Русских Константин Вениаминович : другие произведения.

Автобиографическая повесть "Отражение" 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
   НА СЕССИИ
  
   Но пришло время, ехать на сессию в Уфимский нефтяной институт, где я учился на четвёртом курсе на инженера - механика, по специальности "Сооружение газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз". После первой попытки поступить в институт в 1973 году у меня надолго пропало желание поступать туда повторно. Но, как говорят, сверху виднее. И вот в 1984 году, когда я работал старшим инженером отдела метрологии, меня всё же уговорили, как начальство, так и товарищи по работе продолжить своё образование в ВУЗе.
  
   Вступительные экзамены сдал на "хорошо" и "отлично". Три года учился в Октябрьском филиале Уфимского нефтяного института, а остальные три года, в городе Уфе. Учиться было сложно, тем более что время наступило непростое.
  
   ... Про перестройку знает каждый, -
   Как истребляли виноград,
   Как "дядя с меткой", очень важный,
   Ух, навредил за горсть наград...
  
   И мне "посчастливилось" учиться в ВУЗе, в это непростое время, на заочном отделе нии. Если, принять во внимание, что в 1987 году заочников сняли с плана, то вроде бы оно и понятно. Как и почему из тридцати двух человек, принявших старт в начале учебного марафона, до финиша дошли только четверо. Ещё на третьем курсе, преподаватель по сопромату Ведерская Г.И. откровенно нам сказала, что ВУЗу выгодней и дешевле от нас избавить -ся, чем обучать. И действительно, с тех пор, я часто видел объявления об отчислении старшекурсников, по несколько человек сразу - за неуспеваемость, за небольшие студенческие шалости, чего никогда не было раньше. С нашей группы многих студентов отчислили за второстепенные науки, типа английского языка или чего-то подобного, тогда как в сложных и нужных науках они разбирались великолепно. Группа пополнялась каждые полгода, но несла потери, как на войне.
  
   Когда я, со своей будущей супругой Наташей, отдыхал в городе Евпатории в 1991 году, обратил внимание, что в продаже нет вин, которыми так славилось, в былое время, черноморское побережье. Хозяин дома, где мы нашли приют, рассказал нам, что раньше были и вина, и виноград, но, когда придумали "сухой перестроечный закон", приехали люди с топорами и уничтожили виноградник. Учёный, с мировым именем, который занимался виноград ством и виноделием, не выдержал такого варварства и повесился. С тех пор вино исчезло. С винограда, на мой взгляд, можно получать много других прекрасных продуктов. Почему же нужно его уничтожать топорами? На такое способен, на мой взгляд, бывшего садовода,только монстр, рождённый для истребления всего прекрасного.
  
   А пьющий народ, как пил, так и пьёт, особенно в северных краях, не обращая внимания на всякие "великие законы" неумных людей, не вино так водку, а нет водки, так одеколон. Государственный бюджет, как писала центральная пресса, потеряла только в 1988 году сорок млрд. рублей.
   Уфимская сессия чем-то напоминала маленький праздник - радость встречи с однокурсниками, несмотря на все сложности учебного процесса.
  
   Встречу и прощание наша дружная четвёрка обычно отмечала в ресторане "Россия". И на этот раз мы не изменили своей традиции. Лично для себя, я сделал замечательное открытие, в годы студенческой жизни, - когда после сессии, обессиленный и уставший, проводишь несколько часов в хорошей компании, в хорошем ресторане, с музыкой, с танцами, за хорошим столом , то силы и энергия восстанавливаются очень быстро.
  
  Налейте доброго вина, друзья,
  Я знаю, с кем пить, где и сколько.
  Но вечер встречи изменить нельзя,
  А по России - перестройка.
  
  На сессии, всего два раза в год,
  Со всех окраин - снова вместе.
  Я знаю, каждый этот вечер ждёт,
  Поговорим про жизнь, о чести.
  
  Пусть не в почёте - это всё в стране,
  Пусть деньги, ложь пока сильнее.
  Как будто бы мы все лежим на дне,
  И почему - то стали злее...
  
  Бессилие - порок и корень зла,
  А ветер все сгущает тучи,
  Но знаем мы, что разойдется мгла,
  Сойдёт, на нет и шторм могучий.
  Добро согреет, злость остынет
  И вспыхнет свет в глазах
  людей.
  Споём же о родной святыне,
  За землю выпьем, за детей.
  
