Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Что лучше - ислам или христианство? Второй раунд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Видеоигры
  Детям
  Всё о Дзене
  Вакансии
  Дзен на
  iOS и Android
  
  Ещё
  
  Меняйте валюту и крипту выгодно. Вывод без верификации
  
  bestchange.ru
  Смотреть курсы
  РЭКЛАМА
  Христианство и ислам
  1,1K подписчиков
  
  Подписаться
  Что лучше - ислам или христианство? Второй раунд
  1,2K прочтений
  9 сентября 2020
  Начало здесь
  
  Фактор второй. Требования и обещания
  Тут мы подходим к самому главному. Что обе религии хотят от человека и к чему призывают? Что обещают своим приверженцем и как видят будущее человека?
  
  Иероним Босх. "Рай". Фрагмент
  Требования
  Сходства и различий между двумя верами в этом пункте - примерно половина на половину. Ислам и христианство требуют от верующих одного и того же - добродетельной жизни. Выполняй Божьи заповеди, жертвуй бедным, постись, читай молитвы - и спасешься.
  
  Но подоплека у этих требований разная.
  
  Если сравнивать христианство и ислам, то у них очень непохожие представление о Боге. Аллах мусульман стоит гораздо дальше от людей, чем христианский Бог-Отец. Они настолько не сопоставимы, что в исламе, в общем-то, бесполезно вопрошать, почему Бог делает то или другое. Такова его воля, и точка. Как писал один арабский автор - дела этого мира слишком ничтожны, чтобы Аллах обращал на них внимание.
  
  Отсюда проистекает и известное требование "не придавать Аллаху сотоварища": мусульманский Всевышний стоит так далеко от человека, что никакие посредники между ними немыслимы. Мусульманам это нравится, а христианам - нет. Им-то как раз важно, что такой посредник есть и что Бог стал человеком.
  
  Эти различия и определяют разницу в требованиях и обещаниях двух религий.
  
  Для ислама главное - послушание Богу, проявление покорности перед Его непостижимой волей. Говорят, что Он милостив, милосерден, благоволит к добрым и щедрым и т.п. (потому что Он сам так заявляет о себе в Коране), но если бы Он был немилосерден или немилостив, в исламе от этого мало бы что изменилось. Аллах - абсолют, перед которым человек может только простираться ниц, исполняя данные ему приказы и не пытаясь понять их смысл. Что хочет и чего не хочет Бог, сформулировано в Коране, и больше о Нем ничего сказать нельзя. Ни о какой любви Творца к своим творениям, как в христианстве, речи не идет.
  
  Соответственно, и верующим не обязательно отвечать Ему любовью. Это служебное, солдатское понимание веры - в христианских терминах "путь слуги", "путь раба", а не сына.
  
  Поэтому требования к верующим в исламе намного проще, чем в христианстве. Аллах сказал через Пророка: молитесь так-то, давайте милостыню, поститесь, совершайте хадж - и больше ни о чем не беспокойтесь. Если вы выполнили данные вам предписания, то выполнили и Мою волю, ничего сверх этого ненужно.
  
  Нельзя сказать, чтобы эти предписания были легкими: пять длинных молитв каждый день, замысловатые правила очищения, строгий пост, обязательный хадж, - выполнить все эти требования совсем не просто. А если добавить к этому сотни и тысячи интерпретаций и толкований, прилагаемых к каждому правилу, задача становится совсем головоломной. Почитайте мусульманские форумы, посвященные еде, общению с неверными и пр. - там просто тонны текстов, посвященных спорам вокруг халяля и харрама, с цитатами из всевозможных имамов, шейхов и других авторитетов.
  
  В христианстве, на первый взгляд, требования даже помягче. Раз в неделю ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, молиться утром и на ночь, по возможности подавать милостыню - вот, пожалуй, и все. Спасти душу оказывается не так уж трудно, если знать несколько нехитрых правил и следовать устоявшейся традиции. Тем более, что есть более упрощенные варианты молитв, например, правило Св. Серафима Саровского, где достаточно только трижды прочитать "Отче Наш" и "Богородице, Дева" и один раз Символ веры. А для совсем уж немощных сгодится и такая спасительная формула: "Всякий, помянувший имя Божье, спасется".
  
  Проблема в том, что это широко распространенное, обрядовое и "народное" христианство, с которым мы часто встречаемся на службах и в церквях, на самом деле - не суть веры. Это ее адаптация ее для мирян, "малых сих", кому мало дано и с кого мало спросится. На деле же она скрывает изначальную глубину и даже апокалиптичность христианского учения.
  
  Настоящее христианство иное, и требования у него прямо-таки зверские. Вопрос там решается радикально: все или ничего. "Оставь все и иди за Мной", "Кто любит мать или отца более Меня, тот недостоин Меня" и т. д. Образец христианина - это преданный ученик, апостол, который бросает дом, семью, раздает все, что имеет, до конца несет свой крест и, наконец, "сораспинается" вместе с Христом.
  
