Аннотация: Исследования театральных процессов, происходивших в Екатеринодаре с конца ХIХ - по начало ХХ вв.
љ Рыбальченко Евгений Александрович
Зарождение театров в Екатеринодаре (конец ХIХ - начало ХХ вв.)
Культурная история дореволюционной жизни России была бы неполной без исследования театральных процессов, происходивших в российской провинции.
Как правило, в русской провинции ХIХ века, стационарных театральных трупп не было. Театральная жизнь в Екатеринодаре складывалась из транствующих актёров, останавливавшихся здесь лишь на самое короткое время. О том, что жизнь в городе в это время не ограничивалась только хозяйственными заботами, можно судить по следующему отрывку из письма, принадлежавшего известному черноморскому интеллигенту В.Ф.Золотаренко: "Урядники и фельдшера 27 января 1847 года составили театральную сцену (в Екатеринодаре), и если не вполне удовлетворяют зрителя, то, по крайней мере, тешат его несколько минут ... Вчера (26 января 1847 г.) играли "Воздушные замки" и "Карантин" Н.Н.Хмельницкого. Недостатком этих постановок являлось отсутствие среди актеров женщин: "мужчина, сколько он ни притворяйся, всё он мужчина ... и выразить сколько-нибудь женщину не в состоянии".
Узнать каков же был "театр" в Екатеринодаре в 40-х годах позапрошлого столетия, можно ещё из одного письма, написанного преподователем Кубанской войсковой гимназии Федченко своему товарищу: "Театр помещался в каком-то длинном здании (в центре города), имеющем прежде, как кажется, чисто военное назначение. Особенно замечательно устройство райка: с надворья под самую крышу вела крутая лестница к небольшому отверстию, в которое набиралась почтеннейшая публика третьего номера, по окончании спектакля всякий старался выбраться вперёд и в следствии подзатыльников - кубарем наземь..".
Окончание Кавказской войны (1864 год) и преобразование Екатеринодара из войскового в гражданский город (1867 год) способствовало вовлечению города в театральную орбиту России.
Зачастую постановки устраивали школьники. В работу вовлекались рабочии, станичники, порой неграмотные, выучившие свои роли "на слух". Так же участниками спектаклей были и военные казаки. Не случайно первым кубанским драматургом был военный казак, войсковой атаман Яков Герасимович Кухаренко, написавший в 1836 году на украинском языке пьесу "Черноморский побыт на Кубани между 1794-1796 роками". Я.Г.Кухаренко широко использовал поэтический фольклор Кубани.
Такие любительские спектакли-постановки не только развлекали зрителей, но и так сказать образовывали их, просвещали, приближали к драматическому искусству, что способствовало изменению внутреннего мира человека. Во время спектакля уменьшалось вокруг количество разбоев и драк. В отзывах зрителей звучало удовлетворение и благодарность: "Оддасы пьятнадцать копеек, а дыва побачишь такого, що потим довго будешь помятать - це все наши учителя, хай йим легко гэкнэця, воны не тилькы учать дитэй наших, а щей нас самих развысэляють. Та хиба тилькы це, а в церкви, як з дитмы заспывають, так нэживый заплаче.."
В пореформенное время стали проводится спектакли, организаторами и артистами которых выступала местная энтеллигенция, сгруппированная вокруг Екатеринодарских мужского и женского благотворительных обществ, основанных в 1863 и 1865 годах. Эти спектакли ставились с целью собрать денежные средства на нужды благотворительных обществ и направлялись затем в бесплатные лечебницы города для бедных жителей, а также студентам-кубанцам, учившихся в различных учебных заведениях страны.
Начиная с 70-х годов XIX в. стали заметны более или менее регулярные гастроли в Екатеринодар русских и украинских профессиональных актерских трупп, в репертуаре которых находились произведения отечественной и зарубежной классики: Островского, Толстого, Чехова, Шекспира, Шиллера и других. Малочисленность зрителей Екатеринодара диктовала необходимость частых премьер. Украинско-русский состав населения Кубани предопределил особый интерес к сочинениям украинских литераторов. Это объяснялось тем, что почти половина всего населения Екатеринодара считала своим родным языком украинский.