   Этот вечер мне особенно запомнился, тем, что меня познакомили с нашими известными и прекрасными композиторами Евгением Птичкиным, Давидом Тухмановым и Георгием Мовсесяном. Представил меня этим большим композиторам кавказец. "Южные люди" сидели за соседним столиком. Их было человек шесть-семь и, если честно сказать, портили нам дружес кий ужин. А именно: мы заказывали свою музыку за десять рублей песню, а они свою музыку за пять рублей. И пусть нас было только четверо, вечер мог закончиться дракой. При выходе на очередной танец я, вроде бы случайно, плечом ударил кавказца. Если говорить точнее, то эта компания начинала, просто, раздражать. Когда я остался за столиком один, ко мне подошли двое из компании "южных людей". Ну, думаю, сейчас произойдёт что-то из ряда вон выходящего, типа "кто в доме хозяин". Тем не менее, они вежливо спросили разрешения присесть за наш столик и спросили: "По какому вида спорта вы имеете столь высокое звание?", по всей видимости, увидев на моём пиджаке спортивный значок КМС СССР. Когда узнали, что это звание по борьбе самбо, поинтересовались: " А знаете ли вы кого из армян чемпионов мира по борьбе самбо?" К моему сожалению, я не мог им дать вразумительного ответа, потому что, если говорить честно, я его не знал. Следующий вопрос был намного интереснее: "А вы знаете, кто сидит за соседним столиком?" И перечислили наших известных и популярных композиторов. "Если вы хотите, мы можем вас познакомить с ними?" Этот вопрос вообще удивил меня, тем более что в этом году у меня открылось "второе дыхание" в жанре авторской песни. Этим жанром я интересовался с раннего детства, но в 1988 году я почти забросил своё увлечение. И в это время в нашем городе прошёл очень интересный фестиваль, который влил в мою остывающую страсть новые силы.
  
  Писал я песенки давно
  И песни получались,
  Но думал: брошу все равно,
  А это продолжалось.
  
  Погас, чуть было огонек,-
  Затишье творческих идей,
  Гитару бросил в уголок,
  Тетрадку песен с ней.
  
  И тут - то грянул фестиваль,
  Огонь в душе разжег,
  Идеи, творческую даль
  В стихи вложить помог.
  
  Опять перо бумагу трет,
  Опять ищу чего - то.
  И песня лучшая придет,
  Мелодия и ноты.
  
  Возможно, будет и не раз,
  А может - ерунда?
  Есть порох, силы про запас,
  Но будет ли: когда?
  
   До настоящего времени с гитарой и с поэзией я нахожусь в самых, если, конечно, так можно выразиться, родственных отношениях. Кроме того, гитара на меня действует как целитель: успокаивает, вдохновляет, а когда удаётся хорошая песня, я просто несколько дней нахожусь на "седьмом небе". И вполне естественно, что мне очень хотелось, чтобы меня прослушали настоящие мастера. А здесь такой случай и, конечно, я не мог отказаться от такого предложения, хотя чувствовал себя очень неловко. Но при знакомстве скованность быстро исчезла. Эти "большие люди", в общении со мной, оказались очень доброжелательными, хотя и держались с достоинством. Я взял у них автографы, затем мы поговорили о жанре авторской песни. Они сказали, что этот жанр им очень нравится, и относятся они к нему с большим уважением. Евгений Птичкин согласился меня прослушать и назначил день и время. Проживали они в этой же гостинице.
  
   В назначенный час я со своим однокурсником Александром, который сумел найти, вполне приличную гитару, а также являлся большим любителем авторской песни, в перерыве между лекциями, был в номере у Евгения Птичкина. Он встретил приветливо, но предупредил, что времени у него очень мало. После того, как мы расположились в гостиной и Евгений Птичкин приготовился слушать, я предложил, в целях экономии времени, петь по два куплета из каждой песни. Но он был категорически против такого прослушивания и попросил петь полностью. От этого человека шла какая - то удивительно добрая энергия, и я это чувствовал. Первую песню он прослушал вроде бы без особого интереса, но вторая и последующие песни его явно заинтересовали. После пятой песни я хотел закончить, но Птичкин просил петь ещё и ещё. Исполнив примерно двадцать своих песен, я напомнил ему, что он собирался с Давидом Тухмановым на концерт, да и мы уже опаздывали на лекции. Он попросил оставить ему тетрадь с моими стихами и песнями, и назначил новую встречу через два дня.
  
