Недавно в Касселе прошла 15 по счёту Документа. Что такое Документа? Это сто дней проверки на вшивость-философ ты в душе или какой-то художник-реалист 'а хулинамэтовсёнужно'. Реалисты уверены, что Документа- отход человеческой жизнедеятельности, поэтому называют её -выставка мусора, но с концепцией.
Кассель любит Документу как Паниковский гуся .Да, для него время Документы-это интермедия, выход на авансцену с квантовыми свечениями и телеграфными столбами, бронзовым деревом с камнем мудрости на кудрявой голове.
Все культурные люди любят Документу. Фолиант, который нужно прочесть перед приобщением к событиям культурной эпохи сравнится по толщине с толстовским 'Война и мир', причем с двумя томами сразу. Но все читают и ходят по выставке и постигают современное искусство.
А как же всё начиналось и кто открыл Документу?
Организатор выставок, профессор искусствоведения, художник, дизайнер , архитектор. Жизнь Арнольда Боде невозможно уместить в этом маленьком тексте. Разнообразие его интересов было настолько велико, что не укладывалось в рамки обыденной жизни.
Боде родился в 1900 году в городе Кассель, где в 1919 году поступил в Академию Искусства на отделение живописи и графики. После государственных экзаменов он, получив диплом учителя рисования, переезжает в Берлин, где преподаёт в Муниципальной ремесленной семинарии живопись, и в 1931 году становится директором школы. Двумя годами позже он будет уволен со своего поста и получит запрет на профессию из-за пришедших к власти национал-социалистов. После войны Арнольд Боде и его супруга Мари-Луиза с детьми возвращаются на родину в Кассель. Здесь в 1948 году открывшейся вновь, после закрытия наци, Академии искусств он работает до своего шестидесятилетия.
Идею "документы" Боде вынашивал давно. В 1955 году такой момент наступил. Местом выставки был избран разрушенный во время войны музей Фридрицианум, а выставка символизировала свободу и новые инновации в искусстве после эпохи застоя фашиствующего режима. В общей сложности были выставлены 670 работ примерно 150 художников. Немецкая публика вновь получила возможность познакомиться с искусством модернизма, с произведениями таких художников, как Клее (Paul Klee), Кандинский, Пикассо, Леже, Шагал, Бекман (Max Beckmann), Матисс и Мондриан.
Проводить выставку было решено в качестве небольшой культурной программы в рамках Федеральной выставки садоводства. В действительности же экспозиция стала своего рода подведением итогов эпохи модернизма: здесь были показаны шедевры искусства первой половины 20-го века, в том числе искусства, которое национал-социалисты называли "дегенеративным".
Были представлены работы кубистов из частных коллекций Нью-Йорка и Парижских музеев. Название Documenta получила от двух производных "учить" и "дух". Выставка должна была представлять развитие современного искусства.
Боде постоянно избирал новые формы и разрабатывал новые пути для представления зрителю новых тенденций в искусстве.
Документа имела и имеет большой успех. Боде организует три выставки в 1959, 1964 и 1968 годах, оставив организацию следующих другим кураторам от искусства(выставки организуются каждые пять лет, всегда в Касселе) Новые тенденции дают публике не только возможность ознакомиться ,например,с абстрактным экспрессионизмом, пестрым поп-артом или минимал-артом, с произведениями фотореализма, фотографии и видеоарта, но и поучаствовать в перформансах. Выставку сопровождал флер скандалов и конфликтов. В 1972 году посетителей шокировали измазанные кровью простыни театрального перформанса австрийского художника-акциониста Германа Нитша . Шестая documenta в 1977 году прошла под знаком пахучей инсталляции Йозефа Бойса , которая представляла собой гору маргарина ,источающего все большее зловоние, а через все выставочное пространство по резиновому шлангу пульсировал ароматный мед...
Арнольд Боде умер 3 октября 1977 года в Касселе в день окончания шестой документы.