Репертуар украинских трупп отличался широким использованием фольклорных мотивов, музыкальностью. С успехом здесь шли спектакли "Наталка-Полтавка" И.Котляревского, "Запорожец за Дунаем" С.Гулак-Артемовского, "Цыганка Аза", "Ой, не ходы, Грыцу, та на вечерныцы", "Маруся Богославка", "За двумя зайцами" И.Старицкого, "Назар Стодоля" Т.Шевченко и другие.
В свою очередь отличительной чертой театральной жизни Екатеринодара, было исполнение драматическими труппами оперетт. Также популярными были здесь спектакли, поставленные в жанре психологической мелодрамы, такие как "Майорша", "В забытой усадьбе", "Грех попутал", "Кручина" И.Шпажинского, "Змей Горыныч", "Надо разводиться" В.Крылова. В пьесах "Чайка", "Дядя Ваня", "Иванов" А.П.Чехова, екатеринодарскую публику потрясала трагическая безысходность жизни героев.
В Екатеринодаре ставили те же пьесы, видели тех же актеров, что и во всей России. Среди замечательных русских актёров, составивших славу российского театра и гастролирововших в ХIХ в Екатеринодаре были Н.Н.Синельников, М.М.Петипа, Н.И.Собольщиков-Самарин, Н.П.Рощин-Инсаров (Пашенный), А.А.Яблочкина, А.А.Пасхалова (Чегодаева), Ф.П. Горев, М.Т. Иванов-Козельский, М.В. Дальский и другие. У екатеринодарских актёров-любителей появляется возможность сравнить свою работу с работой профессиональных артистов.
Главным препятствием для гастролей профессиональных театральных трупп и постановки любительских спектаклей служило отсутствие стационарного здания. На строительство в городе здания театра, екатеринодарские купцы Б.Шарданов, К.Назаров, Г.Бейм, а также "Торговый дом Гуренкова и Болденкова" выделили из своих средств значительные суммы. В 1908 году театр был построен. Первый в городе театральный сезон открылся 1 октября 1909 года постановкой оперы Дж. Верди "Аида" с участием артистов Петербургского Мариининского театра.
Уровень гастролёров был различным. В Екатеринодар приезжали и никому не известные театральные труппы, пытавшиеся хоть как-то привлечь внимание публики своими интригующими названиям, а так же прославленные коллективы: труппа Н.Синельникова, ансамбль киевского театра "Соловцов" под руководством Э.Дуван-Торцова, украинские труппы Д.Гайдамаки, С.Глазуненко и другие.
В составе оперных трупп, выступавших в Екатеринодаре в рамках оперных сезонах, были прославленные в то время исполнители: П.Цесевич, С.Друзякин, А.Секар-Рожанский, Л.Яковлев, И.Алчевский, урожениц станицы Отрадной Кубанской области, солист лучших оперных театров мира В.Дамаев. Гастролировали в Екатеринодар известные певцы Л.Собинов, Ф.Шаляпин, Н.Плевицкая, А.Вяльцева, скрипачи Е.Цимбалист, М.Эрденко, Л.Ауэр, пианисты С.Рахманинов, А.Зилоти, А.Скрябин, А.Рубинштейн.
Такие концерты, как правило проходили с аншлагом, несмотря на порой очень высокие цены на билеты.
Свою зрительскую аудиторию имели и появившиеся в Екатеринодаре в начале 1910-х годов театры миниатюр, арендовавшие небольшие помещения и дававшие по несколько выступлений в день. Их целью было развлечь публику. Так же сюда приглашались известные исполнители на несколько вечеров.
В годы Первой мировой войны, театральная жизнь серьёзных изменений не потерпела. Продолжали работать театры, гастролировать актёры. Часто устраивались благотворительные мероприятия в пользу жертв войны.
