Русова Марина : другие произведения.

Коллективный сборник лирической поэзии 3. Литобзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   []
  
  Этот обзор-не профессиональная и критическая статья. Считайте, что он написан слегка продвинутым читателем, высказывающем свои личные впечатления от прочитанного. И отношение к этому обзору должно складываться в форме диалога между поэтом и читателем. Если по ходу чтения возникнут вопросы или замечания, пожалуйста, обращайтесь. Да, здесь нет серьёзного критического разбора, здесь - моё отношение к вашим стихам. Но оно серьёзно и важно для меня, и надеюсь для вас также этот диалог будет важным. Иногда поэзия выходит за рамки сказанного, и всё написанное кажется ограниченным и недостаточно глубоким, потому что описать словами образные категории тяжело. Но я попыталась сделать это и вам судить насколько хорошо или плохо. Здесь не все стихи, только те, которые я для себя выделила, они ближе мне по настрою. Ссылка на полный сборник располагается ниже.
  
  Литературный сборник лирической поэзии 3 под редакцией Игоря Владимировича Козлова
  здесь
  
   Аделина Мирт
    
    Паранойя
    
    а девочка ходит по раскалённой плоскости
    и выдувает стеклянные пузыри...
    снова и снова
    
    Опять она со мною айриш пьёт. Сводя с ума рисует мне картину,
    где девочка по плоскости идёт и выдувает пузыри невинно.
    Спектральный блеск галактик и комет мелькает в их прозрачном ореоле,
    останки звёзд, зародыши планет, возникшие в коллапсе эмбрионы.
    В моей руке лежит её рука - объекты рассыпаются в туманность,
    и кружит пыль спиралью ДНК, но тут же распадается бессвязно...
    Я на твоей планете пассажир: и звёздный ветер воет мне вдогонку,
    подталкивая в сито чёрных дыр и наполняя мнимую воронку.
    Из горловины сыплются пески в кипящий зев квазаров ярко-рыжих;
    Первоисточник в пламени сожгут, аннигилируя потоки в жижу.
    Она идёт, сияя изнутри, по плоскости расплавленной - босая,
    из лавы выдувает пузыри стеклянные и в вакуум бросает.
  
  Яркое стихотворение. Как маятник раскачивается: вначале медленно, но затем всё быстрее затягивая в зримую картину образов. Она проступает на холсте повествования всё чётче, пазлы складываются в общую композицию, где и пески и лава обретают мистическое значение. Аллегория, где внетекстовый мир и текст органично связаны, живут в постоянном взаимном отражении. События происходящие в жизни героини, мистическая взаимосвязь с другой героиней, смена местоимений, образы перетекают в галлюцинирующее состояние, сюрреалистическое восприятие яви как сна.
  В последнем предложении к сожалению ошибка межфразовой связи, когда "она" ассоциируется не с героиней первой или второй, они как бы взаимозаменяются, а с "жижей". Если бы хотя бы апрош, чтобы перебить эту взаимосвязь.
  В целом стихотворение интонационно выдержано, эмоционально окрашено. Оно из тех, которое читаешь, и не хочется останавливать чтение на половине. А для меня как художника, вспышки и фейерверки окрашены в яркие сочные оттенки, спасибо автору.
    
    Ледащёв Александр Валентинович
  
    Завари мне чаю
    
    d.R.t.S.L.
    
    Завари мне чаю,
    Если еще не разучилась
    И спроси: "Где ты был
    Столько лет?"
    И я честно отвечу:
    "Там, где тебя не было.
    Но я и дня одного не прожил
    Без тебя.
    В моей жизни встречались
    Другие женщины,
    Но любые чувства мои
    К ним смывало, как океанской
    Волной приливной -
    Любым мимолетным сном,
    В котором мелькнула
    Ты. Лучше спроси меня,
    Где я не был, - и я отвечу -
    Везде. Не был везде.
    Должно, потому,
    Что без тебя нет меня самого".
    Завари мне чаю,
    Если еще не разучилась
    И ни о чем не спрашивай.
    И я сам расскажу тебе о
    Самой ужасной ночи -
    Как под полной Луной,
    По голубоватым пескам пустыни
    Уходил от меня
    Мой
    Черногривый
    Лев.
    Завари мне чаю,
    Если еще не разучилась,
    Прежде, чем указать на дверь.
    И я снова проснусь.
    Один.
    
