Кремация или захоронение: Имеет ли значение наш выбор?
Размышления к Адвенту: Мир на Земле
От тени к сущности: Трансформация священства Аарона
Добрые дела согласно Посланию к Титу 3
Каким образом наименьший в Царстве больше Иоанна Крестителя?
Какое значение для вас имеет Троица? Если бы завтра вы узнали, что Бог на самом деле всего лишь один личность вместо трех, ваши отношения с Ним изменились бы? Потребует ли это от вас в корне пересмотреть ваш образ мыслей, личное свидетельство или молитву? Насколько важна Троица для вас лично?
Насколько важна Троица для вашей церкви? Если бы завтра вы узнали, что ваш любимый молодежный пастор стал убежденным модалистом - теперь он настаивает на том, что Отец, Сын и Дух на самом деле являются одной личностью в трех ипостасях, а не тремя разными личностями, - исключили бы его из вашей церкви? Или это будет чрезмерной щепетильностью? Действительно ли в Афанасьевском Символе веры сказано: "Кто хочет спастись, тот должен так думать о Троице. А кто отвергнет эту веру, тот погибнет навеки"? Или это преувеличение тысячелетия?
Судя по историческим церковным символам веры, христиане считали Троицу действительно важной. Судя по честным ответам, которые, вероятно, были даны на приведенные выше вопросы, многие современные христиане утратили понимание того, почему это так важно, даже если они сохранили это в своих доктринальных утверждениях. Но, судя по растущему количеству голосов, появилось новое ощущение, что мы потеряли что-то ценное, что нужно восстановить.
Большинство из нас сохранили формальную веру в Троицу. Что нам нужно для восстановления, так это понимание и пережитое чувство того, почему это так важно. Чтобы помочь нам в этом, я приведу две причины, по которым Троица важна.
1. Троица важна, потому что важно Евангелие
Троица - это не какое-то сложное понятие, призванное отвлечь нас от простого Евангелия. На самом деле, это - часть Евангелия. Как однажды остро подметил Фред Сандерс, это не означает, что вы должны начинать каждую встречу со свидетельством со слов "Бог любит вас, и у Него есть чудесная Троица, которую вы должны понять". Вам не нужно раскрывать Троицу в каждой презентации Евангелия (хотя вы могли бы, особенно если разговариваете с мусульманином).
Тем не менее, я бы сказал, что Святая Троица находится прямо под поверхностью даже в самом простом евангельском изложении (и она может время от времени показываться).
Судя по историческим церковным символам веры, христиане считали Троицу действительно важной.
Если вы мне не верите и все еще думаете, что Троица - это просто продвинутое богословие для экспертов, рассмотрите текст в Иоанна 3:16, в котором изложено одно из самых известных и простых евангельских утверждений во всем Новом Завете. И хорошенько подумайте о том, что он говорит: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
Вы когда-нибудь замечали, что даже в Иоанна 3:16 вы уже вступаете в воды Троицы? Не поймите меня неправильно, я не говорю, что здесь представлена вся доктрина в полном объеме (вам понадобится остальная часть Евангелия от Иоанна, чтобы охватить и Святого Духа, включая текст в 3:5 несколькими стихами выше). Но только подумайте обо всех истинах, связанных с Троицей, изложенных или подразумеваемых в этом простом стихе. Я могу подумать о, как минимум, шести:
Две из трех личностей упоминаются явно: Бог и Его единородный Сын.
Тот факт, что у Бога есть Сын, говорит нам, что Он Отец. Это также предполагает, что, когда Писание говорит просто о "Боге", оно часто имеет в виду именно Отца.
Тот факт, что Отец отдал Своего Сына, говорит нам о том, что они разные личности. Отец не может быть Сыном, если Он отдал Сына.
В нем кое-что говорится о том, как Отец любит своего Сына, и то, что Он Его отдал - было высшим проявлением Его отцовской любви.
Тот факт, что Иисуса называют единственным Сыном Бога, предполагает, что в сыновстве Иисуса есть что-то уникальное. В конце концов, Писание учит, что у Бога есть и другие сыновья (Иов. 2:1; Евр. 2:10). Фактически, Иоанн уже сказал нам в 1:13, что, когда мы верим в Иисуса, мы становимся детьми Божьими. Так как же он может говорить, что Иисус - единственный Сын Бога? Ответ: потому что, в то время как мы сыновья по благодати, он Сын по природе. Мы становимся сынами Божьими через усыновление и возрождение, а Он не становится Сыном Божьим - Он просто есть Сын Божий, рожденный от Отца прежде всех миров, Бог от Бога, Свет от Света, единородный и несотворенный.
В Иоанна 3:16 говорится, что именно так мы получаем вечную жизнь - от Отца, отдающего Своего Сына. Спасение тринитарно. У Отца есть Единородный, вечно рожденный Сын, и в Своей любви к грешникам Он посылает нам этого Сына. Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие могли стать сынами Божьими. И тогда Отец и Сын посылают свой Дух, чтобы Он обитал в нас, чтобы мы могли испытать эту новую жизнь как сыновья (Иоанна 3:5, 7:37-39, 15:26, 16:12-15).
Как Павел говорит в Галатам 4:
"Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "авва, Отче!" (Гал. 4:4-6)
Как сказал один писатель: "Троица и Евангелие имеют одинаковую форму". Вы начинаете понимать, почему? Вот как Бог спасает нас - посылая Своего Сына и Духа. Наше спасение зависит от этих двух посыланий. Без них Бог по-прежнему был бы Отцом, но Он не был бы нашим Отцом. У Него все еще был бы Сын, но у Него не было бы много сыновей.
