Конечно, при изложении своих мыслей на бумаге думаю я совсем иначе, нежели находясь в пути. Во втором случае цепочка мыслей очень коротка и, что особенно важно, она не имеет логического развития, отступления от основной идеи, попавшей в голову. Оборвавшись на полпути, мысль пропадает, а на её месте оказывается совершенно другая, никак не связанная с утерянной, тогда как при закреплении основы мысли на бумаге, либо как-то ещё, продолжение всегда возможно и оно появляется не путем продумывания, а исходит из самогО закрепленного на бумаге текста. Так, вероятно, пишутся романы или повести, когда писатель творит попутно, не заправляя мозг "горючим" сразу на всю "дорогу". В таких случаях главнее всего начало. Если оно удачно, то продолжение столь же естественно как если бы перед глазами был подробный план повести, ибо даже задуманнная повесть по ходу дела чаще всего изменяется в не вообразимую заранее сторону, становится удивительной самому автору. Это есть феномен. /Так, по-моему, запутался Гоголь во втором томе "Мертвые души", не найдя с самого начала искорки, могущей быть раздутой до пожара страсти./
Немножко прихворнул, продутый сквозняком на своей же кухне при открытом окне. Мог бы, конечно, не откладывать ни утренней прогулки, ни поездки на дачу, тем более, что вчера уже смирился с тем, что никаких иных развлечений, кроме как ухода за газончиком на даче, у меня быть не может, но, чуть подумав, решил, что эта небольшая хворь есть лишь сигнал - не увлекаться намерениями - и никуда не пошел, ни поехал.
С трудом вчера пытался дочитать Мейлера, но так и не смог: все время уходит на облюбованную тему - стиль изложения, отвлекаясь при этом от провокации начала романа и, когда уже устаешь, повествование неожиданно цепляется за случайности, словно репей за штаны, и всё начинается сначала. Это меня утомляет, ибо, к сожалению, то, что заставило читать длинное произведение, непрестанно повторяется, как если бы мне понравился чей-либо нос и потому следовало бы рисовать именно такой нос у всех портретов своих натурщиков. Скучно.
Всё реже подхожу и к столу с деликатесами из орехов, изюма и печенья - надоело. Не надоедает только звучащий в магнитоле голос Каллас. Это невероятно!!! А вообще, есть у меня ещё одно увлечение - искать уникальных авторов в любом виде творчества, включая даже характер ограды старенького домика на окраине деревни, не говоря уже о музыке, рисунках или рассказах. Но, вероятно, я слишком много хочу и потому мои "походы" чаще всего безрезультатны. Я подолгу топчусь возле двух авторов: Добычина и Дега; настойчиво ищу продолжения рисунков Александра Яковлева или Николая Фешина; подобных Каллас по определению уже нет и не будет; а в архитектуре случайно выискал Кричевского В.Г. с одним лишь сооружением "пид Полтавой" и не могу глаз оторвать от совершенства выразительности здания. Мало того, что беспрецендентна архитектура, но вместе с тем никаких заскоков в заумность: совершенство всегда есть совершенство, замутить которое разумам претенциозности невозможно, невозможны и подражательства, ибо повторить совершенное значит доказать его несовершенство. И в этой связи все перечисленные имена есть авторы совершенства.
Кстати говоря, я не показываю рисунки, сделанные по заказу, то есть как портреты с заказными эффектами: там нет "меня". И потому рисунки Фешина, как заказные портреты, отличаются от его же набросков или рисунков, сделанных "для себя", в худшую по качеству выразительности сторону и было бы лучше не публиковать их составителю альбома. В этом смысле Серов, делая портреты знаменитых заказчиков, всегда вынужден был конфликтовать с ними по поводу выразительности, вплоть до отказа от портрета. И правильно делал. Подобная история случалась и у Дега, но он не брался за портрет, если чувствовал претенциозность заказчика: других заказов было достаточно.
Есть ещё одна тема, не продуманная мною, но часто задеваемая вопросом что значит? "уметь что-то сделать". Мне думается, что ответ может быть таким: "умеет сделать тот, кто получив заказ, умеет найти в опыте как своем, так и других людей, достигших признанных пределов выразительности произведения, примера для руководства при исполнении заказа." Следовательно, если ты, например, взялся проектировать или строить себе или кому-либо дом, то умей найти информацию по подобного рода сооружениям, чтобы не изобретать всё с начала. Но чаще всего мы поступаем прямо противоположно, игнорируя опыт поколений, но выставляя себя как основоположника... глупости. Все это нескрываемо проявляется, например, в поселке индивидуальной застройки, не ограниченной никакими нормами. Но примеров подобного рода более, чем достаточно в любой области знаний /даже в автомобилестроении/ и потому вред обществу от такого отношения к производству чего-либо неизмерим, ибо он и воспитывает более всего. Представляю себе станцию метро в Москве, проектированием и строительством которой занимался бы какой-нибудь условный "прохоров". В этом смысле поговорки: "старый конь /при вспашке/ борозды не портит. Но и не пашет." вторую часть следовала бы смягчить продолжением: "..,но это все же лучше, чем доверить вспашку молодому коню."
* * *
Человеку с воображением, каким, вероятно, я обладаю, трудно читать страницы, когда на одной из них немолодой герой, мало тренированный - ибо профессор какой-то науки - в драке поднимает, обхватив соперника со спины, грузное, тяжелое тело "раз пятнадцать-двадцать ударяя его об пол", потом ещё спускает его с лестницы, потом ещё чего-то, затем пьёт несколько бокалов вина,... а на следующей/странице/, ничтоже сумняшеся, не чувствует физических последствий борьбы, легко, хотя и мысленно, преодолевая тридцать маршей по лестнице отеля, не желая подождать пары минут лифта. И при этом у него ничего не болит. Конечно, это мелочь, тем не менее, как-то выходишь из образа свидетеля происходящего.
И ещё. Есть книга, раскрыв которую и прочитав десяток строк, резко останавливаешься и волею инстинкта прекращаешь чтение, закрывая обложку. Есть книга, которая не вызывает интереса, тем не менее пытаешься разглядеть чего-то и так все триста страниц всё пытаешься-пытаешься, но так ничего и не находишь. Но даже уже поняв, что ничего не найдешь, не чувствуешь в себе сил прекратить чтение. И сегодня это Мейлер.
В принципе, автор и должен писать так, как пишет Мейлер: текст...текст...текст и никакого сюжета, весь вкус чтения должен принадлежать буквам и словам, ничего не выражающим, кроме понятий. Каждая строчка текста как бы и есть книга или глава книги и, прочитав её, ты способен судить и книгу и автора. Да, так, но Мейлер чуть перестарался: последнюю главу "Американской мечты" я читал по диагонали с одной лишь целью поскорее закончить это чтение, не зависимо от того, чем оно ни закончилось бы, ибо это уже не имело никакого значения: я давно "начитался" автора, и теперь уверен, что на каждой странице книги должно быть либо убийство, либо предательство, либо что-то ещё схожее с перечисленным, меня мало интересущим. Дочитав до конца, которого по сути и не было, а была только усталость самого автора, я вместе с ним облегченно вздохнул и закрыл страницу.
"Вероятно, безумие проникает в нас вместе с воздухом, проходит сквозь
жернова крови и с выходом выходит наружу. Но в некоторых случаях оно
проникает в душу. Некоторые люди впускают в себя безумие и обуздывают его
железной дисциплиной воли. Запирают безумие на замок. И оно расходится по
телу и поглощается клетками. Клетки сходят с ума. Это и называется раком.