  Остановилась на этом, как-то сразу почувствовалось и владение словом, и интонационная игра. Искреннее чувство, слитность текста, его цельность. А главное авторский почерк. Отличная лирика, не пафосная, я бы даже сказала, суховатая, не размытая. Всё в ней на месте. Стих без рифмы, потому что здесь не нужны лишние слова, которые при рифме возникают сами собой. Здесь основа основ. Автор избегает поэтических образов, но так подбирает слова, что всего пара фраз вытягивает из сознания читателей картины, которые им знакомы.
   " Лучше спроси меня,
    Где я не был, - и я отвечу -
    Везде. Не был везде.
    Должно, потому,
    Что без тебя нет меня самого".
   Как в этом произведении поэта так и в его предыдущем, есть ключевая фраза, на которую как на веретено наматывается нить повествования, это "Завари мне чаю", потому что в этих словах сконцентрирована боль неосуществлённой любви, горькое послевкусие крепко заваренного чая, не сон, а явь, где человек погружён в одиночество.
  
    
  Калинин Андрей Анатольевич
  
    Любви утехи
    
    Plaisir d`amour ne dure qu`un moment.
    Chagrin d`amour dure la toute vie.
    (Jean-Pierre Clary de Florian, "Plaisir d'amour")
    
    Сладкий миг повенчал драгоценной наградой
    разделенной любви симфонический всплеск...
    
    Эйфоричной мечтой обольщаться не надо -
    поцелуев нектар пить в запой надоест.
    Им на смену грядет смертной мукой похмелье
    и смурные сомненья поселит в душе,
    безграничность доверья разрушит неверьем,
    преисподней покажется рай в шалаше.
    Страсть уйдет, не прощаясь, закрыв дверь без стука...
    
    ...и, сколь долго и ярко потом ни живи,
    не исчезнет, как шрам, бесконечная мука
    безутешной тоски по ушедшей любви.
  
  " Удовольствие от любви длится лишь мгновение.
    Боль любви длится всю жизнь."
   " За этим горьким, но нежным как лёгкий флёр переводом название "Любви утехи" грубовато звучит. Но это опять же на мой взгляд режет слух, сам стих в противоположность названию смягчает его, хотя послевкусие ушедшей любви оказывается сильнее самой любви прошедшей. Оно низводит её до острой глубокой неприязни, само уходящее чувство ранит больше чем даёт наполненность некогда этой любовью.
  Эйфоричной мечтой обольщаться не надо -
    поцелуев нектар пить в запой надоест.
  И всё же шрам от неё остается, как напоминание. Только это скорее сожаление, нежели глубокая печаль о прошлом. Ладно скроенное стихотворение, где и рифмы в порядке и простыми словами сказано точно и лаконично.
  
  Чваков Димыч
    
    Цветок из Ла-Манчи
    
    Сорвал цветок. Пошёл по тем местам,
    где счастлив, между прочим, был когда-то.
    Бутылку бренди сходу опростал
    и обменял костюм Пьеро на латы,
    
    чтобы гулять, как будто Дон Кихот
    в окрестностях божественной Ла-Манчи,
    где Санчо Панса, будто добрый кот,
    живущий на соседнем с доном ранчо,
    
    приспел слугой и другом заодно.
    Рванут они чудить по белу свету,
    мечтая ткать льняное полотно
    на всю свою огромную планету.
    