  
   При новой встрече Птичкин не забыл предупредить, что у него всего несколько минут свободного времени. Но, как и в прошлый раз, полтора часа пролетели незаметно. Он высоко оценил музыку, стихи критиковать отказался, потому что не считал себя, в этой области, профессионалом, но обратил внимание, на то, что розы в моих стихах растут на полях, а в жизни они растут только в садах и при особом бережном уходе. Слушатели, такие неточности не прощают. Но в то же время восхищенно высказался о моей разносторонней тематике, смелости в выражениях и о публицистических способностях. На прощание Евгений Птичкин оставил великолепный автограф в моей поэтической тетради, подарил свою именную пластин -ку "Авторский концерт в колонном зале" также с автографом и сказал: "В Уфе я часто бываю со своими концертами, при возможности, всегда заходи ко мне, без всяких церемоний. Рад буду нашей встрече, и меня особенно радует, что в наших провинциальных городах растут такие большие таланты. Хочу на прощание пожелать тебе серьёзной работы над своими произведениями". Но, к величайшему сожалению, мне боль- ше не удалось встретиться с этим хорошим человеком и замечательным композитором, а спустя годы я, с болью в сердце, узнал, что наша музыкальная культура потеряла Евгения Птичкина, в расцвете творческих сил. Пускай же добрая память о нём живёт веками в его прекрасных песнях. Его автографы и пластинку я бережно храню до сих пор.
  
  
   На втором курсе к нам в группу зачислили интересного парня из города Стерлитамака по имени Павел. Это двухметровый добряк, хотя и не отличался физическими данными. Учился он неплохо и был, вполне, смышленым и способным малым, но к учёбе у него, на мой взгляд, был какой-то врождённый "аллергунно - лодыревский" синдром, и медицине, по всей видимости, неизвестный. Если он ложился на кровать с учебниками или с конспектами, то засыпал на второй минуте чтения, но если он читал газеты, то мог заниматься этим часами. Удивляло его абсолютное спокойствие. Иногда, перед зачётом или экзаменом, он спрашивал меня: "Что лучше подготовить, какие вопросы, что почитать?" Я ему показывал, вроде бы в шутку, но, тем не менее, ему попадались именно те вопросы, которые я ему показывал, и с которыми он успешно справлялся. Удача или судьба? Но удача не бывает бесконечной. На четвёртом курсе у нас был очень сложный предмет - "механика грунтов", который "туго" доходил до сознания студентов. Преподаватель этой науки - "лысый доцент", по каким-то непонятным причинам, невзлюбил нашу группу. По сообщениям "сарафанного радио" это была непонятая любовь старого, лысого и обрюзгшего ловеласа к молоденькой и симпатичной студентке из нашей группы, которая, естественно, отвергла его намёки и ухаживания.
  
   На сессии он задал нам по пять задач, пояснив, что это допуск к зачёту. Мы "общитывали" их несколько суток, но кто-то из наших студентов засомневался в правоте этого задания и пошёл прямо к декану. Тот очень удивился и сказал, что в учебной программе такого задания нет. Затем, в присутствии нашего студента, вызвал этого доцента и устроил ему хороший разнос. Но задачи были уже решены, драгоценное время потеряно, которого очень не хватает на студенческих сессиях. И после таких интриг "лысого доцента", наш уважаемый Паша заваливает зачёт, а это означает, если он его не сдаст, до назначенного срока, то будет из ВУЗа отчислен.
  
   Спустя два месяца Паша прилетает из Украины, где работал в это время, чтобы сдать свой "хвост". Семь раз ходил он сдавать зачёт, но безуспешно. "Лысый доцент" решил, наверное, отыграться на нём за всю группу. Бедный Паша уже и науку всю досконально изучил, а зачёт сдать не может. Доведённый до отчаяния, этот добряк и балагур в восьмой раз пошёл сдавать этот ненавистный зачёт. Его самолёт улетал через три часа. Я представляю его состояние, когда фортуна отворачивается так резко. Целый час "лысый доцент" над ним издевался, видимо, пытаясь доказать, кто - же в жизни хозяин. Паша понял, всё кончено надежды, мечты, ВУЗ, несколько лет жизни и столько нервов и сил. Этот монстр так просто не отпустит и, скорее всего, "сожрёт". Пашина рука непроизвольно сжала стул, и через мгновение он должен был опуститься на голову этого ненавистного доцента. Что же, вы думаете, было дальше? А ничего, просто "лысый доцент" тихо и спокойно сказал: "Сдал, давай зачётку".
  