  И не стоит думать, что потом христианство упростилось и помягчело, став каким-то другим. Если смотреть повнимательней, его требования к верующим невероятно трудны, а то и просто непосильны.
  
  Наглядней всего это проявляется в таинствах, которых вообще нет у мусульман. Возьмем два из них: исповедь и причащение, - чтобы увидеть, какая бездна отделяет христианство от ислама.
  
  Исповедь основана на том, что грехом являются не только действия человека, но и мысли. Это было новое слово христианства, которое невероятно затруднило путь к спасению. Всякое неверное движение души, неправильный помысел, чувственное желание, вспышка гнева - грех не менее реальный, чем поступки и дела. Посмотреть на женщину с вожделением - то же самое, что вступить с ней связь. Попробуйте ради интереса хотя бы пару часов проконтролировать свои помыслы - и вы поймете, почему святые отшельники годами умерщвляли свою плоть, голодали, лишали себя сна и прочее: это был единственный способ не грешить по-христиански.
  
  Для людей не столь святых исповедь - спасительная отдушина, единственная возможность примириться с Богом, потому что соответствовать Его требованиям в принципе невозможно. Всякий христианин неизбежно и непоправимо грешен - ему нечем оправдаться перед Богом. Он не может, как мусульманин, сослаться на то, что выполнил данные ему заповеди, поскольку, в отличие от исламских, эти заповеди невыполнимы. Все, что ему остается, это уповать на прощение грехов, что и происходит в таинстве исповеди (вплоть до следующего греха).
  
  Объяснение такой крайней, прямо нечеловеческой сложности христианских требований заключается в другом таинстве - Евхаристии. Как известно, это вкушение тела и крови Богочеловека, то есть Бога, принявшего в Себя человеческую природу. Вещь абсолютно фантастическая, кощунственная и безумная для ислама, иудаизма и любой другой религии, кроме христианства.
  
  Спрашивается, зачем христианам это нужно? Затем, что цель христианина -обожение человека. То есть, человек должен ни больше ни меньше как уподобиться Богу или, по крайней мере, изо всех сил к этому стремиться.
  
  И отношения между Богом и тварью тут совсем другие, чем между Аллахом и почитателями Корана. В христианстве все основано не на послушании, а на любви. Бог в христианстве - отец, люди - Его сыновья, и все они любят друг друга. А чтобы быть достойным этой любви, нужно быть безупречным во всем, вплоть до самой глубины души: "Будь совершенны как Отец ваш небесный".
  
  Вот такие неслабые требования предъявляет к верующим христианство. Любите своих врагов, не делайте ничего злого и дурного даже в мыслях, прощайте все обиды и не заботьтесь о завтрашнем дне. Будьте совершенны, и точка.
  
  Обещания
  Примерно то же самое относится и к обещаниям, которые обе эти веры дают своим адептам. В обоих случаях мы видим рай, но похожи они только по названию.
  
  В исламе райские наслаждения намного более простодушны и основательны, чем у христиан. Здесь все очень осязаемое, человечное, узнаваемое и плотское. Попросту говоря, это те же самые, хорошо знакомые нам земные наслаждения, только максимально усиленные и растянутые на целую вечность. Недаром существовала легенда, что новичков, вступавших в орден ассасинов, одурманивали гашишом и помешали в цветущий сад, где их кормили деликатесами и услаждали прекрасные девственницы: это давало полное ощущение, что они побывали в раю.
  
  Такая версия рая вполне могла "прокатить" в исламе, но в христианстве она немыслима и нелепа. Царствие Божие у христиан - это что-то совершенно запредельное и неземное. Христианину и в голову не придет воображать себе наслаждения в раю - настолько они превосходят человеческие представления. Те лубочные картинки, которые рисовали на эту тему благочестивые художники, - плод воображения отдельных авторов, а не учение церкви.
  
  Зато с наказаниями все обстоит намного проще: в обоих верах адские муки примерно одинаковы. Здесь вы можете выбирать любую, не прогадаете.
  
  Итак, вопрос в том, какая религия лучше - требовательная или снисходительная? Какой рай слаще - приземленный или запредельный, христианский или мусульманский?
  
  Я бы сказал, что это исключительно дело вкуса. Мне больше по душе "нечеловеческая" версия христианства, поэтому я и ставлю ему один балл против нуля. Но с моей стороны это наглая и откровенная субъективность, вопиющий произвол, который можно не учитывать при расчете общей суммы баллов.
  
  Итоговый результат по обещаниям 1.0:0.0.
  
  Общий счет во втором раунде такой же - 1.0:0.0.
  
  Продолжение здесь.
  
  (C) Владимир Соколов
  
  Мои книги на портале "ЛитРес" и в издательстве "Ломоносовъ":
  
  "Занимательная история Церкви"
  "Львы и розы ислама. Историческое путешествие от Мекки до Багдада"
  "Кровь и золото ислама"
  Подпишитесь на канал,
  чтобы не пропустить новые публикации
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"