    А толку что? Кругом один обман,
    дурманом трав разлитый по сусекам,
    где горя от ума царит туман,
    а время - лишь палач, хоть с виду - лекарь.
    
  
  На мой взгляд вся суть в двух катренах, первом и последнем. И стих мог вполне себе состояться. Немного не поняла о каком полотне речь? Но это мой читательский взгляд исподлобья, а у автора наверняка своё обоснование. Сам стих напоминает залихватский напев, в хорошем понимании:
  Бутылку бренди сходу опростал
  и обменял костюм Пьеро на латы..
  И он собственно и написан в таком ключе, но тем более горькой кажется заключительный катрен, который выпадает из общего контекста своей серьёзностью. И именно это привлекает. Контраст между казалось бы легковесным повествованием и ударная концовка. Стих небезупречен, но живой и внутренне противоречивый.
  
   Натафей
    
    Время новых сказок
    
    Если что-то вспоминается всё реже, значит пришло время новых сказок!
    (Харитонова Ольга Михайловна)
    
    Когда уже немного до полста,
    И даль прозрачна и полупуста,
    И в Книге Судеб выцвели страницы,
    И кажется, что не к чему стремиться,
    И для других весну теперь трубят,
    И для других её благоуханье...
    
    Короткое, как жизнь, "люблю тебя"
    Вдруг выбивает из груди дыханье.
  
   Это не поздняя любовь, потому что это было бы простым низведением этого чувства до поздней(ключевое слово) любви. Это сказка, волшебство. Здесь -две полярности: "когда уже немного до полста" и "вдруг выбивает из груди дыханье", а между ними связующие слова, незаменимые. Нужные. В этом стихотворении ничего не убавить, не прибавить, оно лаконично, профессионально, и любовь здесь масштабна.
  
    
  Зуев-Горьковский Алексей Львович
    
    Картина
    
    Серым грунтом художник покрыл чёрный холст.
    Слой грунтовки не тонок был, но и не толст.
    Получился туман, что спустился в рассвет,
    Когда солнышка ждёшь, но его ещё нет,
    Когда в утренний час в речке спит ветерок
    Там, где гонит волну только лишь поплавок,
    Что качнулся чуть-чуть, наклонившись слегка,
    Привлекая к себе интерес рыбака.
    Миг один. Снова кисть пронеслась над холстом.
    Проступил сквозь туман покосившийся дом,
    Слившись с лесом огромным в один силуэт.
    Вновь мазок, и в реке отразился дуэт
    Вместе с тем рыбаком, что сидел у воды,
    Получившим ерша от реки за труды.
    Снова штрих. Сквозь туман пробивается луч,
    Превратив в облака стаю дремлющих туч.
    Солнце вышло. Штришок - вот и дальняя даль.
    Начинается день. Холст закончен... А жаль.
    
  Стих со смежной рифмовкой, лёгкая зарисовка. Это и сама картина, которая описана поэтапно масляными мазками от грунтовки холста до завершения пейзажа. Немного напрягает смещение ударений в произношении когдА, напрашивается кОгда при настоящем ритмическом рисунке. Сам художник находится за кадром, но в конце проявляется силуэт автора, когда картина закончена, жаль что всё позади, но автограф уже поставлен. Да, стих прост, но это реалистическая картина, не требующая особых домыслов и фантазий. Этот процесс создания произведения лёгок как масляный этюд.
    
  Винокур Роман
    
    
    Горе без ума
    
    Это неосознанное горе
    По аллее бродит не спеша.
    Человек ещё в земном просторе,
    А его покинула душа.
    
    Рядом с ним надёжный провожатый,
    Не грозят ни зона, ни сума,
    Но печален жребий тот проклятый -
    Умному остаться без ума!
    
    Вот пример подобного процесса:
    С миром и семьёй утратив связь,
    Вдруг исчезла бывшая принцесса,
    В нищую дурнушку превратясь.
    
