Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Почему мы говорим "евангелие-центричный"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Почему мы говорим "Евангелие-центричный"?
  12 СЕНТЯБРЯ 2022 | ТОМАС КИДД
  љ
  Lightstock
  БОЛЬШЕ ОТ ТОМАС КИДД
  5 уроков для молодых семей от нового "пустого гнезда"
  
  За последние полтора десятилетия в американских евангельских кругах не было более модного слова, чем "Евангелие-центричный". Быстрый поиск книг по названиям отражает множество работ по этой теме, включая Евангелие-центричные браки, консультирование, работу, ученичество, студенчество, молодежное и детское служение, усыновление, воспитание детей, похороны, герменевтику, общину, оздоровление, евангелизацию, гражданство, и более.
  
  Откуда же взялась фраза? Google Ngram предполагает, что разделенное дефисом слово становилось все более популярным в середине 2000-х годов и достигло своего нынешнего пика использования около 10 лет назад.
  
  "Евангелие", конечно, очень старое слово в английском языке. Слово "Евангелие" стало менее распространенным (в процентном соотношении от слов, используемых в публикациях) в начале 1900-х годов, но с 2000 года его популярность резко возросла, без сомнения, отчасти из-за частого использования "Евангелие-центричный" и связанных с ним терминов, таких как "Евангелие-ориентированный".
  
  "Центричный" - более современное слово, которое редко использовалось примерно до 1900 года. Все это говорит о том, что "Евангелие-центричный" или его производные почти никогда не появлялись до 1900-х годов, и даже слово "центричный" не встречается в таких переводах Библии как Библия Короля Якова, Английская Стандартная Версия или Новая Международная Версия.
  
  В неологизмах как таковых нет ничего плохого, но термин "Евангелие-центричный" - почти совершенно новый термин в истории англоязычного христианства. И когда в 1960-х годах это слово стало использоваться как прилагательное, оно скорее ассоциировалось с прогрессивными, чем с евангельскими церквями.
  
  Первое применение слова
  Одно из первых применений подобия "Евангелие-центричный" появилось в конце 19 века в проповеди 1899 года священника-евангелиста-конгрегационалиста Дж. Д. Джонса из Борнмута, Англии. Джонс размышлял о миссионерском движении и о вызове, брошенном другими мировыми религиями. Назвав учение апостолов авторитетным руководством для церкви, он провозгласил, что ученики путешествовали по Средиземноморью, проповедуя распятого Христа: "Они шли проповедовать Евангелие, и центральное место в их Евангелие занимал крест".
  
  "Евангелие-центричный" - почти новый термин в истории англоязычного христианства.
  
  
  Здесь "Евангелие-центричный" - это существительное и глагол, но они предвосхищают нынешнее евангельское использование. На заре социального Евангелия Джонс предостерегал против того, чтобы евангелизационные призывы отделялись от смерти Христа на кресте, которая открывала для грешников единственный путь к спасению.
  
  Лютеране и либералы
  Прилагательное "Евангелие-центричный" стало появляться в 1960-х годах. Так выглядит, что чаще всего оно появлялось в лютеранских кругах, в том числе в трудах немецкого модернистского лютеранского богослова Пауля Альтхауса. В своей влиятельной работе (в английском переводе) "Богословие Мартина Лютера" (1966) Альтхаус посвятил несколько страниц объяснению, почему Лютер придерживался "Евангелие-центричного толкования Библии", или толкования, основанного на "Евангелии обоснования одной верой".
  
  Лютер придерживался "Евангелие-центричного толкования Библии", или толкования, основанного на "Евангелии обоснования одной верой".
  
  
  Пока неплохо, однако Альтхаус добавил, что интерпретация, основанная на Евангелии, часто заменяла смысл Писания и делала "противоречия" и "неточности" в библейских текстах неуместными. Здесь "Евангелие-центричность" была близка к противопоставлению "Библии-центричности".
  
  Для переводчика-евангелиста "Евангелие-центричность" фактически равноценна "Библии-центричности". Безошибочное Слово Божье в совершенстве передает благую весть об Иисусе Мессии. Тем не менее, в своей книге 2001 года "Создание американской либеральной теологии" прогрессивный теолог и историк Гэри Дорриен неоднократно использовал термин "Евангелие-центричный" для описания философии пионеров социального евангелия, таких как Уолтер Раушенбуш, северный баптистский священник и автор таких работ, как "Богословие социального Евангелия (1917).
  
  В начале 21 века евангельское использование слова "Евангелие-центричный" не было чем-то неизвестным, но это не было нормой. Этот ярлык, скорее всего, использовался в традиционных, прогрессивных дискуссиях о толковании Библии или взглядах на социальное служение. Ряд других групп эпизодически использовали словосочетание "Евангелие-центричный", в том числе католики и мормоны. Феноменально популярный мормонский писатель и гуру лидерства Стивен Кови, автор книги "Семь навыков высокоэффективных людей" (1989 г.), однажды сказал, что "Евангелие-центричная семейная жизнь", является центральной задачей всех служений Святых последних дней.
  
  Реформаторы и консерваторы
  Как понятие "Евангелие-центричный" превратилось в неотъемлемую часть евангельской и реформатской риторики? Часто трудно доказать интеллектуальную причинно-следственную связь, потому что большинство людей прямо не говорят нам: "Я начал верить в [определенную идею], потому что прочитал [определенный текст]". Но кажется вероятным, что двумя основными катализаторами евангелистской тенденции к "Евангелие-центричности" были основание Евангельской Коалиции в 2005 г. и публикация в 2006 г. "Евангелие-центричной Герменевтики" Грэма Голдсуорти.
  