Рак -- это произрастание безумия, наличие которого отрицается. И в этом
трупе я разглядел безумие, проникшее в кровь, лейкоциты задушили печень,
селезенку, увеличенное сердце и фиолетово-черные легкие, проникли в кишечник
и породило этот смрад."
Это цитата из Мейлера, где я опять встречаюсь с "безумием" как неуправляемым инстинктом и разумом/воля/, являющимся причиной драмы жизни.
17-е мая
Обуздание хотя бы одного собственного инстинкта неизбежно настраивает тебя на продолжение. Тебе уже могут не нравиться другие твои инстинкты, обусловленные нормами нравственности. Но прежде всего, конечно, те из них, которые обусловливают твои проявления в личной жизни, твоей как обывателя. Осознав, например, вред экономности в расходах на основные нужды, переходишь далее к беспечности в расходах иного плана, не отдаляясь, тем не менее, от осознания поступков, то есть не заменяя один вредный инстинкт другим, не менее вредным.
Несколько труднее с преодолением этих самых норм нравственности, оформленных безусловными понятиями как честь, совесть, воспитанность, мужество, гордость и много-много подобных. Все ли они достойны того, чтобы инстинктивно сковывать себя ими? не знаю. Обществу в целом это бесспорно необходимо, как необходимо коррупционеру призывать к борьбе с коррупцией или трусу к проявлению мужества. Но есть убедительные доводы сознания, что все это не так ясно, ибо общество в целом инертно в своих проявлениях, обусловлено в значительной степени суевериями, догмами, внушениями, неоправданными страхами, на мякине которых произрастают многие пороки. И сознание в этом смысле обороняет собственные пределы, не позволяя своим инстинктам расслабленности. "Почему я должен это делать?" - возмущается оно и не делает, ожидая наказания. Но наказания не происходит и сопротивление оправдывается.
Но не хотел бы переносить эти предположения далее границ своего жилища, мне это не надо, как не надо популярности своих рисунков, ограничивая её вниманием любопытствующих.
Бег на лыжероллерах по городским тротуарам даже во внеурочное время неоднократно омрачался злобными проявлениями встречных пешеходов и автомашин. Инстинкт сопротивления предполагает в таких случаях ответную реакцию, но сознание находит довод в пользу сохранения выдержки, выражающейся в форме внешнего безразличия. И это оказывается оправданным, ибо с некоторых пор - в принципе, человек впыльчивый - я испытываю ощущение выигранного сражения со своим инстинктом. И оно, оказывается, более благостно, нежели успех сражения с каким-нибудь подонком. К счастью, я никогда не имел хоть как-то выраженного инстинкта зависти, никогда не помышлял выпросить что-либо у родственников, не говоря уже о товарищах, я просто лишен таких инстинктов. Правда, были другие, мешавшие мне по жизни. Но о них уже поздно говорить: нет поля их применения.
19-е мая.
Реакция на диспут в телевизоре: на все фобии Россия нашла решение - необходимо делать именно то, чего ожидают и чего боятся русофобы и всё образуется само собой. Но оправдываться в приписываемых нам акциях неприлично.
Довлатов: "Чем объясняется факт идентичных литературных сюжетов у разных народов?
По Шкловскому - самопроизвольным их возникновением.
Это значит, что литература, в сущности, предрешена. Писатель не творит
ее, а как бы исполняет, улавливает сигналы. Чувствительность к такого рода
сигналам и есть Божий дар."
И не только в литературе.
Драма моей жизни в том, что нельзя сохранить эту жизнь, питаясь только овсяной кашей со сливками. Всё остальное, находясь вне конкуренции, нагло вторгается под разными предлогами в меню моего обеденного стола.
Есть понятие - удивить и есть понятие - поразить. Под первое попадает то удивительное, которого достаточно на один взгляд, поразительное же требует разгадки и потому чревато повторами.
Так и в рисунке: живопись Яковлева может меня удивить, но поражает только его графика в набросках; то же происходит и с Фешиным: рисунки "для себя" поражают, но рисунки "на заказ" лишь удивляют, хотя по сути сделаны одной и той же рукой. Удивительное вызывает желание попробовать повторить; поразительное - только смотреть и смотреть.
К сожалению, категорически нельзя беспокоиться о привлекательности для зрителя или читателя написанного или изображенного. Это может исказить изображенное до неузнаваемости самого себя. Но, к слову сказать, это, как раз, и труднее всего; зритель всегда маячит перед глазами, затеняя мысли, ибо тщеславие - инстинкт непобедимый.
Литературные истории, практически, не оставляют в душе заметного следа, ибо перемешиваются с реальностью, а поскольку в жизни, с исторической точки зрения, мало что меняется, то новейшие события наглухо перекрывают доступ к памяти прошлых лет. Одновременно настоящие истории на фоне происходящих реальных событий, по определению, не могут быть настолько интересны, чтобы выпятиться. Остающееся... см. TV.
Я плохо знаю жизнь по одной простой причине: все те, кто мог бы напитать её, эту жизнь, разноцветьем своих проявлений, были мною же отодвинуты в сторону, точнее, я избегал общения с ними, едва заметив черты того, что не мог воспринимать как симпатию. Таким образом вокруг меня оставались только те, кто не отличался разнообразием от меня самого. Но в этом и состоял наш общий интерес.
Мой товарищ, преподаватель гимназии, где по каким-то мне не известным критериям отбирали для поступления ребят из семей достаточного воспитания, рассказывал, что когда однажды в эту гимназию, вероятно по протекции, влился чужак и повел себя, мягко скажем, уникально, с ним просто никто и никак не стал общаться.
Вот и я до сих пор так ни с кем и не общаюсь - в том числе ещё и по той причине, что не возлагаю надежд на использование в личных интересах каких-либо полезных связей потенциального товарища - и книги авторов не исключение, если они случайны на моём столе. Но если книги рекомендованы, то, прежде чем отодвинуть от себя такую книгу, я долго и добросовестно вчитываюсь в текст в стремлении понять не столько автора, сколько рекомендующего. И тогда начинаю понимать бессмысленность любых комментариев к твоим проявлениям, ограничиваясь самооценкой. И это несколько снижает накал страсти, называемой тщеславием, оставляя возможность серьезной работы.
20-е мая
Любое дело благостно, если каждая капля его, каждый этап или фрагмент может быть оценен тобой.
Чуть посидел на газончике, сделал-то полтора квадрата, а результат заметен. Радует! И совсем не нужно чьей-то похвалы, хуже того, может произойти недовольство. Так и в литературе: написал абзац, насладился удачей и закрой cover.
Кстати говоря, ни где так не плодотворен процесс мышления, как на стрижке газона ножницами - механическая работа! Возможно "ЭТО" явилось следствием такого сидения на травке.
21-е мая
Альфред де Мюссе - "Исповедь сына века": "В человеке несомненно живут две
тайные силы, которые борются между собой до самой смерти: одна,
прозорливая и холодная, придерживается действительности, обдумывает,
взвешивает ее и судит прошлое/разум - "заметки"/;
другая/инстинкт/ жаждет будущего и устремляется к
неизвестному. Когда страсть побеждает человека, рассудок следует за ним,
рыдая, и предупреждает об опасности, но как только, послушавшись голоса
рассудка, человек остановится, как только он скажет себе: "Это правда, я
безумец, куда я шел?", страсть крикнет ему: "А я? Значит, я обречена на
смерть?"