    Милая и стройная берёзка,
    Белоснежка юности моей...
    Для поэта увяданье мозга
    Всех недугов старости страшней!
    
    Жизнь, увы, не может вечно длиться,
    Но стихи, восторг счастливых встреч,
    Знаний силу и родные лица
    До конца хотел бы я сберечь.
    
   Автор-мастер психологической сцены, жанровых эпизодов, выхваченных из жизни. Герои их- живущие по-соседству, узнаваемые и кажется родные люди. Поэтому поэзия его близка и текст соразмерен и целен. Здесь нет новизны мысли, но есть жизненная мудрость. И то, что стих старой закалки, без наворотов, написанный перекрёстной рифмовкой его не упрощает, пожалуй заставляет задуматься о вещах глубоких.
  
   Стадлер Наталья Владимировна
    
    Расцвела в моём саду сирень...
    
    Расцвела в моём саду сирень
    И холодной свежестью вздохнула,
    И печальной тенью на плетень
    Краской фиолетовой скользнула.
    Боль моя - весенняя подружка -
    Строчку рвёт, что просится в стихи,
    Будто я, как древняя старушка,
    Каюсь перед смертью за грехи.
    Где-то далеко грохочут танки,
    Гибнет чей-то родненький сынок,
    И от горя у несчастной мамки
    Льётся слез безу́держный поток.
    Расцвела в моём саду сирень
    И холодной свежестью вздохнула.
    Вновь в боях промчался майский день,
    Чья-то жизнь бездарно промелькнула...
    
  Стихотворение-боль, с перекрёстной, опять же рифмовкой. Сам ритм меняется, стих перетекает из одних событий в другие, более тяжёлые. И над всем этим миром расцветающая сирень, вне зависимости от горя людского. Жизнь идёт, и контраст цветущего растения и льющегося потока слёз - зрим и чувственен. Это противостояние жизни и смерти трогает, задевает за живое.
    
   Рышкова Елена
    
    Зелёный чай с жасмином
    
    Когда цветет жасмин, японское поверье
    Рекомендует жить душою на Восток,
    Улавливая сны и чайный запах пенный
    Прозрачностью пиал, опущенных в поток.
    Не вычерпать до дна настой благоуханий,
    Но этих душных дней, так короток обряд,
    Что каплею духов помазанный охальник
    На царственный июнь изменит свой наряд.
    И потекут дожди, сменяя сушь подворья,
    На плавность и секрет взбиванья облаков...
    Когда цветет жасмин, зеленочайный домик
    Прибежище души и брошенных богов.
    
  Есть стихотворение-боль, а есть - душа. Стих-душа -это об авторе. Когда читаешь и хочется перечитывать снова и снова. Потому что он тонок как восточный фарфор, светится весь и кажется запах жасмина наполняет комнату. И этот лёгкий диалог читателя и поэта как паутинка оплетают проносящиеся месяцы, вначале весна, затем июнь и дожди. А после из композиционного ряда выплывает на передний план чайный японский домик-прибежище души и брошенных богов. Потому что сама традиция -божественна, и аромат и вкус, когда забываешь обо всём, только этот домик и твоя душа. Мирская, далёкая от высоких сфер, но близкая чайной церемонии и атмосфере восточной жизни.
    
    Есликова Ольга
    
    крылья бабочек
    
    растворяясь в потоке осенних листьев
    потерявшиеся (потерянные?) до весны
    крылья бабочек хрупкие крылья жизни
    будут стыть
    
    в жарком пламени желтых багряных всплесков
    к сердцу липовому прирастать устав
    будут рваться пыльцой орошая место
    для креста
    
    обесцвеченной паутинкой с земли взлетая
    не берет землица так в небеса
    лягут вестью далекой легко истаяв
    на устах
  