Не замирала театральная жизнь и в период февральской революции и первые послеоктябрьские годы. В апреле 1917 года в Екатеринодаре было основано отделение Всероссийского союза оркестровых музыкантов. В него принимались все желающие, владеющие каким-либо оркестровым инструментом.
В мае 1917 года в Екатеринодаре было создано первое хоровое общество. При нём планировалось открыть музыкальную школу. На екатеринодарской сцене звучали голоса солиста столичных театров П.Цесевича, солиста Мариинского театра Д.Смирнова. Также гастролировали: опереточная группа П.Амирата, оперная-В.Афанасьева, Э.Берже, А.Черкасова, О.Сорокиной.
Активно выступали и местные мастера. Екатеринодарцы тепло встречали исполнительницу русских народных песен Н.Тарасевич, певца А.Глинского. Хор Кубанского казачьего войска поставил оперетту "Запарожец за Дунаем".
В октябре 1918 года было созданно Кубанское филармоническое общество, а через некоторое время прм нём открылась филармония.
Деятели культуры приехавшие из столицы, открывали в Екатеринодаре частные учебные заведения. Здесь работали Курсы Петроградской школы сценических танцев и пластической выразительности, сценическая и драматическая студии. В некоторых из них, для привлечения большего количества желающих, ставили голос, исправляли дикцию. Достижения студийцев демонстрировалось на общественных вечерах и концертах.
Во время гражданской войны, казалось бы что никому нет никакого дела до развлечений и просвещения: вокруг разруха и голод, но нет - жизнь брала своё.
После окончания гражданской войны в художественной жизни Екатеринодара наблюдалась эйфория энергии переустройства и созидания. Она захватывала всех причастных к театральному делу. В городе появлялись театры миниатюр "Улыбка", "Ночной привал", "Фонтазия", "Арлекин", "Би-Ба-Бо" и другие. Многие из них просуществовали не долго. Они развлекали незатейливыми миниатюрами, фокусами, романсами, куплетами на злобу дня. Именно они были самыми желанными и посещаемыми. Они привлекали возможностью развлечься, особенно не задумываясь над содержанием, доступностью репертуара и так далее. Как отмечали современники "здесь необязательно снимать галоши и головные уборы".
Всё более насыщенной и разнообразной становилась театральная жизнь главного города Кубани - Екатеринодара.На сцене Дома Красной армии при непосредственном содействии начальника политотдела 9-й армии Д.А.Фурманова регулярно шли спектакли артистов армейского театра. В помещении Северного театра давала представления украинская музыкально-драматическая труппа. Также был организован театр революционной сатиры ("Теревсат"), открылся театр при заводе "Саломас", "театр исканий" в помещении бывшего Собрания приказчиков. Формировалось сразу пять передвижных театральных трупп.
Признаным центром теарального Екатеринодара, с 1920-го года оставалось помещение Зимнего театра - украшение города и гордость екатеринодарцев. Это театральное здание всегда привлекало и местную театральную публику и иные артистические силы. Екатеринодарцы видели на сцене своего театра знаменитых артистов: Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова и других.
29 апреля 1920 года Кубано-Черноморский ревком принял постановление об учреждении в национализированном помещении Екатеринодарского Зимнего театра 1-го советского драматического театра. Тогда же в спешном порядке была собранна многочисленная театральная труппа, художественным руководителем которой был назначен режиссёр А.А.Дмитриев.
Конечно вместе с тем, не стоит преувеличивать степень вовлечения населения Екатеринодара в театральную жизнь, но и рассматривать город как забытую музами провинцию тоже было бы не справедливо.
Театральные процессы, происходившие в Екатеринодаре в ХIХ - ХХ веках, свидетельствовали о способности региональной театральной культуры к саморазвитию. Театральное искусство Екатеринодара имело большое общественное значение. И это было, говоря словами А.Н.Островского "свидетельством духовного совершеннолетия нации".
Литература:
1.Синельникова Н.И. "Записки" // Харьков, 1934.
2.Бардадым В. "Театральный листок" // Краснодар, 1984.