Он же: "Вот что говорило тело:
"Человек находится на земле, чтобы удовлетворять свои потребности. У
него есть большее или меньшее количество кружочков желтого или белого
металла, которые дают ему право на большее или меньшее уважение. Есть,
пить и спать - это и значит жить. Между людьми существуют известные узы.
Дружба, например, состоит в том, чтобы давать взаймы деньги, но нам редко
случается иметь друзей, которых бы мы любили для этого достаточно сильно.
Родство служит для получения наследства. Любовь - телесное упражнение.
Единственное наслаждение уму доставляет тщеславие".
Выписки цитат из читаемых мною в настоящую минуту авторов есть более сдержанная, более определенная трактовка мысли, пропитывающей меня самого.
24-е мая
Крестьянско-дачная жизнь приучила меня всё светлое время дня проводить в "поле". Правда, не совсем, чтобы в поле, а на грядках, в лесу, на озере...Тем не менее просыпался я с рассветом, а выходил к делам раньше, чем появлялись проблески солнца в ветвях старых сосен. Эта привычка к раннему пробуждению сохранилась и теперь, когда я перебрался в город.
Раскрывая глаза в четыре утра беру планшетку и сразу, не покидая постели, начинаю закреплять на бумаге мысли или идеи, беспокоившие меня ночью. Чаще всего это беспокойство за оставленные незаконченными прошлым днем записки.
Вчерашние рассказы "от первого лица" как раз такими и остались. Если бы они велись от имени "Белкина" может быть все бы и сошло, но "от первого лица" что-то не складывалось. Читатель невольно ассоциирует меня, автора, с главным героем и в этом смысле справедливо может осуждать мою "проворность", а по сути выпендреж: всё "я" да "я". Но ведь рассказ "от первого лица" имеет тот смысл, чтобы доказывать художественными средствами значимость личности в установлении порядка, системы отношений, при которых только и возможно логическое завершение начатого. По ленинскому принципу "главное - ввязаться в драку, а там посмотрим..." не всегда заканчивается ожидаемым результатом, а чтобы был этот ожидаемый результат и нужна ЛИЧНОСТЬ, способная найти такой ход процесса, который САМ ПО СЕБЕ устанавливает порядок, гарантирующий успех. Этот фактор чаще всего упускается при решении многих проблем.
И вот ищу варианты художественных доказательств и не нахожу пока.
По сути я должен ещё более сочно оживить мучения главного героя, насытить его сомнениями, доказательствами, попытками, опытом неудач. Но тогда рассказ расползется, позиции героя размягчатся до неуверенности, чего тоже допустить нельзя, достаточно "непонимания" происходящего, его инстинктивности, как случайно поселившейся в геноме героя, ибо таких уникомов много не может быть. Следовало бы и геном этот осторожно, словно осиное гнездо, пошевелить в стремлении определить или почувствовать его реакцию на устойчивость или беспечность, например, насколько он жаден, зол, жесток, растяпист и тому подобное, чтобы гласно исключить неприемлимые для героизируемой личности качества.
Короче говоря, тема неописуемая во времени и придется, вероятно, остановиться на том, что есть, с таким вот предисловием. Хотя и это - неизвестность; почему бы завтра не появиться подсказке?
25-е мая, среда
Вот только сейчас дошло, что резина камер также, как человек, как железо и бетон стареет, подсыхая и теряя элластичность, трескаясь и разваливаясь. А я попрежнему удивляюсь проколам камер колес на сухом и ровном асфальте. Вот и вчера якобы проколол камеру лыжероллеров; с огромным трудом разбортовал эту, потерявшую элластичность покрышку, с неменьшим трудом извлек камеру и обнаружил "прокол" там, где его никак не должно было быть. На замену взял другую ранее подремонтированную и в накаченном состоянии висевшую на крючке. А она как пластмасса: ничего не вышло с заправкой.
"Действительно", - подумал я, - "и резину и металл и бетон так же варят, как хозяйка варит кашу: чуть ошибся и - каша испорчена". Правда, резину "варят", думаю, с умыслом: "зачем вечная резина?"
Посмотришь вокруг: очередь за молоком не уменьшается; в часы пик и в супермаркетах не протолкнуться; соседки по даче-пенсионерки всё чего-то пристраивают: одна забор металлический соорудила, другая баню городит. А кого мыть собирается - ума не приложу?
И только когда окажешься у телевизора ощущаешь как замучились от безпримерной нужды все эти крикуны в смокингах, в рабочее дневное время рассуждающие о кризисе. Или Греф, ссылаясь на опустошение своих банков бедствующими гражданами, как раз и делает всё то, что бы граждане эти забрали свои вклады, вводя то какие-то дикие карты maestro, то отказываясь принимать квартплату, то обманывая на депозитных процентах: доверие к сбербанку исчезает на глазах, люди не хотят там ничего оставлять, опутанные этими новшествами. К тому же, почта вводит комиссионный сбор за внесение платы за квартиру и теперь там стало посвободнее, расчетные центры ЖЭКов вообще содержат эти центры за счет квартиросъемщиков, которые не понимают этого. "Всё смешалось в доме Облонских!"
* * *
За окном дождь и холод.
Задуманная со вчерашнего вечера ещё одна поездка за ингредиентами почвенного состава для полноценной перезимовки перцев и, как следствия, их раннего урожая, откладывается. Длительная пауза в ремонте колеса роллеров сегодня утром удачно завершилась отработкой технологии заправки камеры под шину, что в лыжероллерах крайне непросто, а для меня так это вообще драма, ибо не люблю и не выношу психологично всякую техническую возню, будь то велосипед, компьютер-телефон, терминал или банкомат, то есть всё то, в чем участие как обязательство. Но это не значит моей неспособности постичь премудрости взаимоотношений с ними, просто всякие обязательства меня напрягают до отвращения.
Но необходимость высидеть этот день невольно подтягивает меня к монитору и, не имея лучших идей, гоню всякую пургу. Например, истерика форума по тресковой печени заставила и меня проникнуться ею, истерикой, ибо это мой привычный продукт обеденного стола, но вся деликатность отношений с ним та, что съесть банку печени даже за три дня проблематично: затошнит на второй день; съесть же её, эту банку, точнее, печень из этой банки, за неделю, что вполне удовлетворило бы меня, ещё проблематичнее. И вот я пробую-пробую, оставляя впрок всё больше и больше и не боясь в нужный момент выбросить подозрительное, что в конце-концов и растянул содержимое на пять-шесть дней. И остался жив, что особенно удивительно! Правда, риск был только в том, что знатоки, утверждая безопасность хранения жирного в морозилке, оговаривают некоторые последствия для самого мяса, а не едока: оно может превратиться в кашу. Но при четырех-пяти градусах этого тоже не происходит и таким образом я получаю вариант решения.
Дело ещё в том, что с тридцатого мая появится изобилие овощей с балконной теплицы: к огородной редиске и луку добавятся сладкий перец, помидоры и огурцы. Все они поспевают строго по графику, не отступая ни на один день и потому я могу планировать меню задолго до созревания. Печень трески это единственный продукт, которому они, овощи, позволят посидеть за обеденным столом рядом с собой.
* * *
Ещё один небольшой порыв "пурги".