   А сколько дров бедный Паша, в прошлом такой "везунчик" и баловень судьбы, мог наломать через мгновение.
  ...Мгновение, миг неудержим,
  Бессильна власть, судьба над ним,
  Звено цепи - секунд, веков,
  Звено нервущихся оков.
  
   К большому сожалению, перед окончанием учёбы и защиты диплома, Паша попал в автомобильную катастрофу, затем долго лечился и с нашей группой не защищался.
  
   Иногда задумываешься и долго размышляешь над вопросом, который, думаю, мучает не только меня. Что это такое судьба, везение, удача, свобода, злой рок и от чего они зависят? На первый взгляд всё вроде бы просто, а если задуматься более серьёзно, то, как будто и не так уж просто. У одних, довольно бездарных и ограниченных людей всё получается в жизни, как в любви, так и в работе, в карьере, а вот у некоторых умных и талантливых ни черта ничего не получается. Лично у меня сложилось такое мнение, что наша жизнь, всё-таки, состоит из равного количества хороших и плохих дней, что у дураков, что у гениев, а также поровну разделены дни взлётов и падений. Если выразиться математическим языком - это синусоида, вверх, вниз, вверх, вниз и конец. Также, на мой взгляд, на человека отпущено определённая доля удовольствия и блаженства. Если эту долю употреблять небольшими порциями, то её хватает на нормальную человеческую жизнь, а если часто и много, то соответственно и жизнь короче. Например, богатые люди-бизнесмены, банкиры и им подобные, пожив на широкую ногу, находят бесславный конец в российской действительности. Конечно, не все, а, по всей видимости, те, у кого такая судьба, или возможно те, кто успел съесть свой пирог удовольствия и блаженства.
  
  Вчерашний день - черт раздери,
  Нашло же наваждение -
  Что лбом о стену, что умри -
  Сплошное невезение.
  
  А что такое "не везет",
  Судьба не улыбается?
  Возможно, скажет звездочет?
  Мне вроде б не в чем каяться.
  
  А я никак, ну не пойму,
  Удача на "попятную",
  Ну, дали б в долг, возьму, займу,
  И поклонюсь "распятому".
  
  Сегодня же - другой денек,
  Все, получается, бурлит,
  А жизнь - как будто мотылек,
  То в жар бросает, то знобит,
  
  То вверх, то вниз, то вдаль, то вбок,
  Но тянет нас на огонек ...
  Кому то может невдомек,
  А жизнь проходит, был бы толк.
  
  
   И, конечно же, каждый нормальный человек мечтает о свободе. С испокон веков люди сражались за неё. В какой-то мере и на каком-то уровне у каждого человека она есть. Но если присмотреться глубже к этому вопросу, полной свободы нет в жизни. Её невозможно увидеть, а тем более потрогать. Всё взаимосвязано и зависимо от каких-то обстоятельств, и лозунги типа "Свобода, равенство и т.п. " - чистый блеф и обман, а может просто недомыслие или недопонимание. Самая большая свобода, на мой взгляд, - это заниматься своим любимым и как можно меньше всего от кого-то зависеть. Лично я обретаю максимальную свободу, когда пишу стихи или песни, сочиняю музыку или играю на своей любимой гитаре. Если захочу, то заменю рифму или строфу или вообще заменю весь смысл произведения, а захочу так разорву и выкину в корзину всё произведение, чтобы начать всё сначала. Итак, этот процесс может повторяться десятки, а может даже и сотни раз. Это и есть моя свобода, никто и никогда не сможет её у меня отобрать.
  Свобода тела и души,
  Что может быть дороже?
  Живи как надо, не греши,
  О, помоги же, Боже!
  
  От скверны разной устоять,
  Преодолеть соблазны,
  Грех на душу свою не брать,
  А может, все напрасно?
  
  С мечтой живу свободным быть,
  Как птица при полете,
  Хотел бы также я проплыть,
  Как солнце при восходе,
  
  Светить звездой во тьме ночной,
  На черном небосводе,
  Упасть, как дождь в июньский зной,
  Приятный и свободный.
  
  Но нет свободы и во сне -
  Все по законам божьим,
  Что на земле, в воде, на дне
  Найти свободу сложно.
  
  Зависимо все в бытие,
  А значит, нет свободы,
  Так было, будет на земле,
  А также и в природе.
  
  Душа безгрешная найдет
  Один лишь раз свободу,
  Когда от тела отойдет
  И отойдут заботы.
  
   **********
  Продолжение следует
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"