  Сам стих прозрачен и хрупок, как крылья бабочки, и беда лишь шёпотом на губах, но "для креста" припечатывает текст оглушительно :
    ..в жарком пламени желтых багряных всплесков
    к сердцу липовому прирастать устав
    будут рваться пыльцой орошая место
    для креста..
  Бабочкины крылья - слова,  мысли, вести, то что несёт нам как письма это тончайшее, паутинчатое крыло, как символ умирающего, не коснувшегося земли, но несущего надежду возможно о чём-то хорошем. Хочется надеяться, ведь сам мир хрупок и переменчив. Ритм вплетается в неуловимую мелодию, где аккорды сильнее и громче бьют в ударные последние строфы каждого катрена. И в этом и лёгком и одновременно напряжённом диалоге вздрагиваешь от постигающего тебя чувства нежности и милосердия.
  
  Качур Виктория Исааковна
    
    ангел западного окна
    
    ты отправился в путь, за детской мечтой вдогон:
    чтобы жить где-нибудь, пускай не в пределах МКАД,
    чтоб горел за окном вечерней зари огонь,
    чтоб вдали за рекой ты мог увидать закат.
    ты объездил весь мир, заветной мечтой ведом,
    этот ориентир застрял в голове, как штырь,
    не модерн, не ампир - ты выбрал панельный дом,
    в нём - одну из квартир с окнами на пустырь.
    ты скитался по свету и заслужил покой,
    вспоминая об этом, думаешь: всё не зря.
    ты глядишь из окна, там вдали, за рекой,
    в ясном небе - заря, в небе горит заря.
    
    почему-то тебе трудно смириться с тем,
    что не виден совсем стал горизонт в огне,
    что вдали у реки строят всё больше стен,
    что всё меньше и меньше неба в твоём окне.
    
   В отличие от Майринка, тема не пронизана усложнённой символикой, но речь скорее о свободе человеческого мировосприятия, его личном пространстве в мире. Ангел "не от мира сего", потому что мир, с его новостройками отбирает это личное пространство и загораживает от него небо - символ важной для ангела свободы. "Небо", "закат", "горизонт" в окне, всё многослойно и глубоко. Это прочувствовано. Напоминает по ритмическому рисунку текст песни. Лично мне этот стих близок. И фонетической музыкальностью и своей психологичностью. 
  
     Мурыгин Александр Сергеевич
    
    Явление чёрта
    
    страшно
    всё счастливее
    дальше
    потро́гивая
    кроме войны
    условия невозможности
    явление чёрта
    сущность Руси
    странный народ
    формула
    
               страшно
               отворилась дверь...мне было страшно /Дос
    это очень пугает; открытая дверь
    приглашает прошлое...
    вот! оно рассуждает на два голоса - баритон и
    контральто:
    "какие высокие ступеньки...тебе не кажется?";
    "мы пришли...и он наверняка дома..."
    
               всё счастливее
               я не умру никогда...буду счастливее и счастливее /Дос
    да когда же я умру! смерть - это счастье;
    спросите любого покойника - "о чём ты жалеешь?"
    "что не умер раньше..."
    
               дальше
               дальше некуда - в безвоздушное пространство /Дос
    Дос пишет о массе отживших людей, ходячих трупов, отставших от земли...
    но полных идей, для которых на земле мало места;
    для людей, а не для идей!
    они заполняют безвоздушное пространство как баню,
    они спрашивают себя: "куда дальше?"
    
               потро́гивая
               тощие фонари набережной...шёл дождь /Дос
    потрогаем один одного - существуем ли мы
    как дождь и снег разом,
    как амбиции и унижения в подлом мире лакея,
    как безнравственность и счастье в мире двойника;
    у Гофмана двойник отнимает душу - он тоже
    хочет быть
    
               кроме войны
               умирать вместе это соединяет /Дос
    где кроме войны это возможно!?
    в бунте, говорите... не верю,
    бунт - дело личное, и даже - третьестепенное
    
               условия невозможности
               условия невозможности делать зло /Дос
    а я знаю! можно я скажу?
    ...ничего не делать;
    "тогда вся молодёжь от них отшатнётся и
    примкнёт к русской правде"
    