Наши любители садоводчества, подобно торгашам, вносят разнообразие в обычную торговлю фальшивыми семенами - и это должно быть поощрено моею индиферентностью - стали продавать рассаду помидоров, огурцов, перцев и прочего растительного материала, но их риск потерь непроданного должен, как и в супермаркетах, перекрываться ценой проданного, то есть страховыми накрутками. Лично меня это устраивает, я готов к таким расходам, ибо рассада, в отличии от семян гарантирует урожай, как гарантируют качество дорогостоящие продукты известных сетевых магазинов, там тоже по признанию, в частности, Галицкого, заложены страховые накрутки, что и отражается на цене. Но ведь лучше чуть переплатить за "съедобный" продукт, чем выбросить фальсификат, убедившись в его несъедобности.
Это я к тому, что балконная рассада огурцов может вырасти к сроку и в довольстве как огурца, так и едока огурцов только при гарантии качества семян и разнообразии сортов. Но где я найду столько места и столько посуды, чтобы заниматься разнообразием? Следовательно, рассада, выращенная специалистами, дает мне такую гарантию, не требуя ни места, ни посуды, поскольку выбор происходит непосредственно на рынке, а моя потребность не больше пары кустиков щедроплодоносящего растения. И почему бы не оплатить расходы?
26-е мая
Несмотря на довольно приличный ветерок плюс моё движение навстречу этому ветерку выветрить забравшееся в голову недовольство рассказом "...NON GRATA" не удается.
Вероятно, мне хочется оправдать психологичность ситуации либо как естественное следствие нахождения в определенной среде, либо как несовершенство моего собственного инстинкта, не обусловленного в достаточной степени усилиями разума. В конце-концов всё происходящее происходит из необходимости и потому, во-первых, надо спокойно, без эмоций ко всему относиться; во-вторых, провокации инстинкта нужно воспринимать, как виртуальные в условиях слабости разума, то есть непритворные, действительные, тем не менее непростительные.
Таким образом "моё" /главного героя/ назначение явилось не случайностью, как можно подумать из текста прежнего формата рассказа, а обычным звеном в цепочке приручения "недостаточно воспитанного" индивида, в то же время способного и эту способность следовало бы использовать на благо процветания данной среды. Так обычно и бывает, когда в коллективе появляется новый человек его начинают испытывать, стараясь выявить в нем те черты характера, а по сути те инстинкты, которыми коллектив, а прежде всего руководящий состав его, может попользоваться. Если такие инстинкты обнаруживаются, то человек вливается в среду, становится управляемым, его продвигают или тащат за собой. Но если прививка не удаётся, то на некоторое время человека исключают из среды, дают одуматься или опомниться, а затем снова вовлекают в ту же среду. Вот какая длинная преамбула могла бы объяснить всего одну строчку прежнего рассказа: "жестко и несправедливо наказали в несчетный раз". Герой находится в обойме элиты, но не будучи достаточно воспитанным, нуждается в перманентном ощущении недовольства со стороны власти. И когда он, герой, действует вызывающе, наперекор традиции, власть это своё недовольство и выражает в форме наказания.
В формате рассказа это может выглядеть в диалогах с властью, в возражениях, в искусственных преградах, но чаще всего в добровольной передаче героем рассказа своей инициативы в моменты удачных исходов частных операций, то есть герой, догадавшись, не сам должен реализовать догадку - в данном случае решение проблемы сокращения срока строительства - а получить её в качестве подарка /совета/ начальства; обращаться с предложением переработки проекта не к министру, а по длинной цепочке своего руководства; и тому подобное. Действительно, так и бывает на самом деле. Если ты хочешь счастливой карьеры, то свои идеи дари ближайшему своему руководителю для последующей передаче по этапам и вся цепочка оторвет себе по кусочку радости. А то что же получается? "хочет всё заграбастать! так не пойдет".
И в этом смысле сюжет, где герой все-таки получит максимум, должен строиться именно по такой схеме и если даже он в какой-то момент запнется, не осознает своей неосторожности, то в крайнем случае лишение части премии может стать фактом предупреждения этой неосторожности.
В таком формате рассказ мог быть значительно интереснее, сочнее, но моя чрезмерная говорливость трудно поддается ограничению и, боюсь, что такой формат может просто испортить саму идею, сам смысл посыла: "исключительность" ситуации + неизбежность финала.
Но попытаться можно.
Моя проблема в том, что меня не интересуют события как таковые: они во всех случаях банальны, но не банальными могут быть проявления личности в обычной ситуации и это должно, как мне кажется, интересовать меня в рассказе, одновременно не размазывая сметану по тарелке. Я как бы вспоминаю прошлые события, достоверно зная источники причин поведения руководства и одновременно не осознавая своё собственное поведение почему тогда я поступил именно так, а не иначе. Ведь не мог не догадаться о последствиях. Что это было? инстинктивность? или глубокий, но глупый расчет? А сообщать известные истины занятие не тривиальное?
/Вот, говорят, что американцы хотят взять Ракку, отказываясь при этом от помощи России. Они рассчитывают на электоратский эффект в ноябре и готовы рисковать. А если не возьмут? проиграют выборы? не глупо ли?/ Так что чудят не только личности, а целые государства.
27-е мая, пт.
Всё происходящее происходит из необходимости, из крайней необходимости.
На роллерах прогулялся, но все остальные упражнения придется делать не выходя из квартиры - День Отдыха.
* * *
Не думаю, что президент не знает путей выхода из экономического кризиса: они, эти пути, давно известны и были воплощены Сталиным в тридцатые годы. Но как всегда "всякая палка о двух концах". Как только народ осознал свою силу он тут же начал "куролесить": чего стоит известный пример съезда партии, на котором Сталин был бы заменен Кировым, если бы тот не отказался. Это было причиной репрессий под надуманным предлогом, фактически же требовалось запугать потерявшую страх публику.
В такой же ситуации находится и нынешняя власть: малейшая неудача во внедрении сталинской практики может обернуться непредвиденными последствиями, ибо никто не гарантирован от внезапной потери своего поста, а затем и более трагических последствий. У Абамы нет заботы об экономике, она развивается и живет по своим законам, которые ею же и установлены, там президент лишь гарант суверенитета и могущества страны. Нам пока этот принцип не доступен, власть не может ослабить вожжи. Но и управлять этими вожжами всё труднее, уже доуправлялись. А без экономического могущества России никому в голову не взбредет мысль подружиться с ней.
Но, мне кажется, главная беда ещё впереди: простой народ выходит из повиновения, не видя возможности своего участия в управлении экономическим процессом. И потому жжет леса, получая затем возможность их рубки для продажи тому же Китаю, браконьерит икрой, не платит за пользование коммунальными услугам/я тоже не плачу, правда, по Постановлению суда, рассмотревшего жалобу коммунальщиков/, ворует на чем только может, то есть фальсифицирует всякое производство товаров и услуг. С этим-то как бороться?
Ну, и так далее. Меня лично всё это мало беспокоит/см. начало заметки/, на балконе зреют перцы, помидоры, начали сегодня цвести огурцы и, значит, через три-четыре дня стол мой будет настоящим натурмортом/nature/. Тем не менее интерес к такой кислой жизни не наполнен оптимизмом: негде покричать.
* * *
Судья такой же обыватель как и все мы и, возмущаясь юридической небрежностью коммунальщиков, продолжает оплачивать их услуги, делясь возмущением только со своей женой. Но вот на его стол ложится жалоба коммунальщиков на какого-то клиента по поводу неоплаты им счетов за услуги. И, как положено в таких случаях, клиенту предлагают письменно изложить досудебное пояснение причин его задолженности. И клиент, оперируя юридическими терминами, легко доказавает свою невиновность. Судья полностью с ним согласен, но во избежании недовольства своего патрона, консультируется с ним. И получает его согласие. Возможно, и тот консультировался ещё выше. Затем следует законное постановление в пользу клиента.