Троица важна, потому что важно Евангелие.
2. Троица важна, потому что важен Бог
Троица важна, потому что это то, Кем является Бог. Это то, Кем Он всегда был и был бы, даже если бы не было ни тебя, ни меня, ни неба, ни земли. Вопрос не в том, в первую очередь: "Как применить это на практике?" или "Будет ли это на экзамене?" Вопрос в том, хочу ли я знать Бога? Как отмечает Фред Сандерс:
"Нет смысла спрашивать, в чем смысл Троицы или какой цели служит Троица. Троица не существует ни для чего вне себя, потому что Троица есть Бог. Бог есть Бог в этом смысле: Божий способ быть Богом состоит в том, чтобы быть Отцом, Сыном и Святым Духом одновременно от вечности, совершенно завершенными в триедином братстве любви. Если мы не возьмем это за отправную точку, все, что мы говорим о практической значимости Троицы, может привести к одному колоссальному недоразумению: думать о Боге-Троице как о средстве для какой-то другой цели, как если бы Бог был Троицей для того, чтобы быть полезным".
Одна из причин, по которой мы, американцы, пренебрегаем Троицей, заключается в том, что мы очень прагматичны. Вместо того, чтобы спрашивать: "Правда ли это?" мы чаще спрашиваем: "Полезно ли это?" "Поможет ли это мне продвинуться?" "Сделает ли это меня лучшим супругом или родителем?" Это хорошие вопросы, но если для нас имеет значение только это, то чем мы отличаемся от язычников? Даже язычники заботятся о таких вещах.
Вопрос номер один: "Хочешь ли ты знать Бога?" Потому что, как сказал Иисус: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоанна 17:3).
Познать Бога в спасительном ключе - значит познать Его как Отца, Сына и Святого Духа. Все, что меньше, является недохристианским.
Познать Бога в спасительном ключе - значит познать Его как Отца, Сына и Святого Духа. Все, что меньше, является недохристианским. Даже если она не кажется нам практичной, Троица важна, потому что важен Бог.
И все же она практична.
Потому что, если свести воедино два наших пункта, то, какой Бог у нас есть, определяет, какие отношения у нас будут с Ним.
Например: является ли ваш Бог самодостаточным источником радости и любви с неисчерпаемым запасом, доступным вам в любое время? Или ваш Бог создал вас и спас вас, потому что Он был одинок и нуждался в вас? По-разному. Является ли ваш Бог единым Богом арианства (вспомните мормонов и свидетелей Иеговы), модализма или ислама? Или Он Триедин, как написано в Библии? Бог Евангелия от Иоанна никогда не был одинок, потому что даже в начале, до того, как что-либо было сотворено, с Ним уже был Кто-то. "Слово было у Бога" (Иоанна 1:1).
Это хорошая новость, потому что она говорит нам, что Бог создал нас не потому, что Ему нужно было кого-то любить. Он был не без семьи. Он уже был Отцом. И у Него уже был вечно рожденный Сын, сияние славы и образ Его природы (Евр. 1:3), лежащий в Его сердце (Иоанна 1:18) и купающийся в Его любви (Иоан. 17:24). Мы с вами не результат какой-то пустоты в форме человека в сердце Отца; скорее, мы с вами представляем избыток вечной любви Отца к Своему Сыну, как если бы Отец сказал: "Сын, эта наша любовь слишком хороша, чтобы держать ее в себе. Итак, вместе с Нашим вечным Духом, сотворим человека по образу Нашему, чтобы другие видели и испытали нашу любовь, и чтобы Ты был первородным между многими братьями" (срав. Быт. 1:26; Рим. 8:29).
Практична ли Троица? Позвольте спросить вас, какое спасение дает вам ваше евангелие? Судью, который прощает ваши грехи? Неплохо. Но недостаточно. Евангелие Троицы гораздо лучше.
Практична ли Троица? Позвольте спросить вас, какое спасение дает вам ваше евангелие? Судью, который прощает ваши грехи? Неплохо. Но недостаточно. Евангелие Троицы гораздо лучше. Это Бог, отдающий Себя вам в творении и искуплении. Тот самый Сын, Который был рожден Отцом прежде всех миров, был послан Отцом в этот мир, чтобы жить и умереть за нас и ради нашего спасения. И тот же самый Дух, Который от Отца и Сына исходил от всей вечности, был послан Отцом и Сыном в этот мир, чтобы жить внутри нас и привести нас ко Христу, а через Христа к Отцу, чтобы мы были приняты в Его семью, окруженную Его жизнью и любовью, чтобы прославлять Его и наслаждаться Им вечно.
Это больше, чем прощение. Это вступление в вечную семью. Оно уподобляется образу Сына Духом (Рим. 8:29) и становится причастником Божественной сути (2 Пет. 1:4). Короче говоря, такое спасение может предложить только Триединый Бог.
Это Святая Троица. Это не просто учение, это наша жизнь. Это больше, чем просто загадка или умопомрачительная математическая задача; это наш Бог, любящий и отдавший за нас Сына Своего (Ин. 3:16), любящий нас и отдавший Себя за нас (Гал. 2:20), любящий нас и живущий внутри нас (Рим. 5:5).