               явление чёрта
               подробное объяснение явления чёрта /Дос
    он пришёл не к вам, он пришёл за вами,
    он протягивает руку - "пошли...";
    соприкоснитесь с другим миром - и вы увидите
    
               сущность Руси
               и потом вдруг застреливается /Дос
    "да он герой...безмерной высоты",- замечает Дос,
    но запутавшийся, понявший сущность Руси и
    отказавшийся лечиться...
    я тоже хотел, но мне не дали
    
               странный народ
               дети снятся и мерещатся /Дос
    дети много страдают, но ничего не помнят,
    говорят психологи
    зато они мерещатся взрослым в тяжёлых дневных снах; когда не хватает воздуха,
    когда вокруг - "странный народ"
    
               формула
               ...формулу логического самоубийцы /Дос
    "мысль могла бы удержать меня на земле",-
    проговаривается самоубийца,
    мысль о бессмертии...
      но тогда решительно нет смысла в вере в Христа!
    а только в "хрустальный дворец" коммунистов
  
  Потрогивая-такого слова нет, но оно звучит ярко, п-о-т-р-О-г-и-в-а-я, как ключевое слово, веха, отделяющая часть одного повествования от другого, где каждая фраза-исповедь. И когда этот монолог-исповедь начинается со слова "страшно", действительно становится страшно потому что на фоне кажущего сумбура явственно проступает трагедия человека, пытающегося покончить жизнь самоубийством, объясняющего врачу почему? Так мне кажется, но это было бы очень просто, и я не возьму на себя право рецензировать стих, поскольку каждое предложение здесь настолько личное, что для читателя являет своё откровение и согласиться или не принять его - опять же дело сугубо личное. И всё же здесь присутствует закономерность - это социальные явления, подтолкнувшие человека к этому шагу. Формула самоубийцы, логика его, не бред сумасшедшего, но закономерность этого шага.
    
     Бахтеев Артём Русланович
    
     
    полёт
    
    Мир вокруг рушится -
    Это обычный вторник.
    Для своего внутреннего ребёнка
    Подобрал детский гробик.
    Голова тяжёлая как пушечное ядро
    Живу в вечном похмелье.
    Я кто?
    Величайший гений?
    Жалкий графоман-алкоголик?
    Печаль между рёбер
    Иголочкой тонкой колет.
    Сторчался кот матроскин,
    Повесился Дядя Фёдор
    Так становятся взрослым.
    Язык прижимаю к нёбу
    Чтобы справиться с неожиданной злостью.
    Вижу собственную тень -
    Спрашиваю "кто здесь?"
    Нет ничего знакомого
    В лабиринтах дворов.
    Плутаю по ним уже третий год
    Или я заблудился в своей
    Черепной коробке.
    Что-то явно идёт не так когда день
    Начинается со стакана водки.
    Кем вы видите себя через пять лет? -
    Спросила миловидная барышня
    Вырывается сам по себе ответ -
    Меня будут есть опарыши.
    Как дождевой червь мерно ползёт по рельсам поезд.
    Куда бы он меня ни привёз - я везде незначительный
    Пора нажать на стоп-кран, выйти в поле и во весь голос
    Закричать пронзительно:
    "Неужели, Господь, ты не видишь, где я?
    Вот я, как есть, стою перед тобой на коленях!
    Почему ты оставил меня? Это есть милость Творца?!"
    Перед глазами всплывёт тогда образ отца.
    Ничтожная жизнь. Минута идёт за минутой.
    Каждый день - как прыжок без парашюта
    В самый глубокий кратер. Мучительный полёт
    В ожидании, когда смерть придёт.
  