И только после этого судья облегченно освобождает и себя от обязательств по оплате незаконных требований коммунальщиков, вдобавок ко всему угрожая им санкциями.
28-е мая
До обеда как-то находятся занятия, чтобы не скучать, к вечеру могут быть развлечения, но в промежуток между ними либо отдых в форме дрёмы, либо чтение. Чтение почаще.
И вот читаю параллельно то Мюссе, то Достоевского. И тот и другой беспредельно рефлексируют и мгновенно вгоняют меня в эту самую дрёму, правда, недолгую. Очнувшись, продолжаешь всё сначала, забыв на чем остановился и задремал. Тяжелое чтиво, читаешь только ради того, чтобы понять их душевное состояние, побуждающее обоих к рефлексии. Если это их собственные переживания, переданные посредством воображаемого героя, то можно понять, но если надуманное только для того, чтобы замутить сознание чьё-либо, то - понимать не обязательно, ибо есть род фантастики нефантаста. По первому значению только удивляешься душевному безобразию, по второму усмехаешься и прогоняешь по диагонали.
И я не далек от рефлексомании, но, думаю, мои рефлексии иные: мне интересно понять то, чем вызваны мои переживания, чтобы иметь возможность ими манипулировать, чаще всего не давать им слишком возбуждаться. Действительно, если понимаешь источник возбуждения, то сознанием способен достаточно быстро его, этот источник, приглушить, загасить, залить собственной слюной, то есть заплевать. Это фактор практического применения результатов рефлексирования. Но если это рефлексирование наоборот приводит к раздуванию пламени страсти из искры подозрений, то увы и ах.
Таким образом начитавшись упомянутых авторов закрываешь страницы и с облегчением идешь к своим любимцам - балконным красавцам. Их "читать" можно бесконечно и, кроме радости, ничем другим не наполнишься, ибо забота о ком-либо сама по себе есть благотворение, но забота благодарственная, то есть дарящая благо и тебе самому, есть благо многократное.
В заботе же о людях всегда испытываешь опасение внезапного взрыва необъяснимой ненависти; вроде бы человек принимает эту заботу и одновременно предъявляет к тому, кто эту заботу выражает, неоправданные претензии. Вот вчерашний пример из поездки Медведева по Крыму: уж вроде бы всё сделала Россия для крымчан, но нет: "почему не будет индексации пенсии?" И в Сирии, по моему, никакой армии Асада нет, есть только забавные перестрелки между родственниками: опять боевики подходят к Дамаску, опять возвращают себе отвоеванные недавно у них селения, притворяясь на время покорными, чтобы получить у России еду и оружие. Может быть это не так, но у меня осадок от известий из Сирии именно такой. Надо было ограничиться помощью оружием и мотать оттуда.
Вообще, разобраться в происходящем невозможно и остается только соглашаться с тем, что происходит, реагируя рефлекторно и не более того. Если я пишу, то пишу не рассказ, мне нет дела до развлечений в этом смысле, пишу я только анализ ситуации, выражаемый словами, ибо думать без слов невозможно, а остановка в размышлениях грозит потерей тропинки к той цели, ради которой эти размышления возникают, ибо не мыслить невозможно, а сумбур мысли приводит к сумасбродству. Ну, а цель по сути одна - жить; жить, избегая драматических ошибок, не суетясь, не претендуя на непозволенное, то есть на то, что позволено Юпитеру; искать радости в обыденном, их достаточно для всех; сопротивляться невзгодам до конца, но поняв нехватку сил, с легкостью принимать поражение.
29-е мая
О чем бы я ни писал пишу я только то, что является поводом для опознания моего существования в качестве... А вот в каком качестве понять до сих пор не удалось. Хотелось бы числить себя человеком мыслящим, ибо только это может идентифицировать себя либо как homo sapiens, либо только как представитель фауны человекоподобных. И то и другое хорошо, но мне больше нравится raison d`etre, нравится подозревать, что в какие-то моменты мои действия, мое поведение определяет не инстинкт, а осознанное восприятие происходящего. Польза, конечно, не в ощущении, польза, прежде всего в возможности управлять своими инстинктами, невзирая на законы и правила, на нравственные нормы и приличия; практически это означает самоосвобождение. С некоторых пор я употребляю своё осознание там, где считаю нужным, что по сути тех самых нравственных норм является злоупотреблением, но оно, злоупотребление, поражает воображение только тех, кто одурманен суеверием, догматами общежития, злонамерениями во благо собственного величия и тому подобного. Они меня поучают, делают замечания, поругивают заглаза, заставляют соучаствовать, при возможности наказывают. Человек homo nonsapiens не пытается вылезать из рамок "приличия", легко покоряется правилам и нормам, зато/за то/ имеет то, что позволяют ему его ловкость, хитрость, мстительность, предательство и прочее-прочее. Но это массой не осуждается.
Таким образом мне удалось избавиться от стеснительности нравственных норм, от инстинкта рациональности поведения в быту, от признаков оценки происходящего по критериям материальной ценности, частично от тщеславия в той части, где мои собственные поступки могли бы усилить самомнение. Главное, конечно, то, что я стал с некоторых пор разграничивать свои проявления, деля их на инстинктивные и разумные, что позволяет постепенно приглушать, придавливать инстинкты и поощрять успехи разумности. В конечном счете я чаще всего индифферентен ко всему происходящему, как бы спрашиваю себя: "это тебя касается?" и чаще отвечаю отрицательно, а раз так, то и не переживаю, не трачу нервные клетки там, где в них и так недостаток.
Вот день сегодняшний.
В половине шестого, выпив чай и заварив кашку, отправился на пробежку. Оказалось, что колесо роллеров спустило, то есть камера мною плохо заклеена или проколота вновь. Вернулся домой, съел свою кашу, сел на велосипед и поехал на дачу. Надергал дачной зелени, набил рюкзак плодородной почвой и вернулся домой: это пятнадцать км. Приехав, тут же начал замешивать тесто и печь хлеб, в технологические паузы поливая балконные "грядки". В ожидании хлеба приступил к разбортовке колеса и замене камеры. Закончив хлебопечение и ремонт колеса тут же приступил к заполнению привезенной почвой, назовем так, карманов емкостей с растениями, для чего надо было переставлять тяжелые посудины с места на место, чтобы добраться до каждой. И только сделав всё это начал приготовление к обеду.
После обеда не посмел отдыхать, а взялся за ремонт извлеченной камеры.
И только закончив все эти дела подсел к монитору и составил настоящий отчет.
30-е мая
К чему я это расписал? К тому, что на каждом небольшом этапе я имел некоторые затруднения по вине либо производителя касаемого мною, либо торговца, либо кого ещё, чью вину я должен был как-то обозначить и отреагировать тем или иным образом на её сущность. И чай, и каша, и камера роллеров, и велосипед, и всё, всё, всё имело те или иные поводы меня обеспокоить. Нервный человек быстро срывается и реагирует чаще всего взрывом эмоций; меланхолик просто не позволяет себе малоинтересных дел и потому спокоен по определению; сангвиник же, каким, по моему же подозрению, я являюсь, будет браться за все дела и одновременно эмоционально реагировать на причины беспорядка. Как реагировать? Вот этим вопросом я, как раз, и занимаюсь постоянно.
