедливости и добра. Но люди своим стяжательством, тщеславием, догматизмом, мракобесием и жестокостью извратили их настолько, что их создатели ужаснулись бы полученным результатам.
Людям свойственно переоценивать деяния предков и чрезмерно возвеличивать героев древности. Часто они не замечают гениев настоящего, но поклоняются менее значительным личностям прошлого. История для них становится своего рода мифом со своими Медеями, Андромахами и царями Эдипами, приобретающими вселенское и вневременное значение.
Если оценивать человека высоко, то вызывает недоумение окружающий его мир злобы и несправедливости. Если оценивать его справедливо, то всё сразу встает на свои места.
Июнь 2011 года
Я думаю, для отдельно взятого человека путь добра вопреки окружающему его миру зла оправдан. И хотя путь этот тернист, а иногда смертельно опасен, на нем рождаются новые праведники и герои.
Не стоит искать в исторических фильмах реальных героев и фактов. Все они поставлены "по мотивам" исторических событий и не могут считаться ни хроникой, ни документом. Киноискусство имеет свои внутренние законы, в соответствии с которыми стремление к художественности, да и просто занимательности ведет к подмене действительности красивым вымыслом. Оно не только опирается на различные исторические мифы, созданные в угоду политической конъюнктуре. Оно само творимая легенда (по поводу сериала "Котовский").
Поражает крайне спокойное, если не прохладное, отношение древнегреческих философов к своим богам. При этом вся последующая философия настолько пронизана и переплетена с христианской догмой (особенно в России двух последних веков), что разница между философией и собственно теологией почти стирается.
Июль 2011 года
Я думаю, каждый настоящий философ вполне самодостаточен. Его учение можно ругать, хвалить, трактовать в угоду политическим веяниям, причисляя к различным "измам", но оно навсегда останется таким, каким его создали - отдельным, независимым миром.
Удивляет, как современные российские "философы" после поражения в холодной войне и крушения социализма в мгновенье ока превратились из материалистов в идеалистов. Вы могли бы себе представить обратное превращение Сократа в связи с проигрышем Афинами Пелопонесской войны или Гегеля в результате захвата Пруссии Наполеоном?
В Советском Союзе если и не издавали слишком одиозных для коммунистической идеологии философов, вроде Ницше, Шопенгауэра или Штирнера, то, по крайней мере, посвящали им отдельные пусть даже критические, статьи в отраслевых энциклопедиях и словарях. Современные российские "философы" в аналогичных изданиях подробно разбирают учение какого-нибудь второстепенного американского или западноевропейского философа, известного только своим студентам, но Маркса, Энгельса и Ленина как мыслителей игнорируют. Для них "Святого семейства", "Нищеты философии", "Анти-Дюринга", "Немецкой идеологии", "Диалектики природы", "Философских тетрадей", "Материализма и эмпиокритицизма" просто не существует по принципу: "нет социализма - нет марксизма".
У всякой критики своя критическая масса,
Ей часто недостаточно словарного запаса,
И быстро разогревшись в полемическом пылу,
Она напоминает больше злобную хулу.
Наше общество заражено геронтофобией. Мало того, что на хорошую работу берут только до 35 лет, но и на бытовом уровне унижают и презирают пожилых людей. Скажите, пожалуйста, чем хуже "старая кляча" и "старый развратник" молодых? Или "выживший из ума" лишенного ума с детства?
Жаль, что судьба диктует нам свои решения, а не мы ей.
Барон Брамбеус (О. И. Сенковский): "Есть ли у вас хорошие книги?" - Нет; но у нас есть великие писатели. - "Так, по крайней мере, у вас есть словесность?" - Нет, у нас есть только книжная торговля.
Великой русской литературы больше не существует. Обломки ее еще барахтались на поверхности в послевоенный период, а сейчас и вовсе исчезли из вида.
Компьютерные программы не только развеяли ореол избранности чемпионов мира и супергроссмейстеров, но и отчетливо показали, что для них шахматы - в большей степени не игра умов, а игра нервов, в которой они почти никогда не бывают равными самим себе.
Демократия как форма государственного правления выявила свою слабость во время Второй мировой войны, когда была фактически разгромлена гитлеровской Германией. Демократия и сейчас показывает свою неспособность справиться с экономическими кризисами, международным терроризмом, ростом преступности, наркомании, проституции и миграционными проблемами.
Художественная литература - это не философский трактат, который надо трижды перечитать, чтобы до конца понять.
Классическая философия ищет систему в хаосе, философия постмодернизма сам хаос делает системой.
В афоризмах главное - лаконичность, ясность, законченность и парадоксальность мысли с элементами провокации, чрезмерного обобщения и даже преувеличения (для большей яркости). Своей смелостью они могут вызывать не только сомнения, но и полное несогласие с ними. Это их отличает от обыденных суждений.
