Христос только после рождения от Девы Марии стал Богочеловеком?
Что об этом говорит Церковь?
Откуда мне знать эти богословские тонкости?
Как во Христе соединились человеческое и Божественное начала?
И что, Христос как человек во всем подобен нам, людям?
Зачем нужно было Боговоплощение?
Очень все сложно
Что в итоге?
Библия часто называет Иисуса Христа то Сыном Человеческим, то Сыном Божиим. Так кто такой Иисус Христос согласно православному вероучению? Об этом - в наших "Слайдах".
01
Кто же такой Христос?
Богочеловек - истинный Бог и истинный человек одновременно. В Новом Завете Христос называет себя и Сыном Божиим (Ин 10:36; 11:4;) и Сыном Человеческим (Ин 12:23).
02
Христос только после рождения от Девы Марии стал Богочеловеком?
Богом Он был всегда, еще до сотворения времени. Бог не меняется и не меняет свою природу. Это одно из свойств Бога - Неизменность, что отличает Его от сотворенных существ. Сын Божий предвечно (т. е. вне времени!) рождается от Бога Отца как Бог, а от Богородицы родился как человек. Воплощение происходит в определенный момент человеческой истории, эти два рождения несопоставимы.
03
Что об этом говорит Церковь?
Церковь говорит о Боговоплощении - одном из догматов православного вероучения. IV Вселенский Собор в 451 году принял догмат, который говорит о соединении в Иисусе Христе двух природ: человеческой и Божественной.
"Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси (εις εν πρόσωπον και μίαν υπόστασιν συντρεχούση) так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов" - постановление IV Вселенского Собора.
04
Откуда мне знать эти богословские тонкости?
О Боговоплощении говорится во втором и третьем члене (части) молитвы Символ веры, которая поется за каждой литургией:
2. (Верую) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Окончательный вариант Символа Веры утвердили на Втором Вселенском Соборе в 381 году, но принятый только через 70 лет догмат о Боговоплощении не противоречит этому.
05
Как во Христе соединились человеческое и Божественное начала?
• Неслитно - природа Бога и природа человека не смешиваются во Христе, создавая получеловека и полуБога.
• Неизменно - Божество и человеческая природа не изменились после соединения во Христе и продолжают обладать полнотой своих качеств.
• Нераздельно - Христос - единое Лицо, а не два отдельных.
• Неразлучно - естества Бога и человека во Христе после Воплощения никогда не разлучались и не будут разлучены.
06
И что, Христос как человек во всем подобен нам, людям?
Во всем, кроме одного - Он безгрешен, потому что совершенен не только как Бог, но и как человек.
07
Зачем нужно было Боговоплощение?
Для спасения всех людей от греха, которое Христос совершил Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. Этим Спаситель восстановил пораженную грехопадением природу человека и воссоединил человечество с Богом, которое отпало он Него после грехопадения Адама и Евы в Раю (Ин 3:16-17).
08
Очень все сложно
Да, сложно. Но в первые века христианства верующим было еще сложнее - четко сформулированных догматов не было и люди часто впадали в ереси. Все время хотелось как-то упростить это учение, сделать более понятным. Например, некоторые отрицали человеческую природу во Христе (монофизиты). Для монофизитов Христос был Богом, а его человечество было так или иначе подчинено божеству. Все становилось понятно и логично. Ересь стала настолько популярна, что для ее опровержения пришлось созывать VI Вселенский Собор, постановлениями которого мы пользуемся до сих пор.
09
Что в итоге?
Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный человек. Это один из важнейших догматов православного вероучения. Это значит, что для нас, христиан, бесконечный и всемогущий Бог, непостижимый и абсолютно чуждый всем несовершенствам этого мира, оказывается близким и доступным в нашем единстве со Христом.