Идеальный вариант - быть снисходительным по завещанию Христа, оставляя все эмоции внутри себя, то есть "подставляя левую щеку". Я с этим согласен, но при одном условии: чтобы проглоченный яд эмоций не разрушал меня же изнутри. для этого - догадываюсь я - и дан мне разум. Робко пользуясь этим инструментом все же иногда удается урезонить свои инстинкты, по крайней мере, я стараюсь это делать. И сражение это должно и будет продолжаться до последнего звонка, ибо победы над инстинктами, как раз, и отдаляют этот последний звонок, сохраняя мои нервы.
* * *
Малополезно думать мысленно, чуть полезнее думать на бумаге, но лучшие мысли возникают и долго сохраняются в присутствии оппонента или в образном его представлении. Последнее вероятнее всего, ибо не надо никого искать, а лишь представить соперника и можно начинать думу. Этим и ничем иным вызваны мои письмена.
31-е мая
Нет, только и можно думать на бумаге, анализируя ситуацию по проблеме. То есть сначала должна возникнуть проблема и только после того её надо изложить на бумаге и начинать искать решение, перебирая варианты. Удивительно то, что окончательный результат, которым оказываешься доволен, обычно столь оригинален по решению, что не удивляться нельзя. Все сколько-нибудь значимые решения приняты мною именно перебирая варианты на бумаге, по сути делая проекты. В результате удалось сократить расходы на бытовые нужды если не в разы, то, по меньшей мере, вдвое, при этом не только ничем прежним не пожертвовав, а наоборот, значительно разнообразив стол; физическая активность при этом ничуть не возросла, но перестала быть скачкообразной, выпрямилась в непрерывный поток незначительных усилий: вроде бы постоянно в работе, но нет рывков и потому нет и усталости. Правда, сократил протяженность утренней пробежки до полутора км, зато ввел за правило после завтрака выезжать велосипедом на дачу, где из-за малости дел нет причин уставать, но есть повод хватить удовольствия за каким-нибудь простеньким занятием не имеющим цели, а следовательно могущим быть оборванным в любой момент, не потеряв своего значения. Ну, например, не имея нужды, а имея пустую бочку, решил заполнить её водой, чтобы пополоскать руки или замочить косУ. Бочка вмещает двадцать ведер воды и я намерен её заполнить, но принеся из пруда половину, сказал себе: "хватит!"; отбив косу и заточив, прошел полоску в пять квадратов и сказал себе: "хватит!"; продергав сорняки на четверти грядки клубники опять ска... и т.д. Ведь, скажите, приятно что-нибудь делать, не будучи обязан, а потому начинать когда возникнет желание и оставлять, когда возникнет ... желание. Не всегда можно себе этого позволить.
* * *
Заметки и есть заметки...
Не согласен с некоторыми пунктами Правил русской грамматики и потому, перечитывая написанный самим же текст, руководствуюсь больше тем, насколько легко и правильно можно его прочитать и понять, а не требованиями Правил, которые не могут быть применимы под все возможные ситуации. Это я относительно ЕГЭ по русскому языку: обидно ученику видеть на своем листе красный значок, с требованием которого он не согласен.
* * *
Хотелось бы на минуту представить себя в виде пустого сосуда, который необходимо было бы наполнить инстинктами, признаваемыми тобой на основе нажитого жизненного опыта; много ли бы их согласился прихватить с собой?
1-е июня, среда.
И книжки бывают вкусными, когда читаешь и словно бы пьёшь густые сливки с сахаром: по чуть-чуть и с паузами на блаженство.
* * *
Стоит лишь замыслить план, как увлеченность из забавы превращается в обязательство. Правда, исполнение обязательств у некоторых человеков тоже сродни забавам.
* * *
За день десяток раз переставляю с места на место емкости с растущими на балконе овощами: хочется им угодить.
2-е июня
Рассказ не должен ничего рассказывать. И в этом вся проблема. Не должен ничего рассказывать и рисунок. Но и в том и в другом случаях рассказать, ничего не рассказывая, крайне трудно. Пока доступно это было только Добычину.
Действительно, вот один из удачных моих рисунков - "подсолнухи". Что он рассказывает? ничего, он просто передает мои чувства в минуты рассказа. И рассказа не о подсолнухах, а рассказа обо мне самом, ибо всякий рисунок есть прежде всего рассказ об авторе, о его состоянии. Только в этом случае он и интересен, ибо вызывает, или должен вызывать, со-чувствие. Если этого со-чувствия нет, то нет и рассказа.
"Человек со вкусом". Я - человек с привкусом, то есть во всем, что я делаю или говорю, есть червоточинка, недоговоренность, скрытый смысл. Моя болтливость, как всякая болтливость, знает ответ на все вопросы, и если её не останавливать, то и можно раскрыть этот скрытый смысл, ибо я не просто отвечаю на вопрос, а пытаюсь довести собеседника до понимания сути, на самом же деле разоблачая себя самого. Это и есть проявление отвратительного инстинкта.
3-е июня
Вчера получил по почте письмо от судьи народного суда, расположенного в областном центре. По Правилам при досрочном освобождении осужденного необходимо согласие пострадавшего/какая ерунда!/ В момент получения я увидел, что суд по данному делу уже прошел часом ранее.
И стало смешно.
Вся судебная систему/думаю, что во всем мире, но у нас-то точно/ настроена на то, чтобы забавляться с мелкими мошенниками и хулиганами: вреда большого от них нет, почерк каждого из них полиции известен и, едва совершается преступление, исполнитель уже вычислен. Таким образом статистика преступлений формируется программно: эти малоопасные преступники быстро извлекаются из среды, осуждаются, отправляются в лагеря, досрочно освобождаются, снова преступают, снова ловятся... Кстати говоря, известны и все коррупционеры, но их сохраняют впрок, берут по политической необходимости. В этом нет ничего исключительного, это система государственного управления: народ всегда должен чувствовать власть не разумением, а страхом, то есть инстинктивно.
4-е июня
Нравственные нормы.
На каком этапе жизни могут появиться эти нравственные нормы? Нужны ли хлебопашцу какие-либо нормы? Он, по определению, не может обогатиться даже при самом высоком урожае, ибо высокий урожай автоматически снижает цены и крестьянину достаются те же доходы, что и при низких урожаях и, если он вкалывает "за милую душу", то только потому, что это единственная деятельность, которая возможна хоть как-то прокормить его семью. Но в какой момент требуются совесть, дружелюбие, честность и тому подобное? Конечно, в момент перепродажи этого урожая. Посредник, получив крестьянский урожай, должен его перепродать с выгодой, это его основной мотив. Вот в этой сфере и возникают условности. Следовательно, распространяя принципы спекуляции на далекую от этой сферы в сферу обычной обывательской жизни, мы невольно ограничиваем себя нормами спекулятивной жизни, повинуемся этим нормам, возводим их в фетиш. Сознание могло бы смягчить повиновение фетишизму, но преодоление осознанного сопротивления натыкается на собственные же инстинкты: страх, совесть, раболепие...