Август 2011 года
Ребенок воспринимает свою жизнь как локальный линейный процесс. Взрослый ощущает свою взаимосвязь с другими живыми и умершими людьми, а также с земным пространством и временем (прошедшим и будущим). Мудрец постигает свою связь с бесконечностью и вечностью космоса.
Гений может любить талант, но талант - гения никогда (по поводу Моцарта и Сальери).
Социализм... Какую хорошую идею погубили!
Читая книги, пропускайте предисловие. Иначе потом вы не сможете отличить своего личного мнения от навязанного вам извне, либо попросту забудете, что в нем было написано. Лучше это сделать в конце, тогда вам особенно будет приятно обнаружить, что ваше мнение во многом совпадает с мнением специалиста, написавшего это предисловие.
Сентябрь 2011 года
Там, где царит слепая вера,
Не разум правит, а химера.
Достаточно сказать пару звучных малознакомых иностранных слов, и ты тут же приобретаешь репутацию умного человека. Печальнее всего, что пустые фразы, обильно приправленные ими, могут дурачить целые народы.
Октябрь 2011 года
Н. Г. Чернышевский писал: "Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему". Очевидно, и о боге можно сказать нечто подобное (с учетом того, что в пантеистических религиозных и философских системах природа обожествляется).
Учение о дискурсе интересно тем, что в большинстве своем связанная с ним фразеология (как в устной, так и в письменной форме) обслуживает интересы политической власти, олигархии и определенной группы поддерживающих их интеллектуалов. Например, демократическая фразеология, преобладающая в ведущих странах мира, не только безраздельно господствует в них, но и манипулирует сознанием народных масс всех зависимых от них стран.
Позируют американские кинозвезды, раздаются "Оскары", тратятся миллионы. И все это ради того, что даже искусством нельзя назвать. Каков зритель, таково и кино: раз он готов платить за пустышку, значит, он ее и имеет.
Ноябрь 2011 года
Всякая религия - это своеобразная философская система, некритически усвоенная массами, возведенная в догму и законсервированная на многие века.
Казнь Сократа и Иисуса из Назарета - это равновеликие события, которые одинаково потрясли их современников. В первом случае это привело к формированию множества различных философских школ и классической древнегреческой философии в целом, во втором - к массовому распространению христианства. Я не считаю гибель Сократа менее значительным событием, чем смерть Иисуса еще и потому, что польза философии для человечества бесспорна, а вот польза всякой религии сомнительна.
По сравнению с философией, религия - это вещь в себе и для себя. Если первая способствовала созданию всех наук, то внутреннее развитие второй вело либо к мертвой догме, либо к сектантству - вещам не столько бесполезным, сколько вредным для людей.
То, что я писал в советское время, напечатать было нужно, но невозможно. Теперь напечатать это можно, но не нужно.
Декабрь 2011 года
Коммунистическое общество навсегда останется недосягаемой целью для человечества, потому что оно неспособно справиться с присущей ему от природы жадностью и ленью.
Январь 2012 года
Статьи Добролюбова, обличающие самодурство героев пьес Островского, вполне актуальны и для нашего времени. Увы, самодурству нынешних начальников, опьяненных своей безграничной властью над подчиненными, нет предела: жестокое, часто беспричинное преследование хороших работников и необъяснимое поощрение и снисходительность к лентяям и бездарям; принятие самоубийственных для фирмы решений, невзирая на настойчивые предупреждения специалистов; грубость, чванство и моральный садизм по отношению к сотрудникам фирмы. Их ругают за мелкие проступки и прощают крупные, ими постоянно понукают, загружают срочной работой, которая уже на следующий день может оказаться никому ненужной. Как правило, такие начальники руководствуются не требованиями логики и пользы дела, а своими капризами и настроениями. Все это создает в фирме атмосферу полного хаоса и абсурда, дезориентирует нормальных работников, держа их в состоянии каждодневного нервного стресса, лишает их всякой инициативы, способствуют неоправданной спешке, штурмовщине и совершению ими серьезных просчетов. И наконец, в полном соответствии с Добролюбовым, отсутствие у самодуров "прямого и здравого взгляда на вещи" позволяет хитрым и подлым людям, нашедшим это слабое место в своем начальнике, ловко манипулировать им в личных целях, натравливая его на других сотрудников и расчищая себе место под солнцем. В результате такие самодуры терпят полное поражение и бывают с позором изгнаны вышестоящим руководством. И вот тут в них вдруг просыпается позабытая ими человечность: уходя, они становятся такими чуткими, понимающими и доброжелательными, расхваливая перед новым начальником своих подчиненных, которых еще вчера так безжалостно третировали и унижали.
Февраль 2012 года
Мы никак не можем приспособиться к времени: в Советском Союзе нас не печатали за безыдейность, в России - за идейность.
Раньше у нас были такие хорошие переводчики, что мы литературу любой страны воспринимали как собственную.
Март 2012 года
В глобальном, философском смысле бытие закономерно, а рождение, жизнь и смерть каждого отдельного человека - случайность. Он всего лишь пылинка в космосе.