  Этот стих опять же фонетически музыкален. Только музыка ритмически чёткая, рэповская с тяжёлым битом. Текст меланхоличен, размышления о смерти. И эта минорная нота оставляет сильное впечатление при прочтении. Смежная рифмовка сменяется перекрёстной, что усиливает эффект восприятия. Закат человеческой жизни, тяжёлый запойный, не дающий никаких надежд:
  Каждый день - как прыжок без парашюта
    В самый глубокий кратер. Мучительный полёт
    В ожидании, когда смерть придёт.
  И это откровение, обращение к Богу, хотя сам грех пожелания себе смерти страшен, вызывает чувство сострадания. Не отторжения всё-таки, не неприятия, но вселенского прощения.
    
     Кирьякова Инна
    
    
    
    Перелётные листья
    
    Осенних листьев бабочки летят,
    А, может, души в окаянстве грешных,
    Отвергнутых и в небо не восшедших?
    Их гонит ветер и цепляют ветки,
    Надеясь птицами вернуть назад...
    Но, может быть, их суть совсем не в этом:
    Кленовый лист с зелёно-красной сеткой
    Прожилок - это карта тех краёв,
    Где реки малахитового цвета
    Текут между пурпурных берегов
    С малиной, земляникой и черешней
    И рыжей стаей дремлющих котов?..
    
    ...Я чувствую, как что-то мир меняет,
    По-шулерски сдавая день за днём...
    Меня вот-вот подхватит ветер вольный
    И понесёт над парком, колокольней,
    И я увижу крохотный свой дом
    И наконец за столько лет узнаю,
    Став на крыло среди кленовой стаи,
    Как человек становится листом.
    
  Сама метафора красива. Кольцевая рифмовка подчёркивает общий колорит, нежный акварельный, воздушный. Летящие листья, как души человеческие не нашедшие покоя, или наоборот, обретшие успокоение совсем в ином измерении. Здесь тревожность чего-то непоправимого, что рушит этот земной мир, жизнь человеческую, о чём говорится впроброс, шёпотом, но что является причиной этого ухода в мир совсем другой, лёгкий, парящий, далёкий от земных неустройств.
    ...Я чувствую, как что-то мир меняет,
    По-шулерски сдавая день за днём...
    Меня вот-вот подхватит ветер вольный
    И понесёт над парком, колокольней..
  
  Очень красиво, гармонично человек становится листом. И после прочтения возникает лёгкость, светлое чувство. Хороший стих.
  
  
   Фомальгаут Мария Владимировна
    
   
    
    Еще успеешь...
    
    Беззвучно выйдешь за ворота -
    Ни зла, ни вздоха, ни слезы,
    Ты встретить в сумерках кого-то
    Еще успеешь до грозы.
    
    И будет все опять непросто...
    В неведомое уходя,
    Ты добежать до перекрестка
    Еще успеешь до дождя.
    
    Идя дорогой незнакомой,
    Где только холод и луна,
    Вернуться к дорогому дому
    Еще успеешь дотемна.
    
    И в мире, расставаний полном,
    Кого-то - среди звезд и скал
    До грома, до дождя, до молний
    Еще успеешь разыскать.
    
    И тучи разорвет на части...
    Но грома-молнии не жди:
    Ты спрятать маленькое счастье
    Еще успеешь до беды.
    
    И пусть клянут тебя неправого
    Среди бесцельной кутерьмы,
    Ты лепестки свои расправить
    Еще успеешь до зимы.
    
    И на кораблике бумажном
    Под градом ливня и свинца
    Ты сделать что-то очень важное
    Еще успеешь до конца.
    
  Здесь прослеживается внутренняя основа, ценностная и живая, когда два ключевых слова "ещё успеешь..", заключающие каждый катрен, дают надежду на новые свершения.  И эти отношения с жизнью делают из поэта собеседника, где несмотря на кажущуюся простоту изложения, текст глубоко психологичен, и само стихотворение цельно.
   И на кораблике бумажном
    Под градом ливня и свинца
    Ты сделать что-то очень важное
    Еще успеешь до конца.
  Чувство воодушевления, гармония строфы придает этому произведению чистое звучание, его хочется перечитывать. И даже бумажный кораблик, который кажется вот-вот потонет, держит тебя на плаву.
  