* * *
Проблемы российской экономики вязнут, мне кажется, в исторической интуиции. Многовековая бедность отучила нас от щедрости души и, чуть пошиковав, мы опять зажались в боязни разориться чуть проявившейся щедростью. Известно, что двигателем экономики является покупательская потребность граждан, но когда мы перестаем тратить свои сбережения, оставляя их впрок, производство замирает. И динамика развития начинает скатываться к нулю, накопления фетишизируются, номинал становится константой, теряя при этом виртуальность, то есть свою покупательную способность. И в этой ситуации пока не будут найдены аргументы для переубеждения граждан, заманить в маркет будет всё труднее. Мне, кажется, способом стимуляции граждан к щедрости могла бы быть унификация жилищных условий,- эту идею я высказывал дипломным проектом уникального жилого дома ещё сорок пять лет тому назад,- то есть человек не должен быть прикован к жилому дому, должен оставлять его безусловно ради интересной деятельности там, где возникает простор для творчества; нужно оторвать человека от жилья, гарантировать его мобильность, заставить молодых искать наиболее благоприятных условий жизни, каждый раз легко обустраиваясь заново /нового ничего в этом нет, достаточно посмотреть 18-19 века и мы увидим, что люди жили в съемных квартирах, перебегая из одной в другую/. Но пока никаких признаков тенденции к этому процессу нет. Наоборот, мы изо всех сил стараемся приковать человека к жилому дому, к земле, лишая тем самым его всякой мобильности, творческой активности. Человек должен двигаться непрерывно вслед за работой, которая является фактором целесообразности. И вот мы торчим в захудалом городишке, не имея ни работы, ни условий быта, привязанные допотопной панельной комнатухой и бездорожьем.
* * *
Инфляция есть следствие расходов государства на факторы, не производящие потребительной стоимости. Процесс этот естественный в условиях низкой экономической эффективности. Но эта неэффективность имеет малое отношение к производительности труда, ибо производительность труда есть только следствие реализации правильных потребностей. Перевооружение армии это правильная потребность, но потребность эта не создает потребительной стоимости, хотя косвенно, через реализацию во вне некоторый эффект присутствует. Думаю, что он не покрывает и десятой доли затрат на перевооружение армии. И космические программы есть правильная потребность, но и там экономический эффект невелик. Сельское хозяйство могло бы дать значительный эффект, но пока оно мизерно из условий возможностей и, думается, тормозом к развитию есть это самое импортозамещение - оно кажется недальновидностью - как если бы мне отказаться от пластиковых лыж в угоду спесивости и бегать по сугробам на деревянных охотничьих лыжах, подпирая себя бамбуковыми палками.
5-е июня
Оригинальность повествования это прежде всего неожиданность переходов в тексте. Обычно, когда пишешь, то следишь за текстом, за смыслом происходящего, ибо воображение рисует картинку событий и тебе трудно выйти из образа героя ситуации. И потому повесть часто бывает однообразна. У Добычина герой постоянно отвлекает автора от картинки происходящего и автор вслед за героем делает неожиданные отвлечения то туда, то сюда, чем создает хаос повествования, но поскольку нет истории, нет сюжета, то эти отвлечения как бы вынужденные вкрапления в события, они не напрягают читателя, более того, их неожиданность пробуждает сознание, как может пробуждать случайная встреча в людском однообразии. Это словно бы роман-объединение множества рассказов, не связанных общим сюжетом, где действует, взрослея, но все же один и тот же герой.
Таким пониманием добычинского романа я оправдываю его привлекательность, ибо многократно возвращаюсь к страницам и читаю буквально абзацами.
6 июня
По сути всё происходящее есть только угождение инстинкту тщеславия. Ну зачем, например, Америке так уж необходимо лидерство? Зачем Россия оспаривает эту претензию Америки? И Китай наращивает свою экономическую мощь не только, чтобы накормить северные провинции. Всех подпирает тщеславие. Но если Китай делает своё дело молча, то Америку и нас распирает заявительность. Или эта "бедность", о которой твердят более всего политики, так ли уж она показательна?
Вероятно, поэтому я и зациклился на анализе собственных возражений проявлениям инстинкта, стесняющего мою личную свободу, всё остальное постольку-поскольку, это только фон, на котором яснее проступают несокрушимые следы тщеславия.
Где-то глубоко внутри я понимаю свою зависимость от инстинктов толпы, поэтому наверно сопротивление моё больше иррациональное, я пытаюсь оправдывать своё сопротивление, в то же время легко уступаю давлению не только извне, но и внутри себя, мысленно изощряясь в оправданиях каждого практического отступления не только от глупых норм поведения, но и в социальной нравственности.
* * *
Как бы я ни жаловался на сложности жизни мой ответ на выбор между жизнью и её потерей будет безусловно в пользу первой и, следовательно, следует жить в той среде, где живу; следовательно, следует сохранять всеми возможными способами эту тугомотину; следовательно, следует покорять свои инстинкты, не позволяя им расслабления чувствительных органов и торжества эмоций.
* * *
Нашел писателя, который пишет только потому, что не может говорить в пустоту и потому пишет будто говорит, будто рассказывает то, что не может не рассказывать. И ты читаешь не потому, что видишь написанное, а потому, что не можешь это не прочитать от начала до конца. Он рассказывает никому, его не интересуют слушатели, его интересует только понятно ли ему самому то, что он говорит, ибо говорит он не просто.
Алессандро Барикко
* * *
Выше макушек берез под самой перемычкой окна черные, холодные тучи. Ветер, волнами налетающий с северной стороны, качает макушки из стороны в сторону будто любитель вальсов в такт музыке; звучит Бетховен, на мониторе Барикко; в мыслях завтрашнее открытие сезона овощей и сливках с вафлями, которые принес сегодня, пронюхав прежде всю пряничную горку. И этого достаточно.
7-е июня
Теперь всё, что я слышу, что я читаю, что я вспоминаю проходит через призму неизбежности, то есть какою бы гранью не проникало случившееся в эту призму, лучик выходящий уже окрашен в тон этой неизбежности. Мы есть рабы наших инстинктов и, не умея управлять ими, смиряемся, предлагая петле свою шею. И герои Барикко покоряются необходимости следовать предписаниям собственного инстинкта. Как всё это мрачно!
Из Барикко" -- Знавал я одного оригинала, который проложил железную дорогу для себя
одного.
Сказал он." У него было три дочери. Первых двух звали
Флоранс и Сильвия. Зато третью -- Агнесса."
Александр Барикко: "Шелк": Шел 1861. Флобер заканчивал "Саламбо", электрическое освещение значилось в числе догадок, а по ту сторону Океана Авраам Линкольн вел войну,
конца которой он так и не увидит.
Он же: Это вы мне написали?
-- Я.
-- У вас довольно странная манера письма.
-- В каком смысле?
-- Не обязательно было все рифмовать. Я приехал бы и так.
-- Вы уверены?
Акутагава:(Помню, я как-то полюбил женщину, но стоило
мне увидеть, как некрасиво пишет она иероглифы, и любовь моментально
улетучилась.)
Иногда в голову приходит осознание неизбежности моего союза с Л. Осознание это опирается на частые запинки, подобные в словах Акутагавы, испытываемые мною в знакомствах вообще и, тем более, с женщиной. И лишь когда таких запинок не возникает происходит прилипание. Оно, конечно, не прочно: причиной размежевания может быть что-угодно, только вряд ли это будет неприязнь по внешним признакам или поведению. И выходит, что браки происходят на небесах и может статься, что требуемую половинку тебе подсовывает Господь.
Читая ежедневно по десятку книг зарубежных классиков /конечно, фрагментарно, основываясь, практически на нескольких абзацах самого начала и, если что-то задевает меня, продолжаю чтение, постепенно переходя на диагональ/ стараюсь не упустить сочных выражений или комбинаций слов самих по себе вызывающих удивление. Или восторг.