  Голдсуорти - австралийский англиканский теолог, ранее преподававший в теологическом колледже Мура в Сиднее. Кое-что из того, что Голдсуорти постулировал в своей книге, звучит подобно Альтхаусу в том смысле, что Евангелие-центричная герменевтика "должна основываться на личности Иисуса Христа". Но для Голдсуорси такое толкование не стоит выше текста Библии, а соответствует направленности Писания. "Искупительное откровение, слово Божье, сосредоточено на Иисусе Христе", - заключает он.
  
  Евангелие-центричная герменевтика должна основываться на личности Иисуса Христа.
  Джастин Тейлор сделал заметку о книге Голдсуорси в Евангельской Коалиции в 2006 году. Синклер Фергюсон опубликовал "Один во Христе: Евангелие-центричная жизнь" в 2007 году, и к 2010 году Евангелие-центричная плотина, по всей видимости, прорвалась. К 2011 году Мэтт Чендлер и Тревин Вакс заметили, как часто используется словосочетание "Евангелие-центричный", а в "Поддельных Евангелиях" (2011) Вакс назвал это "модным словечком".
  
  Евангельская Коалиция тоже подлила масла в огонь. В "Богословском видении служения" Евангельской коалиции, одном из ее "Основополагающих документов", неоднократно используется словосочетание "Евангелие-центричный". Евангельская коалиция и Crossway опубликовали книгу Д. А. Карсона и Тима Келлера "Евангелие-центричное служение" в 2011 году. Мой недавний поиск слова "Евангелие-центричный" на веб-сайте Евангельской Коалиции выдал 8 612 результатов.
  
  "Для Евангельской Коалиции этот термин был сокращением для трех вещей: акцент на проповеди и евангелизации, акцент на благодати реформаторской традиции и библейско-богословский акцент, в котором весь канон указывал на Иисуса Христа", - сказал Тим Келлер, который также использовал термин в Пресвитерианской Церкви Искупителя, чтобы отличить ее от фундаменталистских церквей справа и основных церквей слева.
  
  Слишком Евангелие-центричный?
  Однако к 2010 году можно заметить нотки сомнения в отношении Евангелие-центричной тенденции. Дэйн Ортлунд выразил озабоченность в Евангельской Коалиции по поводу возможной "излишней Евангелие-центричности". Он пришел к выводу, что мудрым подходом было бы проводить различие между библейской пшеницей и модной плевелой внутри концепции.
  
  Такие оговорки регулярно появлялись в евангелистских и реформатских изданиях в последнее десятилетие. В 2019 году Desiring God опубликовал обращение Джона Пайпера, в котором он предположил, что сосредоточение всего внимания на прощении и оправдании может отвлечь внимание от радостного акцента на христианском послушании.
  
  В 2020 году 9Marks выпустили журнал на тему "Что не так с Евангелие-центричной проповедью сегодня?" Его создание было вдохновлено членом совета Евангельской Коалиции Дэвидом Хелмом, который отметил риск того, что в погоне за Евангелие-центричностью (как объяснил Джонатан Лиман из 9Marks) "молодые проповедники станут ленивыми, не будут уделять пристального внимания своим текстам и перейдут к Христу слишком быстро. Они не будут заниматься тщательной экзегетической работой; или проповедовать смысл своих конкретных текстов; или выбирать канонически дееспособные пути продвижения к Евангелию".
  
  По иронии судьбы, такая экзегетическая лень, по сути, вернула бы Евангелие-центричнкую проповедь к тому типу толкования Библии, который рекомендовали модернисты, такие как Альтхаус, которые считали, что мы должны в первую очередь проповедовать Христа, потому что библейский текст не всегда был надежным или назидательным. Что бы ни значила евангельская или реформатская Евангелие-центричная проповедь, она всегда должна возвращать нас к внимательному изучению всей вдохновленной Богом Библии.
  
  Ngram предполагает, что к 2019 году использование слова " Евангелие-центричный" начало немного сокращаться. Но эта концепция, по-видимому, будет использоваться как предостерегающее напоминание, особенно в связи с тем, что евангельские церкви сталкиваются с искушением чрезмерного сосредоточения на других вопросах, от политики до морализма и стратегий "управления жизнью". Если Евангелие-центричность означает, что мы постоянно возвращаемся к идее о спасении только через Христа, к идее, полученной из абсолютно авторитетного Слова Божьего, тогда давайте во что бы то ни стало сосредоточимся на Евангелии!
  
  Томас С. Кидд - профессор-исследователь церковной истории Среднезападной баптистской теологической семинарии и автор многих книг, в том числе "Томас Джефферсон: биография духа и плоти" (Йель, 2022 г.), "Кто такой евангелист?" История движения в условиях кризиса (Йель, 2019 г.), Бенджамин Франклин: религиозная жизнь отца-основателя (Йель, 2017 г.), Баптисты в Америке: история с Барри Хэнкинсом (Оксфорд, 2015 г.) и Джордж Уайтфилд: Духовная жизнь Отца-основателя Америки (Йель, 2014). Вы можете подписаться на него в Твиттере.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"