    Лешуков Александр
    
    С Тишиною на "ты"...
    
    С Тишиною на "ты",
    как с Вергилием Дант,
    только в Ад мне спускаться не к спеху.
    Из осколков стекла терпеливо глядят
    сотни бездн, что так манят поэта.
    
    В моём доме не врут.
    Потому и молчат - даже если приходят -
    и люди, и тени,
    в глубине очага еле слышно трещат
    ненаписанных виршей поленья.
    
    Мне всего тридцать три.
    За спиною не крест
    и не лук с запоздалыми стрелами.
    Два десятка стихов в исхудалой торбе
    да мешочек с гусиными перьями.
    
    А дорога длинна, верстовые столбы,
    изгибают хребет, размывают черты,
    смоль волос разбавляют вином седины,
    там, глядишь, оскудеют и песни, и сны.
    
    И уже не нужны ни Вергилий, ни Дант,
    была б тёплой постель да еда по часам.
    Ты опять променял своего светляка
    на блестящий, повязанный ленточкой хлам.
    
    С Тишиною на "ты"...
    
   Постоянно меняющийся ритм, разные рифмовки, не портят гармонии стиха. Даже не совсем точная рифма не режет слух, здесь звучит общий ритмосмысл, который композиционно выстраивает произведение, подводит его к ключевой фразе "с Тишиною на ты". С неё начинается и ею завершается стих. И возможно это состояние Тишины-самое главное для автора, когда не пишется, но думается, когда у тебя возраст Христа, но твой светлячок как зелёный фонарь великого Гэтсби, это - мечта, а явь - блестящий, повязанной ленточкой хлам. И кажется, что за плечами уже стоит старость, а ты ещё не написал главного. И эта мысль дает человеку право на Тишину, его главное молчание.
    
     Козлов Игорь Владимирович
    
    ***
    Веер доро́г
    Госпожи Ночи:
    "Снег - это лишь
    Весны кристаллы".
    Карты твердят:
    "Эти дороги
    Ведут
    Куда-то".
    
    В это не верю
    Я ни капли:
    Веер дорог
    Не зря распахнут:
    Ночи лицо
    Не день, к несчастью,
    Видеть опасно
    Его.
    
    В истинном свете
    Звёздном
    Время, увы,
    Не память,
    Как ни пытайся
    Больно
    Сделать
    Программе.
    
    На горизонте
    Сердца,
    Около мокрых
    Сосен,
    Дымом весенним
    Веет
    В открытый
    Космос.
  
  Боюсь ошибиться, но кажется это то, что называют холостой рифмой и неточной. Размашисто и вольно написано. Семантика зрительного и звукового восприятия тесно связаны. "Снег-это лишь весны кристаллы" - красивая аллегория. И сам стих разворачивает перед читателем целую картину смысловых нюансов.
   На горизонте
    Сердца,
    Около мокрых
    Сосен,
    Дымом весенним
    Веет
    В открытый
    Космос.
  Ясная сцена, пахнущая сосновыми иголками, весной. Какой-то неземной человеческой радостью, Со звёздами, временем, оставшимися за спиной неудачами, болью. И космос -символ надежды на будущее. Все эти кадры мелькают, как жизненные этапы, и ощущение вечности скользит по краю этой космической воронки. Когда неземное соединяется с земным. И мимолётное с вечным.
  
  Кто-то из великих сказал, "что не времени нет, а нет желания сделать". Может быть у кого-то ещё возникнет желание написать литобзор или критически оформить его. И в следующем обзоре вы найдёте ответы на ваши вопросы. Если в моих впечатлениях имеются ошибки, пишите, я сделаю ссылку на ваши поправки.
   С уважением, Марина Русова
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"