* * *
Глушу всякие мысли, оставляя лишь те, которые позволяют мне оставаться самим собой, то есть без агрессии инстинктов-провокаторов плохого настроения.
Приведенные выдержки из Барикко для меня есть свидетельство ОСОЗНАННОГО отклонения от основного сюжета повествования, подтверждающие только то, что автор маслит пространствами, выходящими за пределы сюжета, то есть фон, на котором происходит описываемое событие, для него есть действующее "лицо". Это и удивляет меня, как читателя. ибо сам сюжет не несет никакой любопытной информации, ибо всякие информации однотипны и обусловлены не столько случайностью, сколько одинаковостью инстинктов, управляющих всеми нами. Иногда пишут с позиций животного, но и тогда это тот же человек, только в звериной шкуре. Поэтому-то удивительным может быть только способ изложения, техника изложения, подобно тому, как в живописи ( ...изображаемый предмет должен быть ни чем иным, как только предлогом заполнить холст, без всякой жалости отбрасывая всё, что ему не по душе... - Николай Фешин ).
* * *
И всё то, о чем я говорю, даже сотой долею не выражает моего душевного состояния. Но нет ни слов, ни понимания этих своих чувств, ибо мои чувства есть мои непознанные инстинкты. Беда ещё и в том, что сам не понимаю инстинктов и чувств, выраженных теми, кого читаю, теми, кого слушаю через звуки музыки, даже тех, кого вижу в калейдоскопе красочных пятен.
Нельзя читать то, что написано не себе самому, ибо это исходит не из инстинкта, а из разума, но разум бессилен на откровения, к тому же он, разум, бессилен и на воображения, тем более, что бессилен на изображение воображения.
Не старайся, - говорю я сам себе, - увязать в строгую последовательную композицию все свои мысли и все свои рассуждения, ибо они хаотичны и обусловлены ситуацией, в которой производились. Саму же ситуацию в момент рассуждений просто нельзя ни опознать, ни изложить, как не имеющую четких очертаний, то есть прячущуюся в подсознании. Таким образом, получается, что рассказ больше двух-трех страниц по определению не может быть многовекторным, то есть всё, что рассказывает автор, изолировано от фона, на котором происходит действие. Это своего рода театральная сцена. Мне такие рассказы кажутся надуманными только для самоосознания, точнее сказать, для самолюбования; высказать таким рассказом просторную мысль невозможно. По крайней мере мне это не удается, все попытки мои безуспешны. Это как бы воспроизведение драматических событиях в момент блаженствования на теплом пляжном песочке. Но, вероятно, этого никто и не ждет от меня. /Это соображения после прочтения только что нескольких больших рассказов разных зарубежных известных писателей и невольное сравнение их с романом Добычина, скомпонованным как бы из многих небольших рассказиков, в которых одно и то же действующее лицо./
8-е июня
Ничего не надо делать.
Это я говорю сам себе, потому что солнечное утро, безветрие заманивает меня на дачу, чтобы заняться там пустыми делами - благоустройством газончика на цветочной клумбе; других дел там нет, хотя на даче всегда можно найти для себя дело. Но ведь есть дела и дома. Поэтому лучше будет ничего не делать из того, что не стало пока крайней необходимостью. Принцип этот не нов, рекомендации подобного рода я слышал-читал и раньше. Действительно, зачем мучиться, перемонтируя колеса велосипеда или роллеров, давление в которых почему-то постоянно ослабевает, но чтобы проехать до дачи и обратно упругости хватает и надо только перед выездом из дому чуть подкачать. То же самое лыжероллеры: лучше иметь давление в колесе 6,3 bar, но можно ограничиться и давлением поменьше. Правда, ехать не так комфортно, трубуются бОльшие усилия для проката, тем не менее предпочитаю последнее. Ну и ещё тысяча подобных казусов: везде что-нибудь где-нибудь не доделано. Зато, когда наступает момент крайней необходимости, то всё оставляю и занимаюсь только дозревшим делом.
Не реагировать внешне на оскорбление значит победить в себе инстинкт мести и, оказывается впоследствии, что это тобой воспринимается именно как победа вообще, ибо оскорбитель только тогда испытает удовольствие, когда получит заметную реакцию и, следовательно, не даст тебе победить, пока ты не исчезнешь с поля боя. Так, по крайней мере, я ощущаю конфликты: твои возражения или возмущения потом переживаются тобой сложнее, нежели пассивная уступка. Есть общий принцип: соглашайся в споре, уступай в драке, но шей всегда по своим лекалам, /как правило, у оппонентов не хватает выдержки препятствовать тебе/.
Наваждения разного рода, вызывающие плохотерпимые эмоции, есть беспричинное следствие обострения того или иного инстинкта и порой трудно с этим обострением справиться.
Утром, проснувшись и не имея необходимости покинуть постель, заразился этим вирусом обострения инстинкта. Беспричинно. Просто что-то ударило в башку. И пошло-поехало!
Сознание подсказало простой выход из ситуации: "представь, что в почтовом ящике тебя в числе других родственников ждет уведомление о наследстве." Акция фантастическая, но ведь и то, ради чего возбужден мозг, не менее ущербно.
И всё!
Путаться в клубке предположений оказалось невероятно интересным, сознание настолько активировалось, что угасли сразу все вздорные обострения инстинктов.
9 -е июня
Не прерываю отношений с человеком, который не угодил моим эстетиченским или этическим представлениям, но лишь прекращаю значимо выражать свои симпатии, основываясь на том, что каждый из нас не без греха, в то же время "грехи" эти выгравированы инстинктами в наших генах и не могут быть стерты или смыты, то есть исправлены чьим бы то ни было внушением.
* * *
Из трех кругов первый - проверка своего внутреннего физического состояния; на втором - выявление признаков усталости; на третьем... если всё в порядке, то третий это бег в развлечение и удовольствие, Вчера хватило сил на два круга, сегодня удовлетворился одним: погода что ли такая?
11-е июня
Не могу возбудить инстинкт удовольствия, кроме, как в общении с растениями: пусть это будут пышные пионы, аромат жасмина или обычный газон; кроме, как в творческих проявлениях тех, кого я боготворю, особенно художников, писателей, музыкантов; кроме, как в общении с домашними животными, зараженными привязанностью к человеку: прежде всего собак, кошек, лесных пичужек; и в сфере отношений с идиотами, когда своими действиями удается обнаружить их растерянность. Во всем остальном эта растерянность чаще всего поражает меня самого, ибо понять происходящее не только невозможно, но и опасно неправильным пониманием. Вот и приходится терроризировать собственные инстинкты, всеми силами ограничивая их проявления. Успокаиваюсь только тогда, когда в искусстве вдруг обнаруживаю со-чувствие. Это, вероятно, мой единственный наркотик, если не считать баловства с деликатесами, которыми пытаюсь приглушать свою возбужденность без повода.
Беспричинные повторы одних и тех же своих мыслей есть следствие неуверенности в доказательствах; как только фантазии превратятся в аксиому повторы прекратятся. Для аксиомы нужны, прежде всего, подтверждения со-чувствующих, ибо собственная практика бездоказательна по целому ряду причин; пока подтверждений недостаточно. Вероятно, это и заставляет меня рыться в библиотеках.
Кнут Гамсун: "Тут я вновь проявляю извечную
слабость характера, я оставляю их слова без ответа, а когда этот человек навешивает на меня еще больше грехов, я и его слова оставляю без ответа. Мы трое, люди чувства, одерживаем победу над его разумом, ему приходится сказать, что он просто пошутил..."